Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отношение Хайяма к окружающим




Аскетизм (религиозное учение, проповедующее крайнее воздержание, умерщвление плоти как путь к достижению нравственного совершенства, путь к общению с Богом) Омара Хайяма неравнодушен к боли и страданиям окружающих: «Не таи в своем сердце обид и скорбей, Ради звонкой монеты поклонов не бей; Если друга ты вовремя не накормишь — Все сожрет без остатка наследник-злодей».

Хайям в своих стихах призывал людей к доброте, пониманию, к верности слову, к мудрости, к веселью, к достоинству, к достойному отношению к себе и к окрущающим. Он призывал против горя, предательства, похоти. Но при этом всём он рационально относился к окружающим, зная, что в каждом человеке есть как пороки, так и положительные качества. «Мы источник веселья – и скорби рудник, Мы вместилище скверны – и чистый родник. Человек, словно в зеркале мир, - многолик, Он ничтожен – и он же безмерно велик!»

 

Свобода как ценность и проблема.

О свободе написаны горы книг, в которых она рассматривается с разных позиций и сторон – философской, религиозной, научной, правовой, моральной и т.д. Уже одно это свидетельствует о том, что свобода относится к числу фундаментальных ценностей человеческого существования. Человек, осознавший для себя ценность свободы, испытывает при ее отсутствии чувство дискомфорта, собственной неполноценности, невосполнимой утраты. С какого же момента свобода становится для человека ценностью? Мнение о том, что она была ценностью для человека во все времена, не кажется мне слишком убедительным.

Большую часть своей истории люди даже не подозревали о существовании свободы или не придавали ей существенного значения. Считается, что человек всегда обладал определенной степенью свободы, наделен от природы свободой воли, является свободным по факту своего рождения.

Идея свободы многозначна, она порождает сплетение множества недоразумений. Поэтому нужно сначала оговорить, в каком смысле можно понимать это слово, начиная с самых простых и доступных для познания значений.

Во-первых, прежде всего, целесообразно отделять «юридическую» свободу от «фактической» свободы.

Правовая свобода есть разрешение совершать определенные действия, не заботясь о том, соответствует ли это разрешение действовать реальной возможности, то есть юридическое определение остается формальным, абстрагируясь от реальных условий ее осуществления. Фактическая свобода сводится к возможности делать и выбирать то, что хочешь. Это определение подразумевает рассмотрение средств, необходимых для реализации воли и, в частности, свободу пользования нашим телом и вещами, находящимися в нашей власти.

Юридическая свобода имеет в своей основе свободу выбора. При этом свободой называется, во-первых, сам факт выбора и, во-вторых, непредсказуемость того, что именно он выберет. И чем больше он имеет выбора, тем больше он имеет свободы. Однако феномен свободы не может быть сведен к свободе выбора.

 

В условиях развертывающегося научно-технического прогресса человечество сталкивается с конкретно-историческим воплощением исторической необходимости в виде реально существующих условий жизни, социальных и экономических отношений, наличных материально-технических средств и т.п. Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности; более того, сами эти условия во многом определяют круг интересов, их стремления, чаяния и т.д. Однако люди, несомненно, обладают значительной свободой в определении своей деятельности, поскольку в каждый данный исторический момент существует не одна, на несколько вполне реальных возможностей развития. Даже тогда, когда нет разумной альтернативы, люди в состоянии отдалить наступление нежелательных для них явлений либо ускорить приближение желательных. Наконец, люди более или менее свободны в выборе средств для достижения поставленных перед собой целей. При этом результаты НТР расширяют эти возможности человечества, увеличивая количество путей для достижения конкретной цели.

Несомненно, научно-техническое развитие внесло много позитивного в расширение свободы человека. Однако при помощи современных технических средств не составляет труда вмешаться в личную жизнь человека, ограничить его свободу выбора, манипулировать им. Необходимо постоянно учитывать эти факторы при использовании новых достижений науки и техники.

Самооценка Хайяма.

Легенда говорит, что Низам-уд-мульк предложил Хайяму управлять городом Нишапуром и всей прилегающей областью. Хайям ответил: «Не хочу управлять людьми, приказывать и запрещать, а хочу весь свой разум посвятить науке на пользу людям!»
Несомненно, Омар Хайям очень тонко чувствовал окружающий его мир, видел все его многообразие и красоту. Язык рубаи Хайама полон скрытых образов, которые нельзя воспринимать буквально. «Я спрятал свою истину за семью печатями и сорока замками, чтобы злое стадо людей не использовало эту истину во имя зла», - говорил Хайам. Тайный язык суфия читается через хайямовские образы: «гончар» - олицетворение Творца, «пьяный» - дервиш, который постигает истину, «вино» - состояние, в котором прибывает дервиш от познания истины, «полная чаша» или «кувшин» – символ и мера человеческой жизни и т.д.
Через все рубаи Хайама о смысле жизни проходит мысль о том, что человек должен оценивать себя как часть мира, созданного Творцом. Поэтому большой ошибкой является стремление его (человека) казаться значительнее, чем он есть на самом деле:

С другой стороны, Хайям говорит о том, что такой же ошибкой может стать стремление человека неверно оценивать себя, а именно - ценить себя меньше, чем он того стоит на самом деле:

Модусы свободы.

Каждое время, на мой взгляд, наполняет или дополняет новым содержанием слова, используемые человеком. В частности, наше время даёт нам возможность взглянуть по-новому на слово «свобода». Конечно, история накопила немалый опыт, который нам обязательно следует учитывать, но именно нам и никому другому выпало открывать для себя мир здесь и сейчас.

Нам посчастливилось увидеть отражение идей либерализма на нашем обществе – свободы, равенства, плюрализма и т.д. Как мы используем данные идеи - другой вопрос. Нам довелось наблюдать, как работу этих идей можно саботировать, поворачивать в противоположном направлении, где свобода и равенство для одних оборачивается, соответственно, несвободой и неравенством для других. То есть происходит нарушение основополагающего принципа универсальности, что, в общем, свойственно социальным системам, однако это никак не может служить оправданием. Общество, проходя через разнообразные перипетии, должно духовно расти и совершенствоваться, развивая дальше идеи гуманизма.

Одно из определений свободы звучит как «возможность делать всё, что не наносит вреда другому». Предлагаю взять это определение за основу, разбить его на отдельные составляющие и рассмотреть их по отдельности. В принципе, из этого определения можно вывести основные модусы свободы.

О «возможности»

Никто не вправе запрещать человеку делать то что он хочет. Более того, государство и общество должны создавать возможности для этих действий.

Делать всё»

Случается, что свободу видят именно как вседозволенность или, другими словами, как безответственность. Что хочу, то и ворочу. В такой форме свободу следует принимать тем, кто хочет в итоге её утратить.

Вред другому»

Данная часть устанавливает некоторую ответственность. В свободе одних не должно быть вреда другим..

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...