Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия развития малого бизнеса.




Государственное Образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Дальневосточная академия государственной службы

Факультет «Экономика и право»

Специальность № 080105 «Финансы и кредит»

Кафедра «Государственного управления»

Курсовая работа

По дисциплине «Экономическая теория»

 

На тему:

Малый бизнес и его роль в формировании

Конкурентной среды

 

Студент                              _______________            С.С. Гурко

                                                     подпись                        311 группа

                                            _______________

                                                                               дата

 

Преподаватель                  _______________              Н.И. Решетникова

                                                      подпись       

 

                                            _______________

                                                      дата

 

Хабаровск 2006

                                                         

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                   4

1. Малый бизнес и размеры предприятия                                                       5

1.1. Условия развития малого бизнеса                                                            8

 

2. Большой и малый бизнес – соперники и партнеры                                  14

2.1. Конкурентоспособность в малом бизнесе                                              21

2.2. Подходы к оценке конкурентоспособности малого                                    25

предпринимательства                                                                                       

 

3. Малый бизнес и теневая экономика                                                           29

 

4. Проблемы малого бизнеса в России и пути их решения                               35

4.1. Малое предпринимательство на Дальнем Востоке                                   40

Заключение                                                                                             51

Список литературы                                                                                        53         

 

Введение

После падения социализма и воцарения капитализма, общество перешло на рыночные отношения. Переход к рынку означает новые изменения в экономических отношениях, появления монополий, олигополий, картелей, начинает доминировать частный сектор экономики. При появлении частного бизнеса, появляется конкуренция, а это одно из самых главных составляющих всего бизнеса, столкновение экономических агентов с одинаковыми интересами. Конкуренция- это жизнь торговли и смерть торговцам, увеличение прибылей одного продавца может осуществляться только за счет снижения прибыли другого, значит кто то живет, а кто то умирает. И цель этой курсовой работы узнать что такое конкуренция и как она влияет на частный бизнес, найти различия между крупными фирмами и мелкими предприятиями, их преимущество и недостатки.

 При такой жесткой конкуренции напоминающую канатную дорогу, где нельзя оступится, есть еще один очень важный фактор который очень тесно связан с бизнесом и конкуренцией в частности- это теневая экономика, которая играет не маловажную роль в развитии бизнеса и особенно в малом предпринимательстве. Ведь теневая экономика- это одна из форм предпринимателей максимизировать свою прибыль и прибыль своей фирмы. Если существует теневая экономика или «черный нал», значит здесь проблема стоит шире, как все это связанно с конкуренцией, кто за всем этим стоит и стоит ли останавливать такие действия, или все это идет на пользу предпринимательству.

Вторая цель этого курсового проекта это найти ответы на все вышеперечисленные вопросы и представить статистические данные о теневой экономике, а именно каков процент предпринимателей втянутых в эту систему и насколько больше они максимизируют свою прибыль таким способом. 

    1. Малый бизнес и размеры предприятия.

    Когда речь заходит о малом предпринимательстве, малом бизнесе применительно к условиям стран с рыночной экономикой, то, пожалуй, ни у кого не возникает сомнений относительно того, что это такое.

    Вот одно из определений, данных известным английским исследователем малых форм Дж. Болтоном: «Простой и даже сверх простой ответ на вопрос, почему одни фирмы большие, а другие маленькие содержится в факте существования разномасштабных экономических задач. Это означает важность роли малого бизнеса в выполнении тех функций, которые малые фирмы могут выполнить эффективно, чем более крупные фирмы, т. е. основой их существования является деятельность, которая не может быть эффективной в крупномасштабной организации». И далее поясняет: «Существуют… иные измерения эффективности, чем эффективность производства, основанная на стремлении к минимальным издержкам. Эффективной является не только экономическая система, в которой только товары с самыми низкими издержками производства достигают потребителя, но эффективной является и такая экономическая система, которая достаточно гибка и адекватна, чтобы удовлетворять меняющиеся вкусы потребителей, использовать современные и разрабатывать новые технологии. Малые фирмы исторически играют важную роль в этом».

    Таким образом, представитель рыночного хозяйства не различает понятия «малый бизнес» и «малая фирма», «малое предприятие». Это предприятие, основанное на предпринимательских принципах. Это предприятие, которое характеризуется максимальной гибкостью и независимостью, в котором владелец, как правило, сам выполняет административно-управленческие обязанности. Это предприятие, которое воздействует прежде всего на локальный рынок. Конечно, в таком предприятии ограничено количество занятых работников, объемы производства или услуг, хозяйственный оборот, стоимость активов, размер уставного капитала. «Феномен малых предприятий, являющийся устойчивым фактором экономического развития, основан на возрождении созидательного потенциала личности, на стремлении противостоять гигантомании в производстве, на децентрализации управления и распределения финансовых рынков. Государство поддерживает малый бизнес как фактор социально-экономической стабильности, который менее подвержен влиянию различного рода крайностей и воздействию со стороны международной олигархии».

    Для характеристики малого бизнеса, или говоря иначе предпринимательства, важны условия конкретной страны, выраженные в производственной структуре хозяйства, в уровне экономического развития, социальной структуре общества, сложившегося в соответствии с производственной и в целом экономической основой страны, характером государства, базирующегося на названных принципах, наконец, важна и культурная составляющая определенного общества, характеризующая в то же время его моральные и нравственные устои. «Малый бизнес существует благодаря разномасштабной экономике».

Например, в США малым обычно считаются предприятия с численностью занятых работников менее 500 человек. Однако это не значит, что в США нет предприятий, состоящих из одного - двух человек. Таких предприятий в США миллионы, поскольку антрепренерство, так в Америке называется возможность каждого человека включиться в бизнес в этой стране, не просто поощряет такое включение, а составляет важную часть американского образа жизни. А вот во Франции, Германии и Италии предприятия с численностью 500 человек считаются средними, а малыми являются предприятия до 200 и менее занятых в них работников. Во многих странах Европы малыми считаются предприятия до 10 человек. Например, в Греции средним считается предприятие с численностью 10-50 занятых работников.

Таким образом, хотя количественная (по численности занятых работников) составляющая является весьма важной, качественные характеристики все-таки являются определяющими. Суть же их можно свести к следующим нескольким принципам. Во-первых, это гибкость и быстрота принятия решения, поскольку именно деятельность малого предприятия легче проанализировать применительно к меняющимся условиям рынка, определяя хозяйственную политику. Во-вторых, малые размеры предприятия позволяют легко контролировать производственный процесс, переналаживая его в связи с актуальными запросами потребителя, рынка, хозяйственного механизма. Последнее, как правило не отмечается исследованиями малого бизнеса, но зато очень хорошо знакома его практика – быстрая реакция на изменение в налогах, в льготах, финансово-кредитной политике и т. п. именно в малом бизнесе создает условия для быстрого маневра, актуализации производственного процесса, эффективного прорыва на рынке, стабильности в конкурентной борьбе. В-третьих, простые коммуникационные связи внутри предприятия, прямая передача информации, ее быстрое усвоение и быстрая реакция на поступающие команды и распоряжения в самом предприятии, а также взаимосвязи его с партнерами, дает хороший хозяйственный (предпринимательский) эффект. В-четвертых, личные связи, часто вредящие в крупном деле, особенно на уровне взаимодействия крупных предприятий между собой, а особенно на государственном уровне, составляют основу малого бизнеса, часто неформальные отношения не только между работниками предприятия, но даже и его клиентами, способны существенно продвинуть дело, учесть все многообразие фактов, которые при других условиях даже трудно собрать и сконцентрировать. В малом предприятии их можно не только использовать, но и достаточно быстро получить эффективную отдачу.

Однако все это применимо к малому бизнесу в странах с рыночной экономикой. А что же в России, где становление рыночного хозяйства идет медленно, где оно затруднено целым рядом экономических (монополизация производства, например, или разрыв хозяйственных связей в вязи с разделом союзного государства), идеологических (известно до сих пор отношение к частному хозяйству, к предпринимательству многих слоев населения), правовых (почти полное отсутствие законодательства, адекватного рыночным механизмам хозяйствования), социальных (расслоение общества на тех, кто способен к предпринимательской деятельности и на тех, кому предстоит еще долго этому учиться) и других факторов?

Дело в том, что всегда в России, в том числе и советской, были предприятия по своим количественным критериям соответствующие малым. Предприятия, где количество занятых работников ограничено и не превышает определенного числа, были во многих отраслях советской экономики. Еще большее количество предприятий имело небольшой объем производства. Такие предприятия были и среди крупных (по численности занятых) и среди мелких. Многие предприятия работали только на ограниченный рынок, поскольку качество их продукции не позволяло им его расширить. Предприятия делились на государственные и негосударственные, которые часто по своим размерам соответствовали критериям малого предприятия.

Для России становление и развитие малого предпринимательства – жизненно важная задача.

Малый бизнес может стать той важной основой, с помощью которой будет осуществлен поворот к позитивным хозяйственным процессам. С помощью именно малого бизнеса может быть создана предпринимательская хозяйственная среда, т. е. реальное становление рынка: начато постепенное восстановление заброшенных производств; освоение ресурсов; расширение сфер, развитие которых возможно на базе малых хозяйственных форм; создание новых рабочих мест; организация новых услуг и т. д. и т. п.

Условия развития малого бизнеса.

Малый бизнес в экономической хозяйственной структуре не должен вырываться из общей системы хозяйственной политики в стране по схеме – ему «картбланш», а крупному производству – преграды. Развитие и поддержка малого и крупного производства должны диктоваться хозяйственной целесообразностью и эффективностью.

В то же время при определенных условиях развитие малого бизнеса может послужить стимулом общего подъема экономики, преодолению спада производства, экономического и социального кризиса и в связи с этим ему необходимы четко определенные льготы и преференции.

В настоящее время в России отсутствуют условия для развития производства вообще, независимо от его малых, средних и крупных форм и масштабов. И до тех пор, пока такие условия не будут созданы, выделение малого бизнеса, организация для него специальных мер и даже благоприятных условий может дать только кратковременный эффект или вообще не дать такового. До тех пор, пока основой хозяйственного механизма в стране не станет производственное предпринимательство, а государство всеми доступными ему экономическими, правовыми, социальными, организационными и тактическими мерами не создаст условия для формирования производственной среды, малый бизнес не сможет реализоваться в полной мере или будет развиваться однобоко (в форме только торгово-предпринимательской деятельности). А малые по размеру предприятия будут оставаться таковыми и ничего более, они не перерастут в малое предпринимательство, в малый бизнес без радикальных перемен в социально-экономическом развитии страны, без изменения экономической сути и роли государства.

Из опыта стран с рыночной экономикой известно, как влияет на роль, место, положение малого бизнеса общее состояние и социально-экономический уровень развития страны. Интенсивный рост в них числа малых предприятий, обусловленных появлением новых технологий, видов оборудования и техники, научных разработок, эффективно используемых именно в малом производстве, качественными переменами в развитии многообразных отраслей инфраструктуры, создании их новых форм и особенно в средствах связи и информации, с одной стороны, а также рост образовательного и квалификационного уровня населения и работников, с другой стороны, привели поистине к революционному скачку в малом бизнесе и в рыночной экономике. Этому же способствовала и индивидуализация потребления, изменившая во многом направленность производства, его привычные и устоявшиеся приоритеты.

Производственные возможности малых форм состоят из тех ниш, которые большие фирмы оставили пустыми, а малые видят в них возможность добиться наибольшей прибыльности. Причем малый бизнес не выступает чем-то изолированным от общей экономической системы, он ее органическая и неотъемлемая часть. Он содействует становлению новой социально-экономической среды и является одновременно ее продуктом. Экономические возможности всегда будут существовать в экономических системах, поскольку возможности связаны с потребительскими нуждами, а они, в свою очередь бесконечны. Поэтому, если верно то, что малый бизнес не мог бы существовать, если бы не было разных уровней эффективности в экономической системе, то ясно также и то, что малый бизнес не существовал бы без свободы бизнеса вообще, или, если бы социальная система не признавала ценность предпринимательства, или, если бы индивиды, как главный ресурс любой системы, не имели бы мотиваций к собственному бизнесу. Малый бизнес органично включается в хозяйственную структуру, в конкретную среду, в общественное разделение труда, не подменяя собой те сферы, где эффективно развитие других форм организации предпринимательства – среднего, крупного национального, а также транснационального. Хотя нельзя отрицать того, что малое предпринимательство оказывает влияние на экономическое поведение крупных фирм. Это выражается и в том, что крупные предприятия (фирмы, компании), используя опыт малого бизнеса, структурируют свои подразделения в пользу мелких, во-первых. Во-вторых, это выражается и в том, что опираясь на опыт, предприятий малого бизнеса, крупные предприятия предоставляют своим подразделениям большие хозяйственные свободы, большую самостоятельность в выборе, принятии тактических решений. В-третьих, у крупных предприятий (впрочем также как у малых) появляется стремление к взаимовыгодному взаимодействию. Учет опыта деятельности предприятий малого бизнеса в крупном бизнесе вовсе не означает, что последний поступается какими-либо из своих принципов. Крупные предприятия строят свою предпринимательскую деятельность на иных, чем малый бизнес, началах, но их взаимодействие в рыночных экономиках дает тот хозяйственный эффект, который пока еще не доступен российским условиям, но так хорошо зарекомендовал себя в странах с развитым рыночным хозяйством.

С точки зрения отношений собственности, малые предприятия могут быть государственными, акционерными, кооперативными, частными. Но чтобы стать малыми предпринимательскими структурами их деятельность должна, независимо от социальной принадлежности, носить отчетливо выраженный частнопредпринимательский характер. Если этого не будет, предприятия не будут иметь к малому бизнесу прямого отношения. Это будут структуры некоммерческой направленности, выполняющие определенные общественные функции, но могущие существовать и воспроизводиться только при условии, если основная часть предприятий страны, т. е. предприятий их окружающих будет носить предпринимательский характер. Так вот, независимо от того, кто является собственником предприятия малого бизнеса – государство, кооператив, акционерное общество или частный владелец, он собственник и он руководит деятельностью малого предприятия, берет на себя бремя ответственности за него и пускается на предпринимательский риск. Кстати, использование услуг менеджера не меняет существа дела, хотя малом бизнесе все-таки чаще всего соединены функции владения и управления, что и составляет преимущество малого предпринимательства по сравнению со средним и с крупным. Вероятно, поэтому малых государственных предпринимательских структур в странах с рыночной экономикой почти нет.

Гибкость и мобильность малого бизнеса определяется небольшой численностью занятых в нем работников. Здесь важно отметить возможность реализации творческого хозяйственного начала в малом бизнесе. Малое предпринимательство можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения. Оно базируется на энтузиазме, свободе выбора решений, продуманном ли интуитивно выбранном риске, с одной стороны, и создании атмосфера взаимопонимания, доверия, неформального общения, дружеских пожеланий и советов при достижении общих целей, с другой. Именно поэтому малому предпринимательству свойственна инициативная творческая деятельность, связанная в то же время со значительным риском, ограниченного числа заинтересованных лиц. При известном разграничении функций между всеми работниками малого предпринимательского коллектива важным условием его эффективной работы является взаимозаменяемость работников, их дублирование в случае необходимости, взаимопомощь и поддержка друг друга, т. е. основная часть тех начал, которые не приемлемы или мало приемлемы для крупного производства, где четкость и разграниченность функций решают все. Мобильность важна не только в реакции на внешние условия, но и во внутренней структуре, быстрая реакция и переориентация внутри предприятия дают не меньший эффект, чем внешняя. Однако для использования таких принципов во внутрихозяйственной организации и получения на их основе экономического эффекта в масштабе страны должно пройти достаточно много времени в становлении и развитии малого предпринимательства. Отсюда следует несколько выводов. Первый – нельзя напрямую заимствовать и переносить на неподготовленную почву организационные структуры малого предпринимательства других стран, в том числе и накопивших большой и эффективный опыт развития. Второе – предпринимательство – целая наука и в одночасье малое государственное предприятие не станет структурой малого бизнеса. Поэтому простое разделение крупного предприятия на более мелкие структурные части еще не означает становление малого бизнеса. Третье – при всей демократичности малого бизнеса, в его конкретной организационной структуре отношения собственности и управленческого начала должны быть отрегулированы правовыми методами. Четвертое – малым бизнесом могут заниматься любые собственники, но важно, чтобы отношения собственности были четко определены законодательными и правовыми актами.

Важнейшим условием развития малого предпринимательства является его организационно-управленческая культура, этика взаимоотношений и нравственность организации. Все эти моменты важны для любой хозяйственной организации, но как показал криминальный опыт развития предпринимательства в России в последний год – два, эта проблема выходит за рамки каких-то отдельных предприятий, она становится проблемой выживания в стране не только бизнеса, но и самой страны.

Конечно, каждая предпринимательская структура имеет свою, свойственную только ей систему внутриэтических отношений, причем не только по форме и прежде всего не по форме, по существу, хотя, и форма и существо взаимосвязаны. Как правило, определенный уровень культуры по форме соответствует уровню культуры по существу.

Наши наблюдения за миром бизнеса свидетельствуют о том, что культура поведения свидетельствует о культуре предпринимательства, а последнее ведет прямо пропорционально к эффективности ведения предпринимательского дела.

Еще одно наблюдение свидетельствует, что во многом культура бизнеса определяется ее лидером, но и лидер учится по мере укрепления своего лидерства, по мере становления, укрепления и расширения бизнеса.

Важность этической культуры в предпринимательстве трудно переоценить. Об этом свидетельствует предпринимательский опыт бизнесменов стран с рыночной экономикой. Честь имени также как и честь фирмы являются тем этическим капиталом, который работает на материально-финансовый и без которого невозможно создать последний.

Культура организации предпринимательской структуры, поведение и взаимодействие в ней работников, манеры поведения, почтительность друг к другу и к клиенту, честная работа за честную оплату – вот неполный перечень основных базисных принципов, которые должны разделяться и лидером и работниками малой предпринимательской структуры. Только в таких условиях могут быть приняты правильные решения, приводящие к коммерческому успеху.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...