Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Малый бизнес и теневая экономика.




    Существование и расцвет теневой деятельности малого бизнеса обусловлены принимаемыми решениями и практикой власти (государства, местного самоуправления, чиновничества в целом и конкретных чиновников). Теневые доходы стали необходимы малому бизнесу, чтобы покрывать ряд расходов, которые невозможно легальным образом произвести в условиях неблагоприятной внешней правовой, экономической, социальной и иной среды. Иначе говоря, теневой сектор «покрывает», «сглаживает» те недостатки экономической и правовой реальности, которые не в силах изменить власть.

    Теневые доходы направляются на следующие цели: на развитие бизнеса; расходы на текущую деятельность предприятия («конвертные зарплаты», оплата аренды помещения и т. д.); на личное потребление руководителей малого бизнеса; расходы на криминальные «крыши»; на оплату государственных контролеров, налоговиков и т. д.

    В ходе опроса, проведенного «Бизнес - Тезаурус», руководителям 600 предприятий было предложено выступит в качестве экспертов и дать оценку величины неформальных платежей представителям органов контроля, которые приходится платить «среднестатистическому малому предприятию». Полученные оценки варьируют от 1 до 60% от среднемесячной выручки предприятия. Большая часть предпринимателей сошлись во мнении, что величина этих платежей составляет около 10% от среднемесячной выручки предприятия. Средняя величина оценок по выборке в целом составила 13,8%. По мнению опрошенных предпринимателей, величина этих платежей имеет сравнительно «стабильный» характер. Средняя величина оценок за три года варьировала от 12,8 до 14,3%.

    По данным опроса неформальные платежи предпринимателей органам контроля и «криминальным крышам» составляли около 30% среднемесячной выручки предприятий малого бизнеса. Уровень неформальных платежей представителям органов контроля существенным образом зависит от сферы деятельности предприятий малого бизнеса. Средний размер выплат чиновникам контрольно-надзорных органов варьирует от 5% в сфере бизнес-услуг (бухучет, юридическая помощь и т. д.). общий объем неформальных платежей, включая «дань» криминальным структурам в промышленности и оптовой торговле, может превышать половину среднемесячной выручки малых предприятий (таблица 2, стр. 46).

    В среднем 38,9% от общей суммы неформальных платежей органам контроля (надзора) попадают в руки представителей различных инстанций федерального подчинения. Примерно четверть платежей (в среднем 24,9%) достается налоговым органам и их представителям. Налоговая полиция получает 18,7% от общей суммы платежей, а органы МВД – 16,8%.

    Уровень изъятия средств малых предприятий в виде неформальных платежей представителям органов контроля (надзора) оказался сопоставим с уровнем инвестиций в российскую экономику: 14% средств направлялись на выплату незаконных поборов, против 18% - на капиталовложения. На самом деле первый показатель, возможно, выше, так как в данном случае он приведен в процентах от валовой выручки, а уровень инвестиций рассчитывается на базе только условно-чистой продукции (ВВП).

    В ходе исследования выяснилась деятельность посредников на рынке лицензионных услуг. Значительная часть этой деятельности осуществляется неофициально, что засвидетельствовали 17,6% респондентов (в Москве – 26,4%). Завышенные размеры оплаты неофициальных услуг констатировали 48,2% опрошенных, в том числе 81,4% респондентов-москвичей. Ненамного ниже установленной оплаты оценили эти услуги30,7% респондентов (в Томской области – 54,4%, в Воронеже – 18,9%, в Москве – 9,4%). Причины, вызывающие готовность предприятий без оформления оплачивать услуги представителей лицензионного и иных уполномоченных органов, связанных с процедурами получения лицензии, очевидны: ускорение процесса (63,3% - в среднем по выборке и 85,1% - в Москве), а также упрощение соответствующей процедуры (58,3% - в среднем и 72,2% - в Томской области). Некоторая часть респондентов (6-7%) считают, что без этого лицензию вообще невозможно получить, а 6,3% (9,5% - в Москве) готовы платить потому, что на этом настаивают представители самих лицензирующих органов. Таким образом, по крайней мере 13% соискателей предрасположены идти в обход существующих правил, т. е. сами своим поведением порождают коррупцию, в остальных случаях она носит, скорее вынужденный характер.

    Неформальные платежи за получение сертификатов. Аналогичный опрос руководителей 600 малых предприятий России показал, что существует теневой рынок услуг по сертификации продукции, когда плата за услуги уполномоченных органов взимается неофициально, без надлежащего документального оформления. В целом по выборке на это указали 18% предпринимателей, получавших сертификаты. Кроме того, еще 6,8% респондентов отказались отвечать на вопрос. Основная масса опрошенных (56,4%) ничего не подозревает о существовании теневого рынка сертификационных услуг, а часть убеждена, что его не существует.

    Уровень оплаты теневых услуг варьирует в значительных пределах в зависимости от региона. В Москве он в большинстве случаев значительно выше официально установленных ставок. По мнению большинства опрошенных, основные причины, заставляющие предпринимателей соглашаться на неформальные платежи уполномоченным органам, состоят в стремлении ускорить и упростить процесс получения сертификата. Так считают соответственно 62,3 и 50% респондентов. Имеет место и прямое вымогательство. В целом по выборке 3,4% предпринимателей заявили, что на этом настаивают представители уполномоченных органов, а 5,7% опрошенных, что без этого сертификат вообще невозможно получить. Почти половина всех опрошенных (47%) считают, что при прохождении сертификации им приходится преодолевать средний уровень трудностей. В то же время 13,6% полагают, что сделать это очень трудно, а 22,3% - что трудно, но не очень. Легко это дается только 16,6% опрошенных, в том числе 2,3% - очень легко. В целом среди опрошенных предпринимателей доля тех, кому приходится труднее, почти в двое выше доли тех, кому все дается сравнительно легко.

    Теневая деятельность в сфере регистрации предприятий. В настоящее время пока нет репрезентативных данных о том, насколько изменилась система взимания неофициальной «административной ренты», за прохождение процедуры регистрации, хотя новый Закон «О государственной регистрации юридических лиц» вступил в действие с июля 2002г. В соответствии с ним вместо регистрационных палат, подчиняющихся региональным и местным органам власти, регистрирующими органами стали налоговые инспекции.

    Судя по данным опроса, проведенном Центром социального прогнозирования, под теневой деятельностью понимается оказание сотрудниками уполномоченных органов платных услуг по регистрации предприятий без оформления соответствующих платежных документов. 60,5% респондентов ничего не знали о подобной практике в своем регионе. Почти четверть опрошенных (24,2%) были уверены, что в их регионе этим никто не занимается. Однако 5,2% опрошенных прямо заявляли о существовании такой практике в их городе.

    В региональном разрезе наблюдаются заметные отличия в масштабах «теневой» регистрации предприятий. Наибольшее распространение регистраций без официального оформления оплаты услуг уполномоченных органов получила в столице: 9,2% респондентов против 5,1 в целом по выборке. Малые предприятия, по-видимому, не являются достаточно выгодной клиентурой для сотрудников регистрационных ведомств. Предприятия с числом занятых до семи человек примерно вдвое реже сталкиваются с этим явлением по сравнению с крупными предприятиями, где заняты свыше 100 человек. Величина затрат предприятий на оплату неофициальных услуг, по-видимому, определяется уровнем официальных ставок, с небольшими отклонениями от него в ту или сторону. В среднем она была несколько выше официальных ставок.

    В тех регионах, где официальные ставки значительно отличались от среднего общероссийского уровня, регистраторы стремились корректировать эти отклонения, дифференцируя документально не оформляемую плату так, чтобы она нивелировала различия. Среди наиболее важных мотивов, побуждающих предпринимателей не оформлять должным образом плату за услуги государственных чиновников, чаще всего упоминалось стремление ускорить процесс регистрации. На это указали 75,2% респондентов. Второе место по частоте упоминаний занимало стремление упростить для себя процедуру регистрации – 42,6%. В 8,4% случаев предприниматели были вынуждены так поступать из-за неполного соответствия представленных ими учредительных документов нормам действующего законодательства.

    Прямое вымогательство со стороны государственных служащих упоминалось сравнительно редко. Лишь 6,5% опрошенных заявляли, что они были вынуждены платить, поскольку на этом настаивали представители органов. Результаты опроса демонстрируют очень незначительное изменение теневой составляющей в фактической среднемесячной выручке малых предприятий: доля неучтенной выручки составила в 2000г 18%, а в 2003г. 14,1%. Эта динамика находится в пределах допустимой статистической погрешности, так что говорить о ее реальном снижении можно лишь очень осторожно. Тем не менее, можно сделать вывод о неустойчивой тенденции легализации доходов малого бизнеса.

    Во всех отраслевых группах малых предприятий часть респондентов указали на то, что у «среднестатистического МП» до 2001г. вообще не было не укрываемой выручки. Среди промышленных МП максимально укрываемой от официальных властей была названа доля в 80% от среднемесячной выручки за все обследуемые годы. Для оптовой и розничной торговли она колебалась в различные годы от 80 до 100%, что косвенно свидетельствует о реальных возможностях скрывать от налогообложения значительные доходы. В среднем же доля укрываемой выручки малыми предприятиями составляет от 14% в промышленности до 16% в торговле.

    Оплата труда. Основные жалобы как со стороны представителей государственной и негосударственной инфраструктуры, так и со стороны малых предприятий касаются единого социального налога, размер которого толкает предприятия на «уход в тень». В малом бизнесе в тени остаются главным образом оплата труда. Фактически здесь сталкиваемся с тем, что огромное количество работников просто не оформлены или большое количество оформлено на минимальную оплату труда. Плательщики единого налога здесь ничего не скрывают или, по крайней мере, до введения ЕСН не скрывали, но сейчас, когда останутся платежи в пенсионный фонд, можно предположить, что оплата труда будет скрываться, а показатели занижаться в несколько раз.

    Результаты опроса предпринимателей демонстрируют нестабильность в динамике официального оформления оплаты труда персонала на малых предприятиях за последние годы. Так, по данным опроса, на малых предприятиях не оформлялось от 30 до 60% оплаты труда. О каком-либо снижении теневой составляющей в оплате труда работников с большой натяжкой можно говорить только применительно к промышленным и малым предприятиям розничной торговли. На основе полученных данных можно сделать вывод, что влияние ставки ЕСН на величину «тени» в деятельности малых предприятий является наиболее существенным показателем их деятельности: это тот фактор, который в наибольшей мере «тянет» малый бизнес в тень.

    Формирование себестоимости продукции – это, в основном, стоимость сырья, материалов и стоимость рабочей силы. Если «в тени» большая часть оборота, то соответственно «в тени» и большая часть рабочей силы и сырья. Там, где продукция наукоемкая, с высокой долей интеллектуального труда, стоимость рабочей силы может составлять до 80% и выше. Там, где высока стоимость сырья, рабочая сила в себестоимости продукции составляет 15-20%. В сумме налоговые выплаты снижаются где-то в 2 раза. Таким образом, чем выше доля стоимости рабочей силы в себестоимости продукции, тем выше у малых предприятий доля «тени», поскольку действующие высокие ставки социальных выплат заставляют бизнес занижать официальную зарплату.

    Представители инфраструктуры предпринимательства указывают на то, что более всего «черный нал» циркулирует в сфере розничной торговли и в строительстве. Согласно данным неформализованным интервью с представителями государственной и негосударственной инфраструктуры (Фонд поддержки малого предпринимательства, консалтинговая фирма), в расчетах с партнерами этот уровень достигает 50%, что существенно выше чем самооценка самого малого бизнеса.

    В целом, по мнению представителей малого бизнеса, величина текущих (на момент проведения опроса) совокупных налоговых выплат от малых предприятий могла бы увеличиться более чем в 3 раза, если бы в налоговой и бухгалтерской отчетности малые предприятия фиксировали и оформляли все по «правилам» (в соответствии с установленными нормами). Таким образом, очевидны размеры «бюджетных потерь» от малых предприятий – разумеется, при том завышенном уровне налоговой, административной и иной нагрузки, которая в конечном счете трансформируется в поиски путей преодоления действующего законодательства, в конкретную правоприменительную практику. Понятно, что реально платить эти средства малый бизнес все равно не сможет, а начни он это делать – неизвестно, сохранится ли он сам.

 4. Проблемы малого бизнеса в России и пути их решения

    Малые предприятия России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями.

    Основная проблема малых предприятий – недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании широкого нового сектора народного хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор у нас в хоть сколько-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, требующего для того, чтобы начать собственное дело. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны.

    Положение едва ли может серьезно измениться в позитивную сторону, если не перейти, наконец, от слов к делу в общественной поддержке конструктивного малого бизнеса. На существенный рост имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов, по крайней мере, в ближайшее время нет оснований рассчитывать. Но гораздо лучше применить эти ресурсы можно. Для этого требуется тщательно выверенная последовательно проводимая в жизнь система селекция, позволяющая предоставлять ощутимые приоритеты тем, кто более полезен обществу. В целом на сегодня это означает предпочтение сферы производства сфере обращения при детальной дифференциации самого производства, причем не застывшей раз и навсегда, а весьма динамичной, на основе грамотного изучения общественного спроса, происходящих в нем подвижек и намечающихся тенденций.

    Следующая проблема – это та законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она, мягко говоря, несовершенно, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство (Гражданский кодекс РФ, Законы «О собственности в РСФСР», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», ряд указов Президента РФ), но трудность, однако, в том, что, во-первых, нет сводной, единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий; во-вторых, имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью. Проблема правовой основы малого предпринимательства в конечном счете будет убедительно решена тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это, конечно, никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса.

    В настоящее время малое предпринимательство находится в условиях, которые весьма отдалены от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к тому, чтобы все больше «задвигать» его в старые рамки планово-административной системы с ее едва ли не всеохватным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т. п. Так, с 1993 года было введено планирование прибыли. Уже в начале квартала предприниматель был обязан внести в бюджет налог с прибыли. Если же по итогам квартала обнаруживалось, что ее оказалось больше, предпринимателю надлежало не только уплатить дополнительную сумму налога, но еще и банковский процент с нее. Только в 1996 году это положение было отменено.

    Отсутствует система проведения глубокого анализ деятельности малых предприятий. Нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.

    Материально-техническое обеспечение малых предприятий осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малых предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их закупка требует значительных одноразовых затрат.

    Еще одна важная проблема – кадры. Часто говорят, что предпринимателем нужно родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что прирожденных предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу; во-вторых, что им требуется приобрести определенный объем знаний: ведь обучают же, скажем прирожденных музыкантов. Нет оснований полагать, что к предпринимателям нужно подходить с иной меркой. Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит далеко не лучшим образом.

    Непростая проблема связана и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях нынешнего переходного периода оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям – новому социальному слою – тем более.

    Общеизвестно, что снижение доходов населения привело к значительному ухудшению структуры потребления. Поэтому доходы направляются в основном на приобретение товаров первой необходимости. То же касается и малого предпринимательства. Если раньше оно предполагало определенное накопление, то после первого этапа реформы было вынуждено работать в подавляющей мере на потребление. Производить продукцию с длительным производственным циклом, включая, разумеется, и наукоемкую, стало даже не то что неэффективно, а просто разорительно. Начались серьезные негативные структурные изменения в малом бизнесе. Если ныне идущие процессы будут продолжаться и не встретят противодействия в виде социальный гарантий малому предпринимательству, само его существование под вопросом.

    В целях развития малого бизнеса и обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства Правительством РФ принят ряд специальных постановлений. В Постановлении «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в РФ» отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства, является одним из важнейших направлений экономической реформы. Этим постановлением также определены приоритеты развития малого предпринимательства. К ним отнесены производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров, оказание производственных, коммунальных, бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения. Эти приоритеты остаются в силе.

    Предусматриваются поручения ряду министерств и ведомств по внесению изменений и разработке соответствующих положений в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической деятельности, а также установление дополнительных налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства. Согласно постановлению утвержден комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ: нормативно-правовое обеспечение, финансово-кредитное обеспечение, информационно-техническое обеспечение, внешнеэкономическая деятельность, организационное, кадровое, консультационное обеспечение.

    На Министерство экономического развития и торговли РФ возложена разработка политики государственной поддержки малого предпринимательства, а также координация деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. Дальнейшее развитие малого бизнеса в России предусмотрено Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», а также Указом Президента РФ «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства».

    Таким образом, эти и другие меры позволяют, как нам представляется, формировать четкую позицию государства в решении самых насущных проблем по поддержке малого бизнеса и повышению их роли в экономике страны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...