Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подходы к оценке конкурентоспособности малого предпринимательства.




    Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики обладают как конкурентоспособными преимуществами, так и определенными недостатками перед другими субъектами рыночных отношений. Для дальнейшего развития позитивных тенденций роста малого предпринимательства необходимо выявить его сильные и слабые стороны.

    Основными преимуществами субъектов малого предпринимательства можно назвать гибкость и маневренность, что позволяет им очень быстро и чутко реагировать на меняющиеся запросы и оперативно перестраивать свое производство. Кроме того, малые предприятия через контактирование со своими заказчиками и потребителями имеют возможность без дорогостоящих затрат на маркетинговые исследования иметь информацию о последних изменениях и тенденциях потребительского спроса. Но это не исключает необходимости проведения и отдельных маркетинговых разработок.

    Малые предприятия требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Часто малые предприятия на начальном этапе используют собственные ресурсы, например, в собственной квартире организуют офис или часть производственного процесса. Таким образом, они повышают отдачу от накопленного имущественного потенциала, снижают себестоимость продукции и услуг.

    Малые предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большому количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний.

    Таким образом, анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества:

- гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;

- более быструю адаптацию к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;

- относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление; большие возможности для реализации своих идей, проявления способностей;

- более низкую потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков;

- относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

    Субъекты малого предпринимательства имеют не только сильные, но и слабые стороны в области конкурентоспособности. Прежде всего, их уязвимость выражается в том, что при недостатке собственных финансовых средств они вынуждены более активно привлекать заемный капитал для осуществления своей деятельности. Очень часто существование малых предприятий находится в жесткой зависимости от возможности привлечения кредитов или использования каких-либо субсидий.

    Участие субъектов малого предпринимательства в конкурентной борьбе осложняется тем, что они не в состоянии диктовать цены в соответствующей области товаров и услуг, как это делают крупные фирмы, они могут лишь следовать ценовой политике. Это приводит к тому, что малые предприятия просто вынуждены постоянно снижать издержки производства, чтобы не проиграть в ценовой конкуренции, ведь продавать даже в течение короткого периода себе в убыток они позволить не могут, в отличие от крупных, которые часто используют это средство в конкурентной борьбе для завоевания новых ниш на рынке или вытеснения конкурентов.

    Другим, наиболее эффективным путем для них является учет факторов неценовой конкуренции, то есть завоевание потребителей более высоким качеством и надежностью своих товаров и услуг, их внешним видом, дизайном упаковки, более длительными сроками гарантийного ремонта, пакетом сопутствующих и дополнительных услуг.

    Болезненными проблемами для малых предприятий являются высокие расходы на рекламу, сложности доступа к специализированной информации, поиск клиентов, оплата юридических и других деловых услуг. Как показывает практика, большинство неудач малых предприятий связано с неопытностью и профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел, как правило, более удачливы.

    Весьма важной является проблема формирования финансовой базы малого предпринимательства. В течение десятилетий у основной массы населения, жившей «от получки до получки», не могло образоваться резервов – средств, достаточных для начала собственного дела. Эти средства необходимо искать и сейчас. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Получение заемных средств в виде кредитов часто затруднено из-за жестких условий коммерческих банков: высоких %-ных ставок, «привязывания» рублевых кредитов к курсам иностранных валют, отсутствия льготных кредитов, нежелания кредитовать долгосрочные инвестиции, длительности процедуры оформления хозяйственной деятельности, которая не всегда осуществляется в полном объеме и своевременно. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их получение требует значительных финансовых затрат.

    В современных условиях малые предприятия нуждаются в крупных инвестициях, необходимых для наращивания производственного потенциала.

    От финансовой базы зависит материально-техническое и ресурсное обеспечение, которое остается еще слабым. Использование устаревшего оборудования с высокой степенью износа делает продукцию и услуги неконкурентоспособными. Отсутствие финансовых средств не позволяет оперативно проводить ремонт и замену оборудования и повышать его технический уровень. В отечественной промышленности не налажено производство машин, оборудования, предназначенного для малых предприятий. Не хватает производственных помещений. Растут транспортные расходы и тарифы на энергоресурсы.

    Таким образом, субъектам малого предпринимательства свойственны не только конкурентные преимущества, но и определенные недостатки, среди которых следует выделить наиболее существенные:

- зависимость от крупных компаний;

- недостатки в управлении;

- повышенную чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

- трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов и др.

    Однако, несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические и другие проблемы. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание сектора малого предпринимательства должно стать основой стабильности в экономике и в обществе.

    От субъектов малого предпринимательства существенно зависит экономический рост любой страны с рыночной экономикой, научно-технический уровень ее развития, занятость населения, социально-политическая стабильность в обществе. Именно этим и определяется тщательно продуманная, мощная государственная поддержка субъектов малого предпринимательства на Западе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...