Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Большой и малый бизнес – соперники и партнеры




    Само по себе укрупнение ничего не дает, оно лишь создает предпосылки формирования некоторых конкурентных преимуществ. Среди них: снижение удельных затрат за счет расширения масштабов производства, закупок и продаж, концентрация и перелив финансовых ресурсов, лучшие возможности для ведения исследований и разработок и т. д. рассмотрим некоторые из них подробнее.

    Доля рынка. В идеале компания хотела бы если не монополизировать, то, по крайней мере, доминировать на рынке сбыта. Ведь чем ощутимее ее присутствие на рынке, чем лучше распознаваемость торговой марки, тем выше популярность и, соответственно, конкурентоспособность предлагаемых товаров и услуг. Рост объемов продаж ведет к уменьшению удельных затрат на единицу реализуемой продукции и, соответственно, к росту прибыли и возможности осуществлять более гибкую ценовую политику. Последнее вкладывает в руки поставщика дополнительные рычаги воздействия на дилеров и компании розничной торговли.

    Торговая марка. Популярность брэнда (торговой марки) – мощное конкурентное преимущество. Производитель пляжных простыней с символикой «Кока-Колы» не только не получает от этой компании вознаграждения за рекламу ее продукции, но, наоборот, нередко оказывается вынужден платить ей за использование сверхпопулярной торговой марки. Уже не говоря о производителях прохладительных напитков, осмелившихся хоть в какой-то степени эмитировать данную символику на своих продуктах. Их ждут серьезные неприятности и, весьма вероятно, неподъемные штрафные санкции. «Раскрутка брэнда» дорого стоит, но и многое дает: быстрое закрепление на новых рынках, стабильность спроса и, что особенно важно, возможность продавать дороже продукцию, по своим потребительским качествам не превосходящую ту, что производят конкуренты. Имидж продукта сам по себе становится ощутимым источником дополнительного дохода.

    Быть одновременно «глобальным и локальным». Глобализация мировой экономики, снятие барьеров и ограничений для международного бизнеса ставят крупные компании в привилегированное положение по сравнению с их более мелкими конкурентами. Причем крупные компании выигрывают дважды. Во-первых, за счет развитой глобальной инфраструктуры. Во-вторых, за счет возможности приобрести «льготный входной билет» на еще закрытые защитами барьерами внутренние рынки ряда стран.

    Глобальная инфраструктура позволяет размещать производство в странах с наиболее дешевой рабочей силой, приобретать сырье по более выгодным ценам и обеспечить одновременное присутствие на многих региональных рынках. Что касается «льготного входного билета», то за ним стоит способность крупного бизнеса выполнить или обойти специфические требования – искусственные барьеры, возводимые правительством стран для защиты внутреннего и местного производителя. Среди них: покупка дорогостоящих лицензий, сертификация товаров или организация производства непосредственно в данной стране.

    Близость к клиенту. В отличие от крупных компаний, имеющих, как правило, большой разрыв между теми, кто непосредственно работает с клиентом, и теми, кто принимает решения, в малом бизнесе практически все находятся на «линии огня» - в повседневном общении с клиентами. Наличие обратной связи с клиентом в реальном масштабе времени и постоянная осведомленность владельцев о происходящем позволяет незамедлительно предпринимать корректирующие действия. Работа с клиентом по принципу «лицо к лицу», учет его специфических пожеланий являются мощным мотивационным фактором, способствующим тому, что часто предпочтение отдается товарам и услугам малой компании. И это несмотря на то, что за них порой приходится больше платить и качество нередко оставляет желать лучшего.

    Способность постоянно изменяться и адаптироваться. Постоянная борьба за выживание, близость и зависимость от клиента и поставщиков, необходимость непрерывно думать о снижении расходов и многое другое не оставляют возможности для малой компании бюрократизироваться и замереть в своем развитии. Каждый день дает новые уроки, неусвоение которых и непринятие корректирующих действий ведет к разорению бизнеса. Повседневная борьба за выживание заставляет мелкие компании быстро реагировать на внешние воздействия. Что нельзя сказать о большинстве крупных компаний, где проведение в жизнь любой, даже мелкой инновации почти неизбежно превращается в проблему. На практике малый бизнес каждодневно реализует то, о чем лишь мечтают крупные корпорации: постоянно учится и совершенствуется.

    Низкие накладные расходы. Установлено, что в традиционной организации, по мере ее расширения, объем решаемых управленческих задач растет в геометрической прогрессии и, соответственно, имеет место рост удельных накладных расходов. Мелкие компании, лишенные внутренней бюрократии, в состоянии удерживать эти расходы на относительно низком уровне.

    Использование «малых ниш». По мере насыщения рынков сбыта возрастает важность открытия новых товарных ниш. В отличие от крупных компаний, руководствуется идеей масштабности бизнеса, их мелкие конкуренты не упускают возможности вхождения в подобные микрониши. Работая на первом этапе с минимальной прибылью, им нередко удается расширить данную нишу, которая, со временем, может стать новым крупным источником дохода.

    Инновационный потенциал. Как уже отмечалось выше, мелкие компании вынуждены ради выживания быстро и адекватно реагировать на изменения в бизнес – среде, в технологии и преференциях клиентов. Кроме того, во главе мелких компаний довольно часто стоят предприниматели, прирожденные инноваторы, жадные до нового и готовые постоянно идти на риск ради движения вперед. Однако малый размер компаний, отсутствие или невозможность выделить или привлечь требуемые для разработки и внедрения инноваций ресурсы резко ограничивает и приземляет круг реализуемых нововведений, особенно ресурсоемких.

    Несмотря на свою схожесть по ряду вышеперечисленных качеств, существуют серьезные различия между компаниями, относимыми к одной категории – «мелкий бизнес». Условно все многообразие существующих видов можно разнести на три группы, которые образно назовем: «подростки», «карлики» и «клоны».

    «Подростки» - это те компании, для которых пребывание в категории «мелких» является временным. Их сверхзадача – как можно быстрее вырасти и втиснуться в ряды крупных компаний. Все мировые лидеры бизнеса когда-то были «подростками» и многие, как Ford, Apple, Sony, Hewlett Packard, начинали свои операции в гараже или небольшом ангаре. Однако их основатели с самого начала были движимы грандиозной мечтой – стать со временем мировым лидером в своей сфере. Амбициозное видение реализовывалось в агрессивной стратегии постоянного расширения. Риск – это неизбежный спутник компаний данного типа. Во главе организаций – «подростков», как правило, стоят изобретатели и одержимые идеей предприниматели, которые зажигают и ведут за собой других. Правда, длится это не долго, при выходе компании из «подросткового» возраста и смене приоритетов основатели – предприниматели, как правило, оказываются вынуждены уступить свое место профессиональным менеджерам.

    «Карликами» рождаются или становятся. Многочисленные традиционные мелкие предприятия, в основном в сервисном секторе: рестораны, ремонтные мастерские, адвокатские конторы и т. д., достались нынешним владельцам по наследству. Другие были созданы новыми предпринимателями. Но в отличие от их коллег – владельцев «подростковых» предприятий – их видение ограничивалось рамками «малого бизнеса». Тому две основные причины: сам характер данного бизнеса, подразумевающий реализацию в рамках малых форм, или основатели лишены амбиций и способностей для прорыва в новую размерную категорию. Следует отметить, что нередко, на каком-то жизненном этапе, некоторые «карлики» неожиданно начинают расти. Это может быть связано с серьезными подвижками в деловой среде, неожиданно открывшимся возможностям или с приходом нового владельца с амбициозным видением.

    Компании – «клоны». Клонирование или франчайзинг – передача, на коммерческой основе, торговой марки, ноу – хау и оказание необходимой помощи сторонним организациям в налаживании и ведении собственного бизнеса. Жизнь показывает, что успех сопутствует тем корпорациям, которые не следуют лишь одному из обозначенных приемов, а используют вместе, формируя наиболее примерные комбинации. Последние десятилетия, по мере популяризации и все более широкого распространения в практику франчайзинга, наблюдается рост числа малых компаний, наблюдается рост числа малых компаний, работающих по эксклюзивной лицензии, полученной от франчайзинговых компаний. Нередко схожие с компаниями – «карликами» по размеру и организации, они имеют ряд принципиальных отличий. Во-первых, они не «рождаются» и не «развиваются». Они искусственно создаются, «клонируются» по жестко отработанной модели, при всесторонней помощи и под наблюдением головной компании.

    Будучи сделанными по «образцу и подобию» модельного предприятия – образца, оставаясь в прямой зависимости от компании – франчайзера, владельцы компаний – клонов практически лишены возможности для проявления своих предпринимательских способностей, даже если они у них имеются. Ведь успешность их деятельности зависит не от предпринимательских, рискованных действий, а от тщательного и пунктуального выполнения предписаний и формализованных процедур, спущенных франчайзером.

    Основные различия вышерассмотренных трех разновидностей мелких компаний приведены в таблице 1 (стр. 45).

    Симбиоз и синергия (большой + малый). Несмотря на наличие многих успешных примеров кооперации малых предприятий, по большей части «объединения равных» оказываются недолговечными. Неожиданно открывающиеся новые возможности перед тем или иным участником альянса порой приводит к выпадению одного из «звеньев» производственной цепочки, что нередко ведет к полному развалу объединения. Кроме того, взаимное недоверие и отсутствие готовности порой поступиться собственными интересами ради общих выливается не только в нестабильность, но и в серьезные трудности и большие затраты на стадии формирования подобных альянсов

Как показывает практика, более стабильными являются сетевые организации с явно выраженным центром – крупной компанией, которая выступает в качестве организующего звена из мелких и средних производственных или сервисных компаний.

Подобные сетевые структуры используются в системе здравоохранения. В этом случае госпиталь или поликлиника являются «стержнем», использующим услуги и дающим работу большому количеству самостоятельно практикующих врачей, лабораторий, медработников и т. д. по аналогичной схеме действуют многочисленные страховые компании, всевозможные агентства.

Среди производственных хрестоматийную популярность приобрели такие компании, как Reebok, Nike, Benetton. Например, Benetton осуществляет дизайн изделий и координирует рекламу, маркетинг и реализацию. Компания также участвует в непосредственном производстве, осуществляя специальную обработку тканей. Эта фирма является осью, вокруг которой сгруппировано большое количество средних и мелких итальянских компаний, находящихся с ней в партнерских отношениях. Компании, входящие в ее систему, имеют возможность получать целевые займы под выгодный процент и пользоваться банком данных при проектировании и организации производственных процессов. Benetton помогает в техническом перевооружении малых компаний, предоставляя кредиты или передавая оборудование по лизингу. Также Benetton обеспечивает всестороннюю поддержку и техническое содействие мелким партнерам, что позволяет последним обеспечивать постоянный рост производительности и качества.

Благодаря всему вышесказанному, таким компаниям удается производить конкурентную продукцию. «Стержневым» компаниям, координирующим деятельность сетевых образований, приходится решать задачи более сложные, чем руководящему звену крупных традиционных компаний. Ведь они вынуждены иметь дело с самостоятельными деловыми организациями, как правило, работающими одновременно для целого ряда клиентов. Требуются отличные методы воздействия и, что особенно важно, исключительная гибкость и приспособляемость. Решить эту задачу позволяет использование последних достижений компьютерных и информационных технологий.

Узкая специализация сетевых компаний позволяет им постоянно совершенствовать качество и снижать себестоимость. Они лишены внутренней бюрократии, а жесткая конкурентная среда заставляет их непрерывно совершенствоваться.

Практика доказала жизненность сетевых компаний, позволяющих малым приобретать преимущества крупных. При хорошем управлении они способны быть экономически эффективными, формировать глобальные брэнды и вести мировые операции.

Франчайзинг является особой разновидностью вышеописанных организаций. Основное отличие в координационном механизме. Как правило, головная компания – франчайзер имеет значительный контроль над деятельностью мелких компаний. Мелкие компании, используя тщательно отработанное производственное и сервисное ноу-хау, получая постоянную техническую поддержку и используя хорошо раскрученную торговую марку головной компании, получают мощные конкурентные преимущества перед их конкурентами, действующими в одиночку.

Основная проблема – конфликты, возникающие между головной и периферийными компаниями. Как правило, контракт на франчайзинг заключается на год и воздействие на плохо работающую компанию крайне затруднительно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...