Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Малое предпринимательство на Дальнем Востоке.




    В рамках исследовании проблем малого бизнеса Хабаровского края предпринята попытка составить такой портрет. Социологическим исследованием охвачено 435 предпринимателей, представляющих разные сферы бизнеса (рис. 1 стр. 47). Также проведено анкетирование 90 ответственных работников всех уровней власти – краевой, городских, районных, по роду своей деятельности связанных с предпринимательством. Опрос был анонимным, что позволило респондентам более откровенно высказывать свою точку зрения.

    Как показало исследование, 65,7% опрошенных имеют высшее образование, 80,8% находятся в зрелом возрасте (31-55 лет), что позволяет им, используя накопленных жизненный опыт, работать и выживать в конкурентной борьбе. В основной массе своей это – люди семейные (82,5%), имеют традиционный, по меркам нашего времени, состав семьи: 48,1% - 3 человека, 41,4% - 4 человека. Большинство из них – предприниматели со стажем: свыше 5 лет – 53,5%, до 5 лет – 22,1%, до 3 лет -19,5%, менее года – 4,9%.

    Приходят в малый бизнес по следующим причинам: обеспечить свое материальное благополучие (51,8%), из-за потери прежнего места работы (19,4%), для самоутверждения (16,8%), от жизненной безысходности (14,3%), в целях накопления капитала для более солидного бизнеса, для накопления опыта в предпринимательстве. Доля первой причины – стремления обеспечит свое материальное благополучие – почти одинакова по отраслям, вторая более существенна для строительства – 25%. Причина «жизненная безысходность» составляет в промышленном производстве и на транспорте, соответственно 17,5 и 11,4%.

    При выборе вида деятельности 48,7% руководствовались накопленными знаниями и опытом на прежнем месте работы, что говорит об ответственном принятии решения. Рационализм присущ 44,1% респондентов: они считают малый бизнес перспективным. По этому фактору отмечается более значительный разброс значений в зависимости от вида деятельности: его назвали 57% опрошенных в промышленном производстве и 25% - в сфере бытовых услуг. Почти треть респондентов считает возможность привлекать к своей деятельности членов семьи, тем самым обеспечивая их занятость и социальную стабильность, а себе – уверенность в честности работников. Этот фактор более значим в торговле и общественном питании – 44,1%, менее значим в промышленности - 4,8%, в строительстве – 5,6%.

    Характерной чертой многих предпринимателей (77,2%) является уверенность в правильности выбора вида деятельности, а это, как правило, залог будущего успеха. Причем она выше в промышленном производстве (87,3%) и бытовом обслуживании (87,5%). Перспективы расширения своего бизнеса различаются по отраслям (рис 2 стр. 48). более оптимистичны те, кто работает в промышленности (63,5%), торговле и общественном питании (40,1%). В таких отраслях, как строительство, оказание бытовых услуг населению, транспортные перевозки, этот показатель ниже среднеотраслевого и составляет, соответственно 30,6%, 33,9%, 38,6%.

    Особенность малого бизнеса – его высокая теневая составляющая, что не может не влиять на поведение предпринимателей. Некоторые теневые стороны их деятельности институционализировались и стали составной частью повседневности, молчаливо принимаемой как реальность. Поэтому сокрытие налогов и доходов – это реакция на ненормативные отношения бизнеса и власти.

    Как малые предприятия отражают свои доходы в официальной отчетности показано на рис 3 (стр. 49). Средневзвешенное значение, по оценкам предпринимателей и государственных служащих, составляет 40,4% и 36,5%. Следовательно, реальные доходы предпринимателей превышают официальные в 2,5-2,7 раза.

    На рис 4 (стр. 50) приведены оценки предпринимателями и государственными служащими причин сокрытия ими большей части своих доходов. За счет недовыплаченных налогов и образующегося «черного нала» они предпочитают поддерживать высокую зарплату – 55,4% и 43,3%, повышать конкурентоспособность своего бизнеса – 53,2% и 70%. Особо следует обратить внимание на достаточно значимую причину: «Наличность необходима для неофициальных расчетов с административными органами власти» - на это указали 30,5% и 36,75%. Понятно, почему из всех видов ненормативных отношений предприниматели особо отметили бюрократизацию при решении деловых вопросов (69,4%).

    Особенно сильное давление на малое предпринимательство оказывают налоговые инспекции, органы санэпидемнадзора и муниципалитеты. Как следует из ответов, это происходит часто – 16,2% респондентов, нередко – 30,7%, изредка – 41,1%, отсутствует – 12%.

    Здесь важно заметить, что и сам малый бизнес стимулирует ненормативные отношения. Нежелание работать по правилам, пусть несовершенным, провоцирует предложение взяток, на которое откликаются чиновники.

    Социологический опрос позволил ответить на 3 вопроса: что тормозит развитие малого предпринимательства в Хабаровском крае, мешает повышению его эффективности, а также почему бизнесмены не желают вкладывать собственные накопления в свое дело.

    Наиболее значимой оказалась проблема высоких налогов. По-видимому, акцентирование на проблеме – налогов – это стремление предпринимателей оправдать свои противоправные действия: уход в «тень», недобросовестную конкуренцию, выплаты зарплаты в «конвертах» и т. д.

    Следующую проблему предприниматели (52,2%) видят в слабой платежеспособности населения наряду с узостью регионального рынка. В своей сфере деятельности только 9,2% опрошенных отметили дефицит товаров и услуг, скорее стабильным назвали рынок 36,9%; перенасыщенным – 22,1%. Одним из факторов повышения эффективности 48,3% бизнесменов считают необходимость увеличения своего оборота.

    Затратный фактор в иерархии проблем занимает третье место – на него указали 47,3% респондентов. В значительной степени высокие затраты определяются растущими тарифами монополистов, арендной платой, банковскими процентами. Растет и конкуренция в сфере малого бизнеса – это отметили 43,2% опрошенных. Еще 17,6% указали на наличие недобросовестной конкуренции. На внутреннем рынке активные позиции имеют местные предприятия, а также западные российские и китайские компании. Респонденты оценили их по степени значимости, соответственно, 74,5%, 22,5%, 23,5%. При ответе на вопрос: «Почему вы не вкладываете свои накопления в развитие своего бизнеса?» - 49,5% предпринимателей объяснили это усиливающейся конкуренцией и 35,3% - рискованностью выбранного вида деятельности.

    По-прежнему трудно получить кредиты (отметили 33,3%). Реальный доступ к ним связан с отраслевой принадлежностью малых предприятий: они более доступны для предприятий торговли и на короткий срок.

    Возможно, благодаря «экономии на налогах» 78,3% респондентов оценили положение своего предприятия как среднее, а материальное положение 48,4% считают удовлетворительным, причем этот показатель выше в строительстве (57,1%) и бытовом обслуживании (55,4%). Хорошо обеспеченными считают себя лишь 7,1%, причем этот показатель наиболее высок в промышленном производстве (12,7%). Многие занятые в малом бизнесе периодически испытывают материальные трудности: от 14,9% в строительстве, до 38,6% на транспорте.

    Из всех видов ненормативных отношений нарушение деловых обязательств партнерами особенно распространено в промышленности. Криминализации наиболее подвержен транспорт – 36,4%, где значение этого показателя более чем в 2 раза превышает среднее по выборке. Вымогательства чиновников и бюрократизации при решении деловых вопросов особенно распространены в строительстве.

    Социологический опрос включал просьбу оценить ряд концептуальных положений, которые способствовали бы развитию малого бизнеса.

    На первое место предприниматели (62,3%) выдвинули «предоставление льгот добросовестным бизнесменам». Государственные служащие на первое место поставили «поддержку малого бизнеса в производственной сфере». В оценке следующего по значимости концептуального положения «ограничение вмешательства государственных органов в деятельность предпринимателей» обе группы – 38,8% и 34,1% - респондентов оказались единодушны. В тоже время «ужесточение контроля за деятельностью малого бизнеса» не получило поддержки ни у предпринимателей, ни у госслужащих. Правда, на специально поставленный вопрос о необходимости усиления контроля за малым предпринимательством 49,3% госслужащих дали утвердительный ответ.

    В силу важности упомянутых концептуальных положений их детализировали специальными вопросами. Так, в необходимости государственной поддержки малого предпринимательства единодушны и бизнесмены, и чиновники (95,2% и 95,6%). За выборочную поддержку высказались, соответственно, 38,8% и 57,3% опрошенных. Бизнесмены отдали предпочтение критерию добросовестности (56,2%), а государственные служащие – отраслевому критерию (40,3%). Последние также существенно выше оценили критерий инновационности (15,6% и 5,3%).

 

  

 

 

  «Подростки» «Карлики» «Клоны»
Цель Превращение в крупную организацию Укрепление позиций и расширение операций Повышение прибыльности
Руководитель Лидер – инноватор Менеджер Организатор-контролер
Важнейшее качество Амбициозное видение и способность «делать невозможное» Стабильность и адаптационная способность Организаторские способности, тщательность и пунктуальность
Уровень риска Очень высокий Умеренный Незначительный
Выживание после двух лет Порядка 10-15% Между 30-40% Более 70%

Таблица 1. Основные различия трех разновидностей мелких компаний.

 

Сфера

деятельности

предприятий

Доля неформальных платежей от среднемесячной выручки малых предприятий

Органам контроля (надзора) Криминальным «крышам» Всего
Промышленность Оптовая торговля Бытовые услуги Строительство Розничная торговля Туризм, гостиницы, рестораны Наука и информация Бизнес-услуги     22,9 16,8 16,3 16,0 13,6 13,4 11,9 5,0 29,0 33,6 30,0 5,0 23,8 26,9 18,3 10,0 51,9 50,4 46,3 21,0 37,5 40,3 30,2 15,0

Таблица 2. Уровень неформальных платежей в различных сферах деятельности малого бизнеса, %

 

 

 

Рис. 1 Структура выборки представителей малого предпринимательства

 

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «возможности расширения бизнеса» по основным отраслям народного хозяйства Хабаровского края.

 

Оценка предпринимателями

 

 

Оценка государственными служащими

 

Рис. 3. Доля доходов, отражаемая малыми предприятиями в официальной отчетности.

 

 

 

 

Предприниматели

 

 

Государственные служащие

 

Рис 4. оценка предпринимателями и государственными причин существования в малом бизнесе теневого оборота, %.

 

                                            Заключение

Проанализировав курсовой проект можно сделать следующие выводы. В чем выгоды малого бизнеса.

        

Во-первых, это гибкость и быстрота принятия решения, поскольку именно деятельность малого предприятия легче проанализировать применительно к меняющимся условиям рынка, определяя хозяйственную политику. Во-вторых, малые размеры предприятия позволяют легко контролировать производственный процесс, переналаживая его в связи с актуальными запросами потребителя, рынка, хозяйственного механизма, быстрая реакция на изменение в налогах, в льготах, финансово-кредитной политике и т. п. именно в малом бизнесе создает условия для быстрого маневра, актуализации производственного процесса, эффективного прорыва на рынке, стабильности в конкурентной борьбе. В-третьих, простые коммуникационные связи внутри предприятия, прямая передача информации, ее быстрое усвоение и быстрая реакция на поступающие команды и распоряжения в самом предприятии, а также взаимосвязи его с партнерами, дает хороший хозяйственный (предпринимательский) эффект. В-четвертых, личные связи, часто вредящие в крупном деле, особенно на уровне взаимодействия крупных предприятий между собой, а особенно на государственном уровне, составляют основу малого бизнеса, часто неформальные отношения не только между работниками предприятия, но даже и его клиентами, способны существенно продвинуть дело, учесть все многообразие фактов, которые при других условиях даже трудно собрать и сконцентрировать. В малом предприятии их можно не только использовать, но и достаточно быстро получить эффективную отдачу.

Основными преимуществами в конкуренции субъектов малого предпринимательства можно назвать гибкость и маневренность, что позволяет им очень быстро и чутко реагировать на меняющиеся запросы и оперативно перестраивать свое производство. Кроме того, малые предприятия через контактирование со своими заказчиками и потребителями имеют возможность без дорогостоящих затрат на маркетинговые исследования иметь информацию о последних изменениях и тенденциях потребительского спроса. Но это не исключает необходимости проведения и отдельных маркетинговых разработок.

    Малые предприятия требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Часто малые предприятия на начальном этапе используют собственные ресурсы, например, в собственной квартире организуют офис или часть производственного процесса. Таким образом, они повышают отдачу от накопленного имущественного потенциала, снижают себестоимость продукции и услуг.

 

 

Список литературы.

1) Данилова О.В. Экономические альтернативы развития российского предпринимательства.//финансы и кредит 2005г.

2) Орлова Е. «малое» и «крупное» предпринимательство в современной России: размер имеет значение//2002г.

3) Раздобреева В.В. подходы к оценки конкурентоспособности малого предпринимательства// Хабаровск ДВАГС 2004г.

4) Солонев В.И. Теневая экономика как форма существования малого предпринимательства 2003г.

5) Тимофеев М. Конкурентоспособность в малом бизнесе//2003г.

6) Крашнин О.В.  Конкурентоспособная стратегия развития Дальнего востока.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...