Конституция Республики Беларусь
Стр 1 из 19Следующая ⇒ ВОПРОСЫ К КОЛЛОКВИУМУ Организация и экономика фармации как учебная дисциплина и научная специальность. Цели и задачи преподавания. Методы дисциплины. Организация и экономика фармации – это наука, целью которой является изыскание наиболее эффективных (экономичных, ресурсосберегающих и экологически безопасных) методов, способов и приемов оказания квалифицированной, доступной и своевременной фармацевтической помощи населению и организациям здравоохранения. Организация и экономика фармации как учебная дисциплина содержит систематизированные научные знания по организации обращения лекарственных средств, включая лицензирование, разработку, исследование, регистрацию, производство, контроль за качеством, хранение, транспортировку, оптовую и розничную реализацию, рекламу, изъятие из обращения и уничтожение пришедших в негодность лекарственных средств. Предмет дисциплины составляют организация, управление и экономика субъектов системы обращения лекарственных средств. Цель изучения дисциплины «Организация и экономика фармации» состоит в приобретении студентами научных знаний по удовлетворению потребностей населения и организаций здравоохранения в безопасных, эффективных и качественных лекарственных средствах, в изделиях медицинского назначения, медицинской техники и других товарах аптечного ассортимента. Задачи преподавания дисциплины заключаются в формировании у будущих специалистов-провизоров академической, социально-личностной и профессиональной компетенции: организационно-экономического мышления и навыков использования методов организации, управления и экономики в практической фармацевтической деятельности.
Методом дисциплины является совокупность приемов достижения поставленной цели и решения ее задач: индукция и дедукция, системный анализ, моделирование систем, исторический, социологические, экономикостатистические и другие методы исследования.
2. Основные разделы и содержание дисциплины «Организация и экономика фармации». Интеграция дисциплины с общеспециальными и профильными фармацевтическими дисциплинами. Организация и экономика фармации как учебная дисциплина включает 6 разделов, отражающих различные организационно-экономические аспекты теоретической и практической подготовки провизора. Раздел «Основы здравоохранения и фармации» посвящен предмету, методам, цели, задачам дисциплины, нормативно-правовому регулированию деятельности в сфере обращения лекарственных средств. Целью раздела «Организация работы аптечных организаций» является научить студентов правильно организовывать работу аптек, аптечных складов, контрольно-аналитических лабораторий по лекарственному обслуживанию населения и организаций здравоохранения с наименьшими затратами трудовых, денежных и материальных ресурсов. В аптеке для бесперебойного обеспечения населения и организаций здравоохранения имеется значительный запас товарно-материальных ценностей. Раздел «Учет и анализ финансово-хозяйственной деятельности аптечной организации» ставит целью научить будущих специалистов правильной организации учета товарно-материальных ценностей и комплексному анализу финансово-хозяйственной деятельности аптечных организаций и их структурных подразделений. Значение экономического образования кадров велико. Каждый провизор должен знать экономику своей аптеки и организации в целом. Аптечная организация является хозрасчетной. Окупаемость затрат и прибыльность – основное условие хозрасчета. Вот почему так важно изучение раздела «Основы экономики аптечной организации».
С целью обеспечения своевременности и доступности фармацевтической помощи населению и организациям здравоохранения провизор должен владеть методами сбора, обработки и хранения фармацевтической информации, выявления потребности в лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения, медицинской техники и других товарах аптечного ассортимента, способах продвижения и сбыта фармацевтической продукции, управления маркетинговой и информационно-рекламной деятельностью аптечной организации. Все перечисленные вопросы находят отражение в разделе «Маркетинговая и информационная деятельность аптечной организации». Эффективная деятельность любого предприятия в значительной степени определяется существующей системой управления. Раздел дисциплины «Основы менеджмента» предусматривает изучение принципов, функций и законов менеджмента; стилей руководства; кадрового менеджмента в фармации; делового общения, технологии принятия и реализации управленческих решений; управления конфликтами в аптечной практике; организации охраны труда и техники безопасности, делопроизводства, трудового права в аптечной организации, инновационного менеджмента. Преподавание и успешное изучение дисциплины «Организация и экономика фармации» осуществляется на базе приобретенных студентами знаний и умений по разделам следующих дисциплин: основы идеологии белорусского государства (конституционно-правовые основы идеологии белорусского государства и механизм ее функционирования); высшая математика (элементы математической статистики, теории корреляции, основы дисперсионного анализа, методы оптимизации и управления в фармации); медицинская информатика (прикладное программное обеспечение, компьютерные сети); социология (виды и типы социологического исследования); экономическая теория (экономическая теория: предмет и метод, экономические системы, рыночная система хозяйствования, спрос, предложение и рыночное равновесие, эластичность спроса и предложения, финансовая система и фискальная политика государства); фармацевтическая гигиена (гигиена аптек, контрольно-аналитических лабораторий, аптечных складов, труда в аптечных организациях и на предприятиях фармацевтической промышленности); основы психологии и педагогики (межличностные отношения и общение, межличностные конфликты, взаимодействие людей в малых группах, системный психологический подход в управлении).
Системный подход к обучению предусматривает тесную внутрипредметную и междисциплинарную интеграцию со смежными дисциплинами специальности: фармацевтическая технология, фармакология, фармацевтическая химия, фармакогнозия, медицинское и фармацевтическое товароведение.
Общие принципы нормативного правового обеспечения здравоохранения и фармации. Отражение вопросов обращения лекарственных средств в Конституции Республики Беларусь, Декретах и Указах Президента, Законах Республики Беларусь, постановлениях Совета Министров, постановлениях Министерств здравоохранения, экономики, финансов, труда и социальной защиты и др. Законодательство Республики Беларусь о здравоохранении основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона Республики Беларусь «О здравоохранении», актов Президента Республики Беларусь, иных актов законодательства Республики Беларусь, а также международных договоров Республики Беларусь. Конституция Республики Беларусь В настоящее время действует редакция Конституции, принятая Решением республиканского референдума 17 октября 2004 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Ст. 45: Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания. Право граждан Республики Беларусь на охрану здоровья обеспечивается также развитием физической культуры и спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользования оздоровительными учреждениями, совершенствованием охраны труда.
Правовые, организационные, экономические и социальные основы государственного регулирования в области здравоохранения в целях сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения определены Законом Республики Беларусь «О здравоохранении» 18 июня 1993 г. № 2435-XII. В соответствии со статьей 3 Закона Республики Беларусь от 20 июня 2008 г. №363-З, основными принципами государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения являются: v создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения; v обеспечение доступности медицинского обслуживания, в том числе лекарственного обеспечения; v приоритетность мер профилактической направленности; v приоритетность развития первичной медицинской помощи; v приоритетность медицинского обслуживания, в том числе лекарственного обеспечения, несовершеннолетних, женщин во время беременности, родов и в восстановительный период после родов, инвалидов и ветеранов в соответствии с законодательством Республики Беларусь; v обеспечение санитарно-эпидемического благополучия населения и его будущих поколений; v формирование ответственного отношения населения к сохранению, укреплению и восстановлению собственного здоровья и здоровья окружающих; v ответственность республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов и других организаций за состояние здоровья населения; v ответственность нанимателей за состояние здоровья работников. Основные принципы государственной политики в сфере обращения лекарственных средств определены статьей 4 Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 г. №161-З «О лекарственных средствах». Основными принципами государственной политики в сфере обращения лекарственных средств являются: v государственное регулирование обращения лекарственных средств; v доступность лекарственных средств; v поддержка и развитие международного сотрудничества.
Статья 7. Государственное регулирование в сфере обращения лекарственных средств Государственное регулирование в сфере обращения лекарственных средств осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их компетенции и в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.
Государственную политику в сфере обращения лекарственных средств определяет Президент Республики Беларусь. Реализацию государственной политики в сфере обращения лекарственных средств обеспечивает Совет Министров Республики Беларусь. Министерство здравоохранения Республики Беларусь реализует государственную политику в сфере обращения лекарственных средств путем: государственной регистрации лекарственных средств; лицензирования фармацевтической деятельности; государственного контроля за качеством лекарственных средств; контроля за побочными реакциями на лекарственные средства; государственного надзора за соблюдением условий промышленного производства, аптечного изготовления, реализации, хранения, транспортировки и медицинского применения в организациях здравоохранения лекарственных средств; изъятия из обращения некачественных и фальсифицированных лекарственных средств; осуществления иных функций, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Местные исполнительные и распорядительные органы проводят государственную политику в сфере обращения лекарственных средств в пределах компетенции, определяемой законодательством Республики Беларусь.
Статья 5. Доступность лекарственных средств Доступность лекарственных средств является необходимым условием обеспечения населения своевременной медицинской помощью. Государство обеспечивает доступность лекарственных средств путем: наиболее полного насыщения внутреннего рынка безопасными, эффективными и качественными лекарственными средствами, в первую очередь включенными в перечень основных лекарственных средств; совершенствования системы реализации лекарственных средств. Льготное, в том числе бесплатное, обеспечение лекарственными средствами отдельных категорий граждан осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств.
Статья 6. Международное сотрудничество Республика Беларусь осуществляет международное сотрудничество с иностранными государствами и международными организациями в сфере обращения лекарственных средств посредством разработки и выполнения международных научных программ, обмена информацией, прогрессивными методами и технологиями разработки и промышленного производства, аптечного изготовления лекарственных средств, а также участия в иных мероприятиях по лекарственному обеспечению населения. В Республике Беларусь поддерживаются и развиваются все не противоречащие законодательству формы международного сотрудничества в области разработки, промышленного производства, аптечного изготовления, регистрации, контроля за качеством и реализации лекарственных средств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|