Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методология и методы социально-психологического исследования




 

Некоторые особенности соц. псих-и, обуславливающие особенности методологического аппарата: ее сравнительная молодость как науки, необходимость руководствоваться в исследовательской практике одновременно методологическими принципами двух различных научных дисциплин, психологии и социологии, отсутствие своего собственного понятийного аппарата, что порождает необходимость использования и двух родов различных терминологических словарей. Это рождает специфическую задачу для социальной психологии – своеобразного соотнесения, "наложения" друг на друга двух рядов закономерностей: общественного развития и развития психики человека.

 

В современном научном знании термином "методология" обозначаются три различных уровня научного подхода:

Общая методология – некоторый общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. Общая методология формулирует некоторые наиболее общие принципы, которые – осознанно или неосознанно – применяются в исследованиях.

 

Так, для социальной психологии необходимо определенное понимание вопроса о соотношении общества и личности, природы человека. В качестве общей методологии различные исследователи принимают различные философские системы.

 

Частная (или специальная) методология – совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания. Частная методология есть реализация философских принципов применительно к специфическому объекту исследования. Это тоже определенный способ познания, но способ, адаптированный для более узкой сферы знания.

 

В социальной психологии в связи с ее двойственным происхождением специальная методология формируется при условии адаптации методологических принципов как психологии, так и социологии. К примеру, принцип деятельности, который есть и в социологии, и в психологии.

Социальная психология, принимая принцип деятельности как один из принципов своей специальной методологии, адаптирует его к основному предмету своего исследования – группе. Поэтому в социальной психологии важнейшее содержание принципа деятельности раскрывается в следующих положениях: а) понимание деятельности как совместной социальной деятельности людей, в ходе которой возникают совершенно особые связи, например коммуникативные; б) понимание в качестве субъекта деятельности не только индивида, но и группы, общества, т.е. введение идеи коллективного субъекта деятельности; это позволяет исследовать реальные социальные группы как определенные системы деятельности; в) при условии понимания группы как субъекта деятельности открывается возможность изучить все соответствующие атрибуты субъекта деятельности – потребности, мотивы, цели группы и т.д.; г) в качестве вывода следует недопустимость сведения любого исследования лишь к эмпирическому описанию, к простой констатации актов индивидуальной деятельности вне определенного "социального контекста" – данной системы общественных отношений. Принцип деятельности превращается, таким образом, в своего рода норматив социально-психологического исследования, определяет исследовательскую стратегию. А это и есть функция специальной методологии.

 

Методология – как совокупность конкретных методических приемов исследования, что чаще в русском языке обозначается термином "методика". Конкретные методики (или методы, если слово "метод" понимать в этом узком смысле), применяемые в социально-психологических исследованиях, не являются абсолютно независимыми от более общих методологических соображений.

 

Какие бы эмпирические или экспериментальные методики ни применялись, они не могут рассматриваться изолированно от общей и специальной методологии. Это значит, что любой методический прием – анкета, тест, социометрия – всегда применяется в определенном "методологическом ключе", т.е. при условии решения ряда более принципиальных вопросов исследования. Философские принципы преломляются через принципы специальной методологии.

 

 

Общая характеристика методов социально-психологического исследования.

Весь набор методов можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Последние относятся к специфической области социальной психологии, к так называемой "психологии воздействия". В Методах исследования различаются методы сбора информации и методы ее обработки. Методы обработки данных часто просто не выделяются в специальный блок, поскольку большинство из них также не являются специфичными для социально-психологического исследования, а используют некоторые общенаучные приемы, однако их выделяют в целом для знакомства с методологическим аппаратом соц. псих-и.

 

Среди методов сбора информации нужно назвать:

Наблюдение

 

Один из самых старых и известных методов. Главная проблема - как обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, чтобы "прочтение" протокола наблюдения было понятно и другому исследователю, могло быть интерпретировано в терминах гипотезы. Решение - выделение заранее некоторых классов, например, взаимодействий личностей в группе с последующей фиксацией количества, частоты проявления этих взаимодействий

Еще одна проблема - временной интервал, который можно считать достаточным для фиксации каких-либо единиц наблюдения.

изучение документов (в частности, контент-анализ)

При помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Проблемы – «субъективность» метода, так как анализом занимается исследователь, т.е. человек с собственными установками, особенностями и т.д. Проблема понимания текста.

Решение: для устранения субъективности – контент-анализ, формализованный метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные "единицы", а затем подсчитывается частота их употребления. Применяется для больших массивов информации. Проблема – сам факт выделения единиц анализа, тоже зависит от теор. представлений автора, его позиции и т.д.

разного рода опросы (анкеты, интервью)

Опросы – распространенный метод. Проблема - можно ли доверять информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых, по существу из их самоотчетов. Но такая проблема будет постановлена тогда, когда есть сомнения насчет компетентности того, кто проводит опрос. Гл. методологич. проблема – конструирование вопросника. Первое требование здесь – логика построения его, предусмотрение того, чтобы вопросник доставлял именно ту информацию, которая требуется по гипотезе, и того, чтобы информация эта была максимально надежной. Существуют многочисленные правила построения каждого вопроса, расположения их в определенном порядке, группировки в отдельные блоки и т.д.

Проблема интервью – непосредственное взаимодействие интервьюера и респондента. Влияние, воздействие одного человека на другого может существенно исказить получаемую информацию, повлиять на ее качество.

различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест)

Распространены, в первую очередь, в психологии. В соц. псих-и - личностные тесты, реже – групповые тесты. Слабость личностных тестов – охватывают одну узкую сторону личности. Решение - применение «гигантов» тестов – MMPI, тест Кеттела. Вопрос для соц. псих-и - насколько можно соотнести с тестовыми измерениями различных характеристик личности ее деятельность в группе. Мало тестов для диагностики именно группы, а не личности. Один из них – социометрия.

эксперимент (как лабораторный, так и естественный).

Главные правила - произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, а также за изменениями зависимых переменных; выделение контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...