Невербальная коммуникация.
Невербальная коммуникация — поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов. Является дополнительным источником информации к собственно вербальному сообщению Выделяют четыре группы невербальных средств общения: Также сюда относится взаиморасположение участников коммуникации: Фронтальный тип – вынесенный коммуникатор и множество реципиентов
Круговой – личное пространство несколько больше, все в равных позициях, но сильнее искажается информация «Галочка» - типичным примером которого является стол начальника. Коммуникатор вынесен, но появляется обратная связь. Переговорный тип – есть два информационных лидера, по обе стороны от них находится «свита». Также важно взаиморасположение партнеров, к примеру известно, что размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка. Точно так же некоторые нормативы, разработанные в различных субкультурах, относительно временных характеристик общения выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации. Приход своевременно к началу дипломатических переговоров символизирует вежливость по отношению к собеседнику, напротив, опоздание истолковывается как проявление неуважения. В некоторых специальных сферах (прежде всего в дипломатии) разработаны в деталях различные возможные допуски опозданий с соответствующими их значениями. Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу. В невербальном общении, в отличии от вербального затруднены процессы кодировки и декодировки, т.к. коды невербального общения в большинстве своем не являются общепризнанными. Для построения понятного всем кода необходимо выделение каких-то единиц внутри каждой системы знаков, по аналогии с единицами в системе речи, но именно выделение таких единиц в невербальных системах оказывается главной трудностью.
13.Общение как взаимодействие. Главное содержание общения — это воздействие на партнера. В общении происходит постоянная реакция на действия другого. Один из возможных способов понимания общения, который дает возможность увидеть смысл и содержание слов, своих действий и действий партнера, — восприятие положения партнеров, а также их позиций относительно друг друга, кто в данной ситуации ведущий и кто — ведомый. Подход к анализу ситуации общения от позиций, занимаемых партнерами, развивается в русле трансакционного анализа, представленного именами Э. Берна, Д. Джонджевилла, Т. Харриса. Широко известна и получила наибольшее применение схема, разработанная Э. Берном, в которой основными понятиями являются состояния Я и трансакции, т.е. единицы общения. Наблюдения психологов за деятельностью людей показали, что наборы поведенческих характеристик (позы, интонации голоса, темп речи, жесты, мимика, разговорный словарь и т.п.) меняются в различных ситуациях: например, характеристики поведения человека в ситуациях взаимодействия с коллегами, руководителем, супругой, ребенком и т.д. будут существенно различны. Изменение поведения сопровождается изменением эмоционального состояния. Существует прямая связь между схемой поведения человека и состоянием его психики, что позволило Э Берну выделить типичные состояния сознания. Состояние Я определяется им как система чувств, выражающаяся в согласованной с ней схеме поведения. Репертуар этих состояний Э. Берн разбил на следующие категории: 1) Родитель – состояния Я, сходные с образами родителей или с образами значимых для человека людей, заменявших родителей, руководствуется принципом должиствования (что нужно, должно, необходимо). Может проявляться двояким образом: как критическое и кормяще-заботливое. Благодаря Родителю многие наши реакции давно стали автоматическими, что помогает сберечь массу времени и энергии. 2) Взрослый - состояния Я, направленные на объективную оценку реальности — все нормальные люди способны на объективную переработку информации при активизации соответствующих состояний их Я. Перерабатывает информацию и учитывает возможности эффективного взаимодействия с окружающим миром, контролирует действия Родителя и Ребенка и является посредником между ними. Руководствуется принципом реальности.
3) Ребенок - состояния Я, все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве, — каждый человек несет в себе впечатления своего детства, активизируемые при определенных условиях. Проявляет себя как свободное, приспосабливающееся и бунтарское поведение; это источник радости, интуиции, творчества, спонтанных побуждений. Руководствуется принципом удовольствия. Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции. Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться. В данном случае транзакции являются «пересекающимися». Аналогичный подход предложен и П.Н. Ершовым, который, обозначая позиции, говорит о возможной «пристройке сверху» и «пристройке снизу» (Ершов, 1972). Второй показатель эффективности — адекватное понимание ситуации (как и в случае обмена информацией) и адекватный стиль действия в ней. Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естественно, успех не может быть гарантирован. Различают три основных стиля действий: Ритуальный, обычно задан некоторой культурой. Например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Манипулятивный Гуманистический.
Большое распространение получила так называемая теория действия, или теория социального действия, в которой в различных вариантах предлагалось описание индивидуального акта действия. Фиксировались некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменения. Задача всегда формулировалась как поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|