Деятельность социального педагога по организации работы с педагогически запущенными детьми
Функциональные направления деятельности социального педагога обусловливаются следующими этапами и составляющими социально-педагогической технологии: выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации. Чтобы организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних, необходимо сформировать банк данных детей и подростков группы риска. Инициатива создания целостного банка данных должна принадлежать социальному педагогу и осуществляться им совместно с другими специалистами и учреждениями. На данном этапе работы социальный педагог выступает в качестве исследователя и организатора должностного, подчас формального взаимодействия различных организаций, призванных оказывать помощь детям. Происходит выявление детей группы риска. Следующим технологическим этапом является диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога. Необходимо уточнить социальные и психолого-педагогические особенности каждого ребенка, сведения о котором поступили в банк данных. Для этого социальный педагог работает с ребенком, с классным руководителем, учителями, родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок, изучает индивидуальные особенности ребенка и выявляет его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследует условия и особенности отношений микросреды жизнедеятельности ребенка. Социальный педагог использует в работе апробированный и утвержденный пакет психолого-педагогической диагностики.
Индивидуальные и групповые программы разрабатываются с привлечением представителей всех необходимых для разрешения проблемы служб, ведомств, административных органов. Все разрабатываемые программы должны отвечать следующим характеристикам: 1. целесообразности методов, форм и средств социально-педагогической деятельности, в том числе и целесообразности привлечения различных служб, ведомств и административных органов; 2. прогнозируемости; 3. измеряемости ожидаемых результатов. Проекты индивидуальных, групповых программ экспертируются и рецензируются социально-психологической службой, научными консультантами и выносятся на обсуждение методического совета или педагогического совета образовательного учреждения. Дети с диагнозом «педагогическая запущенность» – это дети группы риска. Социально-педагогические технологии с такими детьми имеют свои составляющие и этапы, каждый из которых, выполняя собственное целевое, локальное назначение: - во-первых, позволяет конкретизировать особые проблемы ребенка, при этом динамичность и изменчивость состояния последнего принимаются в технологии за основу и учитываются повсеместно как на момент первичной диагностики, так и во время, и по окончании социально-педагогического взаимодействия специалиста и ребенка; - во-вторых, содержательно связан с последующим и предыдущим этапами таким образом, что невыполнение задач любого из этапов на практике приводит к необходимости его выполнения или повторения вновь, но обычно уже в условиях ухудшенной социально-педагогической ситуации; - в-третьих, сам по себе может рассматриваться как инструмент стабилизации положения ребенка, ибо как показывает практика социально-педагогической работы, примерно в 10% случаев самого факта педагогического внимания к проблемам ребенка и его семьи достаточно для оказания позитивного воздействия.
Прежде чем приступить к социально-педагогической технологии коррекции конкретных отклонений педагогически запущенного школьника, необходимо выявить степень запущенности и все возрастные, индивидуальные проявления ученика в данном контексте. Для этого существуют разные подходы к составлению характеристики "трудного" ребенка. По одному из подходов она может включать следующие компоненты: 1. Сопротивляемость педагогическим воздействиям: а) контактность с классным коллективом, б) отношения с большинством педагогов, в) реакция на педагогические требования, г) податливость педагогическим воздействиям. 2. Уровень социально-ценного жизненного опыта: а) опыт общения с людьми, б) характер общения с людьми, в) опыт участия в различных видах деятельности, г) требовательность к себе при неудачах. 3. Я - концепция личности (эмоциональный аспект) а) положительная, б) отрицательная, в) аномальная. 4.Отношение к своим недостаткам и негативным (отрицательным) свойствам: а) требовательность, б) самокритичность. 5. Уровень самоуправления поведением: а) может долго и качественно трудиться в области, которая его интересует, б) быстро утомляет подростка однообразная и неинтересная для него, но важная для коллектива деятельность, в) условия устойчивости волевых усилий в достижении качества работы. Л.А. Грищенко и Б.И. Алмазов в книге «Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся» предлагают схему постановки психолого-педагогического диагноза мотива отклоняющегося поведения учащегося (Приложение 1). В качестве диагностической программы В.Г. Баженов предлагает схему психолого-педагогической характеристики личности школьника. Она нацеливает на многоплановый подход при изучении личности ученика, ее содержание раскрывает степень отклонения в поведении и познавательной деятельности (Приложение 2). Для диагностики педагогической запущенности В.Г. Баженов также предлагает дневник наблюдения педагогически запущенного ребенка. Он предназначен для более длительного изучения данного ученика и ведется по хронологическому принципу. С помощью собранных данных о проблеме педагогической запущенности и развитии ребенка можно спроектировать коррекционную работу с самим учащимся.
После проведения диагностики, выявив степень запущенности, возрастные, индивидуальные проявления педагогически запущенного, можно приступать к составлению коррекционной программы. Р.В. Овчарова в «Справочной книге школьного психолога» предлагает следующую программу организации индивидуальной работы с педагогически запущенным ребенком, состоящую из трех основных направлений помощи, которые, на наш взгляд, основываются на коррекционных мероприятиях не только с ребенком, но и его окружением, и поэтому, заслуживают особого внимания (Приложение 3). И.А. Невский предлагает свою программу работы с педагогически запущенными учащимися (Приложение 4). Отдельно Зюбин Л.М. предлагает следующие формы коррекционной работы: 1. выявление качеств, способностей, которые могут получить положительную оценку в коллективе, 2. привлечение к общественной работе, оказание помощи в организации дружеских связей, 3. постепенное усложнение учебных и общественных заданий, 4. систематическое поощрение за успехи, изменение отношения к критике, 5. медицинская помощь, разъяснительная работа с коллективом, 6. формирование правильной самооценки, 7. осуществление мер нравственно-полового воспитания, 8. оказание необходимой помощи в учебной деятельности, 9. физическое воспитание, 10. привлечение к участию в добрых делах для сверстников, младших, больных. Следующий технологический этап – это определение эффективности воздействия на ребенка, выбранной социально-педагогической технологии и составляющих ее методик. Изложенные выше программы Р.В. Овчаровой и И.А. Невского можно рассматривать как стратегии ведения коррекционной работы и каждую из них можно применить, корригируя любого педагогически запущенного ребенка. Индивидуальный же подход к каждому случаю запущенности будет выражаться в выборе тактики работы. В данном случае тактикой являются методы коррекции педагогической запущенности, которые специалист также может подбирать для своей коррекционной программы, учитывая особенности конкретного ребенка.
Деятельность социального педагога по организации работы с педагогически запущенными детьми преследует следующую цель - создание образа жизни, который позволит педагогически запущенному подростку управлять своими действиями и поступками, закреплять нравственное поведение. Отсюда необходимость построения модели жизнедеятельности, труда, быта и отношений педагогически запущенных подростков в зоне ближайшего социального окружения, с тем чтобы учесть общее и индивидуальное в каждом из воспитанников, конкретные условия воспитания. Здесь переплетаются элементы педагогического диагностики, прогнозирования, моделирования, организации жизни подростков, контроля и самоанализа результатов воспитательной работы. Деятельность социального педагога по организации работы с педагогически запущенными детьми будет включать в себя следующие основные звенья: 1) Оздоровление с помощью общественности обстановки, в которой живет трудновоспитуемый школьник. При этом одновременно расширяются положительные связи педагогически запущенного ребенка с окружающим миром, он вовлекается в активную деятельность по улучшению окружающей действительности, осуществляется оздоровление семьи и микрогруппы подростков. Расширяются социальные контакты педагогически запущенного воспитанника, главным образом, через деловые связи с коллективами взрослых. 2) Усиление профилактической работы в микрорайоне, целенаправленная организация свободного времени школьника. 3) Активизация социально полезной деятельности педагогически запущенных школьников в первичном коллективе и в системе других коллективов. Занятые полезными делами, педагогически запущенные учащиеся меньше нарушают дисциплину, приучаются к четкости, порядку, у них вырабатываются навыки трудолюбия, честного отношения к делу, т.е. формируются все те качества, которые необходимы для серьезного учения. Диалектика всей этой работы такова: переключение сил, энергии, внимания трудных детей сначала на полезные трудовые дела, а затем на учение. 4) Разрушение отрицательного типа поведения воспитуемой личности. Нейтрализуется ведущий признак трудновоспитуемости или негативности. Эта работа требует большой осторожности. Наибольший эффект, как показали исследования, достигается доверием, уважением к воспитуемому, неожиданностью положительного отношения, т.е. создается ситуация, которая неизбежно вызывает у подростков недовольство собой, возбуждает желание избавиться от недостатков.
5) Организация нового образа жизни воспитуемого, в котором закрепляются, развиваются положительные качества. В практике отрицательное в личности разрушается иногда строгим наказанием, судом, всеобщим осуждением, изоляцией человека от общества. Но при этом нередко его образ жизни мало меняется. Если же стереотип воспитуемого находится в тех же условиях, он быстро восстанавливается в своем прежнем виде. «Каким был человек, таким и остался» - жалуются подчас работники школ. А он и не мог измениться, поскольку не были созданы педагогически необходимые условия, в корне пресекающие прежний отрицательный стереотип. 6) Включение самой личности в процесс преодоления имеющихся у нее недостатков, отрицательных свойств. Это последнее звено в системе перевоспитания активно воздействует на личность лишь тогда, когда эффективно использованы предыдущие звенья системы перевоспитания. 7) Индивидуальная коррекция и персональная опека над конкретными трудными школьниками в системе наставничества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|