Технологии работы социального педагога с педагогически запущенными детьми
Понятие технологии прочно вошло в общественное сознание во второй половине XX столетия. Оно отражает направленность прикладных исследований на радикальное усовершенствование человеческой деятельности, повышение ее результативности, интенсивности, технической вооруженности. Отличие педагогических технологий от других обусловлено спецификой предметной области. Социально-педагогическая технология - один из сложившихся на основе предшествующего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определенной социально-педагогической цели (Л.В. Мардахаев). Она может рассматриваться: как обоснование (описание) этапов, методов и средств социально-педагогической деятельности, обеспечивающих достижение определенного результата; как целесообразная, оптимальная последовательность деятельности, направленная на достижение определенной социально-педагогической цели. Л.В. Мардахаев полагает, что в каждой конкретной ситуации социальному педагогу необходимо уяснить: 1. Социально-педагогическую цель (к чему стремиться, чего следует добиваться); 2. Условия ее реализации; 3. Особенности и возможности объекта; 4. Особенности места реализации; 5. Возможности по времени для реализации цели; 6. Особенности субъекта социально-педагогической деятельности, его возможности. На этой основе подбирается либо одна из имеющихся технологий, либо моделируется новая, специальная технология для данного случая. Технология работы с педагогически запущенными детьми. 1. Изучение всего контингента вновь поступивших учащихся, выявление трудных подростков, организация индивидуальной учебно-воспитательной работы с ними. Цели работы: выявление трудных учащихся, основных достоинств и недостатков их личности, склонностей, способностей, интересов, которые могут быть использованы для воспитания или перевоспитания подростков; изучение условий жизни и воспитания их в семье, их ближайшего окружения, личных связей, организация учета трудных учащихся; планирование индивидуальной работы с ними, проверка эффективности индивидуального подхода путем наблюдения за изменениями личности и поведения учащихся.
Формы и методы работы: изучение документации, беседы с учителями, с родителями, получение в необходимых случаях информации из инспекции по делам несовершеннолетних, беседы с учащимися, анкетирование, изучение работ учащихся, выполненных на уроках, наблюдение за поведением учащихся в разных условиях их учебы, работы, досуга. Основные исполнители: классный руководитель, преподаватели, родители учащихся - с привлечением других лиц, знающих подростков. 2. Коррекция недостатков нравственного развития педагогически запущенных учащихся. Цели работы: одновременно с решением важнейших задач нравственно - правового воспитания учащихся и способствовать вовлечению их в полноценную жизнь и деятельность ученического коллектива. Формы и методы работы: приобщение учащегося к коллективной деятельности на уроках, обеспечение участия в различных общественных мероприятиях, занятиях кружков, секций художественной самодеятельности, отчеты учащегося перед коллективом; организация индивидуального шефства над ним с о стороны сверстников и взрослых; привлечение к общественно полезному труду; тренировка в нравственных делах и поступках; помощь в самовоспитании; систематическое использование поощрений и наказаний; разъяснение и убеждение в форме индивидуальных бесед. Эта работа предусматривается в разделах перспективного плана; где отражается формирование учебного коллектива, формирование у учащихся основ научного мировоззрения и идейной убежденности, их нравственное воспитание, эстетическое воспитание, физическое воспитание и укрепление здоровья учащихся.
3. Воспитание правильного отношения к закону и навыков правомерного поведения. Цель работы (наряду с общими целями правового воспитания): преодоление неуважительного отношения к закону и правовым нормам, борьба с противоправным поведением. Формы и методы: встречи с работниками милиции, суда и прокуратуры, правовое просвещение родителей; проведение тематических лекций и бесед. Работа находит отражение в тех разделах перспективного плана, где предусматривается нравственное воспитание учащихся. 4. Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися. Цели работы: обучение учащихся приемам и способам самостоятельной умственной деятельности, ликвидация пробелов в знаниях, воспитание интереса к общеобразовательным знаниям, формирование чувства уверенности в своих силах и способностях. Формы и методы работы: индивидуальный подход к учащемуся на уроке, дополнительные учебные занятия, привлечение учащихся к внеклассным мероприятиям познавательного характера, создание нормальных условий труда и отдыха подростков в семье, поощрение за успехи в учебе. Указанная работа может найти отражение почти во всех разделах перспективного плана, но, прежде всего там, где предусматривается формирование коллектива учащихся, воспитания у них основ научного мировоззрения, эстетическое воспитание. 5. Преодоление недостатков физического развития и здоровья педагогически запущенных учащихся. Цели работы: выработать у педагогически запущенных подростков привычку к правильному режиму учения, труда и отдыха, отвлечь от неразумных и вредных для здоровья занятий, воспитать отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркомании, сформировать необходимые гигиенические навыки и привычки. Формы и методы работы: уроки физического воспитания, занятия спортивных кружков и секций, специальные медицинские мероприятия, психоневрологическое обследование всех педагогически запущенных учащихся. Работа планируется в связи с решением общих задач физического воспитания учащихся.
6. Работа с родителями педагогически запущенных учащихся. Цель работы: изучение условий жизни и воспитания учащегося в семье, педагогическое и правовое просвещение родителей, координация воспитательных воздействий на подростков, принятие соответствующих мер родителям, уклоняющимся от воспитания своих детей, а также отрицательно влияющих на них. Формы и методы работы: педагогический лекторий для родителей, деятельность родительского актива. На особый учет должны быть взяты родители - правонарушители и пьяницы и с целью индивидуального воздействия на них. 7. Половое воспитание. Цели работы: наряду с решением общих по отношению ко всем учащимся задач полового воспитания (воспитание правильного отношения к противоположному полу, изучение законодательства о браке и семье, специальных вопросов гигиены, физиологии интимных отношений) дополнительными целями в работе с педагогически запущенными учащимися являются: преодоление нездоровых интересов, повышенной сексуальности, неправильного отношения к противоположному полу, разъяснение недопустимости вульгарного поведения. Формы и методы работы: беседы, лекции о взаимоотношениях между полами, о браке, семье, а также с целью профилактики венерических заболеваний, индивидуальные беседы, использование специальной литературы, обсуждение фильмов, спектаклей о любви, о семейных отношениях, медицинские консультации. Вывод по второй главе
В данной главе рассмотрены функциональные направления деятельности социального педагога, обуславливающиеся следующими этапами: выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации. Дети с диагнозом «педагогическая запущенность» – это дети группы риска. Социально-педагогические технологии с такими детьми имеют свои составляющие и этапы, каждый из которых, выполняет собственное целевое, локальное назначение. Прежде чем приступить к реализации социально-педагогической технологии коррекции конкретных отклонений педагогически запущенного школьника, необходимо выявить степень запущенности и все возрастные, индивидуальные проявления ученика в данном контексте. Для этого существуют разные подходы к составлению характеристики "трудного" ребенка.
В качестве диагностической программы В.Г. Баженов предлагает схему психолого-педагогической характеристики личности школьника, а для диагностики педагогической запущенности также предлагает дневник наблюдения педагогически запущенного ребенка. Технологический этап – это определение эффективности воздействия на ребенка, выбранной социально-педагогической технологии и составляющих ее методик. Рассмотрев социально-педагогические технологии работы с педагогически запущенными детьми различных авторов, будем формировать собственную технологию работы, в основу которой войдут факторы педагогической запущенности. Считаем, что все это необходимо учитывать при составлении программы коррекции педагогической запущенности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|