Глава 3. Исследование деятельности социального педагога с педагогически запущенными детьми на базе МКОУ Козловская ООШ
Методы и методики исследования деятельности социального педагога с педагогически запущенными детьми Исследование деятельности социального педагога с педагогически запущенными детьми проводилось на базе МКОУ Козловская ООШ, которое проводилось в течение трех месяцев. В эксперименте участвовало 3 ребенка от 11 до 13 лет. Критериями выборки послужили сведения журнала успеваемости и посещаемости в трех классах, беседа с учителями, метод наблюдения за учениками, а также проведение методик для выявления педагогической запущенности. Цель исследования: исследование педагогической запущенности детей; разработка и апробация программы коррекции педагогической запущенности детей. Объект исследования: деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми. Предмет исследования: педагогически запущенные дети как феномен деятельности социального педагога. Гипотеза исследования: деятельность социального педагога представляет собой комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня педагогической запущенности детей. Задачи исследования: 1. рассмотреть понятие и сущность педагогической запущенности в различных источниках; 2. проанализировать подходы к определению педагогической запущенности, выделив общие черты; 3. рассмотреть деятельность социального педагога по организации работы с педагогически запущенными детьми; 4. изучить технологии работы социального педагога с педагогически запущенными детьми; 5. разработать и внедрить программу для социальных педагогов по организации работы с педагогически запущенными детьми; 6. провести мониторинг опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования: - наблюдение; - анализ; - беседа; - объяснение; - разъяснение; - анкетирование; - интервью. Были использованы следующие методики. Социальный паспорт личности ребенка (социальный паспорт индивидуальной адаптации ребенка к новой социальной среде разработан с учетом методик и опыта, накопленного практическими психологами, педагогами, специалистами по социальной работе, а также на основе опыта проведения предметно-мотивационной диагностики по изучению причин и условий социальной адаптации) (Приложение 5), направленный на выявление причин и условий социальной адаптации, детско-родительских отношений, бытовых условий и т.д. Комплексная экспресс-диагностика педагогической запущенности детей (Овчарова Р.В.) (Приложение 6), направленная на определение степени педагогической запущенности в процентном соотношении. Целью ее является определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон, качеств и свойств личности, выявление путей и способов их профилактики и коррекции; прогнозирование дальнейшего развития ребенка. Она состоит из 5 шкал, включающих в себя вопросы, определяющие свойства самосознания, направленности субъекта на общение, деятельность, общую тревожность, влияние воспитательной микросреды школы и семьи. Педагогическая запущенность диагностируется при наличии совпадений по 1, 4, 5 и одной из оставшихся шкал (2, 3) либо по всем шкалам. При легкой степени запущенности число совпадений составляет 10-25%, при выраженной степени - 25-50%, при высокой - 50% и более. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел)(Приложение 7), проводимая путем опроса испытуемого по 98 утверждениям. Фрейбурская анкета агрессивности (Приложение 8), направленная на выявление степени агрессивности в процентном отношении полученного числа положительных ответов к количеству утверждений. После определения, при помощи диагностики, наличие и вида агрессивного проявления следует выбрать формы профилактики.
Анализ полученных данных с помощью выбранных методик В результате использования данных методик получены результаты по каждому ребенку: Испытуемый №1 13 лет, 7 класс. Ребенок пропускает занятия в школе без уважительных причин. Успеваемость ниже среднего, «троечник». Отставание в учебе происходит также по медицинским показаниям: слабое здоровье, часто болеет. Социальный паспорт личности ребенка выявил следующие сведения: семья неполная, фактически ребенка воспитывает бабушка, отца нет, мать в воспитании ребенка участия не принимает, так как живет и работает в г. Москва. Ребенок маму почти не видит, только на праздники, к маме относится с любовью и уважением. Материальное положение семьи ниже среднего, ребенок проживает с бабушкой в частном доме, у него есть отдельная комната. Ребенок часто приходит в школу без учебников и тетрадей, выглядит неухоженным. Признаков насилия над ребенком в семье нет, подросток попрошайничеством не занимается, домашнее задание практически не выполняет, к урокам не готов. При опросе выяснилось, что направленность интересов в наибольшей степени на трудовую деятельность. Ребенок редко принимает участие в общественных делах, учителя с неохотой доверяют ему повседневные задания, сетуя на медлительность. Ребенок безынициативен, замкнут, необщителен. Редко принимает ответственное решение, авторитетом в классе не пользуется, агрессивность проявляется через угрозы, ругань, враждебные выкрики (без применения физической силы). Отношение к алкоголю терпимое, курение эпизодическое, сквернословие. В результате проведение комплексной экспресс-диагностики педагогической запущенности детей, уровень педагогической запущенности находится в выраженной степени - 45%. Результаты проведения методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению: склонность к аддиктивному поведению - средне выражена, склонность к преодолению норм и правил - средне выражена, установки на социально-желательные ответы - мало выражены. Социально-педагогический диагноз Уровень педагогической запущенности в выраженной степени, коррекция недостатков нравственного развития, работа по устранению слабоуспеваемости.
Социально-педагогический прогноз После мероприятий, предлагаемых в комплексной программе для испытуемого №1, считаем, что ситуация с испытуемым №1 должна нормализоваться, а уровень педагогической запущенности существенно снизиться. Испытуемый № 2 11 лет, 5 класс. Ребенок пропускает занятия в школе без уважительных причин. Социальный паспорт личности ребенка выявил следующие сведения: семья полная, но обстановка неблагоприятная, контроль за поведением ребенка со стороны матери отсутствует, отца нет, есть отчим, который также воспитанием не занимается, к матери ребенок относится нормально, но с отчимом отношения напряженные. Мать постоянного места работы не имеет, отчим нигде не работает, периодически употребляет спиртные напитки. Материальное положение семьи ниже среднего, бытовые условия в доме сносные, у ребенка отдельная комната. Признаков насилия над ребенком в семье нет, подросток попрошайничеством не занимается, домашнее задание регулярно не выполняет, к урокам бывает не готов. При опросе выяснилось, что направленность интересов в наибольшей степени на трудовую и спортивную деятельность (посещает секцию борьбы). Ребенок редко принимает участие в общественных делах, безынициативен, но со сверстниками активно общается, в основном вне школы, свое нежелание учиться объясняет сложившейся конфликтной ситуацией с учителями. Авторитетом в классе не пользуется, часто проявляет агрессивность и физическую силу, особенно в отношении женского пола, агрессивно настроен и в отношении учителей. Алкоголь употребляет эпизодически, курит эпизодически. В результате проведение комплексной экспресс-диагностики педагогической запущенности детей, уровень педагогической запущенности находится в выраженной степени - 49%. Результаты проведения методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению: склонность к аддиктивному поведению - ярко выражена, склонность к преодолению норм и правил - ярко выражена, установки на социально-желательные ответы - средне выражены.
По Фрейбурской анкете агрессивности, агрессии в степени выше среднего. Социально-педагогический диагноз После проведения данных методик можно сказать, что уровень педагогической запущенности в высокой степени, коррекция недостатков нравственного развития, работа по половому воспитанию, работа по воспитанию правильного отношения к закону и навыков правомерного поведения, работа с неуспевающими учащимися. Социально-педагогический прогноз После мероприятий, предлагаемых в комплексной программе для испытуемого №2, считаем, что ситуация с испытуемым №2 должна улучшиться, а уровень педагогической запущенности - снизиться. Испытуемый № 3 12 лет, 6 класс. Ребенок пропускает занятия. Успеваемость ниже среднего, «троечник», нежелание учиться мотивирует ленью. Социальный паспорт личности ребенка выявил следующие сведения: семья полная, отец работает вахтовым методом, в воспитании прямого участия не принимает, мать не выполняет надлежащим образом обязанности по обучению сына, не контролирует посещаемость им занятий, что способствует уклонению подростка от учебы. Отношение между родителями и ребенком неконфликтные. Материальное положение семьи среднее, у ребенка есть отдельная комната, компьютер. При опросе выяснилось, что направленность своих интересов ребенок определить не может. Ребенок безынициативен, большим авторитетом в классе не пользуется, но и число аутсайдеров не входит. Открытую агрессию не выражает. Отношение к алкоголю и курению нейтральное. В результате проведения комплексной экспресс-диагностики педагогической запущенности детей, уровень педагогической запущенности находится в низкой степени - 22%. Результаты проведения методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению: склонность к аддиктивному поведению - мало выражена, склонность к преодолению норм и правил - мало выражена, установки на социально-желательные ответы - мало выражены. Социально-педагогический диагноз После проведения данных методик можно сказать, что уровень педагогической запущенности находится в низкой степени, но необходима работа с родителями, коррекция недостатков нравственного развития, работа по устранению слабоуспеваемости, необходимо заинтересовать ребенка, помочь ему самовыразиться, почувствовать интерес не только к окружающему миру, но и в первую очередь к самому себе. Социально-педагогический прогноз После мероприятий, предлагаемых в комплексной программе для испытуемого №3, считаем, что ситуация с испытуемым №3 должна нормализоваться, а уровень педагогической запущенности существенно снизиться. Таким образом, мы получили результаты диагностики по каждому клиенту, будем составлять программу коррекции педагогической запущенности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|