Коррекционная программа для испытуемого №3
1. Нормативно-правовая основа программы. Конвенция ООН о правах ребенка 2. Цели программы: - Искоренить недостатки нравственного развития, способствовать вовлечению детей в полноценную жизнь и деятельность ученического коллектива. - Обучить учащихся приемам и способам самостоятельной умственной деятельности, ликвидация пробелов в знаниях. - Воспитать интерес к общеобразовательным знаниям и сформировать чувство уверенности в своих силах и способностях. - Выработать у педагогически запущенных подростков привычку к правильному режиму учения, труда и отдыха. - Скоординировать воспитательные воздействия на подростка. - Принять соответствующие меры по отношению к родителям, уклоняющимся от воспитания своих детей. 3. Задачи программы: - Попытаться пробудить интерес к учебной и общественной деятельности, сформировав учебную мотивацию на основе интересов ребенка. - Найти индивидуальный подход к ребенку. - Вовлечь в воспитательный процесс родителей и других лиц. - Восполнить пробелы в знаниях. 4. Стратегические направления: - Коррекция недостатков нравственного развития педагогически запущенных учащихся. - Работа по устранению неуспевания в учебной деятельности. - Работа с родителями педагогически запущенных учащихся. 5. Тактика реализации программы Для коррекции недостатков нравственного развития предлагаем следующие формы и методы работы: приобщить учащегося к коллективной деятельности на уроках, в общественных мероприятиях, занятиях кружков, секций художественной самодеятельности; организовать индивидуальное шефство над ним со стороны сверстников (старшеклассников) или взрослых; привлечь к общественно полезному труду; использовать систему поощрений и наказаний; производить разъяснение и убеждение в форме индивидуальных бесед.
На основе интересов ребенка попытаться приобщить его к деятельности, которая будет ему интересна, на основе школьного или районного кружка, секции. Рассказать о пользе составления распорядка дня, режима, списка дел. Это поможет ему стать более собранным, организованным. Простимулировать его можно, предложив ему небольшую ответственную работу в классе, на уроке, в подготовке мероприятия. Так же предлагаем провести занятие с социальным педагогом для освоения техники «Я-высказывания» (Приложение 9) Для устранения неуспеваемости, ликвидации пробелов в знаниях можно использовать следующие формы и методы работы: индивидуальный подход к учащемуся на уроке, дополнительные учебные занятия, привлечение учащихся к внеклассным мероприятиям познавательного характера, поощрение за успехи в учебе. Для устранения неуспеваемости предлагаем составить график консультаций по предметам для ликвидации пробелов в знаниях, это могут быть дополнительные учебные занятия. Следующий этап работы с педагогически запущенным ребенком - это работа с родителями. Формы и методы: педагогический лекторий для родителей. Социальный педагог может предложить ребенку и членам семьи использовать методику «Традиция» (Приложение 12). Работа с семьей будет проводиться в форме консультативных бесед. Предлагаем вынести предупреждение ребенку и родителям, обязать принять меры к организации обучения ребенка. Так как отец дома бывает редко, рассказать матери о том, какие воспитательные воздействия и приемы использовать: ребенок много времени проводит за компьютером, наличие сделанного домашнего задания матерью не контролируется, ребенку можно предложить сначала сделать домашнее задание, а потом обниматься с компьютером. Время провождение за компьютером необходимо ограничить до разумного. Так же нужно всячески ободрять ребенка, стимулировать на дальнейшие действия, тем самым, искореняя лень и неорганизованность.
6. Ожидаемые конечные результаты После проведенных мероприятий, считаем, что ситуация с испытуемым №3 должна нормализоваться, а уровень педагогической запущенности существенно снизиться. 7. Сроки реализации программы От 2 до 5 месяцев. 8. Исполнители программы Социальный педагог, классный руководитель, школьное руководство.
Оценка эффективности апробированной программы коррекции педагогической запущенности. Апробация разработанной коррекционной программы осуществлялась нами в ходе практического исследования, проводившегося в 2011-2012 гг. на базе МОУ Козловская ООШ №. Первые диагностические измерения сняты с трех педагогически запущенных, учащихся МОУ Козловская ООШ. Результаты представлены в сводной таблице № 1 (Приложение 13). Коррекционная программа реализовалась в данном учреждении по следующим направлениям: 1. Коррекция недостатков нравственного развития педагогически запущенных учащихся. 2. Работа по устранению неуспевания в учебной деятельности. 3. Преодоление недостатков физического развития и здоровья педагогически запущенных. 4. Работа с родителями педагогически запущенных учащихся. Вторичные диагностические данные позволяют увидеть тенденцию к снижению педагогической запущенности у исследуемых детей (Приложение 14). Результаты представлены в сводной таблице № 2 (Приложение 15). На диаграмме № 1 (Приложение 16) представлены данные первичной и вторичной диагностики, отражающие степени педагогической запущенности трех клиентов, в начале и в конце реализованной программы коррекции педагогической запущенности. С помощью полученных данных в результате проведения контрольной диагностики мы выявили эффективность предложенной и уже реализованной коррекционной программы со своими целями, задачами, стратегическими направлениями, тактикой реализации, ожидаемыми конечными результатами, сроками реализации и исполнителями. Считаем, что эффективность предложенной и реализованной коррекционной программы доказана в двух случаях из трех. Существенное снижение педагогической запущенности произошло у клиента №1 и клиента №2 соответственно: с 45% до 31% и с 49% до 29%. У клиента №3 степень педагогической запущенности снизилась несущественно: с 22% до 21%.
Причиной недостаточной эффективности программы для третьего клиента считаем, прошествие недостаточного количества времени, а также слабое педагогическое воздействие со стороны родителей.
Выводы по третьей главе В данной главе раскрыты используемые методы и методики, анализ полученных данных в ходе исследования. Методики: - Социальный паспорт личности ребенка (Приложение 5) - Комплексная экспресс-диагностика педагогической запущенности детей (Овчаровой) (Приложение 6). - Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (Приложение 7). - Фрейбурская анкета агрессивности (Приложение 8). Исследование проводилось на базе МОУ Козловская ООШ. В эксперименте участвовало 3 ребенка от 11 до 13 лет. В результате использования данных методик получены результаты по каждому ребенку: - испытуемый №1 имеет уровень педагогической запущенности в выраженной степени - 45%, в данном случае необходима работа с родителями, коррекция недостатков нравственного развития, работа по устранению слабоуспеваемости и неуспеваемости, работа по преодолению недостатков физического развития и здоровья. - испытуемый №2 - уровень педагогической запущенности находится в выраженной степени - 49% и уровень агрессии в степени выше среднего. Необходима работа с родителями, коррекция недостатков нравственного развития, работа по половому воспитанию, работа по воспитанию правильного отношения к закону и навыков правомерного поведения, работа по преодолению недостатков физического развития и здоровья, работа с неуспевающими учащимися. - испытуемый №3 имеет уровень педагогической запущенности в низкой степени - 22%, необходима работа с родителями, коррекция недостатков нравственного развития, работа по устранению слабоуспеваемости и неуспеваемости.
Для каждого ребенка, исходя из его особенностей, степени педагогической запущенности и ее причин, составлена коррекционная программа со своими целями, задачами, стратегическими направлениями, тактикой реализации, ожидаемыми конечными результатами, сроками реализации и исполнителями. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Целью нашей работы была исследование педагогической запущенности и разработка коррекционной программы. В ходе работы мы проанализировали существующие подходы к понятию педагогической запущенности (в работах Заседателевой Э.Б., Баженова С.А., Алемаскина М.А., Степанова В.Г., Невского И.А., Белкина А.С., Зюбина Л.М. и других). Нами установлено, что под педагогической запущенностью следует понимать устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющееся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами. Черты педагогической запущенности могут проявляться отчетливо, но могут и скрываться за внешне благополучным поведением. Педагогически запущенный ребенок является психически нормальным и физически здоровым, но не обладает знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности. Педагогически запущенные дети легко могут усваивать информацию, в отличие от трудных подростков они поддаются педагогическому воздействию. Специалисты психолого-педагогической и социально-педагогической службы образовательного учреждения, могут успешно справляться с ранним выявлением и коррекцией педагогической запущенности школьников. Принципы работы с педагогически запущенными школьниками хорошо разработаны Л. Зюбиным. Схема составления диагностики обследования школьников - Л.А. Грищенко, Б.И. Алмазовым, В.Г.Баженовым. Направления коррекционной программы для ребенка и его окружения разработаны Р.В. Овчаровой. Л.М. Зюбин предложил этапы работы и коррекционные мероприятия. На основе рассмотренных социально-педагогических технологий работы с педагогически запущенными детьми различных авторов, нами была предложена собственно разработанная технология,которую мы использовали при проведении исследования на базе МОУ Козловская ООШ. В исследовании принимало участие трое педагогически запущенных испытуемых, каждый со своими особенностями, разными степенями педагогической запущенности и причинами.
Результатом изучения данной проблемы считаем разработку коррекционной программы по каждому испытуемому, которая, на наш взгляд, может быть использована для коррекции педагогической запущенности социальным педагогом в общеобразовательном учреждении. Проанализировав данные диагностики, отражающие степени педагогической запущенности трех испытуемых представили диаграмму в процентах (Приложение 16). Считаем, что цель работы достигнута. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Всеобщая декларация прав человека ООН (1948) // Международные документы по правам человека. - Франфурт-на-Майне: Международное общество прав человека. 1990. - С. 7-17. 2. Конституция о правах ребенка (1989) // Дошкольное образование. - 2001. -№ 10. - С.9-21. 3. Конституция РФ, принята 12.12.1993. - М.: Норма, 2002. 4. Российская Федерация. Законы. Об основных гарантиях прав ребенка в РФ. Федеральный Закон от 24.07.1998 3 124-ФЗ // Консультант плюс. - 2009. - № 2. 5. Российская Федерация. Законы. Об образовании в РФ. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 // Консультант плюс. - 2009. - № 2. 6. Алемаскин, М.А. Воспитательная работа с подростками: учебно-методическое пособие / М.А. Алемаскин. - М.: Знание, 1979. - 393 с. 7. Аксенова, Л.Н. Социальная педагогика в специальном образовании: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с. 8. Баженов, В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков: Учебно - методическое пособие - Киев; Рад. Школа, 1986. - 132 с. 9. Бачарова, В.Г. Социально-педагогическая деятельность как научная категория / В.Г. Бачарова. - М.: Наука, 2002. - 56 с. 10. Бардин, К.В. Чтобы ребенок успешно учился / К.В. Бардин. - М.:, 1999. - 163 с. 11. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. - М.: Совершенство, 1997. - 298 с. 12. Блонский, П.П. Школьная неуспеваемость / П.П. Блонский. - Избр. Пед. Произв. М., 1996. 13. Баранова, Л.Д. Социальный педагог в школе (из опыта работы) / Л.Д.Баранова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 187 с. 14. Василькова, Ю.В., Василькова, Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студ. учеб. заведений 5-е изд., стер. / Ю.В. Василькова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 440 с. 15. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб. метод. Пособ. / под.ред. М.И.Рожкова. - М. Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС, 2003. - 240 с. 16. Галагузова, Ю. Н., Сорвачева Г. В., Штинова Г.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов: Пособие для студентов / Ю.Н. Галагузова. - М.: Гуманит, издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. 17. Гурьянова, М.П. Сельская школа и социальная педагогика / М.П. Гурьянова. - Минск: Амалфея, 2005. - 448 с. 18. Дереклеева, Н.И. Новые родительские собрания: 5-9 классы учеб.-метод. пособие. - М.: ВАКО, 2007. - 320 с. 19. Данюшевская, Г.А. Школа и ребенок: проблемы эмоциональной комфортности учебной среды / Г.А. Данюшевская // Начальная школа. - 2008. - №9. - с. 16-21. 20. Загвязинский, В.И., Зайцев, М.П., Кудашов, Г.Н., Селиванова, О.А., Строков, Ю.П. Основы социальной педагогики: Учеб. пособие для студ. пед. Вузов и колледжей / Под. ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 160 с. 21. Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова. - Изд. 6-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 442 с. 22. Коробкина, С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5,10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами / С.А. Коробкина. - Волгоград: Учитель, 2010. - 238 с. 23. Котова, С.Т. Школьный консилиум как инновационная образовательная технология / С.Т. Котова // Социальная педагогика. - 2010. - №1. - с.19-26. 24. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь / С.В. Крюкова. практ. Пособ. - М.: Генезис, 2002. - 208 с. 25. Клушина, Н.П. Теоретико-методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов социальной работы: Дис. Д-ра пед. Наук. - Ставрополь, 2002. 345 с. 26. Кукушина, В.С. Коррекционная педагогика / В.С. Кукушкина. - изд М., Рн/Д — 2004. - 340 с. 27. Кумарина, Г.Л. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения / Г.Л. Кумакина // Социальная педагогика. - 2008. - №4. - с. 63-65. 28. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования:проект / Рос. Акад. Образования: под. ред. А. М. Кондакова., А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2006. - 39 с. 29. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб пособия для студентов учеб. Заведений / Т.В. Лодкина. - М:. Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с. 30. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. Учеб.заведений / П.А. Шептенко, Г.А.Воронина; под ред. В.А, Сластенина. -2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 208 с. 31. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику: учебное пособие для студентов / А.В. Мудрик. - М.: Инст. Практ. Психологии, 1997. - 372 с. 32. Мудрик, А.В. Социальная педагогика. учеб. пособие для студентов / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 1999. - 356 с. 33. Нечаев, М.П. Педсовет, подходы, технологии, методики \ М.П. Нечаев. - Методическое пособие по воспитательной работе. М.: УЦ Перспектива, 2009 — 112 с. 34. Никитин, В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов: учеб. Пособие / В.А. Никитин. - М.: Московский психолог -социальный институт, 2005. - 236 с. 35. Никитина, Н.И., Глухова, М.Ф. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студентов пед. Училищ и колледжей, обучающихся по специальности ««Соц. Педагогика» / Н.И. Никитина. - М.: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2007. - 399 с. 36. Новикова, С.С., Соловьев, А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: учеб. пос. для высш. / С.С. Новикова. - Шк.-2-е изд.-М., Академический проект: Фонд «Мир», 2006. - 496 с. 37. Олифренко, Л.Я., Шульга, Т.И., Дементьева, И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студентов. Высш. Пед. Учеб. заведений- 2-е изд., стер. / Л.Я. Олифренко. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 256 с. 38. Овчарова, Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении и преодолении педагогически запущенных детей: учеб. Пособ. / Р.В. Овчарова. - Архангельск: Просвещение, 1995. - 150 с. 39. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 480 с. 40. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 240 с. 41. Педагогический словарь / под общ. Ред. И.А. Кирова, Н.К. Гончарова. - М.: Педагогика, 1997. - 650 с. 42. Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагике: Учеб.пособие для студ. сред.спец.учеб. Заведений / И.П. Подласый. - М.: Гуманит 2-е.изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 352 с. 43. Перешина, Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений / Н.В. Перешина. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192 с. 44. Словарь социального педагога и социального работника. Редакционная коллегия: А.А. Аладьин, И.И.Калачева, А.И.Левко, В.В.Мартынова, М.А,Станчиц, И.В.Тимошенко. - Изд. «Белорусская энциклопедия» имени Петруся Бровки, 2001. - 254 с. 45. Степанов, В.Г Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений.-3-е изд., перераб. И доп. / В.Г. Степанов. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с. 46. Социальная педагогика: курс лекций / под. общ. Ред. М.А.Галагузовой. М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 200. - 416 с. 47. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособ. Для студентов высш. Педагог. Учеб. заведений. - 3-е изд / В.Г. Степанов. - М:. Издательский Центр «Академия», 2001. - 336 с. 48. Смиронов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К. Смиронов. - М.: АПК, 2002. - 121 с. 49..Суботина, Л.Г. Модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса в психолого-педагогическом сопровождении учащегося / Л.Г. Суботина // Психология образования. - 2008. - №2. - с. 34-36 50. Трофимова. Н.М, Дуванова, С.П., Трифонова, Н. Б., Пушкина, Т. Ф. «Основы специальной педагогики и психологии» / Н.М. Трофимова. - СПб.: Питер, 2005. - 304 с. 51. Тимофеева, И.Г. Школьный консилиум / И.Г. Тимофеева // Воспитание школьников. - 2006. - №2. - с. 54-56. 52. Чарушникова, В.С. Педагогическая запущенность / В.С. Чарушникова // Социальная педагогика. - 2007. - №3. - с. 61-65. 53. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога / М.В. Шакурова. - М.: «Академия», 2004. - 272 с. 54. Шарапановская, Е.В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков: Диагностика и коррекция / Е.В. Шарапановская. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с. 55. Шептенко, П.А, Воронина, Г.А. Методика и технология работы социального педагога / П.А. Шептенко. - М.: Изд. Центр «Академия», 2002. - 208 с. 56. Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога: 5-11классы / Т.А. Шишковец. - М.: ВАКО, 2007. - 336 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|