Примерная программа изучения учащихся.
Стр 1 из 17Следующая ⇒ Н.Н.Абрамова
В О С П И Т А Т Е Л Ь Н А Я Р А Б О Т А В К Л А С С Е Рекомендовано Учебно-методическим объединением Министерства образования и науки РФ по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки 050100 Естественнонаучное образование, 050400 Социально-экономическое образование, 050500 Технологическое образование, 050600 Художественное образование, 050700 Педагогика
Ульяновск, 2012 УДК 37.018.2 ББК 74.200.58 А 16
Рецензент: доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Ульяновского государственного педагогического университета М.А.Петухов;
Абрамова Н.Н. А 16 Воспитательная работа в классе. Учебное пособие. Изд. 3-е, дополн. - Ульяновск, УлГПУ, 2012. - 209 с.
ISBN 978-5-86045-309-8
В пособии раскрывается содержание и методика некоторых направлений воспитательной работы в 5 - 11 классах средней школы. Книга адресована студентам педагогических учебных заведений, начинающим педагогам-практикам, классным руководителям, слушателям системы повышения квалификации, а также руководителям учебно-воспитательных учреждений, организующим процесс воспитания. УДК 371.04 ББК 74.200 © Абрамова Н.Н., 2012.
ISBN 978-5-86045-309-8
Предисловие Школьная жизнь многогранна: кроме учебной деятельности на уроках и разнообразных видов внеурочных занятий по предметам она включает в себя общение учеников и учителей при проведении совместных творческих дел: ролевых игр, путешествий, дискуссий, прогулок и экскурсий, спортивных соревнований и трудовых дел. Вся эта кропотливая ежедневная работа направлена на гармоничное развитие личности, которое предполагает гармонию развития мышления, чувств и эмоций, двигательной сферы. Если этого не учитывать, то школа не сможет решать главные задачи воспитания, которые ставит перед ней современная действительность: развитие творческой личности с гуманистической направленностью, ее навыков самопознания и умения управлять собой, общения с окружающими людьми в реальной жизни.
Воспитательную работу в классе, в первую очередь, организует классный руководитель. Успешная работа классного руководителя в рамках системы учебно-воспитательной работы школы – одно из условий выполнения данных задач. Что же определяет успех его работы? Во-первых, направленность личности классного руководителя, которая включает в себя идеалы, интересы, ценностные ориентации и может стать основой его концепции. На наш взгляд, одна из наиболее совершенных концепций воспитания – диалогово-деятельностная (В.П.Бедерханова, О.С.Газман, С.Д.Поляков, С.М.Юсфин). «С точки зрения диалогово-деятельностного воспитания, первое, что строит педагог, это ситуация безопасного (!) диалога, в которой воспитанники и воспитатели могут предъявить друг другу свои цели, интересы, ценности. Затем по определенным правилам они договариваются о совместных действиях или правилах общения, в которых бы отразились на равных интересы обеих сторон. И, наконец, начинают совместно действовать» (С.Д.Поляков). Мы видим, что данная концепция опирается на субъект-субъектный (S↔S) подход к воспитанию, при котором участники воспитательного процесса видят друг в друге личностей и организуют совместную деятельность на основе сотрудничества, сотворчества, сопереживания. Если педагог сумел выйти на уровень этой концепции, то он испытывает от своей работы наибольшее удовлетворение, за него можно только порадоваться.
Успех работы классного руководителя нельзя связывать только с наличием у него направленности. Достижение положительных результатов воспитания возможно при выполнении целого ряда требований: знания своего предмета; педагогики и психологии; умения реализовать эти знания на практике или владение педагогическими технологиями; креативности классного руководителя; соблюдения определенной логики в организации воспитательной деятельности: изучение учащихся и их родителей, на основе этого совместное выдвижение целей и задач работы, определение ее содержания, выбор оптимальных методов и форм работы, их реализация и последующий анализ. В реализации данных требований классному руководителю может помочь методическая литература. К сожалению, такой литературы недостаточно. Пособия Н.И.Болдырева, Н.Е.Щурковой о работе классного руководителя изданы достаточно давно и стали библиографической редкостью. Более современные работы по методикам и технологиям воспитания (например, «Методика воспитательной работы», Рязань, 1997; Н.Е.Щуркова и др. «Новые технологии воспитательного процесса», М., 1994) изданы небольшими тиражами. Мы надеемся, что наше пособие частично решит эту проблему и поможет классным руководителям в организации воспитательной работы в классе. Материалы пособия апробированы на занятиях по педагогике, во время педагогической практики со студентами, в работе со слушателями института повышения квалификации работников образования. Мы раскрываем некоторые направления работы классного руководителя, в которых появились изменения за последние годы и по которым было наибольшее количество вопросов у слушателей института повышения квалификации.
Изучение учащихся. Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от понимания внутреннего мира детей, их интересов и склонностей, переживаний, мотивов поведения, ценностных ориентаций. Помочь ребенку в развитии его личности воспитатель сможет лишь тогда, когда он хорошо изучит и поймет его индивидуальные особенности. Изучение учащихся – это обязанность учителя и особенно классного руководителя. Он изучает школьников не только на уроке, но и в процессе воспитания во внеурочное время, при посещении семьи ученика, во время различных экскурсий и походов. Зная особенности учащихся, их интересы и склонности, уровень развития самостоятельности и организованности, классному руководителю легче составить целенаправленный и действенный план воспитательной работы. При изучении школьников важно соблюдать преемственность в работе учителей и классных руководителей. Необходимо знакомить с результатами изучения учащихся всех учителей класса. Вместе с тем следует учитывать все, что они узнали о каждом школьнике. Это поможет осуществить единство требований к учащимся в процессе воспитания.
Изучать учащихся необходимо для того, чтобы обеспечить индивидуальный подход в процессе воспитания и обучения. Каждый ребенок – своеобразная, неповторимая личность с присущими только ему особенностями характера, типа нервной деятельности, особенностей мышления, памяти, внимания. Одни – смелые и решительные, другие – застенчивые и стеснительные. Одни отличаются организованностью и настойчивостью, другие не обладают этими качествами. Одни заботливы и внимательны к окружающим, другие могут быть равнодушны и даже жестоки. Каждый школьник развивается как особая индивидуальность. Индивидуально-личностный подход к учащимся в процессе воспитания состоит в том, чтобы держать в поле своего внимания каждого ученика, знать его особенности, опираться на его положительные качества и развивать их, оказывать ему повседневную помощь в трудных случаях и поощрять за хорошие поступки. Классный руководитель обычно ставит и осуществляет единые воспитательные задачи по отношению ко всем ученикам класса. Например, он стремится развивать творческие способности ребят, их самостоятельность, организованность и ответственность, но пути и средства решения этих задач могут быть различны в зависимости от индивидуальных особенностей ребят. К одним ученикам можно применить метод требования в виде просьбы, к другим – в виде прямого требования; в отношениях с неуверенными учениками целесообразнее использовать требование–доверие, к сильным – требование–мнимое недоверие; к одним – прямые методы воздействия, к другим – косвенные, методику параллельного педагогического действия.
Изучение учащихся достигает своей цели и дает нужные результаты при условии, если оно отвечает ряду требований, которые определяются, с одной стороны, основными психолого-педагогическими принципами, а с другой – конкретными условиями учебно-воспитательного процесса. 1. Целенаправленность изучения учащихся. Изучение личности школьников и их коллективов важно не само по себе. Оно всегда должно быть направлено на решение определенной педагогической цели. Это поможет избежать хаотичных, непродуманных действий. С учетом конкретной учебной или воспитательной задачи должны подбираться содержание и методы психолого-педагогического изучения и воспитания учащихся. 2. Систематичность и планомерность изучения. Исследование процесса развития каждого ученика должно осуществляться на протяжении всех лет его обучения. В школьном возрасте в психике и поведении детей происходит множество различных изменений. О каждом из них учитель должен узнавать достаточно оперативно. Нарушение этого требования приводит к тому, что сложившееся у педагога при первой встрече мнение об ученике сохраняется на многие годы, несмотря на значительные изменения в его убеждениях и поведении. Итак, изучать ребенка нужно в развитии, систематически и последовательно, опираясь на четкий план работы. 3. Целостное изучение личности школьника. Оно означает стремление понять своеобразие личности каждого воспитанника в целом, отмечая его отдельные черты, проникать в единство его внутреннего психологического состояния, внешнего поведения и условий деятельности в конкретный момент его жизни. В ходе реализации этого требования важно опираться на всесторонний характер изучения личности: не только на уроках, но и во внеучебной деятельности в школе, во внешкольных воспитательных учреждениях, в домашних условиях, в свободном общении со сверстниками. 4. Опора на принцип педагогического оптимизма. Суть его лучше всего сформулирована в известном высказывании С.Л.Рубинштейна: «Добиться успехов в борьбе с дурными и слабыми сторонами человека можно вернее всего, нащупав его сильные стороны – те силы в нем, которые при надлежащем их направлении могут быть обращены на благую цель. За озорными выходками нередко стоят избыточные силы, которым не сумели вовремя дать надлежащее применение. На знании одних недостатков и слабостей ничего не построить. Потому воспитание, которое видит только их одних, их лишь подчеркивает – бесперспективное дело. Кто хочет исправить недостатки человека, должен искать его достоинства, хотя бы потенциальные, те свойства его, которые могут быть обращены в достоинства при надлежащем направлении заключенных в нем сил. На них надо опираться в борьбе с недостатками человека. Вступая в борьбу с недостатками человека, надо искать себе союзника в нем самом» [12; 23]. При таком подходе к изучению личности ребенка он выступает не только как объект, но и как субъект учебно-воспитательного процесса.
5. Изучение учащихся в естественных условиях жизниидеятельности. Лишь в исключительных случаях можно использовать лабораторные методы психодиагностики. Все основные используемые в школе методики должны быть одновременно и учебно-воспитательными средствами или методами. Как отмечал С.Л.Рубинштейн, «изучать детей, воспитывая и обучая их, чтобы воспитывать и обучать, изучая их, - таков путь, единственно полноценной педагогической работы и наиболее плодотворный путь познания психологии детей». [12; 195]. Изучение учащихся в естественных условиях, в ходе воспитательной работы и повседневного поведения, помогает обеспечить большую объективность в оценке школьника. 6. Изучение индивидуальных особенностей должно осуществлятьсяс учетом возрастных особенностей, в частности, экспериментальные задания должны предъявляться в доступной для учащихся каждой возрастной группы форме. Несоответствие некоторых поступков воспитанников с их возрастом может привести к принципиально неверному толкованию личности школьника, совершившего эти поступки. 7. Оценка результатов изучения того или иного ученика производится не путем сравнения этих результатов с какими-либо нормами или средними величинами, а главным образом, путем сопоставления их с результатами предыдущих диагностических проверок того же ученика с целью выявления характера и величины его продвижения в развитии. Оцениваются усилия самого ученика в учебной деятельности и самовоспитании. Различие темпераментов, физического здоровья, предрасположение к тем или иным областям человеческих знаний, отличия социальной микросреды, в которой живут разные дети, накладывают отпечаток на их поведение, школьные успехи, структуру личности, темп индивидуального развития. Следовательно, сравнение школьников с какими-то общими нормами и с товарищами по классу, не может привести к объективной и справедливой оценке его личности, не может дать представление о постоянных, стержневых характеристиках растущего человека. 8. Диагностика учащихся должна выявлять не только наличный и актуальный уровень развития той или иной индивидуальной особенности, а проводиться с учетом возможной «зоны ближайшего развития », перспектив развития школьника, которых он может достичь при сотрудничестве со взрослыми.[1] Наличие прогностических умений у педагога – одно из современных требований к учителю-мастеру. 9. Изучение учащихся разнообразными методами и приемами. Чем разнообразнее методы изучения, тем объективнее их результаты. Одним из основных методов изучения личности школьника, как это будет показано ниже, является наблюдение за его деятельностью и поведением. Одновременно используется метод беседы с учащимися, с учителями, работающими в данном классе, с родителями учащихся. Применяются и такие методы, как анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент и др. Методика изучения учащихся должна быть действенной. Не следует ограничиваться констатацией тех или иных проявлений личности. Важно на основе изучения ученика наметить пути преодоления отрицательных качеств и закрепления положительных черт в его характере и поведении. Для обеспечения всестороннего изучения учащихся необходимо иметь программу. Мы предлагаем примерные программы изучения учащихся и ученического коллектива. Примерная программа изучения учащихся. 1. Общие сведения. Фамилия, имя, отчество. Дата рождения. Домашний адрес. Сведения о семье: а) члены семьи: отец, мать и другие члены семьи; год рождения каждого, образование, профессия, место работы, занимаемая должность; б) социально-демографические условия семьи: многодетная, неполная, больные родители или инвалиды; в) материальные или жилищно-бытовые условия: низкооплачиваемые, малообеспеченные, проживающие в плохих жилищно-бытовых и санитарно-гигиенических условиях; какие условия имеет ученик в квартире: отдельная комната, угол, отдельный стол, нет постоянного места для занятий и др.; г) характер взаимоотношений родителей и других членов семьи с учеником: слепое обожание, заботливость, дружба, доверие, равноправие, отчужденность, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность и др.; д) социально-психологические условия: неблагоприятный психологический климат семьи, педагогически несостоятельные родители, эмоционально-конфликтные отношения в семье; е) криминогенные условия: аморальный образ жизни родителей, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, социальный паразитизм, жестокое обращение с детьми; ж) культурный уровень семьи. Режим и досуг ребенка. Участие ребенка в домашнем труде. Друзья и знакомые ребенка вне школы. Наиболее важные события в жизни ребенка. 2. Здоровье. Состояние здоровья ученика: физическое развитие, сильные стороны и недостатки физического развития, заболевания – по данным школьного врача. 3. Общий уровень развития ученика: ¨ общее развитие: культура речи, начитанность, посещение кино, театров, музеев, стадионов и т.п. ¨ мотивация учения и успеваемость: а) наличие мотивов (познавательные, социальные, личностные и др.); б) отношение к учебным предметам (увлеченное, заинтересованное, безразличное, отрицательное); есть ли особые способности к предмету: русский язык; чтение, литература; математика; информатика; природоведение; биология; рисование; физкультура; пение; ритмика; бальные танцы; история; география; физика, астрономия; химия; иностранный язык; другие предметы; в) уровень внимания (высокий, средний, низкий); способен ли удерживать внимание весь день, к какому по счету уроку наступает спад внимания; г) как запоминает материал (быстро, медленно); д) уровень развития мышления (высокий, средний, низкий); е) как выполняет свои учебные обязанности (аккуратно, небрежно, нерегулярно, не выполняет); ж) активность на уроке (высокая, средняя, низкая, не проявляет); з) владеет ли знаниями и навыками самостоятельного умственного труда (да, частично, нет); и) как относится к требованиям учителей, к их педагогическим воздействиям (активно-положительно, пассивно-положительно, безразлично, отрицательно); ¨ отношение к физическому труду: к урокам труда, дежурству в школе, в классе, к домашним обязанностям (увлеченно, заинтересованно, добросовестно, безразлично, отрицательно); насколько выражен фактор избирательности в труде; ¨ внеучебные интересы и склонности: интересы в области науки, искусства, техники, спорта; широта и устойчивость интересов; посещаемые кружки, секции, студии; профессиональные интересы; 4. Основные черты личности: ¨ нравственные качества, уровень воспитанности: любовь к родине, уважение к старшим, ответственность, честность, скромность, чувство собственного достоинства; внимательность, чуткость, доброта; добросовестность, самоорганизованность, самостоятельность, дисциплинированность и другие положительные качества поведения; проявляет ли отрицательные качества (нет, если да, то редко, часто или всегда): грубость; индивидуализм, эгоизм; зазнайство, высокомерие; легкомыслие, беспечность; лживость; упрямство; жестокость; вредные привычки: курит, употребляет наркотики, сквернословит и другие отрицательные качества; ¨ волевые черты характера: целеустремленность; активность – решительность; организованность – выдержка; самоконтроль, уверенность в себе; стойкость – упорство, настойчивость, мужество; самокритичность; открытость или закрытость в общении; стремление к доминированию или подчинению; ¨ особенности темперамента школьника и его психических процессов: сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов; скорость реакции; преобладание процессов торможения или возбуждения; переключаемость; эмоциональность и др. 5. Личность ученика в коллективе: ¨ социальный статус в коллективе; линия поведения (лидер, популярный, принятый, непопулярный, отверженный); ¨ отношение к мнению коллектива, к требованиям и критическим замечаниям товарищей (благожелательно, серьезно, равнодушно, враждебно); ¨ какие и как выполняет общественные поручения (хорошо, с удовольствием, удовлетворительно, плохо, не выполняет); ¨ имеются ли близкие друзья, кто они; какое положение занимает по отношению к друзьям (ведущий, ведомый, партнер); стремится воздействовать на товарищей, воспитывать их (нет, редко, да, часто). 6. Педагогическая деятельность классного руководителя на основеизучения ученика: а) какие качества и как нужно развивать и совершенствовать у ученика; б) что необходимо сделать для преодоления недостатков в поведении школьника. Коллектив класса может быть изучен по следующим параметрам:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|