Семинарское занятие проводится в интерактивной форме
Работа в малых группах на тему: Действие нормативных правовых актов. Преподаватель заранее определяет юридическую ситуацию, которая подлежит анализу в рамках деловой игры. Формулировка должна быть относительно простой, с учетом уровня знаний студентов первого курса. Рекомендуется использовать ситуации с заключением наиболее распространенных договоров – купля-продажа, аренда, подряд, либо с совершением правонарушений. Возможна ситуация с наследованием имущества. В рамках данной игры необходимо разделить студенческую группу на несколько малых групп. Каждой из групп необходимо предоставить отдельное задание. Через определенное время каждая малая группа излагает свое мнение по ситуации. В ситуациях необходимо определить следующее: какая норма подлежит применению в указанном случае; действует ли эта норма, когда она была введена в действие; возможна ли обратная сила; есть ли пробел в законодательстве, и каким образом он может быть устранен; каковы особенности действия подлежащей применению нормы в пространстве и по кругу лиц. Члены других групп задают вопросы представителю малой группы, которая излагает решение своего казуса. Литература Нормативно-правовые акты 1. Венская конвенция о праве международных договоров (Заключена в Вене 23 мая 1969 года) // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1986. – № 37. – Ст. 772. 2. Конституция РФ. 3. ФКЗ от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» (с изм. от 28.12.2010. № 8-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 13. – Ст. 1447. 4. ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. от 03.05.2011. № 88-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.
5. ФЗ от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах РФ» (с изм. от 01.12.2007. № 318-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 29. – Ст. 2757. 6. ФЗ от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (с изм. от 22.10.1999 № 185-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 8. – Ст. 801; 1999. – № 43. – Ст.5124. 7. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»» (с изм. от 28.06.2005. № 736) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 22. – Ст. 2663; 2005. – № 28. – Ст. 2865. 8. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (с изм. от 21.02.2011. № 94) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 33. – Ст. 3895. Официальные акты высших судебных органов 1. Постановление Конституционного Суда РФ от 20 февраля 2001 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 7 Федерального закона «О налоге на добавленную стоимость» в связи с жалобой закрытого акционерного общества «Востокнефтересурс» // Собрание законодательстваРФ. – 2001. – № 10. – Ст. 996. 2. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» и Законов Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и «О федеральных органах налоговой полиции» // Собрание законодательстваРФ. – 1999. – № 30. – Ст. 3988. 3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» // Российская газета. – 2007. – 08 декабря. – № 276; Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2008. – № 1.
Основная литература 1. Васильев А.А. Правовая доктрина как источник права: вопросы теории и истории: Монография. – М.: Юрлитинформ, 2009. – 272 с. 2. Марченко М.Н. Источники права: Учеб. пособ. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2005. – 760 с. 3. Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под ред. А.С. Пиголкина. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. – 382 с. 4. Систематизация законодательства как способ его развития // Отв. ред.: Сивицкий В.А., науч. ред.: Прокудина Л.А. – М.: Изд-во ИД Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010. – 535 с. 5. *Теория государства и права: учебник / под ред. В.Я.Кикотя, В.В. Лазарева – 3-е изд., перераб. и доп – М.: ИД Форум, Инфра-М., 2008.- 624 с. Тема 11.Система права Семинар 18 Вопросы для обсуждения 1. Понятие и признаки системы права. 2. Элементы системы права и их общая характеристика. 3. Отрасль и институт права: понятие, признаки, виды. Основания деления системы права на отрасли. Семинар 19 Вопросы для обсуждения 1. Общая характеристика основных отраслей российского права. 2. Материальное и процессуальное право. Частное и публичное право. 3. Соотношение внутригосударственного и международного права. 4. Система права и система законодательства: вопросы соотношения. Семинарское занятие проводится в интерактивной форме Игра по системе «Что? Где? Когда?» с разделением команд. Преподаватель разрабатывает ряд вопросов проблемного характера как на знание материала, так и на выявление способности к логическому мышлению. Выбирается несколько групп студентов каждая около шести человек, которые составляют команды. Задача преподавателя – учитывать активность каждого из игроков, в первую очередь – по предложению правильной версии ответа. Игра идет на счет. В случае проигрыша команды у каждого игрока вычитается определенное число из общей суммы баллов. В случае победы каждый игрок получает определенное фиксированное число баллов, а наиболее отличившиеся – дополнительные баллы. Количество баллов определяется преподавателем с учетом мнения студентов. После каждого раунда проводится краткое обсуждение вопроса и активности игроков со студентами, выступающими в качестве зрителей. Подсказки аудитории, использование информативных источников не допускается. В случае нарушения правил игроками преподаватель выносит предупреждение. В случае нарушения правил присутствующими у нарушителя вычитается определенное количество баллов из общей суммы; студент удаляется из аудитории. При повторном нарушении как со стороны игроков, так и со стороны аудитории игра прекращается. При этом при нарушении правил игроками команде засчитывается поражение со всеми вытекающими последствиями. При повторном нарушении правил присутствующими аудитория может быть очищена либо при неповиновении игра прекращается и учитывается текущий счет.
Основная литература 1. Алексеев С.С. Право: Азбука, теория, философия: опыт комплексного исследования. – М.: Статус, 1999. – 712 с. 2. *Реутов В.П. Функциональная природа системы права. – Пермь: Изд. ПГУ, 2002.- 163 с. 3. Сорокин В.Д. Правовое регулирование. Предмет, метод, процесс (макроуровень). – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. – 661 с. 4. *Теория государства и права: учебник / Пиголкин А.С. - М.: Юрайт-издат, 2007.- 613 с
Тема 12.Реализация норм права. Правоприменение Семинар 20 Вопросы для обсуждения 1. Понятие, признаки, содержание реализации права. 2. Формы реализации права. 3. Понятие, признаки, типы применения права. Семинар 21 Вопросы для обсуждения 1. Стадии правоприменительной деятельности. 2. Применение права при коллизиях в праве. 3. Применение права при пробелах в праве. 4. Акты применения права: понятие, признаки, виды, соотношение с другими правовыми актами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|