Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Стр 1 из 18Следующая ⇒ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ» (АОУ ВПО КРАГСиУ) «УТВЕРЖДАЮ» Ректор «_____» _______________2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) моделирование социально-экономических процессов Направление подготовки: менеджмент Профиль подготовки_________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная 2011г.__________ – 2012____ г. 1. Цели освоения дисциплины – способствовать: - формированию целостного системного и креативного мышления у студентов по отношению к получаемым знаниям, умениям и навыкам в рамках компетентностно-ориентированного высшего образования и ожидаемых результатов образования; - формированию мотивации к получению качественного высшего образования по избранной ООП ВПО в вузе; - формированию ответственности за результаты своего образования в вузе; - развитию самостоятельности и высокого уровня самоорганизации у студентов при достижении ожидаемых результатов высшего образования в соответствии с ФГОС ВПО по избранной ООП ВПО.
2.Место дисциплины в структуре ООП ВПО _______________________ (Указывается цикл (раздел) ООП, к которому относится данная дисциплина (модуль). Дается описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП (дисциплинами, модулями, практиками). Указываются требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым для освоения данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей). Указываются теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее).
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля): общекультурные (ОК): владеть знанием современных компьютерных технологий, применяемых при сборе, хранении, обработке, анализе информации и создании на ее основе моделей социально-экономических процессов; способностью самостоятельно использовать современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности (ОК-2); профессиональные (ПК): в научно-исследовательской деятельности: владеть основами планирования, проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения моделирования социально-экономических процессов с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов в соответствии с профильной направленностью ООП В результате освоения дисциплины обучающийся должен: - знать: · терминологию моделирования; · методику формулирования, решения, анализа и интерпретации результатов имитационных моделей важнейших социально-экономических процессов в регионах и местных самоуправлениях; · приёмы модельного отображения связей, присущих реальным социально-экономическим системам. Студент должен иметь навыки: · самостоятельного составления, решения, анализа и интерпретации моделей социальных и экономических процессов; · обоснования адекватности модели и самостоятельного выявления ее сильных и слабых сторон; · понимания различных видов описаний моделей и самостоятельного составления их по имеющимся образцам; · использования программного обеспечения персональных ЭВМ для решения конкретных задач с использованием методов моделирования; - владеть: · базовыми компьютерными технологиями и программными средствами;
· - методами создания современных моделей общественных процессов применительно к решению конкретных управленческих задач. 1. Структура и содержание дисциплины (модуля) ________________________________ Общая трудоемкость дисциплины составляет ________ зачетных единиц, ___________ часов.
Программа курса "Модели социальных процессов" Развитие культуры моделирования должно помочь слушателю: - углубить понимание социальных процессов; - освоить когнитивный инструментарий, облегчающий поиск эффективных решений социальных проблем. Введение Основные цели и задачи курса. Понятие модели. Роль моделей в социальной теории. Моделирование социально-политических и социокультурных процессов. Необходимость изучения социальных механизмов. Системный анализ и когнитивный подход - методологическая база изучения моделей социальных процессов. Раздел 1. Системный и когнитивный аспекты методологии моделирования Тема 1. Основные принципы системного анализа История развития системных представлений. Программа Л.Берталанфи. Основные понятия системного анализа. Различение системы и множества. Определения системы по Гейнсу и Акоффу. Динамика системы. Понятие положительной и отрицательной обратной связи. Принцип контринтуитивного поведения сложных систем. Специфика живых систем (взгляды У.Матураны). Понятие аутопойезиса. Особенности системных представлений в теориях Лумана и Гидденса. Анализ систем правил. Тема 2. Направления прикладного системного анализа Классификация методологических подходов по виду участия элементов (унитаризм, плюрализм, принуждение). Жесткие и мягкие системы. Принципы исследования мягких систем у Черчмена и Акоффа. Методология мягких систем П. Чекленда. Методология критических систем В. Ульриха. Проблемы внедрения результатов системного анализа. Примеры растворения проблем.
Тема 3. Когнитивный подход к изучению социальных систем История развития когнитивного подхода. Структура когнитологии. Типология знаний. Модели репрезентации знаний. Когнитивные карты. Методы анализа когнитивных карт. Понятие когнитивного стиля. Типологии Акоффа и Маруямы. Когнитивные аспекты использования метафор в системном анализе. Когнитивный подход в социальных исследованиях. Основные задачи когнитивной социологии по Зерубавелу. Место когнитивной социологии в содружестве когнитивных наук. Тема 4. Роль моделирования в социологии Взаимосвязи понятий теория и модель. Типология моделей. Когнитивная модель. Виды содержательных моделей. Роль формальных моделей. Элементы моделей. Визуализация и качественные методы моделирования. Модели социальных систем. Социальная сеть. Целесообразность использования различных моделей социальных систем в зависимости от специфики конкретных задач. Раздел 2. Содержательные модели социальной динамики Тема 5. Основные понятия теории социальных изменений Типология социальных изменений. Основные причины социальных изменений. Системное время. Основные формы социальных процессов. Модели с насыщением. Спираль и цикл. Эволюционные процессы. Теории многолинейной эволюции. Теория прерывистого равновесия. Роль социальных механизмов в объяснении социальных процессов. Перспективы развития аналитического подхода к социологической теории. Подход Р.Будона. Социокогнитивный механизм. Уточнение трактовки микро- и макроподхода. Тема 6. Модели жизненного цикла Развитие циклических представлений. Типичная модель жизненного цикла. Примеры моделей жизненного цикла. Модель жизненного цикла цивилизаций. Жизненный цикл этноса по Л.Н.Гумилеву. Жизненный цикл общественного движения. Жизненный цикл организации. Жизненный цикл научной специальности. Жизненный цикл технологического уклада. Жизненный цикл продукта. Жизненный цикл семьи и индивида. Сравнение характеристик различных моделей. Тема 7. Модели волновой динамики
Природа периодичности. Космические теории цикличности. Связь волновых колебаний с жизненными циклами элементов. Теория смены поколений. Волны экономической динамики. Типология экономических циклов. Механизм образования политико-делового цикла. Длинные волны Кондратьева. Циклы борьбы за мировое лидерство. Модель Гольдстайна. Волновые процессы в политической сфере. Модели Клинберга, Наменвирса, Шлезингера и Барбера. Тема 8. Когнитивный подход к анализу социокулътурной динамики Основы эволюционной теории П.А.Сорокина. Базовые социокультурные системы. Принцип имманентных изменений. Принцип предела. Полувековые циклы в социокультурной эволюции. Когнитивная теория С.Ю.Маслова. Аналитический и синтетический типы сознания. Эволюция стилей в искусстве. Циклическая модель развития культуры В.Бюля. Системная модель де Грина. Тема 9. Инновационные процессы Основные понятия инноватики. Источники нововведений по Друкеру. Типология моделей диффузии инноваций. Факторы, определяющие скорость распространения инноваций. Социокогнитивная теория А.Бандуры. Обучение нововведениям. Содержательные и формальные модели распространения нововведений и роста численности популяции. Модель Мальтуса. Логистическая модель. Связь модели кумулятивного роста и модели жизненного цикла. Тема 10. Переходные процессы в социальных системах Кризис системы. Три варианта разрешения кризиса системы - распад, реформа, революция. Реформы в социальных системах. Явление запаздывания. Поворотные точки. Модель модернизации Липсета. Нелинейная модель перестройки В.И.Арнольда. Стратегия и тактика социальных реформ. Проблема секретности планирования и рефлексивные эффекты поведения социальных систем. Модели революций. Закон поляризации П.Сорокина. Модель депривации Дэвиса. Модель революции Т.Скокпол. Марксистская модель революционного кризиса. Механизм раскручивания маховика революции. Тема 11. Современные теории структурной динамики Модели теории катастроф. Катастрофа "сборка". Бифуркация. Бимодальность. Гистерезис. Модель волнений в тюрьме. Модель принятия инновации. Бифуркации в социальных процессах по Ю.Лотману. Синергетика и теория хаоса. Роль нелинейности. Странный аттрактор. Неустойчивость и эффект бабочки. Сценарий хаотизации. Диссипативные структуры И.Пригожина. Флуктуации в открытых системах. Процесс построения термитника как пример самоорганизации в природе. Логистическая модель эволюции и возможность возникновения хаотических колебаний. Раздел 3. Формальные модели социальных процессов
Тема 12. Иконологическое моделирование социальных процессов Основные принципы иконологического моделирования. Возможность исследования "мягких" моделей. Роль доверия к получаемым результатам. Компьютерное моделирование без помощи математика и программиста. Пример анализа логистической модели с помощью пакета Excel. Использование возможностей интерактивной графики для изучения "мягких" моделей. Учет эффекта запаздывания. Изучение процессов самоорганизации в искусственной социальной среде с помощью моделей клеточных автоматов. Анализ эволюции кооперации с помощью теоретико-игровой модели "Дилемма заключенного". Словарь основных терминов Аутопойезис - процесс воспроизводства (самопорождения) системой своих компонентов с целью сохранения своей самотождественности. Виртуальная система - социальная система, состоящая из людей и компьютерных устройств, обладающих искусственным интеллектом. Волны Кондратьева - циклические колебания с периодом примерно 50 лет, охватывающие экономические, политические, культурные и когнитивные сферы жизни общества. Диффузия инноваций - процесс распространения нововведений внутри данной социальной системы, а также от одной социальной системы к другой. Иконологическое моделирование - методология, основанная на исследовании компьютерных моделей сложных систем и современных методах визуализации информации. Качественный анализ - изучение неколичественной информации, широко использующее когнитивные методики. Когнитивная карта - схематичное описание фрагмента картины мира, относящегося к данной проблемной ситуации. Когнитивная карта может использоваться для отражения причинно-следственных связей между элементами картины мира. В психологии с помощью когнитивных карт исследуют проблемы ориентации в пространстве. Когнитивная модель - образ объекта, формируемый когнитивной системой на базе ее "картины мира". Когнитивная система - система, осуществляющая функции распознавания и запоминания информации, принятия решений, хранения, объяснения, понимания и производства новых знаний. Когнитивный подход - решение научных проблем методами, учитывающими когнитивные аспекты, в которые включаются процессы восприятия, мышления, познания, объяснения и понимания. Когнитивный стиль - совокупность критериев выбора предпочтений при решении задач и познании мира. Когнитология (когнитивная наука) - междисциплинарное научное направление, объединяющее теорию познания, когнитивную психологию, нейрофизиологию, когнитивную антропологию, когнитивную лингвистику и теорию искусственного интеллекта. Последние годы к ког-нитологии подключаются: когнитивная социология, когнитивная экономика и другие гуманитарные науки. Концептуальная модель - содержательная модель, при формулировке которой используются теоретические концепты и конструкты данной предметной области знания. Кризис системы - состояние, в котором параметры системы принимают пороговые, критические значения. В этом состоянии степень организованности системы резко снижается и вероятность возвращения к прежнему стабильному состоянию невелика. Существуют три варианта разрешения кризиса системы: 1) распад или гибель системы, при этом ее элементы захватываются другими системами; 2) реформа - постепенная перестройка ядра, генотипа системы, ведущая к появлению качественно новой системы; 3) революция - резкое, скачкообразное изменение ядра системы, катастрофический переход из одного состояния в другое. Модель - аналог объекта, который при определенных условиях воспроизводит интересующие исследователя свойства оригинала. Модель волновой динамики - периодические колебания параметров системы, механизм воспроизводства которых действует на протяжении достаточно длительного отрезка времени. Модель жизненного цикла - этапы эволюции системы от ее зарождения до гибели. Обратная связь - воздействие результатов функционирования системы на характер этого функционирования. Если обратная связь усиливает результаты функционирования, то она называется положительной, если ослабляет - отрицательной. Политико-деловой цикл - периодические колебания экономики, вызванные стремлением правящей партии добиться роста экономических показателей в предвыборный период. Постановка задачи - завершающий этап формулирования содержательной модели, после которого можно переходить к этапу исследования модели. Принцип контринтуитивного поведения - сложная система реагирует на внешние воздействия иначе, чем ожидает наша интуиция, основанная на общении с достаточно простыми системами. Процесс - количественное или качественное изменение характеристик объекта в течение определенного времени. Синергетика - междисциплинарное научное направление, изучающее процессы перехода от хаоса к порядку и явления самоорганизации в природе и обществе. Синергетика исследует нелинейные взаимодействия, которые могут приводить к скачкообразным, катастрофическим изменениям состояний системы. Система - множество связанных между собой элементов, которое рассматривается как целое. Системы делятся на простые и сложные. Простые системы имеют небольшое число элементов и взаимосвязей, детерминированы и мало изменяются во времени. Система может иметь огромное число элементов, но оказаться "простой", если все взаимодействия унифицированы и система допускает достаточно простое (лаконичное) формализованное описание. Сложные системы состоят из большого числа элементов, между которыми имеются многочисленные нелинейные взаимосвязи. Подсистемы могут иметь собственные цели, не всегда совпадающие с целями системы в целом. Система правил - совокупность формальных и неформальных норм, правил, законов, регулирующих деятельность данной социальной системы. Содержательная модель - модель формулируемая в вербальной форме или в смешанном вербально-визуальном представлении. Социальная система - система социальной природы. В качестве социальной системы можно рассматривать индивида, семью, организованную группу, клуб, партию, организацию (фирму, предприятие, учреждение и т.д.), социальный институт (право, образование, религия и т.д.), территориальную общность (деревню, город, область, государство), мировое сообщество (мировая система). Существует много определений социальных систем, которые можно считать моделями, акцентирующими внимание на различных сторонах социальной реальности. Социальный механизм - причинно-следственная модель исследуемого социального процесса или явления. Социокогнитивный механизм - двухуровневая модель социальных процессов: на макроуровне используется причинно-следственная модель; на микроуровне используются когнитивные модели взаимодействия между индивидами, а также между микро- и макроуровнями. Структура системы - относительно устойчивая фиксация связей между элементами системы. Структура социальной системы - в классическом структурно-функциональном подходе использование понятия структуры предполагает разбиение множества элементов системы на подсистемы и выделение наиболее существенных и устойчивых связей между ними. Структуре- является как бы остовом, характеризующим функционирование системы. В ряде современных теорий предполагается, что социальная система может иметь много структур в соответствии с особенностями состояний внешней среды и самой системы. В этом случае под структурой понимается определенная упорядоченность взаимодействий элементов системы. Теория прерывистого равновесия - утверждает, что эволюция не является равномерным процессом. Длительные периоды постоянства (застоя) сменяются кратковременными, революционными изменениями. Теория смены поколений - утверждает, что социальная динамика определяется в основном процессами смены поколений. Поколение с социологической точки зрения объединяет людей с общим мироощущением, родившихся в данном временном интервале и имеющих общие интересы. Формальные модели - модели, сформулированные на языках математики или информатики. Элемент социальной системы - в качестве элемента социальной системы обычно фигурирует индивид или подмножество индивидов. Так, элементом мировой системы является страна, а элементом рынка - фирма. В ряде моделей социальных систем людей относят к окружающей среде, а в качестве элемента рассматривают социальное взаимодействие или коммуникацию. Эмерджентность - несводимость свойств системы в целом к свойствам элементов системы.
В соответствии с Типовым положением о вузе к видам учебной работы отнесены: лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно-исследовательская работа, практики, курсовое проектирование (курсовая работа). Высшее учебное заведение может устанавливать другие виды учебных занятий. 2. Образовательные технологии: практические занятия в компьютерном классе. (Указываются образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее ___% аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более ___% аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС)). Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов: Контроль знаний студентов осуществляется проведением 2-х кратной промежуточной модульной аттестацией и итоговым зачетом (2 семестр). Итоговая оценка знаний студента складывается из оценки выполнения лабораторного практикума и контрольной работы по курсу (50%) и оценки, полученной по результатам устного экзамена (50%). При этом при неудовлетворительной итоговой оценке выполнения лабораторного практикума и контрольной работы студент не допускается к экзамену до её исправления, а при неудовлетворительной оценке за экзамен получает неудовлетворительную итоговую оценку. (Указываются темы эссе, рефератов, курсовых работ и др. Приводятся контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины).
Контрольные вопросы по курсу МСЭК. 1. Какое из нижеперечисленных свойств не является характерным для социального процесса? • масштаб; • вектор; • состав; • управляемость. 2. Какое из нижеперечисленных явлений можно отнести к категории социального процесса? • пауперизация общества; • избирательная кампания; • социальная дифференциация; • муниципализация жилищного сектора. 3. Выделение какого цикла является характерным для социально-экономического процесса? • инновации — инвестиции; • цены — товар; • спрос — предложение; • вызов — реакция. 4. Какой из методов не является общенаучным? • индукция; • дедукция; • контент-анализ; • эксперимент. 5. Кого из нижеперечисленных ученых нельзя отнести к сторонникам функционализма? • Н. Луман; • Б. Малиновский; • Э. Дюркгейм; • Дж. Коммонс. 6. Что из нижеперечисленного не является социальным институтом? • политическая система общества; • банки; • образование; • преступность. 7. Какое определение системы является верным? • система — это совокупность элементов, составляющая сумму свойств, присущих этим элементам; • система — это вид действия, имеющий комплексный характер; • система — это совокупность элементов, обнаруживающая особые свойства, отсутствующие у составляющих эту совокупность элементов; • система — это структура объекта, рассмотренная с различных сторон. 8. Действие какого принципа означает положение «оптимально то решение, которое позволяет обеспечить внешнюю и внутреннюю устойчивость параметров эффективности»? • С.Янга; • В. Парето; • Неймана — Моргенштерна; • Л. Берталанфи. 9. Какое из свойств жесткой системы не является характерным для нее? • воспроизводимость; • верифицируемость; • детерминированность; • вариативность. Контрольные вопросы и задания 1. Каковы принципиальные отличия наук о природе от наук об обществе?
1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА а) Основная литература 1. Акаев А.А., Малков С.Ю. Геополитическая динамика: возможности логико-математического моделирования // Геополитика и безопасность, 2009, №4(8), с.39-55. 2. Вайдлих В. Социодинамика: системный подход к математическому моделированию в социальных науках: Пер. с англ. / Под ред. Ю.С.Попкова, А.Е.Семечкина. – М.: Едиториал УРСС, 2004. Гаврилец Ю.Н. Социально-экономическое планирование. Системы и модели. - М.: Экономика, 1974. Gavrilets Y.N. The Structure of Multidimensional Random Variables and Its Utilization in Social Research, in Quntitalive Sociology. - Academic Press, 1975. Inc. New York - San Francisco - London. Гаврилец Ю.Н. Целевые функции социально-экономического планирования. - М.: Экономика, 1983. Гаврилец Ю.Н. Стохастическое моделирование межгрупповых информационных взаимодействий. // Экономика и математические методы. 2003. Т.39. №2. Математическое и компьютерное моделирование социально-экономических процессов. / Сборники статей под ред. Ю.Н.Гаврильца. Выпуски 1-4. - М.: ЦЭМИ РАН, 1997-2007. Гаврилец Ю.Н. Компьютерная модель достижения социально оправданного рыночного равновесия. / Математическое моделирование социальных процессов. Выпуск.9. - М.: МГУ, 2007. Гаврилец Ю.Н. Компьютерное моделирование динамики рынка, социальной структуры и трудовых предпочтений. // Montenegrin Jornal of Economics, NVO ELIT. 2007. Vol.7. Гаврилец Ю.Н. и др. Моделирование социальных процессов. Учебное пособие. - М.: ГЭА им. Г.В.Плеханова, 1993.
3. Гусейнов А.С., Павловский Ю.Н., Устинов В.А. Опыт имитационного моделирования исторического процесса. - М.: Наука, 1984. 4. Детерминированное моделирование и преобразование факторных систем http://www.leasingworld.ru/ahd_pp/352-determinirovannoe-modelirovanie-i-preobrazovanie.html 5. Жданов Д.А., Данилов И.Н. Организационная эволюция корпораций. М.: «Дело» АНХ, 2011. 6. Исследование социально-экономических и политических процессов. Практикум. Рой О.М., Киселева А.М. СПб.: Питер, 2007. - 240 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|