Анализ методологических подходов
Стр 1 из 17Следующая ⇒ Т.И. Сапожникова
Учебное пособие Для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление»
Чита 2008
УДК 330 (075.8) ББК 65.9.(2) я 73 С 195
Рецензенты:
1) В.С. Соловьев, к.э.н., проф. кафедры ГМУ СибАГС 2) Е.В. Дроботушенко, декан исторического факультета ЗабГГПУ им. Чернышевского
Сапожникова Т.И. С-195 Теория организации: учеб. пособие / Т.И Сапожникова. - Чита: ЧитГУ, 2008. - 199 c.
В учебном пособии рассматриваются теоретические и методологические основы современного устройства, функционирования и развития социальных организаций. Рассмотрены законы развития организационных систем, определена роль проектирования систем управления, проанализированы управленческие процессы современных организаций. Пособие предназначено для студентов вузов, аспирантам, преподавателям, всем, кто интересуется вопросами организации и управления.
Утверждено и рекомендовано к изданию решением редакционно-издательского советом ЧитГУ.
Ответственный за выпуск Т.Е. Бейдина, проф., доктор полит. наук.
УДК 330 (075.8) ББК 65.9.(2) я 73 С 195
© Читинский государственный университет, 2008 © Сапожникова Т.И., 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие…………………………………………………… 7 Введение……………………………………………………….. 8 Глава 1. Введение в теорию организации……………………. 10 1.1. Объект и предмет теории организации: анализ методологических подходов……………………….. 10 1.2. Взаимосвязь теории организации с другими науками 15 1.3. Подходы и методы изучения в теории организации… 15 1.4. Функции теории организации………………………… 20 Глава 2. Организация как социальная система ……………… 22
2.1. Понятие системы, ее признаки, принципы и классификация………………………………………… 23 2.2.Тектология А.А. Богданова……………………………. 28 2.3. Природа и сущность современной организации……. 31 2.4. Жизненный цикл организации……………………….. 37 2.5. Внутренняя среда организации………………………. 45 2.6. Внешняя среда организации…………………………... 58 Глава 3. Законы организации……………………………………. 68 3.1. Закон синергии…………………………………………. 68 3.2. Закон самосохранения………………………………… 71 3.3. Закон развития (онтогенеза)…………………………. 74 3.4. Закон информированности – упорядоченности……. 78 3.5. Закон единства анализа и синтеза…………………… 80 3.6. Закон композиции и пропорциональности ……….... 83 3.7. Принципы организации……………………………… 86 Глава 4. Организационная структура управления……………. 94 4.1. Сущность и содержание структурного подхода…. 94 4.2. Виды организационных структур управления…….. 95 4.2.1. Механические структуры управления…………. 96 Органические (адаптивные) организационные структуры управления………………………….. 110 Глава 5. 0рганизационное проектирование………………… 123 5.1. Сущность системного подхода к организационному проектированию…………………. 124 5.2. Методы проектирования структур управления…. 124 5.3. Корректировка ОСУ……………………………… 132 5.4. Оценка эффективности организационных изменений………………………………………… 134 Глава 6. Организация и управление………………………… 137 6.1. Сущность и значение управления………………. 137 6.2. Функции управления…………………………….. 138 6.3. Делегирование полномочий……………………… 142 6.4. Организационные коммуникации………………. 146 6.5.Организационная культура………………………. 153 Глава 7. Виды организаций и формы их государственного регулирования……………………………………. ………… 162 7.1. Классификация организаций……………………. 162 7.2. Современные формы интеграции организаций… 169
7.3. Современные принципы и функции государственного регулирования хозяйствующих субъектов…………. 178 Заключение…………………………………………………… 183 Глоссарий……………………………………………………. 185 Литература…………………………………………………… 189 Приложения. ………………………………………………… 193 ПРЕДИСЛОВИЕ Организационные процессы пронизывают все виды человеческой деятельности, и потому существует необходимость согласования действий людей не только для достижения целей, но и для рациональной совместной деятельности, что, в конечном счете, приводит к новым знаниям, открытиям, прогрессу и обогащает теорию и практику управления. По мнению большинства авторитетных ученых, современная теория организации призвана качественно изменить подход к организациям, к пониманию и регулированию протекающих в них процессах, и, в конечном счете, их адаптации к условиям рыночных отношений. В предлагаемом пособии излагаются основные положения теории организации в соответствие с требованиями государственного стандарта по специальности «Государственное и муниципальное управление». Первая работа автора по теории организации вышла в 2000 г. Данное учебное пособие значительно расширено, добавлены и углублены некоторые его разделы. Автор надеется, что учебное пособие будет понятно и интересно, не только студентам и слушателям заочной формы обучения, но и всем, кто интересуется современными процессами организации и управления. ВВЕДЕНИЕ
У кого есть ум, чтобы понимать, и воля, чтобы реагировать, для того не может остаться сомнений: необходимо собрать и стройно связать разрозненный опыт человечества – необходима всеобщая организационная наука. А.А. Богданов, 1912 г.
Организации как объект исследования постоянно привлекают к себе внимание ученых и практиков – представителей самых разных областей знания. В настоящее время сведения о строении и проектировании современных организаций, способах управления организационными процессами нужны государственным деятелям, политикам, юристам, ученым, инженерам. Этот интерес вполне объясним – каждый человек всю свою жизнь проводит в организациях, зависит от и них, и может оказывать влияние.
Интерес к организациям не ослабевает еще и потому, что для исследователя это чрезвычайно сложный и практически неисчерпаемый объект познания. Очевидно, что организация представляет собой сложный социальный организм, функционально включенный в деятельность человеческого общества. Многогранность организаций привлекает к их исследованию представителей многих наук. Необходимость обобщения организационного опыта и создания теоретических основ организации осознавалась российскими и зарубежными учеными еще в начале прошлого века, подтверждением этому служат работы А.А. Богданова, М. Вебера, Т. Парсонса, С.Н. Булгакова, В.П. Воронина, А.В Чаянова, М.И. Туган-Барановского, М.М. Ковалевского.
Среди современных исследователей следует назвать Г.В. Осипова, Н.И. Лапина, А.И. Пригожина, С.С. Фролова, Б.З. Мильнера, Т.А. Акимову, Э.А. Смирнова, В.С. Соловьева. Работы этих и других ученых имеют большое значение для формирования полного комплекса знаний об организациях различного уровня и направления. Представленное учебное пособие изложено в соответствии с государственным образовательным стандартом по специальности «Государственное и муниципальное управление». Автор попытался систематизировать накопленный опыт и сформировать целостное представление о современной организации. Исходя из этих позиций, в работе дан анализ методологических подходов к теории организации, рассмотрены вопросы функционирования и управления организацией, проектирование систем управления, современные формы интеграции организаций, принципы и функции государственного регулирования хозяйствующих субъектов. Значительное место отведено законам и принципам организации, которые могут быть целенаправленно использованы при решении конкретных проблем и практических задач управления. Автор надеется, что учебное пособие будет полезно студентам, преподавателям, всем кто интересуется вопросами развития современных организаций.
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Объект и предмет теории организации: анализ методологических подходов
Современная теория организации возникла на стыке нескольких дисциплин, среди которых ведущее место занимает теория управления и общая теория систем. Еще совсем недавно источники сведений по «организации» имели такие названия как «организация сельскохозяйственной отрасли», «организация комсомольской работы в ВУЗах», «организация полета в космос» и т.п. Но в современном информационном обществе понадобилась интеграция общих методов организации и управления, и появилась новая дисциплина «Теория организации». Б.З. Мильнер пишет о «системе наук об организации» и включает в неё экономические науки, юридические науки, информатику, социологию, психологию и антропологию. Этот перечень свидетельствует, с одной стороны, о неполной очерченности, незавершенности теории организации, а с другой – ее междисциплинарном характере и достаточно большой значимости. Можно утверждать, что теория организации базируется как на фундаментальных и прикладных науках, так и на практике человеческой деятельности. В настоящее время в отечественной науке уже появился ряд работ по «Теории организации». Они многоплановы и представлены различными концепциями, взглядами и обобщениями. Это и отражает современную ситуацию в «Теории организации», которая характеризуется многообразием подходов к изучению одних и тех же проблем, а также к определению объекта и предмета науки1. Так, например, в работе Э.А. Смирнова представлена попытка разобраться в организации как процессе и явлении с теоретической и практической точек зрения, большое внимание уделено взаимодействию человека и организации. По его мнению, в рамках теории организация должна рассматриваться как большая система, в которой необходимо учитывать особенности социальных, биологических и технических систем. Каждый человек сталкивается в своей деятельности со всеми этими системами или воплощает их в себе. Предмет «Теории организации» составляют организационные отношения между организационными объектами как по горизонтали, так и по вертикали. К организационным объектам относятся люди и образования, в которых они функционируют. Г.Р. Латфуллин, А.В. Райченко также в качестве предмета исследования определяют организационные отношения, которые объединяют и отражают совокупность и разнообразие всех видов и форм установления, осуществления и прекращения взаимосвязей как внутри, так и вне его. Организационные отношения ученые классифицируют на количественные, конструктивные, качественные, иерархические, временные, комплексные, содержательные.
С точки зрения Б.З. Мильнера,«Теория организации» призвана ответить на вопросы, зачем организации нужны, как они создаются, функционируют и изменяются, почему члены организаций действуют так, а не иначе. Организация, по определению ученого, представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. В работе Б.З. Мильнера организация – это самоорганизующаяся система на всех этапах жизненного цикла, для нее характерна целенаправленность функционирования и развития. Она исследуется в работе с точки зрения структурного и поведенческого подхода. Т.А. Акимова определяет «Теорию организации» как область научного знания об общих закономерностях образования, устройства, функционирования и развития организаций как сложных динамических систем, имеющих цель. По ее мнению, главный постулат «Теории организации» – постулат о закономерности развития: организационные системы развиваются по объективно существующим законам. Эти законы познаваемы, они могут быть выявлены и целенаправленно использованы при решении практических задач создания, проектирования, функционирования и ликвидации организаций Схожий подход к определению предмета теории организации представлен в работе А.Ю. Лаврова. С его точки зрения – это научная организация организаций. «Теория организации» изучает принципы, законы, закономерности для создания, функционирования, реорганизации и ликвидации организаций. Основой является теория систем. Оригинальный подход к осмыслению организационной деятельности предложен выдающимся русским ученым А.А. Богдановым (1873 – 1928 гг.). В его фундаментальном труде «Тектология. Всеобщая организационная наука»2, разработана общая организация и дезорганизация, наука об универсальных типах и закономерностях структурного преобразования любых систем, не только социальных, но и всех других живых и неживых организационных форм в природе, технике, обществе. Наука, объединяющая организационный опыт человечества - это теория организационных систем, изучающая каждую из них с точки зрения отношений между ее частями, а также отношения единой системы с внешней средой. Предметом этой науки, по мнению ученого, должны быть общие организационные принципы и законы, по которым протекают процессы организации во всех сферах органического и неорганического мира. Они действуют в технике (организация вещей), в экономике (организация людей), в идеологии (организация идей). Идеи и сама работа А.А. Богданова одна из первых попыток широкого системного и организационного видения мира. Его тектология – это основа современной теории организации, единственная в своем роде, и, к сожалению, до сих пор мало изученная. Более того, не восстановлен приоритет А.А. Богданова в области системного подхода и всеобщих принципов организации. Критический анализ научных работ по «Теории организации» представлен новосибирским ученым В.С. Соловьевым. Он пишет, что большинство современных работ относятся корпоративным производственным организациям и не рассматривают весь спектр социальных организованных систем, совершенно не затрагивая не только территориальные государственные, региональные, урбанизированные системы и сельские поселения, но целый ряд других классов организаций духовного производства (науки, образования, культуры, идеологии), социального обеспечения. В.С. Соловьев отмечает, что объект исследования достаточно сложен и плохо поддается формализованному описанию. Он предлагает использовать системный подход к рассмотрению «Теории организации» жизнедеятельности общества в целом, где отдельные организации как специализированные системы жизнедеятельности существуют в неразрывной связи с другими типами и классами территориальных и общественных социальных организованных систем, таких как государства, административно-территориальные и национально-территориальные образования, религиозные и идеологические политические сообщества. Ученый считает, что особенностью «Теории организации» является то, что жизнь отдельного человека и общества в целом может осуществляться только в искусственно организованных формах. Поэтому все проблемы жизнедеятельности человека, обусловленные его индивидуальными особенностями во взаимосвязи с другими членами различных организационных образований, во взаимодействии с системами технических средств и искусственными материальными условиями жизнедеятельности, в той или иной степени являются предметом теории организации. С нашей точки зрения, организация как объект исследования в рамках данной науки представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов и особое единство с внешним окружением. Для нее характерна целенаправленность функционирования и развития. В рамках «Теории организации» изучаются преимущественно социальные организации людей, но в целом объект этой науки имеет многоуровневый характер: от общества в целом, его основных подсистем (социально-экономических, политических, духовных, территориальных) до первичных профессиональных и семейных коллективов. Предметом изучения «Теории организации» являются организационные отношения и процессы, а также законы, принципы и методы создания, функционирования и развития различных организационных систем в их взаимосвязи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|