Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции теории организации




Основными функциями науки являются обучающая, или познавательная, методологическая, рационально-организующая и прогностическая[2].

Познавательная функция проявляется в исследовании закономерных тенденций организационного развития и динамики изменений различных организационных форм, в познании процессов организации и самоорганизации социальных систем.

Методологическая функция проявляется в разработке методов и механизмов, позволяющих раскрывать процессы становления, развития и функционирования сложных организационных систем, а также в разработке общих методологических подходов для исследования организационной деятельности.

Рационально-организующая функция проявляется в обобщении практического организационного опыта, накопленного передовыми компаниями – как в прошлом, так и в настоящем, в проектировании оптимальных моделей организаций будущего, разрешении системных конфликтов в организациях и др.

Прогностическая функция позволяет прогнозировать тенденции изменения организационных форм в будущем, предвидеть развитие новых организационных форм и их особенности.

Контрольные вопросы

1. Приведите примеры организационных систем, окружающих человека. Определите как человек и общество использует организационные системы и зависит от них.

2. Почему в науке не дано единого и четкого определения объекту и предмету теории организации?

3. Назовите виды организационных отношений и процессов. Приведите примеры из практики.

4. Проранжируйте методы исследования организации по их важности, инновационности, универсальности, широте применения.

5. Выявите место и роль теории организации в системе современных знаний.

6. Определите значение организации и организаций в жизнедеятельности современного общества.

 

Рекомендуемая литература

1. Акимова, Т.А. Теория организации: учеб. пособие для ВУЗов / Т.А. Акимова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 367 с.

2. Беляев, А.А. Системология организации / А.А. Беляев, Э.М. Коротков. – М., 2000.

3. Латфуллин, Г.Р. Теория организации: учебник для вузов / Г.Р. Латфуллин, А.В. Райченко. – СПб.: Питер, 2004. – 395 с.

4. Мильнер, Б.З. Теория организации: учебник / Б.З. Мильнер. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 480с.

5. Соловьев, В.С. Теория организации: учебно-методический комплекс / В.С. Соловьев. – Новосибирск: СибАГС, 2003. – 168 с.

 


Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ

КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

 

 

Понятие системы, ее признаки, принципы

И классификации

 

В самом общем варианте под системой понимается совокупность функционально взаимосвязанных элементов, представляющих собой целостное образование. Система в переводе с греческого языка означает целое, составленное из частей, объединение. Примерами систем могут служить машины, часы, муравейник, пчелиный рой, производственный коллектив, учреждение. Признаками системы являются наличие элементов и связей между ними, а в качестве основных системообразующих принципов можно выделить:

1) целостность – это не сводимость свойств системы к сумме свойств ее составляющих. Результат работы системы (организации) получается выше, чем сумма составляющих ее частей. На практике это означает, что из одних и тех же элементов системы мы можем получить системы разного свойства, различной эффективности в зависимости от того, как эти элементы будут взаимосвязаны между собой, т.е. как будет организована сама система, насколько рационально устроена. Целостность – это совершенно новые, иные свойства или качества системы в целом, появляющиеся только в результате системного объединения элементов в процессе функционирования системы. Целостность проявляется в социальных системах в виде синергетического эффекта;

2) зависимость каждого элемента, части системы, свойств и отношений этих элементов от их места и функции внутри целого;

3) структурность, т.е. возможность описания статического состояния системы через установление ее связей и структуры;

4) взаимозависимость системы и окружающей среды;

5) иерархичность, т.е. возможность упорядоченного деления системы на соподчиненные части, подсистемы и элементы.

Из принципов системы вытекают ее такие свойства как эмерджентность, саморегуляция, самоорганизация, которые помогают ей приспосабливаться к изменениям в окружающей и внутренней средах.

Классификация систем может быть проведена по различным признакам. Э.В.Смирнов классифицирует системы на:

– искусственные и естественные;

– открытые и закрытые;

– детерминантные и стохастические;

– жесткие и мягкие.

Искусственные системы создаются человеком для реализации заданных программ или целей. Например, конструкторское бюро, клуб любителей чего-либо, компьютер, спутниковый комплекс, технические средства связи и т.д.

Естественные системы создаются природой (например, система мироздания, циклическая система землепользования, муравейник).

Открытые системы характеризуются открытым характером связей с внешней средой и сильной зависимостью от нее. Например, коммерческие фирмы, средства массовой информации.

Закрытые системы характеризуются преимущественно внутренними связями и создаются для удовлетворения потребностей своего персонала и учредителей. Например, профсоюзы, политические партии, семья на Востоке.

Детерминированные (предсказуемые) системы функционируют по заранее заданным правилам, с заранее определенным результатом. Например, обучение студентов в институте, производство типовой продукции.

Стохастические (вероятностные) системы характеризуются трудно предсказуемыми входными воздействиями внешней и (или) внутренней среды и выходными результатами. Например, исследовательские подразделения, предпринимательские компании.

Мягкие системы характеризуются высокой чувствительностью к внешним воздействиям, а вследствие этого – слабой устойчивостью. Например, система котировок ценных бумаг, новые организации, человек при отсутствии твердых жизненных целей.

Жесткие системы – обладают большой устойчивостью к внешним воздействиям и слабо реагируют на небольшие воздействия. Например, церковь, авторитарные государственные режимы.

Кроме того, системы могут быть простыми и сложными, активными и пассивными. В научной литературе выделяют также технические системы (машины, оборудование, станки), биологические (организм человека, термитник, пчелиный рой), социальные системы (семья, производственный коллектив, неформальная организация). Социальные системы существенно опережают биологические и технические по разнообразию функционирования.

Набор решений в социальной подсистеме характеризуется большим динамизмом, как в количестве, так и в средствах и методах реализации. Для социальных систем характерны такие черты как цель, иерархия, управление и синергия. Среди них различаются гомогенные, состоящие только из одних социальных элементов (например, малые социальные группы) и гетерогенные, в которые наряду с человеком, включены элементы иной природы: социально-технические (предприятие, город), экосоциальные (географический район) и т.д. В связи с этим можно выделить следующие уровни социальных систем:

1) самый широкий и сложный – всё конкретно-историческое сообщество людей (российское, американское, китайское и др.) и весь комплекс общественных отношений (экономических, политических, духовных, экономических);

2) сообщества людей меньшего порядка (нации, сословия, социальные и этнические группы, элиты, поселения);

3) организации, действующие в реальном секторе экономики (кредитно-финансовые учреждения, научные, образовательные фирмы, корпорации, общественные объединения и др.);

4) первичный уровень социальных систем – это цехи, бригады, профессиональные группы в рамках фирмы, семья. Их отличительная особенность – непосредственные контакты каждого с каждым (см. табл. 1).

 

Таблица 1.

Уровни социальных систем

 

    Уровни социальных систем   Сообщество людей  
    Российское сообщество   Субъекты федерации, муниципальные объединения
Сферы общественной жизни
  Организации (фирмы)  
  Первичные коллективы  

 

Обществу присущи и другие системные образования: например, административно-территориальные, имеющие несколько уровней: федерация, субъекты федерации (республика, край, область и т.п.), муниципальные объединения (город, поселок, село, деревня, хутор). Каждый из уровней, в свою очередь, представляет собой сложную систему с множеством компонентов, специфической структурой, функциями, органами управления. Особенностью административно-территориальных систем является их четко ограниченные территориальные рамки, наличие законодательно закрепленных прав, полномочий и ответственности.

Другой вид образования социальных систем – по сферам общественной жизни: экономическая, политическая, духовная и семейно-бытовая. Каждая сфера, исключая семью, представляет сложную иерархию систем (табл. 2).

Таблица 2.

Сферы общественной жизни

 

Сферы общественной жизни
экономическая политическая духовная Семейная
Промышленность Сельское хозяйство Транспорт Связь Строительство   Государство Общественные объединения (политические партии, движения) Религиозные конфессии СМИ Культурные фонды Творческие союзы Научные профессиональные ассоциации Три-четыре поколения: родители дети внуки правнуки  

 

Компоненты социальных систем:

1) человек, социальные группы, слои;

2) процессы (экономические, социальные, политические, духовные), совокупность которых представляет собой смену состояний системы в целом или какой-то части ее подсистем. Процессы могут быть прогрессивными и регрессивными, но они вызваны деятельностью людей, социальных и профессиональных групп;

3) вещи и предметы, орудия труда и все организационные условия деятельности (здания, сооружения ТЭК, средства связи и управления и т.п.);

4) имеет духовную природу – общественные идеи, теории, культурные, нравственные ценности, обычаи, ритуалы, традиции, обусловленные действиями и поступками групп и отдельных индивидов.

В «Теория организации» организацию преимущественно рассматривают как открытую социально-техническую систему и применяют для ее анализа системный подход.

Открытая система предполагает динамическое взаимодействие с окружающим миром: с клиентами, поставщиками ресурсов, партнерами, органами власти, конкурентами и т.п. Принципиальное значение для развития организации имеет обратная связь, которая позволяет предпринимать корректировочные действия по исправлению нежелательных отклонений системы. Таким образом, система имеет способность адаптироваться к изменениям во внешней и внутренней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Каждая социальная организация должна обладать всеми признаками и принципами системы. Выпадение хотя бы одного из них неизбежно приводит её к дестабилизации или ликвидации. Системный характер организации – это необходимое условие ее деятельности. Система призвана решать поставленные задачи и возникающие проблемы.

Тектология А.А. Богданова

 

Идею системного подхода к изучению организационных процессов впервые высказал русский ученый А.А. Богданов (Малиновский) – 1873 – 1928 гг., экономист, философ, естествоиспытатель, профессор МГУ. Его принято считать основателем организационной науки. Ученый разработал универсальную теорию организационных систем и не только социальных, но и всех других живых и неживых организационных форм в природе, технике, обществе. Долгое время его работа была забыта, и только в наше время получила достойную оценку. Можно утверждать, что его работа до сих пор единственная, посвященная теории организации во всей ее многогранности и уникальности. Она называется «Всеобщая организационная наука. Тектология», в 2-х томах. Первый том был издан в 1912 г. В Санкт-Петербурге, второй том опубликован в 1917 г.

Концепция А.А. Богданова – яркий образец формирующегося системного мышления. Считая организацию сущностью живой и неживой природы, он любую человеческую деятельность, в конечном счете, сводил к организационной. Предметом этой науки, по мнению ученого, должны быть общие организационные принципы и законы, по которым протекают процессы организации во всех сферах органического и неорганического мира. Они действуют в технике (организация вещей), в экономике (организация людей), в идеологии (организация идей). Анализируя сущность организации, А.А. Богданов дал характеристику соотношения целого (системы) и элементов и показал, что организационное целое (система) превосходит простую сумму его частей (и наоборот). Например, если один человек расчищает в день от камней одну десятину поля, то двое вместе выполняют за день не двойную работу, а больше, 2¼ – 2½ десятин. При трех-четырех работниках это отношение может быть еще более благоприятным, однако не исключена и та возможность, что два, три, четыре совместно выполняют менее чем двойную, тройную, четвертную работу. Оба случая зависят от способа сочетания данных сил. Первый случай обозначается как «организованность», второй – «дезорганизованность».

К числу общих законов, исследуемых организационной наукой, А.А. Богданов относил закон наименьших: если система состоит из частиц высшей и низшей организованности, то ее отношение к среде определяется низшей организованностью; например, прочность цепи определяется наиболее слабым из ее звеньев или скорость эскадры – наименее быстроходным из ее судов; успеваемость студенческой группы – временем сдачи последнего зачета или экзамена наихудшим студентом; урожайность – тем из условий плодородия, которое имеется в относительно наименьшем количестве.

Таким образом, развитие целого зависит от наиболее отстающей его части. Этот закон относится ко всем системам: экономическим, психическим, социально-экономическим. Другой свой важный закон он назвал законом расхождения. Существенной чертой этого закона является его необратимость. На основании его он формулирует несколько важных выводов:

– в образовавшихся после расхождения частях различие будет прогрессировать;

– при объединении частей в единое целое после расхождения получается новое системное образование;

– за всяким многообразием надо видеть то единообразие, из которого оно произошло.

А.А. Богданов любую деятельность сводил, в конечном счете, к организационной. По его мнению, у человечества нет иной деятельности, кроме как организационной. Причем, организационная деятельность человека, в какой бы сфере она не осуществлялась, всегда заключается в соединении и разъединении каких-нибудь наличных элементов. «Процесс труда сводится к соединению разных материалов, орудий труда и рабочей силы и к отделению разных частей этих комплектов, в результате чего получается организованное целое – продукт».

Еще в начале 20-х гг. А.А. Богданов сформулировал основные принципы стратегического планирования: целостность экономики и единство планов, прямых и обратных связей в управлении и планировании, слабого звена («закон наименьших»), равновесия пропорциональности и сбалансированности планов, ориентированных на удовлетворение потребностей населения. Устойчивость равновесия всех организационных форм, по А.А. Богданову, определяется и зависит от «крепости» самого слабого звена. Эта идея в США была положена в основу распространенного метода сетевого планирования и управления (РЕТR), согласно которому определение «критического пути» управляемого процесса проходит через «слабейшие точки». Этот путь наиболее труден и продолжителен по времени и именно им измеряется продолжительность всего процесса. Его «слабейшие точки» могут быть укреплены за счет ресурсов других, менее напряженных участков процесса, что сокращает время «критического пути» в целом. Укрепления слабейших точек соответствует правилу пропорциональности между элементами единой системы. По существу А.А. Богданов сформулировал один из основных законов организации – закон композиции-пропор­ционально­сти. В своем труде он не обошел вниманием и закон самосохранения: «Организм в своей жизнедеятельности постоянно затрачивает, теряет, отдавая окружающей среде свои активности в виде вещества своих тканей и энергии своих органов. Это не мешает ему оставаться практически «тем же самым», т.е. сохраняться. Взамен утраченного, он столь же непрерывно берет, усваивает из окружающей среды элементы ее активностей в виде пищи, в виде энергии, получаемых впечатлений и т.п.».

Таким образом, А.А. Богданов внес существенный вклад в теорию организации еще задолго до формирования научных основ теории систем и менеджмента.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...