Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Древний Египет в IV-III тыс. до н.э. (образование единого государства, Раннее и Древнее царства, I Переходный период).




Египет – это узкая полоска земли от 3 до 20 километров в ширину, идущая по течению Нила. Побережье Средиземноморья в древности было очень заболоченно, поэтому первые поселения появились в центре дельты. Египет с всех сторон бы в пустынях: Ливийская н западе, Аравийская на востоке. Хотя на западе от Нил было много оазисов, прежде всего Фаюмский (там были найдены знаменитые фаюмские портреты, заменившие в Римском Египте традиционнее посмертные маски фараонов). Геродот называл Египет «даром Нила». Климат там засушливый и жаркий, дождей почти нет, но с июля на ноябрь ли разливы реки. Выращивали лен, ячмень, пшеницу, финики. Занимались скотоводством. Из-за песков многое сохранилось. Древнейшие поселения находились в отдаление от воды – боялись разливов. Древнейшее название этой земли – Кемет (Черная земля), в отличие от Джешерет (Красной). Вообще они любили двойственную природу: инер и джебе, верхний и нижний Египет, джет и ненех. Друними названиями были Тауи (Обе Земли), Страна Возлюбленная (Та мери), «Египет» от Хет-ка-Пта.

Земледелие и скотоводство появляются в Египте в 10-9 тыс. до н.э. Тогда климат был влажнее, водились крупные животные. Земледелие на хорошей почве обеспечивало то, что в политэкономии называется прибавочным продуктом. Поэтому население хорошо так росло. В 6-5 тыс. климат становится суше, Сахара становится пустыней и саваны, где обитали народы афразийской общности. Ее распад привел к появлению в долине Нила предков египтян в 5 тыс, первые неолитические поселения в фаюмском оазисе, их соседями становится афразийцы нубийцы на юге и ливийцы на западе. Пересыхание притоков Нила заставило создать оросительную систему, окончательно сложившуюся к т.н. первому додинастическому периоду, время археолог.культуры Нагада I.. первая половина 4 тыс. В это время египтяне жили сельскими общинами. Выделялись ремесленники, освоили медь, но имущественная дифференциация все еще медлила.

Началом второго додинастического периода (36-31 века до н.э. Нагада II и Ш) начинается мощный скачок в развитии. Начинается имущественное расслоения, общины перерастают в города, зарождается письменность. Возникает множество государств, обозначаемых греческим словом ном. Верхний Египет делился на 22, Нижний – на 20 государств. Каждый из них имел свою религию и правителя-номарха, часто наследственного. Номы – это первые государства, ставшее потом областями единого Египта. Долгое время считалось, что в результате войн сформировалось 2 государства: верхний (Иераконполь) и нижний (Буто), а в концу 4 тысячелетия верхние цари захватили нижних. В действительности, вероятно, Нижний состоял из множества государств (у одного из ни столица могла быть и Буто), а Верхний состоял из 2 царств с центрами в Иераконполе (юг) и Тинисе (северо-восток). Около 1 века царь Тиниса Нармер захватил Иеракополь, а потом и дельту.

Первый фараон – Мина (Менес), сын Нармера, начал первую династию египетских фараонов, и поэтому считается основателем египетского государства. Он построил новую столицу египетского государства – город Мемфис на границе Нижнего и Верхнего Египта. Он активно воевал и за пределами Египта, особенно в Нубии.

Историю Древнего Египта начиная с Менеса принято делить на крупные периоды («царства»), на протяжении каждого их которых политическое единство страны не подрывалось тяжелыми кризисами. Эпоха 1-2династий, происходивших из Тиниса, называется Ранним царством (середина 31 – конец 29 вв. до н.э.)

В эпоху Раннего царства сложился единый и многочисленный государственный аппарат и кормящее этот аппарат государственное землевладение (крупные хозяйства, где трудились зависимые от государства подневольные работники). Существовали и сельские общины, обязанные государству податями и повинностями. В новых, резко возросших масштабах проводились ирригационные работы. Хоть медь уже была широко известна, каменные орудия труда были распространены ничуть не меньше медных.

При царях 1-2 династий каждые 2 года повторялся церемониал «следования Хора» - возможно, регулярный объезд царем всей страны (типа полюдья). В идеологии все больше ощущается осознание ее единства, отказ от рассмотрения Нижнего Египта как завоеванной территории. Также в этот период активные контакты поддерживались с внешним миром (войны, торговля). Титул царя звучал как несу-бити, составленный из титулов правителей объединенных царств. Фараон – евр, от ег. Пер-аа, великий дом.

К середине правления 2 династии, ок. сер. 29 в. до н.э., Египет постигли потрясения. Распад страны был вызван и борьбой внутри царского дома, и нижнеегипетским сепаратизмом. Царя Сехемиб (от хора), сменил имя на Периибсен (от Сета), перенес столицу из Мемфиса в Абидос. Единство Египта было восстановлено последним царем 2 династии Хасехемуи (Воссиявший обоими жезлами, т.е. и Хор и Сет). Его территориальной базой был Верхний Египет; Нижний Египет он завоевал, подвергнув сокрушительному разгрому. Тем самым единство Египта было восстановлено, и он вступил в новый период Древнего царства (конец 26 – 25 вв. до н.э).

Крупнейшим правителем 3 династии и основоположником государственности Древнего царства – самой блестящей, по мнению египтян, эпохи их истории – был Джосер, начало 28 века. Он окончательно вернул столицу в Мемфис (Хи-ку-Пта по-египетски, откуда и произошло название страны) и усилил царскую власть, введя, в частности, новый титул, означавший, что тело царя, подобно плоти богов, сотворено из золота. До него фараонов хоронили плоских сооружениях их кирпича, мастаба («скамья»). Он возвел первую пирамиду. Гробница Джосера была возведена из известняка и представляла собой первую в истории Египта пирамиду общей высотой в 60 м, она непривычной формы, ступенчатая, каждый этаж напоминает плоские гробницы вельмож, что у пирамиды. Ее построил Имхотеп, ученый и государственный деятель, врховный жрец Ра, позднее почитался как бог врачей. При приемниках Джосера завершилось формирование отлаженного и жестко контролируемого царем аппарата централизованного государства. Вслед за Джосером его преемники воздвигают к западу от Мемфиса свои пирамиды. Прекращаются церемонии «следования Хора», ни о каких пережитках независимости номов уже не идет речи.

Основатель 4 династии, Снофру (ок.2600 г.), запомнившийся египтянам как мудрый и добрый правитель, воевал на Синае и в Нубии. Синай- район богатых месторождений меди, был прочно покорен. На восточной границе дельты им была создана система укреплений – дом Снофру. При преемниках Снофру главным делом египетского государства становится строительство великих пирамид. Первый из них, Хуфу (греч. Хеопс), возвел самую грандиозную из них, высотой около 147 м. Пирамида его сына Хафра (Хефрена) 143, последняя из великих сына Хафра Менкаура, достигает 66 м. Правление 4 династии было временем максимальной централизации на протяжении Древнего царства. Они закрыли се храмы, ввели общегосударственный культ солнца, отождествленного с фараоном.

Новая, 5 династия, состоявшая в родстве с 4, отказалась от столь масштабного строительства и всячески содействовала возвышению культа Ра. Почти каждый из царей этой династии возводит, помимо небольшой пирамиды, святилище Солнца. Последний царь династии, Унас, впервые поместил внутрь своей пирамиды Тексты пирамид – запись обширного свода ритуальных формул, связанных с посмертным бытием царя.

При 5 династии египтяне сохраняли свое присутствие на Сенае и в Нубии, воевали в Ливии, торговали с Восточным Средиземноморьем; в конце ее правления, при царе Исеси, некий Баурджед совершил плавание в дальнюю страну Пунт (в районе совр. Сомали). К еще более масштабной внешней политике переходит 6 династия. Ее цари посылают войска не только в Ливию и на Синай, но и в Палестину.

Для общества Египта в период расцвета Древнего царства характерно огромное могущество царской власти, стоявшей на недосягаемой высоте не только для рядовых египтян, но и для ближайшего окружения царя. Это было связано не только с сакрализацией царской власти и особой ролью царя в осуществлении религиозных ритуалов, но и со структурой экономики, где к 4 династии общинный сектор был полностью поглощен государственным. Сформировалась своеобразная этика чиновника: похвала фараона как критерий самооценки, сдержанность чувств, повиновение старшим, готовность помогать просителям. Чиновники среднего и низшего ровня получали жалование натурой, но высшие получали земли. Они передавались по наследству вместе с должностью.

Уже в эпоху 5 и 6 династий могущество царской власти в Египте стало уменьшаться. Растут богатства и влияние знати, при 5 династии очень пышными становятся погребения столичных вельмож. Цари раздают ряду храмов иммунитетных грамот освобождающих их от необходимости предоставлять государству работников в порядке повинности. Полномочия номархов теперь часто передаются по наследству. Растет самостоятельность номов. Начинается процесс аридизации. Снижение уровня разливов Нила привело к уменьшению урожаев, голоду, социальным потрясениям и в конце концов распаду страны: одновременно с 8 династией начинает править 9. На этом Древнее царство завершилось.

Начинается кризис 3 тыс. до н.э. – 1 переходный период (22-21 вв.). Распад единого государства, голод, прекращение внешней политики, на востоке дельты появляются кочевники-азиаты. Распространилась коррупция. В «Пророчестве Неферти», другое описание бед, говориться: «на любое речение уст (т.е. критику) отвечают ударами палок». Мемфисские династии уже 22 веке правили тольк на Юге, а на севере, в Гераклеополе, возникла параллельная 9 династия, которая при переносе ее столицы в Мемфис стал называться 10-ой. К концу 22 века они подчинили весь Египет, но не ликвидировали независимость номов - Сиута, Гермополя, Фив. В конце века в Фивах появляется параллельная 11 династия, подчинившая юг страны. Около 2020 года царь Ментухотеп II завоевал север, объединив страну. Начался период Среднего царства (2020- начало 17 века).

Царь Хети III для своего сын Мерикара пишет «Получения», являющиеся первым политическим трактатом, содержащие доктрину «доброго пастыря» и сдержат рекомендацию оказывать почет вельможам, но приближать к себе народ, т. к. тот будет материально зависеть от фараона, опасаться Фив.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...