Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура, религия и философия древней Индии и древнего Китая.




Ведийская религия(2-1тыс. до н.э.), обнаруживает много общих индоиранских черт в космическом и социальном порядке, пантеоне. Одним из главных богов был бог бури и грома Индра, сразивший молнией дракона Вритру, сковавшего все воды мира, и вызвавший этим на поля благодатный дождь. Космоустроителям-дэвам противостоят могучие злые демоны-асуры, носители хаоса. Считалось, что три класса благих существ — дэвы, люди и их обожествившиеся умершие предки — противостоят трем классам злых существ — асурам, ночным чудовищам- рак-шасам, пытающимся прервать жертвоприношения и расстроить связь богов и людей, и болезнетворным духам — пишачам. Наибольшее внимание уделялось ритуалам жертвоприношения, «кормления» богов, исключительно с прагматической целью (выгода).

Менталитет и система ценностей древних индийцев отличались гармониче­ским сочетанием индивидуально-гедонистического и корпоративно-коллективистского начал. Смысл существования человека виделся в его личном счастье и суверенности личности, но это считалось немыслимым вне сотрудничества с членами его сооб­щества.

Наиболее привлекательными ценностями для каждого человека считались дхарма (праведность, добропорядочность), артха (выгода), кама (наслаждение) и мокша (освобождение от собственных желаний и страстей, достижение внутреннего по­коя); рекомендовалось достигать баланса этих ценностей, не жертвуя вполне ни одной из них ради другой. Особым вниманием пользовалась проблема соотношения радостей и страданий (что обычно для гедонистических культур): поскольку жизнь и стрем­ление к исполнению своих желаний неизбежно связаны со стра­даниями, мокша — отрешение от своего желающего «я» — рас­сматривалась как одно из завидных достижений. Еще в ведийский период утвердилась концепция бесконечно­го круговорота перерождений, подчиненного закону воздаяния (кармы).

Середина I тыс. до н. э. была также временем появления новых религиозных учений. Ведийская религия постепенно перерастает в индуизм, а одновременно возникает особое учение — буддизм, обязанный своим существованием царевичу Сиддхартхе (по одной из датировок, ок.565-486 гг. до н. э.) и связанный с поиском путей к «освобождению». К исходу эпохи древности буддизм в Индии был почти полностью вытеснен индуизмом.

Индуизм можно рассматривать как систему верований, в которую к рубежу эр перерастает ведийская религия в результате процессов внутреннего развития и дальнейшей интеграции культур различных народов Индии. Одной из основных новых черт этой системы является концепция всевышнего, вездесущего и проникающего весь мир бога-творца Брахмы. Все иные боги яв­ляются его воплощениями или слугами. Отношение к этому бо­жеству строилось уже не на желании извлечь из него пользу, но на самозабвенной любви.

Среди прочих богов на первый план выходят Вишну — хранитель мира и мирового равновесия (одним из его воплощений явля­ется темнокожий царь-пастух Кришна) и Шива, поддерживаю­щий круговорот жизни и смерти. Вместе с Брахмой они образуют троицу верховных богов индуизма — Тримурти.

Одним из главных индуистских текстов является «Бхагавадгита», включенная в эпос «Махабхарату»; ее сюжет сводится к тому, что один из воюющих царевичей, увидев в стане врага множество родных и личных друзей, хотел бы уклониться от бит­вы и пролития их крови; в ответ главный герой Кришна (воплощение Вишну) проповедует принцип самоотвлеченного выполнения долга (дхармы), продиктованного общественным и корпоративным статусом данного лица независимо от его собственных пристрастий и человеческих чувств. Такой долг у каждого свой, и то, что было бы добрым поступком для одного человека, явилось бы злым делом у другого.

Социально-этические постулаты индуизма оправдывают общинно-кастовый строй; поощряют заключение браков в раннем детстве и самосожжение вдов по смерти мужа; осуждают, хотя и не за­прещают, повторный брак вдов. Любое нарушение запретов в этой области считалось несущим ритуальную скверну и влекло наказание вплоть до изгнания из касты, делавшего человека фактически бесправным изгоем.

Богатейшая литература Древней Индии представлена прежде всего памятниками ведийской и индуистской религиозной тра­диции; на основе комментариев к древним ритуалам и гимнам, выросли древнеиндийская лингвистика, философия, в том числе исключительно развитая гносеология. Необходимо отметить эпосы— «Махабхарату» и «Рамаяну», чьи окончательные, гигант­ски разросшиеся версии относятся ко временам Гуптов. «Рамаяна» излагает легендарную историю Рамы, ранневедийского правителя Кошалы. По преданию, Равана, царь демонов-рак-шасов, обитавших на острове Ланка (Цейлон), похитил жену Рамы Ситу, но Рама с помощью царя обезьян Ханумана разгромил Ланку, убил Равану и освободил жену. В этом сюжете причудливо сплавились глухие воспоминания о каком-то дальнем походе индоарийских царей долины Ганга на дравидский юг с обычными индоевропейскими сказками о герое, возвращающем при содействии звериного помощника похищенную жену из «ино­го мира», населенного злыми духами. Буддийская литература представлена прежде всего каноном буддийского учения «Типитака».

В центре мифологических представлений Древнего Китая стоят предания о предках, в том числе культурных героях, спасающих человечество от всевозможных и приносящих ему различные навыки и умения. Впоследствии эти ге­рои были переосмыслены как первые правители Китая, но даже на этой стадии их облик продолжает описываться как частично зооморфный, что явно указывает на их исконную мифологическую и тотемистическую природу. Для мифов о первопредках ха­рактерен мотив их непорочного зачатия матерью при контакте с неким проявлением божественного существа (следом Великана, яйцом Пурпурной Птицы).

Космогонические мифы обычно отталкивались от концепции двух взаимодополняющих и в то же время противопоставленных друг другу мировых начал —инь (темное женское начало) и ян (светлое мужское начало). В середине I тыс. до н. э. на этой основе была создана стройная схема происхождения мира из хаоса.

В иньский период считалось, что Вселенная подчиняется все­могущему верховному божеству Ди («Владыке»). Его свиту составляли усопшие предки вана. В чжоуское время эта концепция отмерла, а место Ди в представлении о богах заняло Небо — Тянь. Император рассматривался как Сын Неба (Тянь цзы) и для общения с ним не нуждался в посредниках. Считалось, что он получал от Неба мандат на царствование и его статус был неотделим от обладания исключительной «благой силой» дэ, представляющей собой способность настраиваться в резонанс Небу и проводить его энергию на благо жителей земли. Поле действия дэ правителя охватывает весь мир. Поэтому выполнение им необходимых ритуалов вело к постоянному возобновлению миропорядка во всей Поднебесной.

Письменность начинается с иньских иероглифов и сначала применяется только в ритуале. При Чжоу грамотность широко распространяется среди населения. Унификация письменности происходит при Цинь Шихуанди. На рубежи новой эры китайцы изобрели бумагу.

Памятники литературы. «Шицзин» (сер 1 тыс. до н.э.) – свод народных и авторских песен. С иньских времен ведется традиция летописания. В I в. до н.э. придворный историограф, даос, Сыма Цянь создал свод истории Китая до своих дней, являвшийся образцом и основой всей последующей историографии, – «Ши цзы» («Исторические записки»).

Китай достиг большого успеха в прикладных и естественных науках, накоплении и систематизации знания. «Хуан-ди нэйцзин» - фундаментальный справочник по анатомии, симптоматике и клинике сер. I тыс. до н.э. Чжан Чжуанцзи(150-219) разработал методику диагностики по пульсу. Развивалось иглоукалывание. Использовались многие целебные и лекарственные растения, чай – как тоник. Китайские астрономы создали первый в мире звездный каталог в 5 в. до н.э., вычислили сроки солнечных и лунных затмений. Появления комет. Чжан Хэн (78139) описал 2500 звезд, выдвинул теорию безграничности Вселенной и создал уникальный сейсмограф. Математики древнего Китая знали отрицательные числа и десятичные дроби.

Китай – родина легизма и конфуцианства.

Легизм. – «законничество». Главный идеолог – Шан Ян. Постулаты: царь издает общеобязательные законы, неисполнение которых жестоко карается; законы направлены на укрепление власти монарха и оправдание существующего социального строя; утверждаются ранги знатности в зависимости от способов наращения богатства; цель политики – подавление общин и кланов как структур, препятствующих интеграции общества и абсолютизации власти.

Конфуцианство. Государственная идеология-религия Китая. Утверждается, что государство – семья, император – сын Неба – благодетельный отец, подданные – дети, поэтому им следует безоговорочно подчиняться воли императора, не анализируя его решения. «Между Небом и Землей человек ценнее всего». Главное в жизни – умеренность во всем и осознание, что с другими следует поступать так, как желаешь, чтобы поступали с тобой. Учение о «благородном муже» - 5 качеств: шэнь – гуманность, и – справедливость, ли – соблюдение ритуала и почитание родителей, чжи – здравый смысл, мудрость, синь – добродетель – уравновешиваюших друг друга и ведущих к гармонии личностиÞобщества.

Доасизм. Возник в 6 веке дон.э. в Чжойском Китае. Основатель- Лао Цзы. Природа – первопричина бытия, основа его единства. Дао – основа всего, путь развития вещей, истории, жизни.Человек должен следовать индивидуально предписанному ему дао, опираясь на принцип «не навреди» окружающей природе и принцип самоестественности существования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...