Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Египет Позднего времени (I тыс. до н.э.)




После окончания эпохи Нового царства Египет вступает в III Переходный период (1075 –656), оставаясь децентрализованным. Нижним Египтом правит 21 Танисская династия. Отношения с Фивами улучшается. Рост могущества номов, особенно ливийских, рода типа великих вождей Ма, Либу и др..

Египет при ливийских царях. В 945г. ливийский вождь Шешонок захватил Танисский престол, основав XXII ливийскую династию Новая столица – Бубастис в Дельте. Во главе важнейших номов (Фивы, Гераклеополь, Мемфис) ставит своих сыновей. Это усиливает децентрализацию. Шешонок был младшим современником знаменитого царя Израиля Соломона; в 925 г. Шешонок совершает удачный поход на Палестину. При следующих царях 22 династии появляется угроза – Ассирия. В Египте нарастают процессы децентрализации. В 818 г. Отделяется 23 династия. Египет перестает бытьт единым государством. В то же время появляется ливийская династия.

Нубийское завоевание Египта. К VIII в. до н.э. образовалось государство со столицей Напата, перенявшее религию и традиции египитян. Пианхи одержал ряд побед (Фивы, Гераклеополь, Гермополь) и заставил покориться Тефнахта(правитель Саиса). Вскоре после ухода Пианхи в Напату Тефнахт провозглашает себя царем. 24 династия: Тефнахт и его сын Бакенранф (Бокхорис), пытавшийся решить социальную и экономическую напряженность: а) закон Тефнахта против роскоши, б) закон Бокхориса о запрете лишения свободы должников и разрешение брать в обеспечение долга только имущество, уменьшение процентов. Ок.715 – преемник Пианхи – Шабака окончательно покорил Египет, низложив Бокхориса. Его приемник Шабатака безуспешно боролся с Ассирией. Вновь объединил Египет и Нубию в единое государство представитель 25 династии Тахарка(690-664). При нем власть над Египтом установила Ассирия, утвердив своими наместниками глав 12 номов. Это период назван «додекархией» - правлением 12 царей, подливших Египет. Параллельно Псамметих I объединяет Египет и противостоит Нубии. Псамметих основал новую, 26 династию, происходящую из Саиса, поэтому весь период назван «Саисским возрождением». Что упрочить свою власть, Псамметих привлекал наемников, расселял их областями на неспокойных территориях. Заключил военный союз с Лидией. Морскому делу учился у финикийцев и греков. После поражения Ассирии от скифов в 620г., захватил Восточное Средиземноморье. Его преемник НехоII в 610-609г. воевал с Иудеей, нанес ей поражение и обратил ее в союзники. В 606-605г. вавилонский царь Навуходоноссор II выбил египтян из Иудеи и спровоцировал междоусобицу в Египте, в которой поддержал Яхмоса II, ставшего новым царем Египта. Он захвати Кипр, установил дружеские отношения с греками. Укреплял свою власть, пытался централизовать экономику, за что получил сильную оппозицию со стороны номовой знати. Восстановил военный союз с Лидией, вскоре захваченной Персией. Угроза Персидского нападения нависает над Египтом. В 526 году Персы захватывают Египет, фараоном провозглашается Камбис. Начинается период персидского владычества(525- 404 гг.). С 518г. новый фараон – персидский царь Дарий, законодатель, строитель храмов. Он упорядочил персидскую администрацию, поставив во главе сатрапа, которому подчинялись главы номов. Новый правитель – Ксеркс – стал проводить жесткую политику, не принял титул царя Египта. Вспыхнули антиперсидские восстания, увенчавшиеся в 404г успехом, побили их люди Саиса под руководством Амиртея, ставшего единственным фараонам 28 династии. Цари 29 династии быстро сменяли друг друга. Несмотря на освобождение от персов, в Египте продолжается борьба номовой знати, фараоны быстро сменяют друг друга. Опираясь на войско и поддержку Афин и Спарту, ведется борьба с Персами. При 30 династии Египет даже отразил персидское нападение. Второе персидское владычество начинается с Артаксеркса III в 343г до н.э. и длится до 332, когда Египет захватил Александр Македонский. С этого момента Египет – часть эллинистического мира, говорящего на греческом языке.

В 1 тыс. до н.э. изменяется само египетское общество. Система общегосударственных смотров прекращается, профессии начинают передаваться от отца к сыну, профессиональные группы превращаются в своего рода касты. Государственный сектор экономики распадается. Силу набирают частные и храмовые хозяйства. Рядовые земледельцы вынуждены вступать в рыночные отношения, что приводит к интенсификации денежного обращения. Необходимость делать покупки в кредит приводит к распространению долгового рабства. Царская власть теряет сакральный характер, процветают культы местных богов. Египтяне начинают тосковать по временам благоденствия Древнего царства. Падает международный престиж Египта, в передней Азии уже начинается железный век, а в Египте нет ни железной руды, ни дерева. До появление Птолемеев крестьяне там пользовались костяными серпами с каменным лезвием

Начинается эллинистический Египет.

Культура древнего Египта.

Письменность, литература, искусство, религия.

Развитие древнеегипетской культурной традиции продолжалось с 4 тыс. до н.э. до первых веков н.э., когда Египет находился в составе Римской державы. На протяжении всего этого времени культура Египта эволюционировала, но оставалась неизменной в своих важнейших основах – оптимистическом мировоззренческом настрое, характерных религиозных представлениях, сохранении одного и того же типа письменности и избирательного канона.

Благополучие египтян полностью зависело от воды – от Нила. Поэтому жители страны глубоко почитали бога реки – Хапи. Но еще важнее на урожай влияло солнце, поэтому бога солнца, Ра, который возвысился при 5 династии, т.к. она была из нома Ра, египтяне считали самым главным и могущественным. Другие природные явления тоже обожествлялись.

Египтяне верили, что невидимые простому смертному боги поселяются в специально для них выстроенных жилищах – храмах, которые украшались рельефами, а также огромными фигурами фараона и статуями богов, хранителей этого храма. О жизни богов египтяне слагали предания – мифы.

Письменность в Древнем Египте возникла во второй половине 4 тыс. до н.э., как и повсюду на Древнем Востоке, из потребности общества, усложнившегося на этапе образования государства, фиксировать информацию. При этом в течение длительного времени она существовала параллельно с пиктографией – способом фиксации того или иного сообщения при помощи изображения. Уже в 3 тыс. до н.э. сформировались 2 типа древнеегипетского письма – собственно иероглифика (система чисто рисуночных знаков, которыми делались монументальные надписи на стенах построек и иных памятниках из камня) и иератика (система знаков, измененных по сравнению со своими рисуночными прототипами в связи с тем, что ими писали на иных материалах, пригодных для записи текстов и хранения их в быту, греки называли это священными письмом). В 1 тыс. до н.э, когда на основе новоегипетского формируется демотический язык, для записи текстов на нем (документы и лит. произведения), складывается и особое письмо – демотика, обыденное письмо было похоже на нашу стенографию. В позднем египте иероглификой высекали священные надписи, демотикой пользовались в быту, иерартикой переписывали старинную литературу. Письменность способствует формированию понятийного мышления. Помимо религиозных текстов, в 3 тыс. до н.э. зарождается типично египетский литературный жанр поучений – особых текстов, адресованных проходящим обучение будущим писцам. Настоящий расцвет древнеегипетской литературы приходится на 1 Переходный период и эпоху Среднего царства. Катастрофа падения Древнего царства порождает раздумья о ее причинах, отражающиеся в литературных произведениях. Из памятников религиозной литературы до нас дошли «Тексты пирамид». Вершин она достигла в эпоху Среднего царства, карьеризм и письмо. Памятники: Рассказ о Синухе, поставлен на противоречиях уклада варваров и египтян. «Путешествие Униамона в Библ».

Истоки древнеегипетского искусства уходят еще в додинастическое время, однако первый его подлинный расцвет приходится на Древнее царство. Именно тогда появляются памятники архитектуры из камня, скульптуры, рельефы в гробницах. Формируется древнеегипетский канон изображения людей. В эпоху Среднего царства рельефы в гробницах вытесняются фресками. При Эхнатоне изобразительная традиция на время отходит от канона, к этому времени относится знаменитый скульптурный портрет жены правителя, Нефертити. Одним из наиболее известных памятников Нового царства является неразграбленная гробница Тутанхамона. Искусство отличается своей лаконичностью, строгостью, монументальностью.

Египет – государство, обращенное в прошлое. Обилие терминов, обозначающих вечность, говорит об интересе к проблеме времени. Позднее, в эпоху Птолемея, по просьбе правителя жрец Манефон создал историю Египта, разделил ее на 3 царства. Труд был написан по-гречески.

Пирамиды: первая Джосера, с 4 династии пирамиды приобрели строгую геометрическую форму. Три великие пирамиды в районе города Гиза: Хуфу (Хеопс), Хафра, Менкаура, все они из 4-ой династии. Высота пирамиды Хуфу – 146 м. Пирамиду начинали строить как только царь стал царем, работали посменно, всем миром, о чем пишет ГеродотЕгипет, даже забытый на века, оказал огромное влияние на мир: 1). Греков 2). Христианство. Идеи психостасии, например. Более того, в православных храмах тоже есть Египет - прообразом св. Христофора Кинокефала был Анубис 3). Рим.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...