Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Иран и Средняя Азия в древности. Мидийская и Ахеменидская «мировые державы». Зороастризм как ранняя этическая религия.




В древности Ираном (от «Ариана», «страна ариев») именовалось географическое единство, включавшее совр. Иран, части Пакистана, Афганистана и юг Средней Азии. Центральное место здесь занимало Иранское нагорье, большую часть которого составляют жаркие бесплодные и пустынные районы. В древнейшие времена в западном Иране жили неиндоевропейские племена, эламский язык которых близок дравидскому. С 4 тыс. до н.э. степи, лежащие к северу от Кавказа и Средней Азии, занимали индоевропейцы индоиранской группы — древние арии.

К государственности на территории Ирана первыми перешли племена страны Элам, чьими крупнейшими центрами были Сузы на западе, в долине Керхе, и Анчан на востоке, окончательно сложившиеся в государство после шумерской колонизации в 4 тыс. до н.э.

Элам - федерация нескольких владений, то объединяющаяся под властью династии одного из них, то вновь распадавшуюся. Столица - Сузы. Постоянными противниками Элама были государства Месопотамии, в период своего расцвета добивавшиеся господства над Эламом, а в период упадка покоряющиеся ему.

Основными ячейками эламского общества были большесемейные общины с коллективным землевладением и землепользованием, постепенно распадавшиеся с выделением мелких частных хозяйств. Особняком стояли царские и храмовые хозяйства

В 23 в. до н. э. Элам вошел в состав Аккадской империи, потом – 3 династии Ура. Но Элам восстал против ее власти и после ожесточенной войны привел к гибели саму Урскую державу. Эламиты разгромили ее столицу Ур и угнали в плен ее последнего царя Ибби-суэна (2003 г. до н. э.). Ок. 1775-1765 гг. до н. э., Элам, вмешавшись в междоусобицы месопотамских царей, осуществлял верховное владычество над Месопотамией и Хаммурапи Вавилонским. В это время эламиты проникли в Заиорданье. Однако уже в 1764 г. до н.э. Хаммурапи сверг эламское господство, в длительной войне разбил эламитов и их союзников и сам оккупировал Сузиану.

Элам в конце II тыс. до н.э. переживает новую пору расцвета: в конце XIII в. успешно вторгается в касситскую Вавилонию, а в середине XII в. до н.э. совершенно опустошает и частично оккупирует ее, одновременно нанеся победоносный удар Ассирии. Но Вавилон нанес сокрушительное поражение Эламу при Навуходоноссоре I у Дера в 1115г.; в середине 11 в. до н.э. Элам распался.

Новое общеэламское царство возникло только в сер. 8в. до н.э. и никогда не могло вполне преодолеть раздробленность страны. Его внешняя история представляет собой почти непре­рывные войны с Ассирией, которые, несмотря на прочный анти­ассирийский союз Элама с Вавилонией, протекали в целом небла­гоприятно, а после разгрома Вавилона в 689 г. до н. э. — ката­строфически для Элама. В итоге ок. середины 7 в. до н. э. ираноязычные племена персов захватили один из важнейших регионов страны — Анчан, а в 644 г. Элам был временно аннексирован Ассирией. Затем, в пору кризиса Ассирии, ок.624 г. до н. э,, Эламское царство было восстановлено, однако вскоре должно было признать верховную власть мидян, затем потеряло под ударами Навуходоносора II Вавилонского Сузиану, а в 549 г. до н. э. было превращено Киром Великим в сатрапию Персидской держа­вы, что и подвело черту под трехтысячелетней историей эламской государственности.

История мидян и всего Западного Ирана в течение несколь­ких веков сводилась в основном к обороне от ассирийских наше­ствий. В 834—788 гг. до н. э. ассирийские войска систематически вторгались на территорию мидян; к концу этого периода Ассирии покорялись все земли региона вплоть до Каспия. Лишь резкое ослабление Ассирии под ударами Урарту привело к быстрому освобождению мидян. Новая череда ассирийских походов (744-713 гг. до н. э.) привела к вторичному включению Мидийского союза и соседних областей в Ассирийскую державу, причем на это раз уже в виде провинций.

Появление Скифского царства на северо-западе Ирана угрожало ассирийскому могуществу и дало импульс к новому витку политогенеза у мидян. Уже в 673 г. до н. э. мидяне, подвластные Ассирии, с помощью скифов этого царства свергли ассирийское господство и сформировали самостоятельное государство со сто­лицей в Экбатанах. Первым его царем стал Хшатрита (ок. 673-653 гг. до н. э.). Скифы, однако, неожиданно заключили союз с Ассирией, и когда Хшатрита в 653 г. напал на нее, угрожая Ниневии, разгромили его и подчинили Мидию своей власти, после чего стали главной силой на севере Передней Азии. В это время скифам никто не мог противостоять на всем Ближнем Востоке, однако это могущество оказалось эфемерным: в 625 г. до н.э. вожди скифов были истреблены взбунтовавшимися против них местными предводителями. Впоследствии этот, подвиг обычно приписывался Киаксару, правителю Мидии.

Все покоренные скифами страны немедленно обрели независимость, и больше всех от этого выиграла Мидия: Киаксар (625-585 гг. до н. э.) организовал новую регулярную армию, заменив ею былое племенное ополчение, и приступил к широкомасштабным завоеваниям, сходу подчинив большую часть Иранского нагорья, в том числе Персию и Элам, вмешался на стороне Вавилона в войну с Ассирией, разрушил ее, сжег Ашшур, а территорию разделил с Вавилоном. Одновременно Киаксару покорились государства Армянского нагорья, в т. ч. Скифское царство, Урарту и древнеармянское государство Армина.

После победы над Ассирией, Мидия и Вавилон оказались на грани войны, но Вавилон начал войну с Египтом, а Мидия – с Лидией. Кровопролитная мидо-лидийская война (590-585 гг. до н. э.) шла с переменным успехом и завершилась сраже­нием на р. Галис, во время которого случилось солнечное затме­ние, истолкованное как дурное предзнаменование. Был заключен мир и династический бра между сыном Киаксара Астигом и лидийской царевной.

Астиаг (585-550 гг. до н. э.) унаследовал огромную, относи­тельно централизованную державу, с хорошо организованным государ­ственным аппаратом, включая корпорацию государственных жрецов-магов. Большая часть присоединенных территорий пере­шла под прямую власть мидийского престола, ее разделили на на­местничества-сатрапии; лишь немногие области — Армина, Персия и Элам — были оставлены на вассальном положении. Еще важнее было то, что в 613 г. до н. э. Киаксар изменил титул «царя Мидии» на «царя народов», выдвинув совершенно новую концеп­цию государства как мировой деспотии, где царская власть была принципиально неограниченна, универсальна, стояла над любы­ми национально-государственными традициями (в том числе соб­ственного народа) и претендовала на весь мир. Эту концепцию позднее унаследовали Ахемениды.

В горном краю между юго-восточными рубежами Мидии и Эламом еще в 9 в. до н. э. сформировался союз ираноязычных племен, т.н. персов, чья область называлась Персия. В 7 в. до н. э. его возглавляли наследственные вожди из рода Ахеменидов. Один из них, Кир I, воспользовавшись ассирийским разгромом Элама, в 640-х гг. до н. э. занял важнейшую эламскую область Анчан и пере­вел туда большую часть персов; одновременно он признал себя вассалом Ассирии. Позднее Ахемениды попали в зависимость от Мидии. В 553 г. до н. э. очередной династ-Ахеменид, Кир II, объединив вокруг себя все персидские племена, поднял их на мятеж против Астиага и захватил престол Мидийской державы,. Потом продолжил завоевания: 549-548 гг. до н. э. были захвачены все бывшие владения Мидии, в том числе Элам, в 547 г. —-Лидия и вся Малая Азия вместе с прибрежными греческими городами, в следующие несколько лет — политические образования Восточного Ирана. Границы державы были доведены до Средней Сырдарьи и Верхнего Инда. В 539 г. до н. э. Кир захватил Вавилонию, а в 530г. погиб в битве с кочевниками.

Его преемник Камбиз в 525 г. до н. э. завоевал Египет и подчинил соседних ливийцев и греков Киренаики. В 522 г. до н. э. началась смута, во время которой Камбиз был убит, на престол взошел самозванец, но знать, не довольная его политикой привела к власти Дария I (522-486 гг. до н. э.). После зтого в завоеванных странах начались восстания, которые Дарий I подавил. Затем он упрочил свое положение на престоле новыми завое­ваниями: в 517 г. до н. э. покорил долину среднего и нижнего Инда и Самос, ок. 516-515 гг. до н. э. — Фракию и Македонию с при­лежащими греческими городами, впервые перенеся персидское оружие в Европу. Ок. 514 г. до п. э. Дарий с огромной армией дви­нулся на северо-восток от Дуная, но быстро покинул владения скифов, т.к. не мог справиться с их конницей.

Во внутриполитической области Дарий ограничил права аристократии, подчинив ее царю. Царь организовал 20 сатрапий, поставил в каждую наместника, обладавшего только гражданским полномочиями, учредил тайную полицию и систему связи, построил сеть дорог, установил фиксированный размер податей для каждой сатрапии.

Заложенный Дарием порядок оказался необычайно прочным. Его преемник Ксеркс (486-465 гг. до н. э.), привел к полной катастрофе на­чатую было успешно кампанию в Балканской Греции (480-479 гг. до н. э.), что повлекло за собой утрату всех европейских владений персов, а затем и отказ их от власти над греческими полисами эгейского побережья Малой Азии по Каллиеву миру (449 г. до н. э.). При последующих царях постепенно нарастал внутренний упадок (смуты и борьба за престол, пассивность царской власти, своеволие и усобицы сатрапов, отложение некоторых провинций, Египта, долины Инда и саков Средней Азии). И не­смотря на все это, границы империи почти не менялись.

Для общественного строя державы Ахеменидов характерно сочетание огромного сектора царской земли, на которой сидели мелкие государственно-зависимые землепользователи и аренда­торы, крупных, освобожденных от налогов вотчин, розданных царем в полную частную собственность членам династии, вельмо­жам и т.д., и, наконец, землевладения автономных городских об­щин и храмовых корпораций. Особняком стояли централизован­ные крупные царские хозяйства в Иране. Частное рабовла­дение большой роли в производстве не играло. В крупных город­ских общинах бурно развивались частнособственнические и то­варно-денежные отношения, ростовщичество, долговое рабство.

В IV в. до н. э. держава Ахеменидов добилась некоторых по­литических успехов: по Анталкидову миру 387 г. до н. э. персы вернули себе контроль над греческими приэгейскими полисами Малой Азии, в 343-342 гг. энергичный Артаксеркс III снова за­хватил Египет, отпавший в 404 г. до н. э. Однако сила империи к этому времени уже несколько десятилетий держалась главным образом на греческих наемниках, а население было совершенно отчуждено от правящей верхушки. Войны с греко-македонской армией Александра Македонского (334-330 гг. до н. э.) Ахемениды не выдержали, проиграв генеральные сражения при Иссе (333 г.) и Гавгамелах (331 г.), Дарий Ш оставил Александру столицы империи и бежал в северо-восточный Иран, где был убит. В 330-328 гг. до н. э. Александр подавил последние попытки сопротив­ления в восточных владениях Ахеменидов и воссоединил их дер­жаву под своей властью.

После смерти Александра Македонского, его держава распалась на множество мелких эллинистических государств, вошедших затем в состав Рима и Парфии. Во II в. до н.э. Парфия захватывает Иран, Среднюю Азию и Месопотамию, превращаясь в мировую державу, наследницу державы Ахеменидов в культурно-политическом плане.

Зороастризм: основатель Заратуштра. Ахура-Мазда – верховный бог(добрый), Анхра-Манью – повелитель дайвов(злой).Все в мире есть противоборство Ахура-Мазды и Анхро-Манью. Человек должен занять свое место в в битве добра и зла, признавая владыкой лишь Ахура- Мазду. Зороастризм запрещал человеческие жертвы. К середине 6 века зороастризм распространился в Мидии. Ок.520 г. До н.э. Дарий 1 возвел зороастризм в ранг гос. Религии ахемедидской державы. Священная книга зороастризма- «Авеста»(древнейшая ее часть- «Гаты»).

История древней Индии

Георгафия: регион, лежащий в Южной Азии. Долины рек Инда и Ганга, мягкий субтропический климат, плодородные почвы способствуют развитию земледелия, но наводнения, ураганы и засухи часто обрекают людей на голод.

Индоарийская цивилизация возникает в условиях жел. века.

Развитие Индии в 1 тыс. до н.э. не порождало развития гос. хоз-ва. Здесь складывается своеобразный вариант развития сельской общины. Кастовая система. Активной торговли нет, пребладает натуральное хозяйство. Поэтому население делится на группы, которые обеспечивают друг друга различными продуктами труда, а так же услугами. Это варны: брахманы, кшатрии, вайшьи(имеют доступ к совершению ритуала) и шудры.

Этапы развития Индии(история Индии):

1. В 3 тыс. местные дравиды создают индийскую цивилизацию Хаппра (Индская). Ее представляют городские поселения, в том числе крупнейшие из них – Хаппра и Моженджо-Даро. Это города с видимой структурой: деление на кварталы. Финал Индской цивилизации оказался неожиданным. В 18 веке эта цивилизация погибла, по все видимости из-за этнических миграций. Происходит смена населения: дравиты сменяются индоариями.

2. Ведийский период. Подразделяется на ранневедийский(13-10 вв.) и поздневедийский(9-6 вв.). Общие сведения об этом периоде мы получаем из вед(отсюда название). Середина 1 тыс. – появление городов. В поздневедийский период сложился жесткий сословный строй. Насчитывалось 4 сословия(сотворены из тела Пуруши).

3. Буддийский период.(5-3 в.до н.э). На это время приходится жизнь Будды и распространение его учения.

В среднеиндийских царствах появляются бюрократический аппарат, регулярные наемный армии. Нарушается региональная изоляция Индии, нарастает территориальная интеграция Сев. Индии. К востоку от пустыни Тар главной силой стала Магадха, добившаяся особого могущества в 4 веке до н.э, при династии Нандов. Именно они остановили дальнейшее продвижение Алекс. Македонского на восток. В 4 веке- создание Чандрагупта из рода Мауоьев создал державу Маурьев с центром в Магадхе. Ашока(правитель Маурьи) покровительствовал буддизму и сам принял его. Пытался ввести идеологию буддизма в общество. Держава Маурьев просуществовала до 2 века до н.э.

4. Классическая эпоха. (2 век до н.э. – 5-6 вв. н.э.). Гос-во Гуптов. в нач. IV в. смогла объединить под своей властью династия Гуптов, осно­вавшая новую великую североиндийскую державу. Время правления Чандрагупты 2 (правитель державы) считается «золотым» веком индийской истории. Могущество державы было уничтожено вторжением кочевников эфталитов.

Этот период бы временем экономического подъема. Большого размаха достигает внешняя торговля.

История древнего Китая.

География: долина реки Хуанхэ- центр.

На протяжении конца 2-1 тыс. китайцы мигрируют в долину Янцзы и ассимилируют с местным населением.

Этапы:

Династия Ся (конец 3-начало 2 тыс. до н.э.). Основана неким Ци.

Династия Шан (Инь)(18-11 вв).Широкое распространение в это время получила бронза. Это время существования в долине Хуанхэ гос. образования. Это было объединение племен: во главе стоял ван(правитель), он повелевал людьми и был важной фигурой в совершении религиозного ритуала. Ядром Иньского гос-ва была территория племени шан. Государственная эксплуатация шанцев выражалась в привлечении бесправных лиц к обработкам на полях правителя и храмов и иным общественным работам. В иньскую эпоху сложилась концепция, согласно которой собственное гос-во является центром мира и теоретически имеет мандат от косм. Сил на управление всей землей. Гос. культом был культ предков. Последний ван династии Инь вел себя неподобающе, и Небо якобы лишило его мандата. Начинается династия Чжоу.

Династия Чжоу(11-8вв 3 век?).Складывается типичная для Китая система управления. Китай делится на княжества, княжества тоже делились и т.д. В итоге, в обществе Чжоу складывается многоуровневая иерархическая система землевладения. Складываются иерархии рангов знатности. Очень формализуется этика общения между людьми. Развивается рабство. В зачаточных формах стала развиваться торговля. Чжоусы унаследовали иньскую идеологию: почиталось Небо, ван получал титул «сын Неба».

Чуньцзю (722 – 403). Это один из самых мрачных периодов в истории Китая, полный бесконечных междуусобиц и смут.Изменяется характер самоидентификациии древнекитайской общности.Формируется этнокультурная самоидентификация: хуася(жили в средн. течении Хуанхэ), противопоставляет себя всем инокультурным соседям. К 5 в. их общность расширилась территориально благодаря колонизации.

Эпоха Чжаньго (403-221 гг.) Начинается после распада одного из крупнейших противоборствующих владений хуася – Цзинь. Повсеместно утверждается частная собственность на землю. Государство переходит к новой форме податного обложения – поземельному налогу. Начинают богатеть незнатные люди, нарушился социальный порядок. Попытка восстановить нарушенное соц. Порядок. Сложилось 2 пути:

· Конфуцианство. Не нужно допускать никаких новшеств, нужно восстановить законы «Благородных мужей».

· Легизм. Возник в царскоц среде. Предлагалась продажа рангов знатности. Легизм- доктрина максимального упрочнения гос-ва и царской власти.

Циньская империя: В 256 году уничтожило династию Чжоу. При ване Ин Чжэне(246-210 гг.) Китай был впервые за несколько сот лет был объединен под одной властью. Ин Чжэн принял новый титул- Цинь Шихуанди-«Первый император династии Цинь». Была возведена Великая Китайская стена. Смерть Цинь Шихуанди породила в 210 году почти незамедлительные крестьянские восстания. Среди руководителей восстаний выделился Лю Бан, провозгласивший себя императором Гао-цзу и основавший новую династию – Хань.

Империя Хань. (3 век до н.э.-3 век н.э.)Империя Хань стала вершиной политического развития Древнего Китая. Гао-цзы проводил политику, облегчающую положение народа и поощрявших развитие производства, что продолжилось и при его преемниках.

Во II в. до н. э. сложился так называемый Великий шелковый путь — путь караванной торговли китайским шелком и другими товарами, который пролегал от Желтого моря до Средиземного. Ноналоговый гнет усилился.

В середине II в. до н. э. конфуцианство (вобравшее в себя при этом многие черты легизма) было объявлено единственной идеологией, поддерживаемой государством. Восстановлен институт подготовки профессионального чиновничество.

В конце II в. до н. э. воинственный У-ди попытался развернуть широкомасштабные, но обременительные для страны, внешние завоевания. В общей сложности территория империи увеличилась на треть. Закономерный процесс: втягивание масс населения в зависимость от землевладельцев. Рост числа рабов-китайцев. Быстрое разорение крестьян. Бунт. Попытка реформ, направленных на облегчение положения народа, вызвала сопротивление знати. Смута.

Из семилетней смуты победителем в 25 г. н. э. вышел Лю Сю родом из старой династии Хань; он объявил себя императором Гуан У-ди (25-57 гг.) и перенес столицу на восток, в Лоян. Так начался период Младшей, или Восточной Хань (25-220 гг.), история которого в основных чертах циклически повторяет историю Старшей Хань.

Реформы У-ди: рабы получили свободу, облегчение положения населения - эк. взлет. Внешняя экспансия. Во второй половине 1 — начале II в. н. э. войны ведутся то с хунну, то с государствами Восточного Туркестана, то с проникающей в него кушанской державой. Большую часть II в. Поздняя Хань проводит уже в оборонительных войнах против кочевников.

Эксплуатация крестьян «сильными домами», превратившимися в ходе этих смут в главную силу на местах, а потом - борющихся за сам императорский престол. Это привело к массовым крестьянским восстаниям («желтых повязов» (в 184г.), подавленных «сильными домами». После 192 г. император Хань уже был марионеткой в их руках, а после его смерти в 220 г. Китай распался на три царства, в каждом из которых главной силой были магнаты — главы «сильных домов», составляющие и государственную верхушку. Это событие условно считается концом древней истории Китая.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...