Корреляции между усредненными по возрастным группам
Тестовыми оценками интеллекта в разных возрастах [по Н. Броди; 213]. Возрастные группы Корреляция с усредненным IQ в 17 и 18 лет Месяцы 1,2,3 0,05 4,5,6 -0,01 7,8,9 0,20 10,11,12 0,41 13,14,16 0,23 18,21,24 0,56 27,30,36 0,54 42,48,54 0,62 Годы 5,6,7 0,86 8,9,10 0,89 11,12,13 0,96 14,15,16 0,96 За исключением достаточно редких случаев, когда отмечается сни- жение межвозрастных корреляций, остальные данные говорят о су- ществовании отчетливой межвозрастной преемственности в оценках IQ у одного и того же человека, т.е. об онтогенетической устойчивос- ти этого показателя, а точнее — об относительной сохранности ран- гового места каждого индивида в группе. Обратим внимание на то, что до 1,5-2 лет сходство с IQ в 17-18 лет колеблется, но, начиная с этого возраста, оно неуклонно растет, и корреляции баллов IQ в 5-7 и 17-18 лет достигают уровня надеж- ности теста. В табл. 2 приведены аналогичные данные по личностным харак- теристикам. Напомним, что многие методики диагностики призна- ков такого типа (вопросники, Q-сортировка и т.д.) имеют более низкую надежность, и уже поэтому межвозрастные корреляции дол- жны быть ниже. Таблица 2 Межвозрастные корреляции оценок «Я-контроля», Полученных методом Q-сортировки в двух когортах [по Н. Броди; 213]. № Корреляция в парах возрастов (годы) когорты Пол 14-17 17-37 37-47 14-47 1 муж. 0,58 0,30 0,44 0,48 жен. 0,52 0,26 0,56 0,32 2 муж. 0,72 0,54 0,45 0,30 жен. 0,67 0,21 0,53 0,36 Конечно, при меньших возрастных интервалах корреляции выше, чем при больших, однако, если с интервалом в 33 года (последний столбец) коэффициенты не только не приближаются к нулю, но имеют значения 0,30-0,48, это говорит хотя и об умеренной, но все-таки стабильности данной черты. Наконец, последний пример. В Нью-Йоркском лонгитюдном ис-
следовании выделен так называемый синдром трудного темперамен- та, включающий пять характеристик поведения детей раннего воз- раста (подробнее о нем — в гл. X). Оказалось, что этот синдром не только устойчив в первые годы жизни, но и имеет некоторую проек- цию в особенностях поведения и адаптации взрослого человека. В те- чение первых четырех лет жизни между возрастами 1 и 2, 2 и 3, 3 и _______4 года в двух исследованиях получены соответственно такие корре- ляции: 0,42; 0,37; 0,29 — в одной работе, и 0,54; 0,61; 0,54 — в другой. Оценки трудного темперамента в 1, 2, 3 и 4 года коррелируют с особенностями темперамента взрослого человека: 0,17; 0,09; 0,31; 0,37 соответственно, и с оценками адаптивности (профессиональной, семейной и т.д.) в возрасте ранней взрослости (17-24 г.): 0,08; -0,09; -0,21; -0,32 [362]. Как видим, начиная с 3-4-летнего возраста величины коэффициентов в обоих случаях начинают расти; отрица- тельные значения говорят о том, что, чем выше оценки трудного темперамента (т.е. чем он труднее) в детстве, тем ниже адаптивность взрослого. Несмотря на то что все коэффициенты невелики, учитывая длительность интервала между двумя измерениями (15-20 лет), ран- ний возраст первого измерения и более низкую надежность измери- тельных процедур (по сравнению, например, со стандартизованными тестами), можно полагать, что они свидетельствуют, как и в других случаях, об относительной устойчивости этих характеристик в ходе индивидуального развития. Вместе с тем очевидно, что индивидуальность существует внутри некоторой общности, причем последняя имеет, условно говоря, раз- ные уровни, разные «объемы»: все мы — дети цивилизации конца XX в.; кроме того, каждый человек — представитель той или иной куль- туры, этноса, профессиональной, возрастной группы, семьи, и одно- временно он — носитель своего собственного, уникального сочетания
всех этих факторов и личного, тоже уникального, опыта (см., напр., 131). В главах I—VI мы увидим, что человек является обладателем и уникаль- ного, неповторимого набора генов, сосуществующего в нем с инва- риантной, общей для всех представителей вида Homo sapiens, частью генома. «Человек в чем-то похож на всех людей, в чем-то на некото- рых людей, а в чем-то не похож ни на кого другого» [59; с. 23]. Итак, есть доказательства того, что: а) индивидуальные разли- чия — не «ошибка», а неизбежная реальность, способ существования общих психологических закономерностей; б) многие индивидуаль- ные особенности оказываются достаточно устойчивыми в онтогене- зе, в том числе на длительных временных отрезках; устойчивость в данном случае означает не неизменность самого признака, а сохран- ность рангового места испытуемого в данной группе; в) межиндиви- дуальная вариативность оказывается разной у разных признаков и в разных возрастах; последнее обстоятельство может быть использова- но, вероятно, для выделения возрастных периодов, в которых проис- ходят перестройки исследуемой функции. Иначе говоря, исследование индивидуальных различий представ- ляет собой особую и актуальную научную проблему. Как писал Б.М. Теплов, «...ни в одном разделе психологии нельзя принципиаль- но отвлекаться от вопроса об индивидуальных различиях; такое от- влечение возможно лишь как временное самоограничение, естествен- ное во всяком научном исследовании» [147. Т. II; с. 170]. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ПСИХИКЕ ЛЮДЕЙ Подходы к изучению индивидуальных различий в психике людей очень многообразны и зависят от многих условий: от принимаемого исследователем определения самого понятия «индивидуальность» (например, обозначая им просто отдельного человека, или его интегральную характеристику, или высший уровень развития личности); от ракурса, под которым должна изучаться индивидуальность (например, ее принципиальная структура: соотношение биологического и социального, темперамента и когнитивных процессов, динамических и содержательных характеристик и т.д.), наконец, от конкретных задач исследования (например, такой задачей может быть изучение индивидуальных особенностей в конкретных видах деятельности — учебной, профессиональной и др.),
Однако есть базовые проблемы, от которых зависит решение остальных. К ним прежде всего относятся: выделение и описание черты, подлежащей исследованию, и создание валидных и надежных методик ее диагностики; оценка ее межиндивидуальной вариативности и интраиндивидуальной (онтогенетической) стабильности; выяснение взаимовлияния черт и, наконец, их происхождения. Все перечисленные проблемы, за исключением последней, составляют предмет дифференциальной психологии и психологической диагностики; анализ же этиологии индивидуальных особенностей неизбежно приводит нас к психогенетике. Основания к тому — следующие. И в отечественной, и в зарубежной психологии накоплены многочисленные доказательства важности психологических и социально-психологических факторов для формирования индивидуальности — от особенностей взаимодействия матери с новорожденным ребенком до положения человека в группе и обществе в целом. Одна ко наблюдаемые различия в поведении (в реакциях людей на одни и те же воздействия, различия в поведении детей раннего возраста и т.д.) далеко не всегда поддаются объяснению прошлым опытом человека. Отсюда, а также из общебиологических, эволюционных представлений смежных дисциплин (не забудем, что человек — не только общественное существо, но и представитель вида Homo sapiens) встает задача поиска иных, а именно биологических, «природных», основ межиндивидуальной вариативности психологических черт: особенностей когнитивных процессов, личностных характеристик, моторики и т.д. Конкретно это выражается в поисках нейро- и психофизиологических коррелятов индивидуально-психологических особенностей, связей последних с соматическими, эндокринными и другими системами человеческого организма. С позиций же общей методологии в любом из этих конкретно-научных подходов выделяются три исследовательских парадигмы, в рамках которых и ведется анализ: «биологическое и социальное», «врожденное и приобретенное», «наследственное и средовое».
Наибольшей популярностью, особенно 15-20 лет назад, пользовалась первая из этих формул; ей было посвящено огромное количество работ, в большинстве своем методологических. По подсчетам К.Е. Тарасова и Е.К. Черненко [145] за 1970-1977 гг. только в двух журналах — «Вопросы философии» и «Философские науки» — было опубликовано более 250 статей и выступлений на тему «био-социо». На двух конференциях, прошедших в те годы и посвященных той же теме, выступило свыше 170 ученых. Интенсивно обсуждалась она и в литературе, относящейся к отдельным областям знаний и практики: медицине, спорту, психологии, педагогике. Анализ столь обширной литературы обнаруживает весь спектр возможных точек зрения: от признания весьма существенных влияний биологических (в частности, физиологических) факторов до утверждения решающей роли общественных, социальных условий для формирования психики человека. Убедиться в этом несложно: достаточно взять, например, том «Соотношение биологического и социального в человеке» (1975 г.), где собраны статьи 74 авторов, среди которых П.К. Анохин, Л.О. Бадалян, А.В. Брушлинский, И.С. Кон, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищев, Я.А. Пономарев и др., т.е. свою точку зрения представили ведущие психологи, физиологи, медики, философы. Продуктивна ли в принципе такая постановка вопроса: «биологическое и социальное в человеке»? Есть основания полагать, что ее эвристичность минимальна, и заключаются эти основания в следующем. Во-первых, понятие «биологическое» излишне широко: оно включает в себя спектр признаков, относящихся к разным системам организма, разным уровням его организации, к состоянию здоровья, характеристикам телесной конституции, мозговых структур, и многое другое, имеющее очень разное отношение к человеческой психике. К.Е. Тарасов и Е.К. Черненко [145], произведя несложные подсчеты в рамках формальной логики (взяв все мыслимые варианты соотношения «био- логического» и «социального») и применив их к некоторым проблемам ме- дицины (теория общей патологии и этиологии отдельных болезней челове- ка, не касаясь разделов нормальной физиологии, анатомии и т.д.), получили впечатляющий результат: на вопрос о соотношении биологического и со- циального в этих областях науки можно получить 23800 вариантов ответа (I). Конечно, такое количество возможных ответов на один вопрос говорит лишь о том, что он поставлен неверно, что «такой подход оказывается не только бесперспективным, непродуктивным, бесконечным, но и ложным в своей осно- ве» [145; с. 74]. Во-вторых, одновременно с излишне широким содержанием по-
нятия «биологическое», оказывается суженным (если его понимать буквально) второй член этой пары понятий — «социальное». В подав- ляющем большинстве работ и обсуждается роль собственно социальных (точнее, социально-психологических) факторов: общения, труда, коллектива и т.д. Вместе с тем теперь уже многократно показано не- маловажное значение для психики человека и физических характери- стик среды: пространства, которым он располагает; ландшафта, ко- торый его окружает; городской архитектуры и интерьера собственно- го жилья и школьных помещений и т.п. Скажем, не вызывает сомнений наличие связи между организацией про- странства и поведением людей, в том числе такими его явно социальными аспектами, как общение, дружеские связи и т.д. [напр., 38]. Родился даже специальный термин «архитектурный детерминизм», пределы которого ин- тенсивно обсуждаются. Конечно, физические характеристики среды могут действовать на психику и поведение лишь опосредованно, через многие дру- гие внешние и, главным образом, внутренние факторы: установки, предпочте- ния, эмоциональность и общительность и т.п., но важно иметь в виду, что они небезразличны для психики и поведения человека. Как пишет Дж. Голд, воз- действие, оказываемое тем или другим дизайном пространства, необходимо рассматривать в ряду всех других воздействий, которые совместно и форми- руют поведение. Если же мы поступим иначе, то окажемся в плену у другой крайности, в плену «социального детерминизма» [38; с. 266]. Таким образом, в формуле «биологическое—социальное» объем, содержание первого понятия оказывается излишне широким и нео- пределенным, объем же второго — суженным, включающим лишь часть возможных небиологических влияний на человеческую индиви- дуальность. Вот почему в рамках этой парадигмы конструктивное ре- шение вопроса о происхождении индивидуально-психологических особенностей едва ли возможно. Второй подход к рассматриваемой проблеме предполагает выде- ление врожденных и приобретенных индивидуальных особенностей (или оценку удельного веса каждой из этих детерминант) и лишь на первый взгляд представляется более точным; в действительности же он тоже имеет очень невысокую разрешающую способность. Два его главных дефекта таковы: во-первых, «врожденное» и «приобретен- ное» — не независимые понятия, «врожденное» может быть и приоб- ретенным во внутриутробном периоде. Если речь идет не о видимом тератогенном (т.е. повреждающем, приводящем к патологии) эффек- те, то выделить эту составляющую практически невозможно, несмот- ря на самые разнообразные свидетельства значимости многих физио- логических и психологических факторов для течения беременности, формирования плода и т.д. Во-вторых, если «врожденное» понимать строго как «имеющееся при рождении» [103], то ясно, что в неона- тальном периоде многие психологические функции либо еще просто отсутствуют, либо имеют совсем иную, по сравнению с будущей, зрелой, форму, потому и получаемые сведения могут относиться лишь к очень краткому периоду постнатального развития. Вследствие этого и данная формула не позволяет надежно решить вопрос о факторах, формирующих межиндивидуальную вариативность психологических и психофизиологических черт здорового человека. Только третья из перечисленных формул — «наследственное и средовое» — содержит независимые понятия, имеющие в современ- ной науке вполне определенное содержание и четкие методы иссле- дования, понятие же «среда» включает в себя все виды внешних, не- генетических, воздействий, в том числе эмбриональную среду. Имен- но взаимодействие этих факторов создает широкий диапазон челове- ческих индивидуальностей, хотя вклад каждого из них в формирова- ние разных психологических функций, черт, явлений различен. Ко- нечно, содержание человеческой психики в наших генах не кодирует- ся. Оно передается по законам культурной преемственности, которые Н.П. Дубинин назвал «социальной наследственностью». Эта програм- ма имеет решающее значение для прогресса человечества в целом, Вдумаемся в такие цифры; вид Homo sapiens появился около 40 тыс. лет назад, за это время сменилось около 1600 поколений. Но, поскольку в услови- ях человеческого общества в целом естественный отбор потерял значение фактора, направляющего эволюцию, генофонд человека «практически не из- менился, он сохраняется до сих пор и будет сохраняться в дальнейшем» [50; с. 128]. В то же время произошли и происходят грандиозные по масштабам и глубине процессы развития цивилизации, культуры, техники, науки, искусст- ва и т.д., т.е. всего того, что и определяет содержание психики человека, формирование его собственно личностных свойств и передается из поколе- ния в поколение в порядке социального наследования. «Однако социальная среда, в решающей степени формируя общественное сознание, не отменяет и не может отменить межличностной генетической изменчивости и генети- ческой уникальности индивидуума. Социум не может играть роли абсолют- ного деспота человеческой личности, поскольку его императивы, под дей- ствием которых человек находится независимо от собственного желания, стал- киваются с императивами генов, которые человек также не выбирает по своему желанию», — писал сравнительно недавно один из наших ведущих генетиков Д.К. Беляев [12; с. 158]. Такой подход — с позиций современной генетики — соответству- ет и психологическим представлениям об индивидуальности как уни- кальности психологического облика каждого человека, ибо генотип каждого из нас абсолютно уникален. Как пишет Н.П. Дубинин, на Земле не было, нет и никогда не будет двух людей с полностью иден- тичным набором генов (кроме монозиготных близнецов; см. гл. VII). Уже упоминавшийся известный американский психогенетик Р. Пло- мин сформулировал эту мысль иначе: каждый из нас есть уникальный генетический эксперимент, который никогда больше не повторится. Очень упрощенные подсчеты, игнорирующие многие генетические зако- номерности и основанные на том, что при слиянии двух половых клеток со- держащиеся в каждой из них 23 хромосомы — носительницы генов — пере- комбинируются независимо друг от друга, дают следующие результаты: ве- роятность получения одинакового набора генов сиблингами (родными братьями и сестрами) равна (1:223)2, т.е. менее одного шанса на более чем 64 триллиона возможностей. Процессы разделения, перекомбинирования и нового объединения ро- дительских хромосом повторяются из поколения в поколение. По красивому выражению Р. Левонтина, «хореография этого танца хромосом имеет важные последствия для генетического разнообразия» [94; с. 63], поскольку их ре- комбинация приводит к рекомбинации генов, т.е. всякий раз к появлению нового их сочетания, неповторимого генотипа в каждом новом существе. Одна родительская пара имеет потенциальную возможность произвести на свет 2024 генетически различающихся между собой детей, а это больше, чем все количество людей, когда-либо живших на Земле. Даже на уровне биохимической индивидуальности человека, на котором и генетическая, и средовая детерминанты несравненно проще, чем на уровне психики, поведения, вероятность совпадения нескольких ее признаков у лю- дей-неродственников практически равна нулю (см. табл. 3). Таблица 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|