Мировоззрение и проблема наследственности
Признание (или отрицание), даже априорное, самой возможнос- ти наследственных влияний на изменчивость психологических при- знаков в значительной мере определяет конкретно-научную методо- логию. Например, представители классического бихевиоризма счита- ли, что наследственность детерминирует только очень малое число реакций, а именно — некоторые инстинкты, физиологические и эле- ментарные эмоциональные реакции; внешнее же поведение человека они рассматривали как приобретенное, воспитанное в соответствии со схемой «стимул-реакция». Известные изменения в теоретической концепции, которые пре- терпел бихевиоризм в последние десятилетия, не коснулись этого глав- ного для проблемы индивидуальности вопроса: его сторонники до сих пор утверждают, что любые качества могут быть сформированы при помощи той же простой или более сложной (включающей посред- ствующие звенья) схемы «стимул-реакция». Однако, как показывают некоторые работы, отношение человека к проблеме «наследственность и среда» связано и с его общим миро- воззрением. Примером может служить работа, проведенная в Лондонском универси- тете [267]. Авторы опросили 303 человек (198 женщин и 110 мужчин) в возра- сти 16-70 лет. Среди них были люди с разным образованием, разных про- фессий, социально-экономического статуса, политических и религиозных убеж- дений. Всем им предлагалось оценить по 9-балльной шкале влияние наследственности, среды или их комбинаций на 48 черт, относящихся к 6 груп- пам признаков (по 8 в каждой группе): физические характеристики (рост, вес и т.д.); способности и умения (сюда были включены очень разнородные при- знаки: интеллект и память, артистические, музыкальные, математические,
спортивные способности, полилингвизм и даже право-леворукость); личнос- тные особенности (экстра-интроверсия, агрессивность, независимость, соци- альные навыки и др.); убеждения (политические, религиозные, мораль, расо- вые предубеждения и др.); психологические проблемы (алкоголизм, крими- нальность, фобии, депрессия, шизофрения и др.); физические проблемы и болезни (рак, сердечные заболевания, диабет, ожирение и др.). Кроме того, каждый респондент должен был сообщить сведения о себе: возраст, пол, образование, профессиональный и социально-экономический статус и партию, за которую он обычно голосует на выборах. Весь материал был обработан с использованием различных статистических методов. Ре- зультаты (за некоторыми исключениями, касающимися отдельных признаков) показали, что влияние среды оценивают выше, чем влияние наследственнос- ти: мужчины по сравнению с женщинами; молодые (21-40 лет) по сравнению со старшими подгруппами; более образованные. Протестанты больше верят в наследственность, чем агностики и атеисты. Но, пожалуй, самым интерес- ным оказалось распределение «психогенетических» убеждений у людей раз- ных политических взглядов (рис. 6). Очевидно, независимо от политических симпатий, все понимают, что на особенности личности, ее убеждения среда влияет сильнее, чем на физичес- кие признаки: оценки, относящиеся к последним, имеют самые низкие орди- наты, т.е. максимальную генетическую обусловленность. Но на этом фоне обнаруживается интересная зависимость от политических убеждений. Вспом- ним, как ставился вопрос о политических взглядах; человек должен был ука- зать, за какую партию он обычно (т.е. с интервалом в несколько лет) голосует на выборах. Иначе говоря, речь шла о достаточно устойчивых особенностях мировоззрения. И оказалось, что, чем левее партия, которой симпатизирует
респондент, тем большее значение он придает среде. Позднее А. Фонем сопоставил представления о «человеческой природе», существовавшие в 1945 и 1956 гг., с представлениями, которые он получил в 1988 г. Задача, естественно, потребовала использования той же методики, поэтому с изложенными выше данными эти несопоставимы. Однако сама по себе динамика мнений весьма интересна. В 80-х годах резко сократилось количество людей, считающих, что: а) есть дети, «хорошие» и «плохие» от рож- дения; б) природа человека не может быть изменена, поскольку базируется на инстинктах; в) люди белой расы от рождения интеллектуально выше лю- дей других рас; г) мужчины в среднем родятся более интеллектуальными, чем женщины (в 1988 г. это утверждение не поддержал ни один респондент); д) все черты, появляющиеся у ребенка после рождения, — результат средовых влияний и т.д. Одновременно уменьшилось количество утверждений типа «все люди родятся с равными возможностями», «из любого ребенка, правильно воспитанного с момента рождения, можно сделать успешного врача, юриста, инженера, журналиста» [266]. Итак, выделение наследственных и средовых детерминант — един- ственный надежный путь для экспериментального исследования эти- ологии индивидуальности. Поскольку же имплицитные (внутренние, субъективные) представления о роли того и другого факторов, хотя и меняются с развитием общества, образования и т.д., тем не менее являются органической частью общего мировоззрения человека, осо- бенно важно профессионально-грамотно понимать, что реально оз- начает то или иное решение этой проблемы. РАЗВИТИЕ ПСИХОГЕНЕТИКИ В МИРОВОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ Начало психогенетики как науки об этиологии индивидуальных различий больше всего связано с именем английского ученого Ф. Галь- тона, о котором К.А. Тимирязев писал как об «одном из оригиналь- нейших ученых исследователей и мыслителей современной Англии» [148; с. 406]. Ф. Гальтон был двоюродным братом* Ч. Дарвина, разносторонне образованным и одаренным человеком. В молодости он очень много путешествовал, увлекался географией и этнографией. За исследование тропической Южной Африки был награжден золотой медалью Гео-
графического общества, избран в Королевское общество (что было равносильно избранию в Академию наук). Он занимался топографи- ей, метеорологией, антропологией, а в 1865 г. опубликовал статью «Наследственный талант и характер», положившую начало серии ра- бот по наследственности у человека. И.И. Канаев отмечает почти сим- волическое обстоятельство: эта статья появилась в том же году, когда Г. Мендель в Брюннском обществе естествоиспытателей доложил об открытых им законах наследственности. А в 1869 г. вышла в свет книга Гальтона «Наследственный гений: исследование его законов и по- следствий». (На русском языке она впервые была издана в 1875 г., правда, в несколько сокращенном варианте, под названием «Наслед- ственность таланта, ее законы и последствия», и теперь, в 1996 г. переиздана вновь.) В этой книге Ф. Гальтон пытался решить проблему наследуемости одаренности, анализируя родословные выдающихся деятелей науки, юриспруденции, спорта, военного дела, искусства, * Точнее, полукузеном, так как у них был один дед, но разные бабки. «государственных людей» и многих других с помощью, как мы те- перь сказали бы, генеалогического метода психогенетики (см. о нем в гл. VII, VIII). Выделив три степени даровитости и одновременно использовав экзаменационные оценки, полученные поступавшими в Королевс- кую военную коллегию, он применил к этому материалу уже суще- ствовавший тогда закон Кетле (1796-1874) — «закон уклонения от средних величии». По аналогии с распределением роста людей он пред- положил «существование некоторого постоянного среднего уровня умственных способностей, отклонение от которого как в сторону ге- ниальности, так и в сторону идиотизма должно следовать закону, уп- равляющему _______уклонением от всякого рода средних величин» [35; с. 29]. Результаты он резюмировал так: «...мы приходим к неоспоримому, хотя, быть может, и неожиданному для нас заключению, что люди выдаю- щейся даровитости по отношению к посредственности стоят настолько
же высоко, насколько идиоты стоят ниже ее» [35; с. 33] (т.е. намечено Гауссово распределение людей по «умственным дарованиям»). Затем Ф. Гальтон перешел к анализу родословных трехсот семейств, насчитывавших до 1000 выдающихся людей, в числе которых 415 зна- менитых. «Если только существует нечто вроде положительного зако- на о распределении гения в семействах, — писал Гальтон, — то он, очевидно, должен обнаружиться при статистическом изучении тако- го значительного числа примеров» [35; с. 208]. И статистика показала, что в 300 семьях, давших более одного «замечательного человека», таковых насчитывалось 977, и они пo-разному распределялись между областями деятельности и разными степенями родства. Первому фак- ту Ф. Гальтон не придал большого значения, поскольку либо видел различные объективные причины, мешавшие, например, полковод- цам иметь детей, либо считал, что некоторые группы, например поэтов, слишком малы. Второй же факт — снижение числа даровитых людей со снижением степени родства — он констатировал вполне отчетливо, как доказательство наследственной природы таланта. Биологической теорией для объяснения полученных свидетельств наследуемости послужила теория пангенезиса Ч. Дарвина. Согласно дайной теории, человек, как и любой живой организм, состоит из бесчисленного количества независимых частиц — «геммул», которые «управляются исключительно естественным сродством» друг с дру- гом, что и определяет «дивное строение живущей формы» [35; с. 243]. Ф. Гальтон понимал, что эта теория — лишь гипотеза, но считал, что она, тем не менее, «оказывает огромную услугу для всех изучающих законы наследственности», поскольку создает единую базу для объясне- ния многочисленных форм воспроизведения. Эта теоретическая база позволяла ему считать, что «в каждом живом существе находится боль- шее количество задатков, чем мы можем определить, и на каждый яв- ный элемент приходится бесчисленное множество скрытых» [там же; с. 246], т.е. таких_______, геммулы которых пока вытеснены их антагонистами в борьбе за «точки прикрепления». Она же подвела Ф. Гальтона к мыс- лям о существовании неизменной части наследственности, обеспечи- вающей устойчивое равновесие в органическом мире, и — на этом фоне — «индивидуальной изменчивости». Более того, он в метафори- ческой форме описал и тот феномен, который впоследствии был на- зван в генетике «нормой реакции». В заключительной части книги Ф. Галь- тон поэтически писал: «Мы можем смотреть на каждого индивида как на нечто, не вполне отделившееся от своего источника, как на вол-
ну, которая поднялась и приняла известную форму вследствие нор- мальных условий в неизвестном, безграничном океане» [там же; с. 252]. По словам И.И. Канаева, выдающийся английский математик, глава биометрической школы в статистике, ученик и друг Ф. Гальто- на К. Пирсон оценил эту книгу как одну из великих «не столько тем, что она доказывает, сколько тем, к чему она побуждает» [71]. С тех пор проблема наследственности стала центральной в науч- ных интересах Ф. Гальтона. В 1876 г. появилась его статьи «История близнецов как критерий относительной силы природы и воспитания»*, утверждавшая, говоря современным языком, метод близнецов в пси- хогенетике. (На русский язык она не переводилась, но довольно под- робное изложение ее дано в книге И.И. Канаева «Френсис Гальтон».) В статье обсуждаются и вопросы биологии многоплодия, и близнецо- вый метод генетики, и полученные с его помощью данные о роли «природы» и «воспитания» в формировании индивидуальных особен- ностей людей. К тому времени уже существовали гипотетические представления о том, что близнецы бывают двух типов (в современной терминоло- гии — моно- и дизиготные); эти представления основывались глав- ным образом на изучении эмбриогенеза при многоплодной беремен- ности. Было установлено, что пары близнецов различаются по коли- честву околоплодных оболочек: пары с одним хорионом стали считать однояйцевыми (ОБ), с разными — разнояйцевыми (РБ). Эту точку зрения подтверждали и начавшиеся микроскопические исследования половых клеток и оплодотворения. Однако Ф. Гальтону эти работы были, очевидно, неизвестны, и он самостоятельно сформулировал гипотезу о том, что «туманное слово» «близнецы» объединяет два со- всем разных феномена: развитие детей из разных или из одного яйца. В последнем случае они однополы и имеют одну оболочку. В однопо- лых парах близнецы могут быть очень похожими, мало похожими или * В некоторых отечественных изданиях использованный Ф. Гальтоном термин nurture переводится как «питание» [напр., 71]. Такой перевод допустим, но в дан- ном контексте более адекватно другое (тоже имеющееся в словарях) значение этого термина — «воспитание», «обучение» и т.п. Поэтому далее будет использо- ваться именно такое его значение. совсем непохожими. Совершенно ясно, что речь идет о современных монозиготных («однояйцевых», МЗ) и дизиготных («разнояйцевых», ДЗ) близнецах. Факт их существования Ф. Гальтон и использовал, впер- вые в науке, как метод для оценки влияния «природы» и «воспитания». Он разослал определенное количество анкет с просьбой сообщить некоторые сведения о близнецах: их внешнем сходстве, почерке, ха- рактерах, способностях, манере общаться и т.д. Полученные ответы показали, что 35 пар внешне практически неразличимы, 20 — внут- рипарно непохожи и что первая из этих групп (т.е. МЗ) по психологи- ческим характеристикам имеет значительно большее внутрипарное сходство, чем вторая (т.е. ДЗ). Очень интересно наблюдение Гальтона об увеличении с возрас- том различий в некоторых близнецовых парах, а также его гипотеза, объясняющая этот феномен тем, что не все унаследованные свойства проявляются сразу, многие из них в молодости «спят», Это вполне соответствует современным представлениям о неодновременной ак- тивности всех частей генома, об их последовательном «включении» и «выключении». «Единственный элемент, который варьирует в различ- ных индивидуумах, но постоянен в каждом из них, это природная тенденция» — таков первый в психогенетике вывод, сделанный Галь- тоном по результатам исследования близнецов [цит. по: 71]. Все это позволило В. Томпсону и Г. Уайльду [425] утверждать, что Ф. Гальтон с большим правом, чем кто-либо другой, может быть на- зван основателем генетики поведения, а его работы вместе с работой Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» отнесены ими к I фазе истории генетики поведения. II фаза — до конца 30-х годов нашего столетия — замечательна успехами в методологии психогенетического исследования. Главное здесь: во-первых, появление надежных способов диагностики зигот- ности близнецов, благодаря чему стало возможным оформление современного близнецового метода как сопоставления моно- и дизи- готных пар [404], и, во-вторых, развитие статистических способов оценки сходства между родственниками, в частности появление про- дукт-момент корреляции К. Пирсона. Дело в том, что, когда речь идет не об альтернативном признаке (например, шестипалости у людей), а о количественном, т.е. о таком, который присущ всем членам популя- ции, только с разной степенью выраженности (например, баллы IQ), возможность количественно оценить сходство и различие в парах лю- дей с разной степенью родства приобретает решающее значение. Кор- реляции К. Пирсона, а затем работы Р. Фишера и С. Райта обеспечили решение этой задачи. Их работы вместе с работами Ф. Гальтона положили начало гене- тике количественных признаков (иногда ее называют биометричес- кой генетикой), предполагающей _______решение генетических проблем ва- риационно-статистическими методами (см. гл. VIII). Это был очень важ- ный момент в истории генетики поведения, ибо нормальные пове- денческие признаки, контролируемые большим числом генов, про- сто не могли изучаться в рамках менделевской генетики, имевшей дело с качественными, альтернативными признаками. В те же десятилетия появилась и стала развиваться психологичес- кая диагностика. Начало ей положил опять-таки Ф. Гальтон, кото- рый, изучая наследственность таланта, естественно пришел к необ- ходимости измерения психических качеств людей — от сенсорных (в теперешней терминологии) функций до типов мыслительной де- ятельности и характера. Однако основополагающие для психометри- ки понятия «надежность», «валидность» и «шкалирование» были раз- работаны позже, в первые десятилетия нашего века Бине, Спирме- ном, Тестоном и др. Немецкий психогенетик X. фон Браккен отметил еще один мето- дический успех того периода — появление метода сравнения раздель- но выросших монозиготных близнецов (своеобразного «критического экперимента» психогенетики) [209]. Таким образом, на втором этапе развития психогенетики объеди- нились основные методологические подходы: генетические, психо- метрические и статистические. В то же время, согласно В. Томпсону и Г. Уайльду, интенсивно шли работы по генетике поведения животных (в том числе лаборатор- ных «чистых линий», специально выведенных по тому или иному по- веденческому признаку). Правда, в основном они преследовали един- ственную цель — установить степень генетической детерминации раз- ных поведенческих признаков (скорости лабиринтного научения, уровня активности, эмоциональности) и мало пытались проникнуть глубже, например, изучить путь от генов к поведению. В 1958 г. вышла работа «Среда, наследственность и вопрос "как"» американской исследовательницы А. Анастази. Она сыграла важную роль в оформлении самой постановки вопроса: от бытовавшего ранее стремления (хотя не всегда четко формулируемого) выяснить, что в психике человека от наследственности, а что — от среды, А. Анаста- зи предложила перейти к вопросу о том, как взаимодействуют эти два фактора в формировании тех или иных психологических функ- ций [181]. В 1969 г. X. фон Браккен писал: «Прошло время, когда считалось, что индивидуальное «Я» человека определяется исключительно гене- тическими факторами. Чем глубже изучалась проблематика этой обла- сти, тем яснее становилось, что дальнейшее развитие генетической психологии невозможно, если не уделять серьезного внимания усло- виям внешней среды и ее многообразным столкновениям с генети- ческими факторами (то же можно сказать и об изучении воздействий внешней среды)» [209;с. 41]. См. также [30]. Как будет показано дальше, нынешняя генетика подтверждает справедливость такого подхода: сложных психологических признаков, зависящих только от генетических факторов, нет; все они формиру- ются именно во взаимодействии данного генотипа с данной средой — и общей, и индивидуальной, и именно это взаимодействие должно стать основным предметом изучения. На третьем этапе — до 60-х годов — проводились генетические исследования интеллекта и разных форм умственных дефектов и пси- хиатрических заболеваний, интенсивно изучалась генетика поведе- ния животных. Вышли четыре больших публикации, в том числе уже упоминавшаяся первая сводка работ — книга Фаллера и Томпсона «Генетика поведения» (I960), во многих странах возникли центры, сконцентрировавшие исследования в этой области, психогенетика «стала хорошо определившейся частью биологической психологии» [с. 207]. Работа В. Томпсона и Г. Уайльда, в которой предложена данная периодизация истории психогенетики, была опубликована в 1973 г. [425]. Что же произошло в психогенетике за последние 25 лет? Каково ее состояние сегодня? Прежде всего, отметим такие тенденции. Как обычно бывает в развитии любой науки, по мере интенсификации исследований не только накапливаются позитивные знания, но и обнаруживаются ограничения экспериментальных и математических методов, проти- воречия в эмпирическом материале, появляются новые объекты изу- чения. Последние десятилетия в психогенетике ознаменовались и стро- гим выявлением дефектов некоторых методов (например, близнецо- вого, так как получены данные, опровергающие постулат о равенстве средовых воздействий в моно- и дизиготных парах, что, в случае подтверждения, делает невозможным само использование метода), и серьезной экспериментальной проверкой этих сомнений (подроб- нее об этом — в гл. VII). Безусловно доминировавший интерес к пси- хогенетическому исследованию интеллекта, измеряемого различны- ми тестами IQ, постепенно вытесняется изучением изменчивости других характеристик индивидуальности: когнитивных стилей, осо- бенностей темперамента и личности, психофизиологических призна- ков, а главное — генетических и средовых детерминант индивиду- ального развития. Появляются новые генетико-математические методы (метод пу- тей, структурный анализ), которые позволяют объединить в одной модели результаты, полученные у людей разной степени родства и благодаря этому дающие более точные оценки наследуемости. Особое внимание стали уделять средовому компоненту изменчивости, в час- тности, возрастной динамике генотип-средовых соотношений, гене- тической преемственности последовательных этапов онтогенеза, де- терминантам индивидуальных траекторий развития. Продолжаются, и более успешно, чем прежде, давно начавшиеся, но бывшие малопро- дуктивными поиски генетических маркёров* — необходимого усло- вия для перехода от популяционных к индивидуальным оценкам. В разных странах осуществляются многолетние исследовательские программы, включающие диагностику широкого спектра индивиду- альных особенностей, разные возрасты и разные уровни в структуре индивидуальности. Существуют два международных научных общества, объединяю- щих исследователей в этой области: Международная ассоциация ге- нетики поведения и Ассоциация близнецовых исследований. Они вы- пускают свои журналы: «Генетика поведения» («Behavior genetics») и «Журнал медицинской генетики и гемеллологии»** («Acta genetica medica et gemellologia»), проводят международные конгрессы, симпо- зиумы, заседания рабочих групп. Регулярно, начиная с 1960 г., в одном из наиболее серьезных пе- риодических изданий — «Annual Review of Psychology» — публикуют- ся обзоры психогенетических работ. Интенсивность и широта иссле- дований таковы, что еще в 1978 г. ведущие в этой области исследова- тели Дж. де Фриз и Р. Пломин начали свой очередной обзор примерно такими словами: если успешно развивающиеся области науки — это те, где количество публикаций так велико, что один человек не в состоянии их охватить, то генетика поведения развивается все успеш- нее (еще в 1969 г. в обзорной работе X. фон Браккена библиография насчитывала более 1100 названий). Так обстоит дело в западной науке. Какова история этой области знаний в нашей стране? Судьба проблемы наследуемости психологических черт здорового человека в отечественной науке драматична. Как и любая междисцип- линарная область знаний, она зависела и от успехов «материнских» наук, и от их заблуждений, и — в данном случае — от их трагической судьбы. Согласно А.Е. Гайсиновичу, первое в России исследование на- следуемости психологических качеств принадлежит академику Пе- тербургской Академии наук К.Ф. Вольфу (1834-1894). Он занимался «теорией уродов», в частности, вопросом о передаче дефектов по- томству, но писал и о возможности наследования других особеннос- тей, прежде всего темперамента, который «зависит от раздражимос- ти мышечных волокон... крепости или слабости твердых частей... чув- ствительности нервной системы... правильного или затруднительного * Маркёром называется полиморфный участок ДНК, координаты которого известны, а функции могут быть как известны, так и неизвестны (подробнее о полиморфизме ДНК — в гл. IV). ** Гемеллология — наука о многоплодии. 3* 35 кровообращения». Более того, «также и добродетели и интеллектуаль- ные качества часто являются наследственными и передаются потом- ству» [34; с. 10*]. Интерес к этой проблеме не угасал в течение всего XIX в., и российская наука активно ассимилировала все, что появлялось в ми- ровой генетике относительно исследования психологических призна- ков. Как уже отмечалось, работа Ф. Гальтона «Наследственность та- ланта» вышла в свет в русском переводе уже в 1875 г.; в 1884 г. была издана книга Т. Рибо «Наследственность душевных свойств», а в 1894 г. в Харькове — его же книга «Различные формы характера», в которой обсуждается дилемма «врожден или приобретен» характер. 1891 г. был отмечен публикациями книги Ф. Гюйо «Воспитание и наследствен- ность» и первой русской работы о близнецах, которая принадлежала перу приват-доцента педиатрии Московского университета Н.Ф. Мил- лера; она так и называлась «О гомологических близнецах». Одновременно появились переведенные на русский язык работы, положившие начало измерению межиндивидуальной вариативности. В 1869 г. был издан перевод «Социальной физики» А. Кетле, которого наш выдающийся генетик Ю.А. Филипченко [158] считал основате- лем и современной статистики (ему принадлежит учение о средней величине и «уклонениях» от нее, т.е. о распределении величины в вариационном ряду), и учения об индивидуальной изменчивости. А через несколько лет вышла книга ученика Ф. Гальтона, одного из основателей биометрической генетики К. Пирсона «Грамматика на- уки» (к сожалению, в русском издании не обозначен год; второе анг- лийское издание вышло в 1890 г.). Происхождение индивидуальных особенностей интересовало не только биологов, но и крупных российских антропологов и педагогов. В двухтомнике К.Д. Ушинского [155] есть специальная глава «Наслед- ственность привычек и развитие инстинктов». Он признавал возмож- ность наследования приобретенных «привычек» («особенное значе- ние придается привычке возможностью ее наследственной переда- чи»), под которыми он понимал очень широкий спектр психических явлений [155; с. 215]. Ушинский писал, что «только наследственнос- тью нервных привычек мы и можем сколько-нибудь уяснить себе на- следственность человеческих характеров — факт, который кажется нам совершенно несомненным, хотя, к сожалению, и мало исследован- ным» [там же; с. 220]. К характеру же К.Д. Ушинский относил инди- видуальные особенности «в мыслях, наклонностях, желаниях и по- ступках человека» и считал, что среди них есть и «продукты его соб- ственной жизни», и «продукты наследственных наклонностей и * Рукопись К. Вольфа «Предметы размышлений в связи с теорией уродов» осталась незавершенной, в таком виде была издана на латинском языке и только в 1973 г. — на русском. особенностей». Эти последние и могут быть переданы только «через унаследование детьми нервной системы родителей со многими ее как наследственными, так и приобретенными посредством привычки на- клонностями» [там же; с. 220]. И далее он отмечал: «Душа беспрестан- но ищет деятельности, и из двух представляющихся ей деятельностей избирает ту, которая легче для организма, к которой организм более подготовлен наследственно». Именно такая деятельность и будет, как полагал автор, сформировать закрепляемые нервные привычки, пере- даваемые затем потомкам, — этим и определяется, очевидно, семей- ное сходство. Правда, затем К.Д. Ушинский пришел к выводу, что «наследствен- но передается не самая привычка, а нервные задатки привычки», которые могут впоследствии, в зависимости от обстоятельств, либо развиться, либо заглохнуть. Причем эти житейские обстоятельства оказывают «решительное влияние» на обнаружение наследственных задатков, поскольку в сознании последние не представлены и могут выразиться «только в своих действиях, оставаясь сами вне области сознания». Это рождало у автора аналогию с темными представления- ми, или идеями, Лейбница, которые он (К.Д. Ушинский) предлагал называть лучше «скрытыми идеями», т.е. скрытыми за пределами со- знания (хотя не все они относятся к унаследованным). Если же иметь в виду, что понятием «привычка» К.Д. Ушинский охватывал весьма широкий спектр психических явлений, что он раз- делял привычку-навык и привычку-наклонность_______, привычку пассив- ную и привычку как принцип действий и согласно именно этой логи- ке анализировал и онтогенез психики, и становление нравственнос- ти, усвоение знаний и т.д., то придется признать, что за всем этим лежит некоторая наследственно заданная «наклонность». Однако фор- мируется она благодаря наследственному закреплению приобретен- ных «привычек». В знаменитом «Энциклопедическом словаре» Ф.А. Брокгауза и И.А, Ефрона, в большой статье «Психология», написанной проф. Н.Я. Гротом [23. Т. 50; с. 677-683], говорится о наследственности как «родовой памяти, являющейся основой индивидуального опыта: она есть «готовый для индивидуального опыта запас потенциальных пси- хических состояний и их связей» [23; с. 682]. Способности, таланты, гениальность «рассматриваются как продукты родового накопления опытов и потенциальных запасов психической энергии, развивающи- еся и обнаруживающиеся при благоприятных условиях индивидуаль- ной психической и физиологической жизни» [там же]. Кроме того, в этой статье явления памяти и наследственности связываются с воп- росами о соотношении сознательной и бессознательной душевной де- ятельности, о «наследственных задатках», в форме которых живут в человеке психические состояния. В том же словаре, в статье «Наследственность» есть отдельная часть о наследственности психической. Автор статьи проф. Ф.Ф. Петрушевс- кий констатирует, что физиологическая наследуемость «в известных пределах не подлежит сомнению», что же касается психической, то, в силу трудностей ее доказательства, «мнения о ней еще до сих пор не имеют полной определенности» [23; с. 647]. Однако автор признает вполне убедительными статистические доказательства Гальтона и, вслед за ним, Декандоля во Франции, доказавшего, тоже статистическим путем, существование психической наследственности. Энциклопедическая статья, по определению, отражает наиболее устоявшиеся в данной области взгляды; это максимально справедливо для такого авторитетного издания, каким стала для своего времени 80-томная энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Вместе с изложенными выше работами конца XIX в., типичными для рассматриваемой темы, эти энциклопедические статьи говорят о том, что проблема наследу- емости психологических черт была одной из тех, на которых фикси- ровалось внимание российских исследователей. Однако, в соответствии с состоянием современной им генетики, когда экспериментальных доказательств «за» и «против» практически не было, ученые опира- лись на сформировавшиеся к этому времени гипотетические пред- ставления о существовании неких материальных частиц, передающих признаки из поколения в поколение, и на жизненные наблюдения, главным образом, семейного сходства. Как самостоятельная экспериментальная научная дисциплина ге- нетика в России стала развиваться после 1917 г., когда появились первые научные учреждения, специализированные журналы, фунда- ментальные труды российских генетиков [34]. К 1919 г. в Петроградс- ком университете была создана первая в России кафедра эксперимен- тальной зоологии и генетики, руководителем которой стал Ю.А. Фи- липченко (1882-1930) — один из основоположников отечественной генетики. Изучение наследственности психологических особенностей чело- века проводилось в двух исследовательских учреждениях: в созданном в 1921 г. Бюро по евгенике* (Петроград) и в Медико-биологическом институте, организованном в Москве в 1924 г. Руководителем Бюро по евгенике также был Ю.А. Филипченко. В 1922 г. вышел первый номер «Известий Бюро по евгенике», по- священный 100-летию Ф. Гальтона. В нем Ю.А. Филипченко сформули- ровал следующие задачи Бюро: изучение вопросов наследственности * Представители евгеники, начало которой положил Ф. Гальтон, полагали, что при «правильном» подборе супружеских пар и ограничении воспроизводства больных, умственно отсталых и т.п. людей можно «улучшить» всю человеческую популяцию. Евгеника послужила «научной» основой расизма. Но одновременно в ее рамках развивались и медицинская генетика и генетика человека. (Об этом см. [34, 159] и мн. др.) (специально в приложении к человеку) с помощью анкет, обследо- ваний, экспедиций; распространение в широких народных массах све- дений о законах наследственности у человека и о целях и задачах евге- ники; советы евгенического характера желающим вступить в брак и вообще всем интересующимся своей наследственностью. Сотрудники Бюро разработали анкеты для сбора генеалогических сведений у раз- ных групп населения. Статистические результаты анкетирования ученых Петербурга, данные о распределении у них специальных способностей и о сочета- нии последних, математические приемы оценки корреляции между альтернативными признаками, отдельное описание генеалогии 50 выдающихся ученых и даже несколько генеалогических древ — вот общее содержание первого выпуска журнала. Кроме того, в нем дано распределение специальных способностей у ученых разных областей знания; отмечена связь музыкальных способностей с полом при на- следовании и многое другое. Во втором номере журнала (1924 г.) содержатся результаты такого же анкетирования ленинградских представителей искусства и студен- тов; проанализирована (тоже генеалогическим методом) наследуемость роста и телосложения, близорукости; опубликована и генетико-мате- матическая работа. В 1925 г. в третьем, и последнем, выпуске журнала с этим названи- ем в статье Т.К. Лепина и соавторов анализируются генеалогия, гео- графия, СЭС и т.д. ста действительных членов Российской Академии наук за 80 лет (1846-1924). В этом же номере опубликована работа Ю.А. Филипченко «Интеллигенция и таланты», смысл которой зак- лючается в следующем. Со времени появления работ Ф. Гальтона не может быть сомнения в том, что таланты не «делаются», а родятся, т.е. в процессе их возникновения «наследственность важнее среды...» [с. 85]. «Пирамида» классов одаренности Гальтона, к сожалению, час- то воспринимается как классовая структура общества, что неверно. Причина одаренности — наследственность. Так называемые «одно- значные» факторы (наследственные), накапливаясь у одной особи, усиливают эффект каждого из них — так наследуются некоторые при- знаки, в том числе и одаренность, разные степени которой обуслов- ливаются количеством «скопившихся» в зародыше подобных одно- значных факторов. Распределение
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|