Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Норма реакции и диапазон реакции




Еще два понятия, овладение которыми чрезвычайно важно для

правильного понимания отношений между генотипом и фенотипом, —

это «норма реакции» и «диапазон реакции». Семантические поля этих

Рис. 1.4. Кариотип человека с трисо-

мией хромосомы 15.

В клетках носителя этого кариотипа не 46, а 47

хромосом за счет наличия не двух, а трех

хромосом 15.

двух понятий близки, однако между ними существуют весьма значи-

мые различия. Описывая далее взаимоотношения между этими поня-

тиями, мы сначала остановимся на том, что является для них общим,

а затем — на их отличительных признаках.

Общее в понятиях нормы и диапазона реакции заключается в сле-

дующем. Нормой (диапазоном) реакции данного генотипа называется

система, описывающая множество фенотипов, существование кото-

рых потенциально возможно в том случае, если данный генотип будет

находиться во взаимодействии с определенными средами. Понятия и

нормы, и диапазона реакции предполагают, что каждый генотип ас-

социируется с определенным, характерным для него, рядом феноти-

пов, формирующихся в разных средах. Упрощенно понятие нормы

(диапазона) реакции можно представить следующим образом:

Различия в понятиях нормы и диапазона реакции состоят в следу-

ющем. Рассмотрим гипотетический пример, касающийся фенотипи-

ческого признака, который отражает какие-то специфические спо-

собности. Предположим, существует 4 генотипа (1, 2, 3, 4), и все эти

генотипы могут быть одновременно помещены в разные типы сред,

отличающиеся друг от друга по уровню разнообразия и обогащеннос-

ти. Схематически эта ситуация отражена на рис. \.5а. По оси абсцисс

отложены «уровни» среды, а по оси ординат — условные фенотипи-

ческие значения. Согласно рисунку, в обедненной среде разброс фе-

нотипических значений относительно мал, и четыре генотипа прояв-

Каждому генотипу соответствует своя определенная норма (диа-

пазон) реакции.

Рис. 1.5. Схематическое изображение зависимости фенотипических зна-

чений от типов генотипа и среды, в которой данный генотип развивается.

а— Схематическая иллюстрация понятия «диапазон реакции» (ДР).

Диапазон реакции обозначает разницу между фенотипическими значениями

определенного генотипа в разных типах сред [по: Gottesman, 1963].

б — Схематическая иллюстрация понятия «норма реакции».

Один и тот же генотип (Генотип5 и Генотип6) в разной среде дает разные

фенотипы.

ляются в фенотипах, мало отличающихся друг от друга. Разброс фе-

нотипических значений существенно возрастает в типичной среде и

достигает максимума в среде обогащенной. Разница между значения-

ми данного генотипа в обедненной и обогащенной средах называется

диапазоном реакции этого генотипа.

Обратите внимание: понятие диапазона реакции подразумевает

сохранение рангов фенотипических значений генотипов в разных сре-

довых условиях. Например, Генотип1 ассоциируется с низкими фено-

типическими значениями и в обедненной, и в обогащенной средах, в

то время как Генотип4 является наиболее «процветающим» в любой

среде. Соответственно, диапазон реакции Генотипа1 — наименьший,

а диапазон реакции Генотипа4 — наибольший. Иными словами, ос-

новным допущением при интерпретации понятия «диапазон реакции»

служит следующее предположение: существующие генотипы отлича-

ются друг от друга таким образом, что фенотипические преимуще-

ства каждого из этих генотипов постоянны, а фенотипические разли-

чия, ассоциируемые с каждым из генотипов, становятся все более

заметны по мере того, как среда становится все более благоприятной

для развития данного фенотипического признака. Если взять в каче-

стве примера математические способности, то носители Генотипа4

будут демонстрировать наивысшие значения как в обедненной, так и

в обогащенной среде, причем чем благоприятнее среда, тем выше

уровень математических достижений. Напротив, носители Генотипа1

будут иметь наименьшие фенотипические значения в любой среде, а

фенотипические изменения, характеризующие этот фенотип при пе-

реходе из одних средовых условий в другие, будут незначительны.

Добавим к изучаемым нами генотипам два новых — Генотип5 и

Генотип6 (рис. 1.5б). Оказывается, что поведение этих двух генотипов в

разных средах не соответствует ожиданиям о сохранении ранговых

мест фенотипических выражений разных генотипов в варьирующих

средовых условиях. Как показано на рис. 1.5б, максимальное феноти-

пическое значение Генотипа5 наблюдается в типичной среде, в то время

как обогащенная среда не является благоприятной для этого геноти-

па — его фенотипическое значение уменьшается. В качестве возмож-

ной иллюстрации данного феномена может быть использован хорошо

известный из психологии развития факт: излишняя когнитивная сти-

муляция многих (но не всех) младенцев часто приводит не к оптими-

зации, а к расстройству их познавательной деятельности.

Генотип6, напротив, на переход от обедненной к типичной среде

никак не реагирует, его фенотипическое значение остается неизмен-

ным. Однако ситуация существенно меняется при изменении средо-

вых условий на обогащенные: фенотипическое значение Генотипа6

резко и линейно возрастает. Примером подобной ситуации может слу-

жить развитие музыкальных способностей, поскольку ребенок, осно-

вываясь на своих природных задатках, должен овладеть мастерством,

для обучения которому ему необходимо находиться в обогащенной

среде, в то время как и обедненная, и типичная среды таких условий

не дают.

Таким образом, несколько упрощая ситуацию, можно сказать,

что понятие нормы реакции — более общее понятие, поскольку, ис-

пользуя его, исследователь не должен делать никаких предположений

о сохранении рангов фенотипов в разных средах. Для понятия же ди-

апазона реакции допущение об определенном ранговом порядке фе-

нотипов (и, соответственно, генотипов) в контексте разных средовых

условий является критическим. В силу большей широты понятия нормы

реакции далее в учебнике будет использоваться именно это понятие.

5-1432 65

Сегодня мы не располагаем аналитическими средствами, которые

позволили бы нам предположить, что произойдет с индивидуумом,

являющимся носителем определенного генотипа, если он будет по-

мещен в среду, отличающуюся от любой предыдущей; поэтому опре-

деление нормы реакции — задача экспериментальная. Каким образом

норма реакции генотипа определяется в эксперименте? С этой целью

генетически одинаковые организмы помещаются в разные среды, а

фенотипы, развивающиеся в результате взаимодействия генотипа и

различных сред, тщательно измеряются и описываются. В процессе

генетического экспериментирования исследователь старается выделить

для анализа ограниченное количество генов, детерминирующих оп-

ределенные признаки. Исследователь также старается застраховаться

от случайных влияний среды, работая в максимально контролируе-

мых условиях. Понятно, что этот тип эксперимента возможен только

с растениями или животными.

Задача определения набора сред, приводящих к проявлению од-

ного и того же генотипа в разных фенотипах у человека (или опреде-

ление нормы реакции данного генотипа), чрезвычайно сложна. Для

изучения нормы реакции необходимо некоторое количество генети-

чески идентичных особей, т.е. необходимы группы идентичных близ-

нецов (пятерняшек, шестерняшек или, того лучше, двадцатерняшек),

родители которых согласились бы разлучить детей при рождении и

растить их в разных средовых условиях. Биологически задача создания

генетически идентичных человеческих организмов очень трудна, но

осуществима; с точки же зрения этики такой эксперимент в цивили-

зованном обществе принципиально невозможен.

Не менее сложна задача определения параметров среды, существен-

ных для развития изучаемого признака человека. Например, что являет-

ся оптимальной средой для формирования интеллектуальной активнос-

ти ребенка? Или уже: что в семейной среде стимулирует интеллектуаль-

ную активность ребенка — количество книг, наличие компьютера или

чтение сказок перед сном? Решая данные задачи, психогенетика нахо-

дится в прямом и непосредственном контакте с психологией и, более

того, зависит от нее, поскольку именно из психологии психогенетика

должна получать сведения о том, какие конкретные средовые условия

существенны для развития того или иного психологического признака.

«Норма реакции» является понятием по своей природе интерак-

ционистским, т.е. подчеркивающим идею взаимодействия вовлечен-

ных в развитие факторов генотипа и среды. Конкретный фенотип пред-

ставляет собой реализацию конкретного генотипа в конкретных сре-

довых условиях в соответствии с его нормой реакции, и процесс этого

взаимодействия чрезвычайно сложен. Любое искусственное расчлене-

ние и квалификация генотипических и средовых влияний на форми-

рующийся организм является его упрощением, и это необходимо по-

мнить при интерпретации психогенетических данных.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...