Различные стадии контролируются разными генами. В
Итоге взаимодействия генов и их продуктов на каждом Новом этапе развития формируются структурные и фун- Кциональные особенности организма. В генетике сфор- Мулирован временной принцип организации генетичес- Ких систем, контролирующих развитие, и выделена Специальная область исследований «хроногенетика», Ставящая своей целью изучение закономерностей раз- вертывания генетической программы развития [80, 270]. Для понимания общих принципов развития важен Также введенный в 40-х годах К. Уоддингтоном прин- Цип «эпигенетического» ландшафта. Этот ландшафт Представляется как местность, изрезанная долинами и V Оврагами, которые берут свое начало в наиболее высокой ее части и Расходятся от вершины в разные стороны. В начале развития клетка (или любой развивающийся организм) находится на вершине. В ходе Последовательных делений (стадий развития) клетка или организм Как будто «спускаются» с вершины, попадая в то или иное углубле- Ние. В точках пересечения ущелий и оврагов клетка (организм) делает Выбор, куда двигаться дальше. Самое главное, что после этого выбора (решения) дальнейшие потенции к развитию ограничиваются. Посте- Пенное ограничение потенций клетки (организма) к развитию Уод- Дингтон назвал канализацией. Схематично взаимодействие развивающегося организма (его ге- Нотипа) и условий среды, в которой осуществляется развитие, наи- более полно представлено в концепции эпигенеза Дж. Брауна [214]. Эта концепция представляет результаты каждой стадии развития сле- Дующим образом. Если рассматривать развитие, начиная с зиготы (обо-
Значим совокупность ее внешних признаков — фенотип — как Р1), то фенотип на следующей стадии развития (Р2) будет определяться как: Р1 + G1 + E1 —> P2, Где G1, — генные продукты, которые детерминируют рост и развитие На данной стадии онтогенеза; Е1 — условия среды, в которой проис- Ходит данная стадия развития. На следующей стадии развития фенотип Р3 будет определяться Особенностями уже сложившегося фенотипа P2 продуктами генов, Активируемых на этой стадии развития (G2), и особенностями среды, в которой она протекает (E2): Р2 + С2 + Е2 —> P3 и т.д. Таким образом, реализация каждой стадии онтогенеза обеспечи- вается наличием: фенотипа, сформировавшегося к этой стадии; продуктов экспрессии генов, соответствующих этой стадии раз- вития; условий внешней среды, специфических для данной стадии. Следовательно, по мере перехода с одной стадии онтогенеза на Другую в индивидуальном фенотипе происходит кумуляция (накопле- Ние) и генетических, и средовых эффектов, и результатов их взаимо- Действия. Биолог-эволюционист Э.Майер связал развитие поведения с кон- Цепцией генетической программы, выделив две ее части, Одна часть Программы, не претерпевающая значительных изменений в процессе Ее трансформации в фенотип, называется закрытой. Другая часть ге- Нетической программы в процессе становления фенотипа под влия- Нием внешних воздействий претерпевает модификации; таким обра- Зом, она содержит приобретенный компонент и ее можно назвать открытой программой [177]. ЦНС выступает как звено, опосредующее взаимовлияния геноти- Па и среды, поэтому в ее морфофункциональной организации долж- Ны существовать структурные образования, комплексы или каналы,
Реализующие две генетические программы: одну — обеспечивающую Видоспецифические закономерности развития и функционирования ЦНС, и другую — ответственную за индивидуальные варианты этих Закономерностей. Так, широкое распространение получили представления о суще- Ствовании в ЦНС жестких стабильных и гибких лабильных звеньев. Стабильная структура представляет собой жесткий скелет системы, который _______обеспечивает ее инвариантность и устойчивость к различ- Ным колебаниям окружающей среды. Именно такие жесткие звенья Лежат в основе врожденных функциональных систем и безусловных Рефлексов, присущих разным классам животных и обеспечивающих Их приспособленность в процессе эволюции. Напротив, гибкие звенья Приобретают функциональную специализацию под влиянием непре- Рывно варьирующих условий внешней среды. Главным фактором, де- Терминирующим направление специализации, является индивидуаль- Ный опыт. В нейробиологии получило также распространение представление О существовании в развивающейся нервной системе структур и про- цессов двух типов: «ожидающих опыта» и «зависящих от опыта» [279]. Для первых, определяемых как «ожидающие опыта», внешние воз- Действия выступают в качестве триггера — сигнала, запускающего Развитие, которое жестко канализировано, т.е. происходит по генети- Ческой программе и почти не зависит от характера средовых влияний (в пределах физиологически допустимой нормы). «Ожидающие опы- Та» — это структуры и процессы консервативной наследственности, Определяющие видовые признаки и не обладающие межиндивидуаль- Ной изменчивостью, т.е. сходные у всех представителей данного вида. Их можно считать носителями филогенетической памяти. Примером Здесь может служить хорошо известный феномен импринтинга — ре- Акции следования вылупившихся утят и некоторых других птиц и Животных за первым увиденным движущимся объектом, В период сво- Его созревания молодые животные нуждаются в средовом опыте, спе-
Цифическом для данного вида. Опыт (внешние воздействия) может Колебаться в пределах, допускаемых филогенетической «памятью», и Не должен выходить за границы диапазона нормативной среды. Пери- Оды созревания таких структур можно считать критическими. Искаже- Ние ожидаемого опыта (внутреннего и внешнего) может оказаться Роковым для последующего развития. Во внешнем мире нормативная среда подразумевает адекватные Экологические условия: температуру, атмосферное давление, необхо- димое содержание кислорода в воздухе, воду, пищу и т.д. Норма вклю- Чает и социальные аспекты: наличие взрослого представителя вида, Осуществляющего уход, возможности зоосоциальных контактов и т.д. Наряду с этим в ЦНС существуют гибкие динамические системы, Связи в которых образуются за счет селективной стабилизации синап- Сов под влиянием особенностей среды. К числу таких динамических Систем относятся структуры и процессы, «зависящие от опыта». Они Различаются выраженным диапазоном изменчивости, возникающей Под влиянием внешних воздействий, и допускают интенсивное овла- Дение индивидуальным опытом в широком диапазоне возможностей. Именно эти структуры и процессы формируют широкий спектр ин- Дивидуальных различий, столь характерный для популяций не только Человека, но и животных. Они обеспечивают формирование приобре- Таемых в онтогенезе функциональных систем, условных рефлексов и Других возможностей обучения. В конечном счете именно они форми-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|