Закон возрастающих альтернативных издержек
Закон возрастающих альтернативных издержек Закон возрастающих альтернативных издержек: чтобы получить больше блага одного вида в данный период времени, общество должно жертвовать все возрастающим количеством другого блага.
Альтернативные (вмененные) издержки — это количество одного блага, которым необходимо пожертвовать для увеличения производства другого блага. Альтернативные издержки - ценность лучшего из худших альтернативных способов имеющихся благ (ресурсов). Движение от точки к точке на КПВ: B => C. Потребление блага X на dX, но теряем потребление блага Y на dY. dY / dX - альтернативные издержки производства 1 ед. балага X; dX / dY - альтернативные издержки производства 1 ед. балага Y; Построение кривой производственных возможностей
Варианты построения кривой производственных возможностей.
1. На рынке присутствует один экономический агент (фермер, строитель и т. п. ). Для построения КПВ откладываем на соответствующих осях используемые ресурсы. Проводим прямую линию. 2. На рынке присутствуют два экономических агента (фермер, строитель и т. п. ). Фермер №1 использует свою пашню для свеклы (20 ц) и моркови (60 ц). Фермер №2 использует свою пашню для свеклы (40 ц) и моркови (30 ц). 3. Строим индивидуальные линии КВП в одних осях координат · Находим максимальные значения для свеклы (60 = 20 + 40) и моркови (90 = 30 + 60). · Наносим на график точки (0, 90), (40, 60), (60, 0). Соединяем данные точки.
Задачи для самостоятельного решения
Задача 1. Начертите кривую производственных возможностей экономики страны, производящей ежедневно 10 единиц товара Х или 20 единиц товара Y. В результате развития технологии производство товара Х увеличилось до 15 единиц. Что произойдет с кривой производственных возможностей?
Задача 2. На острове живут 6 человек. Они собирают кокосы и черепаховые яйца. Один человек в день может собрать либо 20 кокосов, либо 15 яиц. Начертите КПВ экономики острова. Как изменится КПВ острова, если на остров будет завезена техники, которая позволит собирать 25 кокосов в день.
Задача 3. Павлов, отказавшись от работы столяром за 1, 2 млн. руб. и слесаря за 1 млн. руб. в год, поступил в колледж с годовой оплатой обучения 800 тыс. руб. Какова альтернативная стоимость его решения, если: · государство обязалось компенсировать его учебу в размере 50%; · Павлов одновременно подрабатывает в кафе и получает 200 тыс. руб. в месяц; · одновременно с учебой он вынужден ходить на трехмесячные курсы с оплатой обучения 50 тыс. руб. в месяц. Решения рассматривать отдельно друг от друга.
Задача 4. На рис. 1 дана кривая производственных возможностей. Что произойдет с КПВ, если: 1. в отрасли производящей товар X, НТП позволит увеличить количество продуктов до 60 единиц; 2. в отрасли, производящей товар Y, вовлечение дополнительных ресурсов позволит увеличить количество Y до 20 единиц; 3. эти процессы произойдут в обеих отраслях? Задача 5. Рассчитать альтернативные издержки производства одного трактора и одного миномета по данным табл. 1. Построить кривую производственных возможностей и показать выполнение закона возрастающих вмененных издержек.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ ТЕМЫ
1. Дайте определение потребности и сформулируйте закон возвышения потребностей. 2. Дайте характеристику ресурсам. 3. Раскройте содержание трех основных вопросов экономики. 4. Что определяет кривая производственных возможностей? 5. Почему мы считаем товары дефицитными?
Строим индивидуальные линии КВП в одних осях координат · Находим суммарные (совокупные) значения для свеклы (60 = 20 + 40) и моркови (90 = 30 + 60). · Находим альтернативные издержки для фермера №1: 60/20 = 3 ц моркови за 1 ц свеклы. · Находим альтернативные издержки для фермера №2: 30/40 = 3/4 ц моркови за 1 ц свеклы. · Находим минимальное значение 3/4. Следовательно, фермер №2 будет специализироваться на выращивании свеклы. Поэтому кривая совокупных производственных возможностей сначала имеет угол наклона, соответствующий издержкам фермера №2. Чертим от точки (0, 90) до точки (40, 60). Когда возможности производства свеклы у фермера будут исчерпаны, оно начнет развертываться и у фермера №1. Поэтому в точке (40, 60) кривая суммарных производственных возможностей изменит угол наклона: теперь он будет соответствовать альтернативным издержкам фермера №1. · Наносим на график точки (0, 90), (40, 60), (60, 0). Соединяем данные точки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|