Контрольные вопросы. Практическое занятие. Теоретическое обоснование. Пример.. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Контрольные вопросы 1. Что такое прибыль? 2. Виды прибыли. Методика расчета. 3. Какое предприятие является рентабельным? 4. Как рассчитывается рентабельность продукции? 5. Как рассчитывается рентабельность производственных фондов? Практическое занятие
Тема «Решение задач на определение альтернативной стоимости ». Продолжительность: 1 час Цель: Научиться определять альтернативную стоимость. Основные понятия. Альтернативная стоимость, альтернативные издержки, альтернативная ценность, цена выбора; недополученная или упущенная выгода; вмененные издержки, вмененные затраты.
Теоретическое обоснование Альтернативная стоимость (альтернативные издержки) (opportunity costs) – ценность лучшей из альтернатив, которыми мы жертвуем, делая выбор; стоимость одного блага, выраженная в стоимости другого блага, которым пришлось пренебречь. В российской экономической литературе для обозначения альтернативной стоимости употребляются также варианты перевода с английского языка (opportunity costs): «альтернативные издержки», «альтернативная ценность», «цена выбора», «издержки упущенных возможностей», «недополученная выгода», «вмененные издержки», «вмененные затраты». Суть альтернативной стоимости в том, что в расчет принимаются только две лучшие альтернативы. Альтернативной стоимостью выбранной альтернативы является ценность отвергнутой альтернативы для лица, принимающего решения.
Необходимо уяснить следующее: 1) в любой ситуации выбора имеется несколько альтернатив. Обозначим их через А1, А2, А3, … Аn. В реальной жизни всегда можно купить или отказаться от покупки, строить или не строить, делать или не делать;
2) каждый индивид, принимающий решение, имеет свои предпочтения при выборе среди имеющихся альтернатив. Допустим, что предпочтения таковы: А1, А2 лучше А3, А3 лучше …. Аn и т. д.; 3) экономическая теория считает индивида, принимающего решения, рациональным, он выберет лучшую альтернативу А1; 4) лучшей из отвергнутых альтернатив является А2, значит, альтернативной стоимостью А1 будет ценность А2. Обозначим ее U (А2); 5) оставшиеся альтернативы не имеют значения для определения величины альтернативной стоимости, т. е. мы их во внимание больше не принимаем.
Альтернативная стоимость всегда субъективна и объективна одновременно. Субъективна, так как зависит от того, кто выбирает. Объективна, так как существует всегда, когда люди выбирают.
Следует различать собственно альтернативную стоимость как полную количественную оценку всей упущенной выгоды (как ценности лучшей из отвергнутых альтернатив) и упущенную выгоду как оценку разницы между выбранной и наилучшей из оставшихся альтернатив.
Пример. Вы отказались от работы продавцом на рынке с заработной платой 3000 р., вахтером с зарплатой в 2000 р. и выбрали работу страхового агента за 2500 р. Альтернативной стоимостью при вашем выборе стали 3000 р., а упущенная выгода составила 2500 р. – 3000 р. = -500 р., так как вы упустили выгоду в 500 р
Альтернативные затраты и ресурсы. Для экономиста затраты всегда являются альтернативными. Даже если ресурсы не используются, мы несем затраты, они являются альтернативыми и показывают недополученный доход от наилучшего их альтернативного применения. Предположим, что вы в течение года держали деньги дома. Кажется, что никаких затрат вы не вели, но вы упустили возможность получить сумму банковского процента, процента в страховой фондовой компании, процента в инвестиционной компании и т. д. Значит, если вы не нашли лучшей альтернативы для применения денег, то их ценой является один из видов названных процентов. Точно также дело обстоит с ресурсами труда, земли …
Поэтому ценность любого блага определяется наилучшей альтернативой его использования.
Термин «вмененные затраты » используется в управленческих решениях, в управленческом учете. В учете затрат на производство вмененные затраты возникают при вытеснении одного вида продукции другим. Чаще всего это связано с конкуренцией за дефицитное оборудование. В этом случае вмененные затраты равны недополученной прибыли, которую можно было бы получить от реализации вытесненной продукции.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ 1 Иван отказался от работы столяром с зарплатой в год 120 тыс. р., от ра- боты охранником 80 тыс. р. и референтом 100 тыс. р. Вместо этого он поступил в университет с годовой платой за обучение 40 тыс. р. 50% оплаты ему компенсирует завод, где работают его родители. Какова альтернативная стоимость его обучения? Какова упущенная выгода обучения, если во внимание принимается первый год?
Решение. Экономисты при исследовании экономических процессов и явлений предполагают, что человек рационален. Поэтому наилучшим видом работы для Ивана могла быть работа столяром, так как именно она приносит больше денег (120 тыс. р. ). Это и будет альтернативная стоимость его оплаты за обучение. Другие виды работы во внимание не принимаются. Упущенная выгода есть недополученный доход + прямые затраты. Недополученный доход = 120 тыс. р. Прямые затраты равны 40 тыс. р. минус то, что берет на себя завод (50% от 40 тыс. р. ), т. е. 20 тыс. р.: 40 тыс. р. – 20 тыс. р. = 20 тыс. р. Значит, упущенная выгода равна: 120 тыс. р. + 20 тыс. р. = 140 тыс. р. Прочие затраты Ивана неизвестны. Поэтому в данном случае альтернативная стоимость лучше всего оценивается через упущенную выгоду.
2 Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву занимает 8 часов поездом и 3 часа самолетом (с учетом времени поездки в аэропорт). Стоимость проезда поездом 1000 р., самолетом - 2500 р. В путешествие отправляются трое господ: 7 А, Б и В. Часовая ставка оплаты труда работника А - 200 р. в час, у работника Б - 300 р., у работника В - 500 р. Каким видом транспорта поедут эти работники?
Решение. 1000 р. - неизбежные расходы, так как какой бы транспорт (поезд, самолет) они не выбрали, меньше затратить не удастся. Поэтому дополнительными (предельными, альтернативными…) затратами являются 2500 р. – 1000 р. = 1500 р. Неизбежные потери времени составляют 3 часа, дополнительные (предельные, альтернативные) потери равны 8 – 3 = 5 часам. Предметом анализа является сопоставление 2-х величин: 1500 р. и 5 часов времени. Работник А за эти 5 часов заработает лишь 1000 р. (200 р. × 5 часов = 1000 р. ). Эти его альтернативные издержки меньше, чем дополнительные затраты на покупку авиабилетов (1500 р. ). Значит, для него рациональнее (выгоднее) поехать поездом. Работник Б за эти 5 часов может заработать 1500 р. (300 р. × 5 часов = 1500 р. ). Значит, для него выгоднее лететь самолетом. В результате полета самолетом он сэкономит 5 часов, за которые может заработать 1500 р. Экономия времени дает возможность вернуть затраченную на авиабилет сумму. Поэтому с точки зрения рационального поведения потребителя, ему все равно: ехать ли поездом и потерять 5 часов времени или лететь самолетом и «отработать» перерасход денежных ресурсов. Работник В следует принципу «Время – деньги». За 5 часов он может заработать 2500 р. (500 р. × 5 часов = 2500 р. ). Это значительно больше дополнительных затрат на авиабилет. Значит, он с точки зрения рационального поведения полетит самолетом. Итак, господин А поедет поездом, Работник В полетит самолетом, а работнику Б - все равно (ехать поездом или лететь самолетом).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|