Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дуемости упомянутых биоэлектрических признаков получены немно-




Гочисленные, но достаточно убедительные факты, говорящие о нали-

Чии генетически обусловленной межвозрастной преемственности в их

Формировании, пока на относительно небольших участках индивиду-

Ального развития.

Г л а в а X IX

ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА

На всем протяжении существования психогенетики как науки ис-

Следователи проявляли особый интерес к природе так называемых

неадаптивных форм развития (дизонтогенеза*). Спектр исследуемых

* «Дизонтогенез» здесь употребляется как собирательное понятие, обоз-

Начающее все типы девиантных (отклоняющихся) форм детского развития. Если

Онтогенезом называется индивидуальное развитие особи, проходящее в преде-

Лах ее половых, возрастных и культурно-социальных норм, то дизонтогенезом

Называется индивидуальное развитие, выходящее за пределы «норм разви-

тия» [см. 110].

Фенотипов простирался от тяжелых, редко встречающихся расстройств

(например, аутизм и детская шизофрения) до часто встречающихся

Типов поведения, незначительно отклоняющихся от нормы (напри-

Мер, специфическая неспособность к математике).

Современная статистика, собранная Всемирной Организацией

Здоровья (ВОЗ), свидетельствует о том, что каждый десятый ребе-

Нок, проживающий в развитых странах, подвержен риску девиантно-

Го модуса развития по крайней мере в какой-то одной из его форм

(криминогенное поведение, эпизоды депрессии или тревожности,

Неадекватность умственного, интеллектуального или эмоционального

развития). Эта цифра выглядит достаточно серьезно: около 10% детей,

Проживающих в развитых странах, страдают или будут страдать ка-

Кой-то патологией психического развития. Очевидно, что понимание

Этиологии этих отклонений от нормальной линии развития является

Одной из важнейших научных задач, имеющих огромное значение для

практики [см., напр.: 48, 49].

За последние 10—15 лет было проведено достаточно большое ко-

Личество исследований, в ходе которых изучалась генетика разных

Форм отклонений от нормального развития в детском возрасте. Повы-

Шенный интерес к вопросам дизонтогенеза возник не случайно. Он

Объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, к этому вре-

Мени было накоплено большое количество информации о том, что

Генетические факторы влияют — по крайней мере в некоторой степе-

Ни — на развитие психических заболеваний как во взрослом, так и в

Детском возрасте. Это позволило предположить, что генотип играет

Существенную роль и в формировании более мягких отклонении от

Нормальной траектории развития. Во-вторых, в течение этих лет про-

Изошел настоящий прорыв в разработке методов описания и оценки

Детских фенотипов, развивающихся в результате различных форм диз-

онтогенеза [см., напр.: 110]. Наличие надежных и валидных методик

Диагностики таких фенотипов впервые сделало возможным проведе-

Ние генетических исследований, основным требованием которых яв-

Ляется точная оценка фенотипа. В-третьих, последние годы развития

Молекулярной генетики полностью изменили схемы, прежде рутинно

Использовавшиеся в психогенетических исследованиях. Возможность

Использования генетических маркёров, их доступность и простота в

Обращении дали исследователям реальный шанс детально изучать меха-

Низмы генетических влияний. И наконец, рост интереса к исследова-

Нию генетических аспектов разных форм дизонтогенеза есть закономер-

Ный результат общего повышения внимания к проблемам детства.

Данная глава состоит из трех частей. Каждая из них посвящена

Анализу определенного фенотипа, являющегося одной из форм детс-

Кого девиантного развития, которые в американском психиатричес-

Ком диагностическом руководстве DSM-IV (Diagnostic and Statistic

Manual of Mental Disorders) объединены в раздел, озаглавленный

«Психические расстройства, первая манифестация которых наблю-

Дается в младенчестве, детском или подростковом возрасте». Это ру-

Ководство мы используем здесь в связи с тем, что в подавляющем

Большинстве работ, посвященных этиологии детских психических рас-

Стройств, диагноз поставлен в соответствии именно с ним. Кроме того,

Это позволяет сохранить единые основания и для классификации ана-

Лизируемых расстройств. Следует заметить, однако, что DSM-IV — не

Единственное руководство для установления диагнозов и, более того,

В отечественной литературе оно используется редко.

Мы проанализируем чрезвычайно разные варианты отклонений,

Которые, тем не менее, имеют нечто общее; все три фенотипа пред-

Ставляют собой отклонения от нормальной траектории развития, и,

Согласно результатам многих психогенетических исследований, в эти-

Ологии каждого из них существенная роль принадлежит генотипу.

В остальном (в сложности клинической картины, частоте встречае-

Мости и т.п.) эти фенотипы различны. Основным критерием в выборе

Для анализа именно их было то, что в совокупности они покрывают

Спектр от крайне серьезной и редкой формы дизонтогенеза — аутизма

До часто встречающегося отклонения, которое можно найти в каждой

школе — специфической _______неспособности к обучению. Между ними

Помещается состояние, пограничное между клиникой и нормой, —

Синдром дефицита внимания и гиперактивности.

АУТИЗМ

Аутизм (его называют по-разному: синдром инфантильного аутиз-

Ма, детское заболевание аутизма, синдром Каннэра, ранний инфан-

тильный аутизм, ранний детский аутизм [см.: 122]). Как клиническое

Состояние был впервые описан Л. Каннэром в 1943 г. на примере 11 де-

Тей, отличавшихся, по его характеристике, врожденным недостатком

Интереса к людям и повышенным интересом к необычным неодушев-

Ленным предметам. Тот факт, что при описании этих детей Каннэр

Использовал термин аутизм (прежде употреблявшийся при описании

Крайней эгоцентричности и отчужденности мышления шизофрени-

Ков), привел к формированию ошибочных представлений о связан-

Ности шизофрении и аутизма (А): считалось, что последствиями дет-

Ского А являются тяжелые формы психиатрических заболеваний во

Взрослом возрасте, чаще всего — шизофрения. Однако за последние

Два десятилетия накоплено большое количество экспериментального

Материала, свидетельствующего об этиологической самостоятельнос-

Ти детского А, в развитии которого особо значимая роль принадлежит

Нейробиологическим факторам. Согласно современным международ-

* МКБ — Международная классификация болезней.

ным нозологическим классификациям (МКБ*-10 и DSM-IV), А отно-

Сится к устойчивым синдромам нарушения психического развития.

Первые проявления А наблюдаются вскоре после рождения или в

течение первых 5 лет жизни. Его основными признаками являются:

􀂉􀀃 нарушение социального развития (отсутствие интереса к соци-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...