Дуемости упомянутых биоэлектрических признаков получены немно-
Гочисленные, но достаточно убедительные факты, говорящие о нали- Чии генетически обусловленной межвозрастной преемственности в их Формировании, пока на относительно небольших участках индивиду- Ального развития. Г л а в а X IX ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА На всем протяжении существования психогенетики как науки ис- Следователи проявляли особый интерес к природе так называемых неадаптивных форм развития (дизонтогенеза*). Спектр исследуемых * «Дизонтогенез» здесь употребляется как собирательное понятие, обоз- Начающее все типы девиантных (отклоняющихся) форм детского развития. Если Онтогенезом называется индивидуальное развитие особи, проходящее в преде- Лах ее половых, возрастных и культурно-социальных норм, то дизонтогенезом Называется индивидуальное развитие, выходящее за пределы «норм разви- тия» [см. 110]. Фенотипов простирался от тяжелых, редко встречающихся расстройств (например, аутизм и детская шизофрения) до часто встречающихся Типов поведения, незначительно отклоняющихся от нормы (напри- Мер, специфическая неспособность к математике). Современная статистика, собранная Всемирной Организацией Здоровья (ВОЗ), свидетельствует о том, что каждый десятый ребе- Нок, проживающий в развитых странах, подвержен риску девиантно- Го модуса развития по крайней мере в какой-то одной из его форм (криминогенное поведение, эпизоды депрессии или тревожности, Неадекватность умственного, интеллектуального или эмоционального развития). Эта цифра выглядит достаточно серьезно: около 10% детей,
Проживающих в развитых странах, страдают или будут страдать ка- Кой-то патологией психического развития. Очевидно, что понимание Этиологии этих отклонений от нормальной линии развития является Одной из важнейших научных задач, имеющих огромное значение для практики [см., напр.: 48, 49]. За последние 10—15 лет было проведено достаточно большое ко- Личество исследований, в ходе которых изучалась генетика разных Форм отклонений от нормального развития в детском возрасте. Повы- Шенный интерес к вопросам дизонтогенеза возник не случайно. Он Объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, к этому вре- Мени было накоплено большое количество информации о том, что Генетические факторы влияют — по крайней мере в некоторой степе- Ни — на развитие психических заболеваний как во взрослом, так и в Детском возрасте. Это позволило предположить, что генотип играет Существенную роль и в формировании более мягких отклонении от Нормальной траектории развития. Во-вторых, в течение этих лет про- Изошел настоящий прорыв в разработке методов описания и оценки Детских фенотипов, развивающихся в результате различных форм диз- онтогенеза [см., напр.: 110]. Наличие надежных и валидных методик Диагностики таких фенотипов впервые сделало возможным проведе- Ние генетических исследований, основным требованием которых яв- Ляется точная оценка фенотипа. В-третьих, последние годы развития Молекулярной генетики полностью изменили схемы, прежде рутинно Использовавшиеся в психогенетических исследованиях. Возможность Использования генетических маркёров, их доступность и простота в Обращении дали исследователям реальный шанс детально изучать меха-
Низмы генетических влияний. И наконец, рост интереса к исследова- Нию генетических аспектов разных форм дизонтогенеза есть закономер- Ный результат общего повышения внимания к проблемам детства. Данная глава состоит из трех частей. Каждая из них посвящена Анализу определенного фенотипа, являющегося одной из форм детс- Кого девиантного развития, которые в американском психиатричес- Ком диагностическом руководстве DSM-IV (Diagnostic and Statistic Manual of Mental Disorders) объединены в раздел, озаглавленный «Психические расстройства, первая манифестация которых наблю- Дается в младенчестве, детском или подростковом возрасте». Это ру- Ководство мы используем здесь в связи с тем, что в подавляющем Большинстве работ, посвященных этиологии детских психических рас- Стройств, диагноз поставлен в соответствии именно с ним. Кроме того, Это позволяет сохранить единые основания и для классификации ана- Лизируемых расстройств. Следует заметить, однако, что DSM-IV — не Единственное руководство для установления диагнозов и, более того, В отечественной литературе оно используется редко. Мы проанализируем чрезвычайно разные варианты отклонений, Которые, тем не менее, имеют нечто общее; все три фенотипа пред- Ставляют собой отклонения от нормальной траектории развития, и, Согласно результатам многих психогенетических исследований, в эти- Ологии каждого из них существенная роль принадлежит генотипу. В остальном (в сложности клинической картины, частоте встречае- Мости и т.п.) эти фенотипы различны. Основным критерием в выборе Для анализа именно их было то, что в совокупности они покрывают Спектр от крайне серьезной и редкой формы дизонтогенеза — аутизма До часто встречающегося отклонения, которое можно найти в каждой школе — специфической _______неспособности к обучению. Между ними Помещается состояние, пограничное между клиникой и нормой, — Синдром дефицита внимания и гиперактивности. АУТИЗМ Аутизм (его называют по-разному: синдром инфантильного аутиз- Ма, детское заболевание аутизма, синдром Каннэра, ранний инфан-
тильный аутизм, ранний детский аутизм [см.: 122]). Как клиническое Состояние был впервые описан Л. Каннэром в 1943 г. на примере 11 де- Тей, отличавшихся, по его характеристике, врожденным недостатком Интереса к людям и повышенным интересом к необычным неодушев- Ленным предметам. Тот факт, что при описании этих детей Каннэр Использовал термин аутизм (прежде употреблявшийся при описании Крайней эгоцентричности и отчужденности мышления шизофрени- Ков), привел к формированию ошибочных представлений о связан- Ности шизофрении и аутизма (А): считалось, что последствиями дет- Ского А являются тяжелые формы психиатрических заболеваний во Взрослом возрасте, чаще всего — шизофрения. Однако за последние Два десятилетия накоплено большое количество экспериментального Материала, свидетельствующего об этиологической самостоятельнос- Ти детского А, в развитии которого особо значимая роль принадлежит Нейробиологическим факторам. Согласно современным международ- * МКБ — Международная классификация болезней. ным нозологическим классификациям (МКБ*-10 и DSM-IV), А отно- Сится к устойчивым синдромам нарушения психического развития. Первые проявления А наблюдаются вскоре после рождения или в течение первых 5 лет жизни. Его основными признаками являются: нарушение социального развития (отсутствие интереса к соци-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|