Однако проблема соотношения тэта- и альфа-ритмов в онтогенезе
Является предметом дискуссий. По одним представлениям, тэта-ритм Рассматривается как функциональный предшественник альфа-ритма, И таким образом признается, что в ЭЭГ детей младшего возраста аль- Фа-ритм фактически отсутствует. Придерживающиеся такой позиции Исследователи считают недопустимым рассматривать доминирующую В ЭЭГ детей раннего возраста ритмическую активность как альфа- ритм [173]; сточки зрения других, ритмическая активность младен- Цев в диапазоне 6—8 Гц по своим функциональным свойствам являет- ся аналогом альфа-ритма [419]. В последние годы установлено, что альфа-диапазон неоднороден, и в Нем, в зависимости от частоты, можно выделить ряд субкомпонентов, имею- Щих, по-видимому, разное функциональное значение. Существенным аргумен- Том в пользу выделения узкополосных поддиапазонов альфа служит онтоге- Нетическая динамика их созревания. Три поддиапазона включают: альфа-1 — Гц; альфа-2 — 9,3-10,5 Гц; альфа-3 — 10,9-12,5 Гц. От 4 до 8 лет Доминирует альфа-1, после 10 лет — альфа-2, и к 16-17 годам в спектре пре- обладает альфа-3 [143]. Исследования возрастной динамики ЭЭГ проводятся в состоя- Нии покоя, в других функциональных состояниях (сои, активное бодр- Ствование и др.), а также при действии разных стимулов (зрительных, Слуховых, тактильных). Изучение сенсорно-специфических реакций мозга на стимулы разных модальностей, т.е. ВП, показывает, что локальные ответы мозга В проекционных зонах коры регистрируются с момента рождения ре- Бенка. Однако их конфигурация и параметры говорят о разной степе-
Ни зрелости и несоответствия таковым у взрослого в разных модаль- ностях [143]. Например, в проекционной зоне функционально более Значимого и морфологически более зрелого к моменту рождения со- Матосенсорного анализатора ВП содержат такие же компоненты, как И у взрослых, и их параметры достигают зрелости уже в первые неде- Ли жизни. В то же время значительно менее зрелы у новорожденных и Младенцев зрительные и слуховые ВП. Зрительный ВП новорожденных представляет собой позитивно-негатив- Ное колебание, регистрируемое в проекционной затылочной области. Наибо- Лее значительные изменения конфигурации и параметров таких ВП происхо- Дят в первые два года жизни. За этот период ВП на вспышку преобразуются Из позитивно-негативного колебания с латентностью 150-190 мс в много- Компонентную реакцию, которая в общих чертах сохраняется в дальнейшем Онтогенезе. Окончательная стабилизация компонентного состава таких ВП Происходит к 5-6 годам, когда основные параметры всех компонентов зри- Тельных ВП на вспышку находятся в тех же пределах, что и у взрослых. Возра- Стная динамика ВП на пространственно-структурированные стимулы (шах- Матные поля, решетки) отличается от ответов на вспышку. Окончательное Оформление компонентного состава этих ВП происходит вплоть до 11-12 лет. Эндогенные, или «когнитивные», компоненты ВП, отражающие Обеспечение более сложных сторон познавательной деятельности, могут Быть зарегистрированы у детей всех возрастов, начиная с младенче- ства [311], но в каждом возрасте они имеют свою специфику. Наибо- Лее систематические факты получены при исследовании возрастных Изменений компонента Р3 в ситуациях принятия решения. Установле- Но, что в возрастном диапазоне от 5-6 лет до взрослости происходит
Сокращение латентного периода и уменьшение амплитуды этого ком- Понента. Как предполагается, непрерывный характер изменений ука- Занных параметров обусловлен тем, что во всех возрастах действуют Общие генераторы электрической активности. Таким образом, исследование онтогенеза ВП открывает возмож- Ности для изучения природы возрастных изменений и преемственно- Сти в работе мозговых механизмов перцептивной деятельности. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ ПАРАМЕТРОВ ЭЭГ И ВП Вариативность биоэлектрической активности мозга, как и другие Индивидуальные черты, имеет две составляющих: внутрииндивиду- Альную и межиндивидуальную. Внутрииндивидуальная вариативность Характеризует воспроизводимость (ретестовую надежность) парамет- Ров ЭЭГ и ВП в повторных исследованиях. При соблюдении постоян- Ства условий воспроизводимость ЭЭГ и ВП у взрослых достаточно Высока. У детей воспроизводимость тех же параметров ниже, т.е. они Отличаются значительно большей внутрииндивидуальной вариатив- Ностью ЭЭГ и ВП. Индивидуальные различия между взрослыми испытуемыми (меж- Индивидуальная вариативность) отражают работу устойчивых нервных Образований и в значительной степени определяются факторами ге- Нотипа. У детей межиндивидуальная вариативность обусловлена не Только индивидуальными различиями в работе уже сложившихся не- Рвных образований, но и индивидуальными различиями в темпах со- Зревания ЦНС. Поэтому у детей она тесно связана с понятием он- Тогенетической стабильности. Это понятие подразумевает не отсут- Ствие изменений в абсолютных значениях показателей созревания, а Относительное постоянство темпа возрастных преобразований. Оце- Нить степень онтогенетической стабильности того или иного показа- Теля можно только в лонгитюдных исследованиях, в ходе которых Сравниваются одни и те же показатели у одних и тех же детей на Разных этапах онтогенеза. Свидетельством онтогенетической стабильно-
15-1432 385 Сти признака может служить постоянство рангового места, которое Занимает ребенок в группе при повторных обследованиях. Для оценки Онтогенетической стабильности нередко используют коэффициент Ранговой корреляции Спирмена, желательно с поправкой па возраст. Его величина говорит не о неизменности абсолютных значений того Или иного признака, а о сохранении испытуемым своего рангового Места в группе. Таким образом, индивидуальные различия параметров ЭЭГ и ВП Детей и подростков по сравнению с индивидуальными различиями Взрослых имеют, условно говоря, «двойную» природу. Они отражают, Во-первых, индивидуально устойчивые особенности работы нервных Образований и, во-вторых, различия в темпах созревания мозгового Субстрата и психофизиологических функций. Экспериментальных данных, свидетельствующих об онтогенети- Ческой стабильности ЭЭГ, мало. Однако некоторые сведения об этом Можно получить из работ, посвященных исследованию возрастных изменений ЭЭГ. В широко известной работе Линдсли [цит. по: 33] ис- Следовались дети от 3 месяцев до 16 лет, причем ЭЭГ каждого ребен- Ка прослеживалась в течение трех лет. Хотя стабильность индивидуаль- Ных особенностей специально не оценивалась, анализ данных позво- Ляет заключить, что, несмотря на естественные возрастные изменения, Ранговое место испытуемого примерно сохраняется. Показано [33], что некоторые характеристики ЭЭГ оказываются устойчи-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|