Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Является репрезентативной. К тому же во многих исследованиях близ-




Нецы ДЗ пар были разнополыми. Поскольку же в формировании А

Пол играет весьма существенную роль, это — серьезная проблема

Для интерпретации результатов, так как включение разнополых близ-

Нецов в анализ ведет к снижению конкордантности ДЗ.

Изучая последствия неадекватных процедур формирования вы-

Борки для психогенетических исследований, Раттер и его коллеги

Поставили перед собой задачу создания репрезентативной и неиска-

Женной выборки, состоящей из пар однополых близнецов, каждая

Из которых содержала бы по крайней мере одного аутичного ребенка.

В результате тщательных поисков была составлена выборка из 71 пары

Однополых близнецов, отобранных через школы, больницы и близ-

Нецовые картотеки. 11 из них были МЗ близнецами. Диагностика А

основывалась на критериях Каннэра [305] и Раттера [386]. В исследо-

Ванной выборке 4 из 11 МЗ со-близнецам был поставлен диагноз А, в

То время как ни один из ДЗ со-близнецов не соответствовал диагно-

Стическим критериям заболевания. Найденная разница была статис-

тически значима (р < 0,05).

Недавно были опубликованы результаты еще одного близнецово-

Го исследования, в котором использовалась подобная схема форми-

рования выборки [412]. Группа исследователей проанализировала все

Случаи А, зарегистрированные в Дании, Финляндии, Исландии, Hop-

26* 403

Вегии и Швейцарии, с целью отобрать всех больных А к парах од-

Нополых близнецов не старше 25 лет. Была найдена 21 пара (11 МЗ и

10 ДЗ) близнецов и одна тройня. Парная _______конкордантность составила

91% для МЗ близнецов и 0% для ДЗ.

Близнецовые исследования, таким образом, подтверждают гипо-

Тезу о генетических влияниях на проявление и развитие А. Однако,

Как мы видели, ни в одном из исследований конкордантность МЗ

близнецов не составила 100%. Для объяснения этого феномена были

Предложены две гипотезы. Первая касалась этиологической важности

Средовых влияний (она подробно обсуждается в разделе о гетероген-

Ности А). Согласно второй гипотезе, близнецовая дискордантность по

А может быть результатом того, что этот фенотип представляет собой

Крайнюю форму выражения какого-то другого психического заболе-

Вания. Возможно, несколько взаимодействующих факторов ведут к фор-

Мированию наиболее отклоняющегося фенотипа, коим и является

Аутизм, а генетическая предрасположенность существует и для менее

Выраженных, менее тяжелых форм аутизмо-подобного дизонтогенеза.

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ НАСЛЕДУЕМОСТИ АУТИЗМА

К сожалению, несмотря на то что результаты большинства приве-

Денных здесь исследований подтверждают гипотезу о генетических

Влияниях на формирование А, большая часть собранной информации

(либо в силу маленьких размеров выборок, либо в результате неучета

Различных искажающих влияний в процессе их формирования) не

Позволяет проверить предположения, касающиеся способов передачи

А по наследству. Тем не менее некоторые специфические генетичес-

кие гипотезы были протестированы. Ритво с коллегами [377] отобрали

Для анализа только те семьи, в которых по крайней мере два ребенка

Соответствовали критериям А. Эти семьи были найдены посредством

Использования нескольких источников (больничные карты, регистра-

туры психиатрических клиник и добровольные ответы на объявления

С просьбой позвонить, обращенной к семьям с аутичными больны-

Ми). После введения поправок на искажения, вызванные применени-

Ем такого способа формирования выборки, исследователи тестирова-

Ли различные гипотезы о типе генетической трансмиссии. В результате

Были отвергнуты многофакторная полигенная гипотеза и гипотеза о

Передаче А как доминантного признака, проверенная с помощью

Метода классического сегрегационного анализа. Гипотеза же передачи

А по наследству как рецессивного признака статистически отвергнута

не была [379].

Сегрегационный анализ. Основная задача этого анализа — выявить

Генетические модусы передачи по наследству того или иного заболевания,

Т.е. установить, передается ли данное заболевание по наследству согласно

Доминантной, рецессивной, аддитивной или полигенной модели. В основе

Статистических методов, используемых для оценки параметров моделей и

Проверки различных гипотез наследственной передачи, лежит принцип мак-

Симального правдоподобия. Для того чтобы сравнить достоверность некото-

Рого набора гипотез (т.е. оценить, какая из гипотез соответствует собранным

Данным наилучшим образом), сначала создается так называемая нулевая мо-

Дель отсутствия генетической передачи. Иными словами, модель предпола-

Гает полное отсутствие генетических влияний, и наблюдаемый в семьях пат-

Терн заболевания объясняется влиянием лишь некоторых средовых факто-

Ров. Очевидно, что если эта модель адекватна собранным данным, то в

Тестировании последующих генетических моделей нет никакой необходимо-

Сти. Если же нулевая модель не соответствует данным, то осуществляется

Последовательное тестирование всех перечисленных генетических моделей,

Чтобы найти ту, которая описывает полученный материал наилучшим образом.

Интерпретация этих результатов требует определенной осторож-

Ности. Во-первых, они не могут быть распространены на семьи всех

Больных, страдающих А, поскольку семьи, принимавшие участие в

Описанном исследовании, составляют крайне специфичную группу.

Во-вторых, как подчеркивают сами авторы, оценки сегрегационных

Отношений надежны только при правильных оценках искажений,

Вызванных способами формирования выборок. Однако до сих пор ос-

Тается неясным, каким образом неадекватно заданные (в рамках сег-

Регационного анализа) поправки на искажение влияют на оценки

Сегрегационных отношений в исследуемых семьях.

Исследователи [187, 428] протестировали также многофакторную

Генетическую модель с зависимым от пола порогом, однако результа-

ты этих работ не были однозначны. Некоторые психогенетики [385,

406] утверждают, что тип наследования А в наибольшей степени соот-

Ветствует смешанной генетической модели, включающей как влия-

Ние главного гена, так и наличие полигенного фона.

Анализ сцепления. Методы анализа сцепления включают набор раз-

Личных методических приемов, позволяющих статистически определять ве-

Роятность того, что ген анализируемого заболевания сцеплен с одним или

Несколькими из изученных генных маркёров. Основной задачей анализа сцеп-

Ления является локализация гена, ответственного за развитие и проявление

Анализируемого признака. Иными словами, анализ сцепления проводится для

Того, чтобы выяснить, где, на какой из 23 пар хромосом расположен искомый

Ген, т.е. ген, мутации которого приводят к проявлению и развитию изучаемого

Признака.

Результаты первых молекулярно-генетических исследований А не

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...