Является репрезентативной. К тому же во многих исследованиях близ-
Нецы ДЗ пар были разнополыми. Поскольку же в формировании А Пол играет весьма существенную роль, это — серьезная проблема Для интерпретации результатов, так как включение разнополых близ- Нецов в анализ ведет к снижению конкордантности ДЗ. Изучая последствия неадекватных процедур формирования вы- Борки для психогенетических исследований, Раттер и его коллеги Поставили перед собой задачу создания репрезентативной и неиска- Женной выборки, состоящей из пар однополых близнецов, каждая Из которых содержала бы по крайней мере одного аутичного ребенка. В результате тщательных поисков была составлена выборка из 71 пары Однополых близнецов, отобранных через школы, больницы и близ- Нецовые картотеки. 11 из них были МЗ близнецами. Диагностика А основывалась на критериях Каннэра [305] и Раттера [386]. В исследо- Ванной выборке 4 из 11 МЗ со-близнецам был поставлен диагноз А, в То время как ни один из ДЗ со-близнецов не соответствовал диагно- Стическим критериям заболевания. Найденная разница была статис- тически значима (р < 0,05). Недавно были опубликованы результаты еще одного близнецово- Го исследования, в котором использовалась подобная схема форми- рования выборки [412]. Группа исследователей проанализировала все Случаи А, зарегистрированные в Дании, Финляндии, Исландии, Hop- 26* 403 Вегии и Швейцарии, с целью отобрать всех больных А к парах од- Нополых близнецов не старше 25 лет. Была найдена 21 пара (11 МЗ и 10 ДЗ) близнецов и одна тройня. Парная _______конкордантность составила 91% для МЗ близнецов и 0% для ДЗ.
Близнецовые исследования, таким образом, подтверждают гипо- Тезу о генетических влияниях на проявление и развитие А. Однако, Как мы видели, ни в одном из исследований конкордантность МЗ близнецов не составила 100%. Для объяснения этого феномена были Предложены две гипотезы. Первая касалась этиологической важности Средовых влияний (она подробно обсуждается в разделе о гетероген- Ности А). Согласно второй гипотезе, близнецовая дискордантность по А может быть результатом того, что этот фенотип представляет собой Крайнюю форму выражения какого-то другого психического заболе- Вания. Возможно, несколько взаимодействующих факторов ведут к фор- Мированию наиболее отклоняющегося фенотипа, коим и является Аутизм, а генетическая предрасположенность существует и для менее Выраженных, менее тяжелых форм аутизмо-подобного дизонтогенеза. ГЕНЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ НАСЛЕДУЕМОСТИ АУТИЗМА К сожалению, несмотря на то что результаты большинства приве- Денных здесь исследований подтверждают гипотезу о генетических Влияниях на формирование А, большая часть собранной информации (либо в силу маленьких размеров выборок, либо в результате неучета Различных искажающих влияний в процессе их формирования) не Позволяет проверить предположения, касающиеся способов передачи А по наследству. Тем не менее некоторые специфические генетичес- кие гипотезы были протестированы. Ритво с коллегами [377] отобрали Для анализа только те семьи, в которых по крайней мере два ребенка Соответствовали критериям А. Эти семьи были найдены посредством Использования нескольких источников (больничные карты, регистра- туры психиатрических клиник и добровольные ответы на объявления С просьбой позвонить, обращенной к семьям с аутичными больны-
Ми). После введения поправок на искажения, вызванные применени- Ем такого способа формирования выборки, исследователи тестирова- Ли различные гипотезы о типе генетической трансмиссии. В результате Были отвергнуты многофакторная полигенная гипотеза и гипотеза о Передаче А как доминантного признака, проверенная с помощью Метода классического сегрегационного анализа. Гипотеза же передачи А по наследству как рецессивного признака статистически отвергнута не была [379]. Сегрегационный анализ. Основная задача этого анализа — выявить Генетические модусы передачи по наследству того или иного заболевания, Т.е. установить, передается ли данное заболевание по наследству согласно Доминантной, рецессивной, аддитивной или полигенной модели. В основе Статистических методов, используемых для оценки параметров моделей и Проверки различных гипотез наследственной передачи, лежит принцип мак- Симального правдоподобия. Для того чтобы сравнить достоверность некото- Рого набора гипотез (т.е. оценить, какая из гипотез соответствует собранным Данным наилучшим образом), сначала создается так называемая нулевая мо- Дель отсутствия генетической передачи. Иными словами, модель предпола- Гает полное отсутствие генетических влияний, и наблюдаемый в семьях пат- Терн заболевания объясняется влиянием лишь некоторых средовых факто- Ров. Очевидно, что если эта модель адекватна собранным данным, то в Тестировании последующих генетических моделей нет никакой необходимо- Сти. Если же нулевая модель не соответствует данным, то осуществляется Последовательное тестирование всех перечисленных генетических моделей, Чтобы найти ту, которая описывает полученный материал наилучшим образом. Интерпретация этих результатов требует определенной осторож- Ности. Во-первых, они не могут быть распространены на семьи всех Больных, страдающих А, поскольку семьи, принимавшие участие в Описанном исследовании, составляют крайне специфичную группу.
Во-вторых, как подчеркивают сами авторы, оценки сегрегационных Отношений надежны только при правильных оценках искажений, Вызванных способами формирования выборок. Однако до сих пор ос- Тается неясным, каким образом неадекватно заданные (в рамках сег- Регационного анализа) поправки на искажение влияют на оценки Сегрегационных отношений в исследуемых семьях. Исследователи [187, 428] протестировали также многофакторную Генетическую модель с зависимым от пола порогом, однако результа- ты этих работ не были однозначны. Некоторые психогенетики [385, 406] утверждают, что тип наследования А в наибольшей степени соот- Ветствует смешанной генетической модели, включающей как влия- Ние главного гена, так и наличие полигенного фона. Анализ сцепления. Методы анализа сцепления включают набор раз- Личных методических приемов, позволяющих статистически определять ве- Роятность того, что ген анализируемого заболевания сцеплен с одним или Несколькими из изученных генных маркёров. Основной задачей анализа сцеп- Ления является локализация гена, ответственного за развитие и проявление Анализируемого признака. Иными словами, анализ сцепления проводится для Того, чтобы выяснить, где, на какой из 23 пар хромосом расположен искомый Ген, т.е. ген, мутации которого приводят к проявлению и развитию изучаемого Признака. Результаты первых молекулярно-генетических исследований А не
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|