Как прямых, так и двоюродных родственников больных СДВГ. Этот
результат воспроизведен в двух других исследованиях [227, 350]. Во Втором из них регрессионный анализ показал, что СДВГ является Семейным заболеванием и передается по наследству. Исследования разлученных семей также поддерживают гипотезу о Генетических влияниях в формировании СДВГ. Было проведено анке- Тирование приемных родителей 35 гиперактивных детей и для сравне- Ния — биологических родителей, которые воспитывают своих соб- ственных детей, страдающих гиперактивностью [340]. К сожалению, в Этом исследовании информация о биологических родителях прием- Ных детей была недоступна. Согласно оценкам родителей, встречае- Мость гиперактивности среди приемных родителей и их родственни- Ков была значительно ниже, чем среди родственников биологических родителей. Данные, полученные в другой работе [226], подтвердили Эти результаты. Конечно же, эти заключения были бы значительно Более надежны, если бы авторы смогли привести данные о биологи- Ческих родителях приемных детей. Но и сейчас можно сделать вывод о Том, что усыновленные дети сходны скорее с родственниками их био- Логических, нежели приемных родителей, и, следовательно, подтвер- Дить гипотезу о генетических влияниях на формирование СДВГ. Другая группа фактов, поддерживающая идею вовлеченности ге- Нов в развитие СДВГ, была собрана в контексте исследований пол- Ных сиблингов и полусиблингов, т.е. братьев и сестер, имеющих толь- Ко одного общего родителя. При сравнении сходства таких пар по «минимальной дисфункции мозга» оказалось, что конкордантность
среди первых намного выше, чем среди вторых [391]. Дж. Бидерман с коллегами [194] опубликовали результаты семей- Ных исследований пациентов, страдающих СДВГ. На начальных эта- Пах работы исследователи проинтервьюировали всех членов семей 22 Мальчиков, страдающих СДВГ, и 20 здоровых детей, составивших кон- трольную группу. Относительный риск развития СДВГ составил 31,5% для родственников СДВГ-пациентов и 5,7% для родственников здо- Ровых детей. Размер выборки пациентов, страдающих СДВГ, в 1992 г. Возрос до 140, и, в дополнение к контрольной группе здоровых де- Тей, была проинтервьюирована группа детей, страдающих другими Психическими расстройствами. Результаты воспроизвели ранее обна- Руженный паттерн распределения частот встречаемости данного на- Рушения среди родственников пациентов. СОПРЯЖЕННОСТЬ СДВГ И ДРУГИХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ Бидерман с коллегами [195] проанализировали частоты встречае- мости _______аффективных нарушений (депрессии и тревожности), девиант- Ного поведения и трудностей в обучении как среди самих пробандов, Страдающих СДВГ, так и среди их родственников. По сравнению с Контрольной выборкой пробанды, страдающие СДВГ, значительно Чаще имеют симптомы расстройства поведения и аффективных забо- Леваний. В свою очередь, родственники пробандов по сравнению с Родственниками контрольной группы чаще имеют СДВГ, депрессии, Асоциальное поведение, тревожность, чаще употребляют наркотичес- Кие вещества. Паттерн частот встречаемости СДВГ, тревожности, рас- Стройств поведения и депрессии среди родственников пробандов по- Зволяет сформулировать ряд гипотез относительно передачи этих за- Болеваний по наследству. Согласно предположению данных авторов, Во-первых, СДВГ и депрессии могут иметь общие генетические кор-
Ни; во-вторых, манифестация СДВГ в совокупности с расстройства- Ми поведения может представлять собой синдром, передаваемый по Наследству в этих семьях как единое целое; в-третьих, генетическая Передача СДВГ и тревожности в семьях может осуществляться неза- Висимыми механизмами. К сожалению, размер выборки все еще слиш- Ком мал для того, чтобы проверить гипотезы, касающиеся специфи- Ческих способов наследования СДВГ как при наличии сопряженных Психических заболеваний, так и при их отсутствии. Колорадская группа исследователей высказала также предполо- Жение, что СДВГ генетически связан с дислексией (см. далее). Эта Гипотеза получила подтверждение и в исследовании, проведенном на Популяционной выборке австралийских близнецов. Отечественные исследователи [10, 39, 60, 61] провели клинико- Нейрофизиологическое исследование двух этиологически различных Форм детской гиперактивности — синдрома ломкой Х-хромосомы (СЛХ) и СДВГ. Генетическая этиология СЛХ хорошо известна — это Заболевание развивается в результате изменения структуры Х-хромо- Сомы. Генетический механизм СДВГ еще не установлен. Эти два забо- Левания, однако, перекрываются фенотипически — в спектр обоих Синдромов входит детская гиперактивность, но в случае ломкой Х-xpo- Мосомы наблюдается и снижение интеллекта. Данное исследование Продемонстрировало достоверные различия спектральных характери- Стик ЭЭГ между СДВГ и СЛХ, позволяя сформулировать гипотезу о Различиях в мозговых механизмах этих двух фенотипически перекры- Вающихся заболеваний. ГЕНЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ТРАНСМИССИИ СДВГ Приведенные результаты исследований свидетельствуют в пользу гипотезы о влиянии генетических факторов на формирование СДВГ; Однако путь передачи этого расстройства по наследству остается не Выясненным. Поскольку в частоте встречаемости этого нарушения Наблюдаются существенные половые различия, была высказана гипо- Теза о сцеплении с Х-хромосомой, однако она маловероятна, так как
Частота передачи заболевания от отца к сыну не соответствует ожида- ниям, вытекающим из гипотезы Х-сцепления [347]. Высказывалось так- Же предположение, что СДВГ передается полигенным путем; но ста- Тистический анализ данных был осуществлен на очень маленькой вы- борке гиперактивных детей [340], и потому надежные выводы из этого Исследования сделать невозможно. Таким образом, ясного представления о путях передачи СДВГ по Наследству пока нет. Причины подобной ситуации могут быть объяс- Нены тем, что исследовались в основном семьи мальчиков, генеало- Гические данные собирались, как правило, только о родителях паци- Ентов (а не о более дальних родственниках) и, наконец, размер вы- Борок был слишком мал. НЕСПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ Неспособностью к обучению (НО) обозначается класс специфи- Ческих особенностей развития, когда в условиях нормального школь- Ного обучения ребенок не может овладеть определенными навыками И умениями (чтения, правописания, математики, общения). Понятие НО не должно отождествляться ни с понятием неуспеваемости, ни с более общим понятием синдрома расстройства обучения*. Многие дети Не успевают в школе по причинам, которые никак не связаны с НО и С синдромом расстройства обучения и имеют гораздо более простые Основания. Школьная неуспеваемость может быть лишь первым при- Знаком синдрома расстройства обучения в какой-то из его форм. Пос-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|