Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как прямых, так и двоюродных родственников больных СДВГ. Этот




результат воспроизведен в двух других исследованиях [227, 350]. Во

Втором из них регрессионный анализ показал, что СДВГ является

Семейным заболеванием и передается по наследству.

Исследования разлученных семей также поддерживают гипотезу о

Генетических влияниях в формировании СДВГ. Было проведено анке-

Тирование приемных родителей 35 гиперактивных детей и для сравне-

Ния — биологических родителей, которые воспитывают своих соб-

ственных детей, страдающих гиперактивностью [340]. К сожалению, в

Этом исследовании информация о биологических родителях прием-

Ных детей была недоступна. Согласно оценкам родителей, встречае-

Мость гиперактивности среди приемных родителей и их родственни-

Ков была значительно ниже, чем среди родственников биологических

родителей. Данные, полученные в другой работе [226], подтвердили

Эти результаты. Конечно же, эти заключения были бы значительно

Более надежны, если бы авторы смогли привести данные о биологи-

Ческих родителях приемных детей. Но и сейчас можно сделать вывод о

Том, что усыновленные дети сходны скорее с родственниками их био-

Логических, нежели приемных родителей, и, следовательно, подтвер-

Дить гипотезу о генетических влияниях на формирование СДВГ.

Другая группа фактов, поддерживающая идею вовлеченности ге-

Нов в развитие СДВГ, была собрана в контексте исследований пол-

Ных сиблингов и полусиблингов, т.е. братьев и сестер, имеющих толь-

Ко одного общего родителя. При сравнении сходства таких пар по

«минимальной дисфункции мозга» оказалось, что конкордантность

среди первых намного выше, чем среди вторых [391].

Дж. Бидерман с коллегами [194] опубликовали результаты семей-

Ных исследований пациентов, страдающих СДВГ. На начальных эта-

Пах работы исследователи проинтервьюировали всех членов семей 22

Мальчиков, страдающих СДВГ, и 20 здоровых детей, составивших кон-

трольную группу. Относительный риск развития СДВГ составил 31,5%

для родственников СДВГ-пациентов и 5,7% для родственников здо-

Ровых детей. Размер выборки пациентов, страдающих СДВГ, в 1992 г.

Возрос до 140, и, в дополнение к контрольной группе здоровых де-

Тей, была проинтервьюирована группа детей, страдающих другими

Психическими расстройствами. Результаты воспроизвели ранее обна-

Руженный паттерн распределения частот встречаемости данного на-

Рушения среди родственников пациентов.

СОПРЯЖЕННОСТЬ СДВГ И ДРУГИХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

Бидерман с коллегами [195] проанализировали частоты встречае-

мости _______аффективных нарушений (депрессии и тревожности), девиант-

Ного поведения и трудностей в обучении как среди самих пробандов,

Страдающих СДВГ, так и среди их родственников. По сравнению с

Контрольной выборкой пробанды, страдающие СДВГ, значительно

Чаще имеют симптомы расстройства поведения и аффективных забо-

Леваний. В свою очередь, родственники пробандов по сравнению с

Родственниками контрольной группы чаще имеют СДВГ, депрессии,

Асоциальное поведение, тревожность, чаще употребляют наркотичес-

Кие вещества. Паттерн частот встречаемости СДВГ, тревожности, рас-

Стройств поведения и депрессии среди родственников пробандов по-

Зволяет сформулировать ряд гипотез относительно передачи этих за-

Болеваний по наследству. Согласно предположению данных авторов,

Во-первых, СДВГ и депрессии могут иметь общие генетические кор-

Ни; во-вторых, манифестация СДВГ в совокупности с расстройства-

Ми поведения может представлять собой синдром, передаваемый по

Наследству в этих семьях как единое целое; в-третьих, генетическая

Передача СДВГ и тревожности в семьях может осуществляться неза-

Висимыми механизмами. К сожалению, размер выборки все еще слиш-

Ком мал для того, чтобы проверить гипотезы, касающиеся специфи-

Ческих способов наследования СДВГ как при наличии сопряженных

Психических заболеваний, так и при их отсутствии.

Колорадская группа исследователей высказала также предполо-

Жение, что СДВГ генетически связан с дислексией (см. далее). Эта

Гипотеза получила подтверждение и в исследовании, проведенном на

Популяционной выборке австралийских близнецов.

Отечественные исследователи [10, 39, 60, 61] провели клинико-

Нейрофизиологическое исследование двух этиологически различных

Форм детской гиперактивности — синдрома ломкой Х-хромосомы

(СЛХ) и СДВГ. Генетическая этиология СЛХ хорошо известна — это

Заболевание развивается в результате изменения структуры Х-хромо-

Сомы. Генетический механизм СДВГ еще не установлен. Эти два забо-

Левания, однако, перекрываются фенотипически — в спектр обоих

Синдромов входит детская гиперактивность, но в случае ломкой Х-xpo-

Мосомы наблюдается и снижение интеллекта. Данное исследование

Продемонстрировало достоверные различия спектральных характери-

Стик ЭЭГ между СДВГ и СЛХ, позволяя сформулировать гипотезу о

Различиях в мозговых механизмах этих двух фенотипически перекры-

Вающихся заболеваний.

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ТРАНСМИССИИ СДВГ

Приведенные результаты исследований свидетельствуют в пользу

гипотезы о влиянии генетических факторов на формирование СДВГ;

Однако путь передачи этого расстройства по наследству остается не

Выясненным. Поскольку в частоте встречаемости этого нарушения

Наблюдаются существенные половые различия, была высказана гипо-

Теза о сцеплении с Х-хромосомой, однако она маловероятна, так как

Частота передачи заболевания от отца к сыну не соответствует ожида-

ниям, вытекающим из гипотезы Х-сцепления [347]. Высказывалось так-

Же предположение, что СДВГ передается полигенным путем; но ста-

Тистический анализ данных был осуществлен на очень маленькой вы-

борке гиперактивных детей [340], и потому надежные выводы из этого

Исследования сделать невозможно.

Таким образом, ясного представления о путях передачи СДВГ по

Наследству пока нет. Причины подобной ситуации могут быть объяс-

Нены тем, что исследовались в основном семьи мальчиков, генеало-

Гические данные собирались, как правило, только о родителях паци-

Ентов (а не о более дальних родственниках) и, наконец, размер вы-

Борок был слишком мал.

НЕСПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ

Неспособностью к обучению (НО) обозначается класс специфи-

Ческих особенностей развития, когда в условиях нормального школь-

Ного обучения ребенок не может овладеть определенными навыками

И умениями (чтения, правописания, математики, общения). Понятие

НО не должно отождествляться ни с понятием неуспеваемости, ни с

более общим понятием синдрома расстройства обучения*. Многие дети

Не успевают в школе по причинам, которые никак не связаны с НО и

С синдромом расстройства обучения и имеют гораздо более простые

Основания. Школьная неуспеваемость может быть лишь первым при-

Знаком синдрома расстройства обучения в какой-то из его форм. Пос-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...