Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели и задачи исследования




Оглавление

 

Введение

Глава 1. Организация и проведение идеологических кампаний в сфере художественной культуры в 1946-1953 гг.

Глава 2. Утверждение новых идеологических ориентиров в художественной жизни г. Новосибирска в 1946-1948 гг.

Литература

Театральное искусство

Музыка

Изобразительное искусство

Глава 3. Место и роль идеологических кампаний 1949-1953 гг. в художественной жизни г. Новосибирска

Влияние идеологической кампании по борьбе с космополитизмом на художественную культуру г. Новосибирска

3.2 Идеологическое воздействие на художественную культуру г. Новосибирска во второй половине 1949-1953 гг.

Заключение

Список источников и литературы

Приложения

 


Введение

Актуальность

Феномен советской художественной культуры всегда привлекал внимание философов, историков, культурологов. Уже в 1920-е и 1930-е гг. особое внимание уделялось идеологической составляющей художественной культуры. Причем выводы исследователей, в основном, определялись навязанным им властью представлением о художественной культуре как об орудии коммунистического воспитания трудящихся. Поэтому, то обстоятельство, что в идеологической работе партии художественная культура занимала одно из главных мест, оценивалось только положительно.

В начале 90-х годов восхваление культурной политики советской власти сменилось неприятием и отрицанием всего, что свойственно советской культуре. Вместе с тем любые общественные процессы и явления не носят однозначный характер, их надо показывать во всей многомерности и противоречивости. В последние годы исследователи стали чаще пытаться объективно взглянуть на достижения и отрицательные стороны советской художественной культуры, однако не будет преувеличением сказать, что эта сфера по-прежнему остается одной из наименее изученных.

Каждому этапу развития культуры свойственны свои специфические черты, которые во многом определяют ее дальнейшее функционирование. Очевидно, что без исследования явлений и процессов предыдущих исторических периодов невозможно увидеть причины происходящих сегодня событий. В современных условиях, когда все чаще звучат высказывания о культурном кризисе и идут острые дискуссии о роли идеологии в новой общественной системе, изучение истории советской художественной культуры особенно актуально. Необходимы серьезные исследования методов и форм воздействия советской власти на художественную жизнь общества. С целью воздействия на художественную культуру власть использовала различные приемы, среди которых важное место заняли идеологические кампании. Особое значение приобретает изучение культуры в период позднего сталинизма, когда художественная жизнь стала ареной активной деятельности коммунистической партии по разработке и внедрению идеологических ориентиров. Наиболее ярко это проявилось в проведении проработачных кампаний в области литературы и искусства.

В связи с вышесказанным, представляется актуальным изучение влияния идеологических кампаний, организуемых властью, на художественную жизнь г. Новосибирска. Во-первых, это позволит сделать выводы о процессах, протекающих под влиянием идеологических кампаний в советской художественной культуре в целом. Во-вторых, результаты такого исследования важны для понимания особенностей развития региональной культуры. В-третьих, рассматривая кампании в качестве одной из форм воздействия власти на художественную жизнь, историки имеют возможность не только оценить их место среди других методов подчинения культуры, но и ответить на вопрос, насколько эффективна идеологизированная культура вообще.

Историография

Историография проблемы воздействия идеологических кампаний 1945-1953 гг. на художественную культуру своеобразна. С одной стороны исследований, в которых рассматривалась бы конкретно эта проблема, очень мало. С другой стороны, есть возможность опереться на большой массив научных трудов, посвященных истории культуры и интеллигенции всего советского периода, а также идеологической деятельности ВКП (б) - КПСС,

В изучении указанной проблемы можно выделить два этапа: советский и постсоветский. В свою очередь советский этап подразделяется на два периода: вторая половина1940-х - середина 1950-х и вторая половина 1950-х - конец 1980-х. В сталинский период серьезных исследований не проводилось, выводы предопределялись партийными установками. Естественно, что идеологические кампании в сфере художественной культуры представлялись как единственно возможный путь развитии культуры, а их влияние рассматривалось как сугубо положительное. Тем не менее, ценность литературы этого периода в том, что, из нее мы можем почерпнуть дополнительные сведения о принципиальных, открыто декларируемых партией идеологических установках, а также выявить информацию, которую власть хотела скрыть. С этой точки зрения, данные исследования могут относиться к источникам, поскольку они позволяют оценить атмосферу тех лет, отношение общественности к идеологическим кампаниям. Большая часть научных исследований в этот период была посвящена историко-партийной проблематике, в них выдвигались на первый план вопросы партийного руководства культурой, проблемы идейно-политического воспитания трудящихся. В этих работах принципы историзма и научности уступали место принципу партийности и идеологической целесообразности. Основой исторических исследований была концепция возрастания руководящей роли коммунистической партии в социалистическом строительстве. Много было публикаций, основанных на региональном материале. Большой интерес представляет приводимый в этих исследованиях фактический материал.

После ХХ съезда КПСС создались более благоприятные условия для углубленной научно-исследовательской деятельности. В эти годы в научный оборот было введено большое количество новых архивных документов и других ранее неопубликованных материалов, повысился научный уровень работ, расширилась проблематика исследований. Начиная с середины 1950-х можно говорить о том, что история советской культуры оформилась как профессиональная научная дисциплина. Большое значение в этом процессе имел выход в свет обобщающих монографий Кима М. П., в которых подводились итоги деятельности партии по развитию советской культуры. Нет необходимости в рамках данного исследования давать подробную характеристику развитию историографии советской культуры. По этой проблеме написаны специальные исследования. Но на некоторых особенностях этого процесса необходимо остановиться.

В 1960-1980-е годы в изучении истории советской культуры начался новый этап, связанный с разработкой теоретических проблем. Шли дискуссии о том, что такое культура, какова методология ее исследования, разрабатывалась периодизация истории советской культуры. Были сделаны попытки изучения художественной культуры как целостной системы. К этому времени можно отнести становления нового проблемно-комплексного подхода, ставшего предтечей освоения системного анализа применительно к изучению истории культуры. Советская историография пополнилась работами, в которых раскрывались закономерности и особенности культурной революции в СССР и, в частности, в Западной Сибири. В то же время было издано большое количество работ, посвященных различным проблемам советской литературы, театра, кино, музыки, изобразительного искусства. Однако даже в обобщающих исследованиях по истории советской культуры авторы, как правило, ограничивались односторонней апологетической характеристикой процессов культурного строительства, а также отдельных отраслей культуры.

Особое место в советской историографии занимало изучение партийного руководства художественной культурой. В 1960-е-1980-е гг. в советской историографии появилась серия работ, в которых рассматривались различные аспекты указанной проблемы. Важно отметить, что, в них уже имелся конкретный историко-архивный материал. Большой фактический материал был использован в обобщающих «Очерках истории идеологической деятельности КПСС». Несмотря на идеологизацию, некоторые исследования сохранили научную значимость в рамках социально-исторического подхода к изучению художественной культуры, одна из основных задач которого как раз и состоит в анализе партийно-государственной политики.

Начиная с 1960 г. появились работы, в которых рассматривались взаимоотношения интеллигенции с властью в различные периоды советской истории. В основном эти исследования были основаны на региональном материале, и отражали специфику деятельности местных партийных органов по руководству интеллигенцией. В целом, в публикациях советского периода взаимоотношения власти с интеллигенцией интерпретировались упрощенно, с позиций власти, что делало невозможным объективное рассмотрение механизмов идеологического воздействия партии на интеллигенцию и культуру, целей и противоречивых результатов идеологических кампаний.

В историографии советской культуры одно из центральных мест занимают труды по истории интеллигенции. В целом, так называемое интеллигентоведение развивалось в том же русле, что и история советской культуры. Главная роль принадлежала таким историкам культуры, как М.П. Ким, Л.М. Зак, С.А. Федюкин, В.А. Ульяновская. Заметную роль в исследовании интеллигенции сыграли труды сибирских историков В.Л. Соскина и С.А. Красильникова.

Подводя общий итог освоения проблемы советской историографией, можно сказать, что советскими исследователями была создана теоретическая и методологическая база для дальнейшего изучения системы идеологического влияния партии на художественную жизнь. К концу 1980-х определились такие перспективные исследовательские подходы к истории культуры, как системный и социальный. Относительно глубоко была изучена тема государственной системы управления культурой. Но идеологический контроль со стороны власти, ограничения в доступе к источникам делали невозможным действительно объективную разработку проблем истории культуры.

В конце 80-х - начале 90-х в связи с изменением общественно-политической ситуации в стране начинается новый этап в историографии советской культуры. Решающим фактором перемен в исторической науке стал критический подход к марксистско-ленинской методологии исторических исследований. Появилась возможность обсуждения ранее запрещенных тем. Стали доступными для изучения и анализа значительные документальные комплексы высших и местных органов партийного и государственного управления, а также различных учреждений культуры, редакций газет и журналов. Эти документы явились основой для объективного исследования механизмов управления идеологизированной культурой

Появившаяся в начале 90-х годов литература по указанной проблеме требует специальной характеристики. Особенностью некоторых работ этих лет была некоторая односторонность в изображении взаимоотношений художественной интеллигенции и власти. Процесс поиска новых ориентиров, присущий историографии этого времени, зачастую сводился к показу только негативных сторон развития советской художественной культуры. Но если говорить об общем характере исследований, то их объединяла попытка объективного анализа всего комплекса источников, использование новых исследовательских подходов, переосмысление целых направлений в развитии культуры.

Одна их специфической черт историографии советской культуры состоит в том, что она не замыкается на трудах историков культуры. Ее составной частью являются отдельные культуроведческие работы, труды по теории и социологии культуры, биографические исследования. Это порождает определенные трудности для историков культуры. Во-первых, встает задача отбора литературы для использования ее при разработке проблем истории культуры, во-вторых, требуется разработка своих подходов в изучении и освещении истории культуры. Именно таким является социальный подход, цель которого состоит не в анализе жанрового разнообразия культуры и ее отдельных отраслей, а культуры как общественного явления.

За последнее десятилетие, появились исследования, в основу которых был положен социальный анализ художественной культуры. Среди них стоит выделить серию работ В.Л. Соскина, в которых через призму социального подхода рассматриваются различные аспекты советской культуры первого советского десятилетия. Принципиальное значение для социальной истории культуры имеет выход в свет его монографии «Российская советская культура (1917-1927 гг.). Очерки социальной истории». Ценность данной работы состоит, прежде всего, в том, что автор разработал собственный подход к исследованию культуры. В основе этого подхода лежит выделение среди многих тенденций, пронизывающих культуру, двух основных - демократическую и антидемократическую (тоталитарную). Признание этих тенденций позволяет характеризовать специфику каждого отдельного периода в истории советской культуры, понять общий ход развития, оценить результаты.

В последнее десятилетие вышли в свет социокультурные исследования И. Голомштока, М. Геллера, А. Некрича, в которых проанализированы вопросы развития тоталитарного искусства, исследован генезис механизма власти в системе сталинизма. Проблеме взаимоотношений культуры и власти посвящены монографии К. Аймермахера, Т.В. Беловой, Т.Ю. Красовицкой, М.Р. Зезиной. К сожалению, в этих исследованиях основное внимание уделено довоенному периоду. Так Т. Белова ограничивается перечислением постановлений, ознаменовавших собой проведение идеологических кампаний в сфере художественной культуры и последующих за этим гонений на интеллигенцию. Это показательно: в изучении историками культуры послевоенного времени до сих пор существуют большие пробелы. Малоизученными оказались проблемы воздействия на художественную культуру посредством идеологических кампаний, подготовка и проведение идеологических кампаний, новые идеологические ориентиры, которые власть пыталась в послевоенный период внедрить в общественное сознание и некоторые другие.

Отчасти, эти пробелы помогают закрыть исследования механизмов функционирования властных структур, а также политической борьбы в высших эшелонах власти в послевоенное десятилетие. В этой связи большой интерес представляют работы Ю.Н. Жукова, Р.Г. Пихои, Т.П. Коржихиной.

В последние годы появились труды, посвященные анализу сущности позднего сталинизма. Одним из первых особое место периоду 1945-1953 гг. в рамках сталинизма отвел Д.А. Волкогонов. Весьма ценной является монография А.А. Данилова, А.В. Пыжикова «Рождение сверхдержавы СССР в первые послевоенные годы», в которой внутренняя политика власти, в том числе утверждение новой идеологической концепции, рассматривается через призму холодной войны. Анализ доктрины советского патриотизма содержится в работах А.В. Фатеева. Исследованию общественного сознания послевоенного времени посвящены работы И.С. Кузнецова и Е.Ю. Зубковой. Хотя во всех вышеназванных исследованиях специально не рассматриваются вопросы культурного строительства, но они дают представление об условия и обстоятельствах идеологической деятельности власти в послевоенное время. Тесно связано с исследованием тоталитаризма определение места и роли института цензуры в политической структуре общества. Российские историки обратились к изучению цензуры только с 1990-х годов, но уже в этом направление сделаны большие успехи. Появился ряд монографий, в которых рассматриваются формы, методы, направления, функции советской цензуры, деятельность центральных цензурных учреждений, в том числе по идеологическому руководству художественной культурой.

Наиболее близкое отношение к теме нашего исследования представляют работы, в которых рассматриваются различным аспекты проведения идеологических кампаний. Исследования Д.Л. Бабиченко посвящены идеологическому контролю литературного процесса 1940-х со стороны ЦК партии. Автор на основе тщательного изучения архивных документов восстановил историю создания и выхода в свет постановлений второй половины 1940-х гг., определивших на долгие годы путь развития советской литературы.

Ряд исследований посвящен изучению политики государственного антисемитизма, всплеск которого пришелся на изучаемые годы. Особенно ценной является монография С.Г. Костырченко, в которой показана реальная расстановка сил в верхних эшелонах власти в период проведения идеологических кампаний.

Большой интерес у исследователей вызвали идеологические кампании в сфере науки. Особенно досконально рассмотрена история гонений на генетику после проведения в августе 1948г. сессии ВАСХНИЛ. Эти исследования также важны для понимания общей идеологической обстановки в послевоенные годы.

В последние годы появились исследования по близкой тематике основанные на региональных материалах. Среди них стоит выделить работы С.Г. Сизова, в которой показана специфика взаимоотношений власти и интеллигенции в Западносибирском регионе в ходе проведения идеологических кампаний. С.Г. Сизов проделал большую работу по сбору и изучению материалов об общественно-политической и профессиональной деятельности интеллигенции, проанализировал деятельность местных отделений творческих союзов, показал специфику взаимоотношений интеллигенции с партийно-государственным аппаратом, роль властных структур в развитии высшего образования, учреждений культуры, особенности борьбы с инакомыслием в интеллигентской среде. Вместе с тем, он не останавливался специально на проблеме влияния идеологических кампаний на художественную культуру.

Изучению деятельности местных органов власти, развития общественно-политической и культурой жизни регионов в 1940-х -1950-х посвящены исследования И.А. Чуднова, О.В. Неценко, М.С Петренко, Е.С. Гениной, А.Б. Коновалова. Существует также несколько работ сибирских историков, в которых рассматриваются различные проблемы взаимоотношений власти и интеллигенции в изучаемый период.

Подводя общий итог развития историографии проблемы идеологического воздействия на художественную культуру можно сделать следующие выводы. Идеологические кампании никогда не оставались вне границ историографии. Но советские исследования отличались односторонним освещением фактов, однобокостью оценок, умолчанием целого ряда явлений и сторон общественной жизни. С другой стороны получили определенное освещение теоретико-методологические проблемы исследования истории культуры. Хотя советской историографии была присуща идеологическая ограниченность, некоторые темы получили детальную разработку, в том числе история системы партийно-государственного управления культурой.

Для современной историографии характерен возрастающий интерес к структуре, методам и формам политического и идеологического давления на культуру. Поскольку общие и конкретные черты функционирования идеологизированной культуры раскрываются в различных областях знания, необходимо привлекать материалы культурологических, социологических, философских исследований. Несмотря на имеющиеся достижения многие аспекты идеологических кампаний 1945-1953 гг. остаются освещенными фрагментарно и нуждаются в системном научном анализе. Так малоизученными остаются механизмы проведения идеологических кампаний на местах, роль местных органов власти в этих процессах, воздействия идеологических кампаний послевоенного периода на художественную жизнь регионов, на интеллигенцию, на деятельность культурных учреждений и отделений творческих союзов. Необходимы обобщающие работы по истории культуры позднего сталинизма в рамках социального подхода. Но их создание вряд ли возможно без региональных исследований, разработка которых остается одной из актуальных задач историографии советской культуры.

Источники

В процессе работы над темой использовался широкий круг источников. Первую группу источников представляют материалы, раскрывающие механизмы подготовки и проведения идеологических кампаний в сфере художественной культуры в масштабах страны. К этой группе относятся официальные партийные документы: материалы съездов, конференций, пленумов, тексты публичных выступлений советских политиков, постановления ЦК ВКП (б), публиковавшиеся в печати. Эти документы носили публичный характер и содержали открыто декларирующиеся идеологические установки. Они дают целостное представление об идеологической обстановке и основных направлениях идеологической работы партии в сфере художественной культуры. Существуют различные сборники документов, отражающие культурную политику партийно-государственных органов. Для понимания общего курса ВКП (б) - КПСС в отношении художественной культуры были проанализированы речи И. В. Сталина, А. А. Жданова и других политических деятелей.

Вторая группа источников отражает специфику проведения идеологических кампаний на региональном уровне. Это документы Государственного архива Новосибирской области. Основную источниковую базу составляют фонды обкома и горкома ВКП (б), которые содержат важные материалы, с одной стороны, касающиеся политики партии по отношению к художественной культуре, с другой, отражающие содержание художественной жизни г. Новосибирска: постановления обкомов и горкомов, информации о работе учреждений искусств, справки о репертуарах театров и филармонии за различные периоды, репертуарные планы, утвержденные начальником Областного отдела по делам искусств, планы работы творческих союзов. Большое значение для понимания механизмов партийного руководства художественной жизнью имеют отчеты о работе парторганизаций различных учреждений искусств и творческих союзов, а также протоколы партийных собраний художественной интеллигенции. По ним можно судить о реакции художественной интеллигенции на важнейшие общественно-политические события тех лет, а также на события культурной жизни, включая принятие ЦК ВКП (б) постановлений о литературе и искусстве. Вместе с тем необходимо учитывать, что эти документы отражают официальную позицию и не дают полного представления о настроениях и взглядах, существовавших в среде интеллигенции. Для изучения настроений художественной интеллигенции во время проведения идеологических кампаний важны близкие по характеру к протоколам партийных собраний стенограммы собраний творческих работников города, которые имеются в ГАНО.

В фонде Областного отдела по делам искусств содержатся документы, которые дополняют материалы фондов обкомов и горкомов в вопросах идеологического руководства художественной культурой, а именно, планы деятельности учреждений искусств в Новосибирской области, докладные записки директоров театров и филармонии, переписка с облисполкомом и Комитетом по делам искусств при СНК РСФСР по вопросам репертуара, решения по репертуару театров и филармонии, а также протоколы заседаний Художественных Советов.

Выводы о том, как менялось содержание художественной жизни города Новосибирска под воздействием идеологических кампаний, во многом опираются на архивные материалы театров Оперы и балета, Красный факел, Юного зрителя, филармонии. Для изучения положения дел в творческих союзах большой интерес представляют фонды Новосибирских отделений Союза советских писателей, Союза советских композиторов и Союза советских художников.

Используются в работе и материалы финансового характера, в частности, акты обследования финансовой деятельности учреждений искусств, финансовые отчеты, справки о выполнении производственного и финансового плана. Эти материалы, позволяют сделать ряд важных выводов, в частности о том, как менялась посещаемость театров в период проведения идеологических кампаний.

Для всестороннего освещения проблемы большую ценность представляют мемуарные источники. В последние годы вышли воспоминания известных представителей художественной интеллигенции, а также партийных и государственных деятелей. Такие источники весьма важны для понимания характера идеологических процессов, курса партии в художественной сфере, настроений интеллигенции. Но необходимо учитывать, что воспоминания всегда носят личный, субъективный характер. К тому же мемуары столичных деятелей не могут дать представления о специфики развития событий в художественной жизни города Новосибирска. К сожалению, изданных воспоминаний новосибирских работников художественной культуры очень мало. Отчасти заполнить этот пробел помогают источники, содержащиеся в личных фондах ГАНО. Это письма, дневники, записные книжки, рукописи таких известных представителей художественной интеллигенции этого времени, как поэтесса Е.К. Стюарт, председатель Новосибирского отделения Союза советских композиторов К.Н. Нечаев, художник И.В. Титков и многих других.

В работе использовались материалы периодических и литературно-художественных изданий, изучаемого периода, такие как «Правда», «Литературная газета», журнал «Новый мир». Именно периодическая печать благодаря той роли, которую она играла в насаждении идеологических постулатов, позволяет наиболее полно восстановить содержании кампаний в художественной сфере. Для понимания особенностей проведения идеологических кампаний в г. Новосибирске большую ценность представляют местные издания газета «Советская Сибирь» и литературный журнал «Сибирские огни».

Своеобразным источником служат произведения литературы и искусства, созданные в послевоенный период, особенно те, которые вызвали дискуссии или были запрещены по идеологическим мотивам.

В целом, база источников дает возможность решить поставленные исследовательские задачи, выявить основные механизмы проведения идеологических кампаний, а также положительные и отрицательные стороны развития художественной жизни города Новосибирска под их воздействием. В тоже время необходимо отметить, что почти все источники носят тенденциозный характер, лишь комплексное использование всех видов источников позволяет делать обоснованные выводы.

Цели и задачи исследования

Целью данной работы является изучение процессов, механизмов воздействия государства посредством идеологических кампаний на художественную жизнь в 1946-1953 гг., включая выявление противоречий, основных результатов и региональной специфики на материалах Новосибирска.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

. Выявление изменений, происходящих в содержании и методах идеологического воздействия на художественную жизнь в течении всего периода 1946-1953 гг. Выделение места идеологических кампаний в идеологической системе этого периода.

. Анализ новой идеологической концепции, сложившейся после войны и подлежавшей внедрению в общественное сознание посредством идеологических кампаний.

. Исследование деятельности органов ВКП (б) - КПСС по отношению к художественным учреждениям и творческим союзам в ходе проведения идеологических кампаний.

. Выявление особенностей развития и функционирования культурных учреждений и творческих союзов в указанный период.

. Изучение механизма внутреннего регулирования художественной жизни, в частности, роли творческой интеллигенции в проведении идеологических кампаний.

. Анализ воздействия партийно-государственных структур на творческие процессы в среде художественной интеллигенции.

. Выявление изменений в восприятии и оценке публикой художественных произведений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...