В. Королев, секретарь Новосибирского обкома ВКП (б) по пропаганде и агитации
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Изобразительное искусство также как литература, театр и кино являются могучим средством воспитания нового социалистического мировоззрения. Избранная тема, открытие образа, приемы, при помощи которых художник разрешает тему, говорят о том, как они воспринимают окружающую действительность. ЦК нашей партии в своих решениях по идеологической работе требует, чтобы работники идеологического фронта - литературы, искусства и т. д. не отставали от жизни, чтобы их произведения были высокоидейными. Они не могут забывать о том, что искусство во всех его формах является могучим средством коммунистического воспитания молодых людей и поэтому должны руководствоваться в своей деятельности тем, что составляет жизненную особенность советского строя - его политикой. Всякая проповедь безыдейности, аполитичности, «искусства для искусства» вредит интересам советского народа и государства и не должны иметь место в произведениях писателей и художников. В зависимости от того, как работники искусства решают эту задачу, можно судить о том, насколько правильно они воспринимали решение ЦК партии, в каком направлении развивается их творчество... Открытие выставки по времени почти совпадает с годовщиной исторических решений ЦК партии и таким образом, она является своего рода творческим отчетом о работе, проделанной художниками Сибири. Рассматривая с этой точки зрения выставку в целом и те произведения, которые на ней были представлены, следует отметить, что художники прожили этот год недаром. Заслуживают высокой оценки произведения скульптора Г. Д. Лаврова (Красноярск) - статуя тов. Сталина, полотно К. Н. Щекотова «Зоя Космодемьянская». Приковывает внимание зрителей картина новосибирского художника В. В. Титкова «Второе февраля 1943 г. в Сталинграде», Т. П. Козлова (Омск) «У карты Отечественной войны», картина И. В. Титкова, отображающая отдельные события Великой Отечественной войны. Художники Н. Бачинин (Омск), Д. И. Каратанов (Красноярск), И. И. Тютиков (Новосибирск) в своих пейзажах каждый по своему отобразили красоту Сибири... Все это свидетельствует о правильном творческом пути преобладающей массы сибирских художников.
Однако наряду с произведениями высокоидейными и художественными имеются безыдейные, бессодержательные, пустенькие картинки. Безыдейность, оторванность от жизни, от деятельности выражаются в большом количестве представленных на выставке пейзажей. Не нашло отображения в творчестве сибирских художников новое строительство, развертывающееся в широких масштабах четвертой пятилетки. Не показаны промышленные центры Сибири с их мощными предприятиями. Единственной попыткой показать труд мастеров является картина художника В. П. Томиловского (Иркутск) «Угольный причал». Но она чрезвычайно слаба в художественном отношении. Будучи огромной по замыслу и композиции, с немощным подчерком, мрачным колоритом красок, картина свидетельствует, что автор явно отстает от действительности и в своем произведении явно искажает действительность. Не нашли достаточного освещения и вопросы восстановления и развития социалистического сельского хозяйства... Часть художников до сих пор не отрешилась от формализма. Ярким свидетельством. Ярким свидетельством этого являются картины А. П. Жибинова (Иркутск). Формалистически выполнена и серия пейзажей Д. И. Кузнецова. Нельзя без тревоги не отметить и внутренние колебания двух талантливых художников Сибири - Л. Н. Огибенина и Б. И. Лебединского. Произведение Огибенина «Портрет студента Академии» представляет собой до некоторой степени собирательный образ молодого человека нашего времени, данный с глубоко ошибочных позиций.
Столь же двойственен и Лебединский. Его пейзаж в графике и пейзаж маслом - это две различные линии творчества. Графика отражает реалистически сибирскую тайгу - могучую, прекрасную. Чувствуется перспектива жизни, ее развитие, чего нельзя сказать о пейзажах, выполненных маслом. Нельзя не сказать и о некоторой тенденции к салонной живописи у М. Л. Возлинской (Новосибирск). Ее портреты заслуженного артиста РСФСР И. А. Зак и заслуженной артистки РСФСР В. П. Редлих выполнены в западной манере письма, представляют собой сусальные произведения. Автор явно не понял ни советской действительности, ни психики советских людей, ни из мировоззрения и продолжает оставаться на позициях, осужденных ЦК нашей партии... Приложение № 5 Секретарю Новосибирского обкома ВКП (б) Кулагину Спецсовещание Первые номера журнала «Сибирские огни» показали, что редакция этого журнала к отбору произведений, помещенных на страницах своего сборника, не всегда подходит с должной требовательностью и анализом, в результате чего достоянием читателей в ряде случаев становятся произведения низкого художественного качества и явно не выдержанные в идеологическом отношении. Особенно страдает этими недостатками журнал № 2, в котором напечатана вторая книга Ф. Олесова «Прощание молча» и рассказ С. Кожевникова «Русские парни»... Не найдя подходящих красок для героев, они наделили их не свойственными советским людям чертами, представляя их в уродливом виде... По существу Кожевников и Олесов воспроизвели клевету на советских людей, на нравы и обычаи советской молодежи, грубо извратили советскую действительность.
декабря 1948 г.
Начальник управления МГБ Новосибирской области генерал-майор Кондаков.
Приложение № 6
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|