Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сотрудничество Китая и России в нефтяной отрасли




В 1999 году во время встречи глав правительств России и Китая, которая прошла в Москве, был подписан ряд соглашений, направленных на сотрудничество России и Китая в области энергетики. Одним из них было соглашение между российскими компаниями ЮКОС и ОАО «Транснефть» и Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорацией о разработке технико-экономических расчетов проекта строительства нефтепровода Россия-Китай. В начале 2003 года специалисты обсуждали вопрос о сравнительных достоинствах и недостатках двух конкурирующих проектов: нефтепровода и Ангарска в Дацин, и нефтепровода, опять же, из Ангарска на тихоокеанское побережье России в район порта Находка (либо в район Ванино).

Вариант, предложенный ЮКОСОМ (то есть маршрут Ангарск-Дацин) обсуждался очень большой промежуток времени, но почти безрезультатно, К июню 2003 года не было готово технико-экономическое обоснование проекта. Помимо этого оставались открытыми некоторые основные вопросы. Такие как порядок и источники финансирования и права собственности на будущий нефтепровод. Пока эти вопросы разрешались, компания ЮКОС приступила к поставкам на китайский рынок нефти в железно дорожных цистернах. Китай тоже стал форсировать события. Причина или одна из причин 一 это соперничество Японии. Соперничество выражалось в том, что Япония в январе 2003 года обещала Москве финансовую поддержку в виде кредита и другое содействие в строительстве нефтепровода Ангарск-Находка. Речь шла о 6 миллиардах долларов на строительство трубопровода, точнее, на создание так называемого энергетического коридора, объединяющего нефти и газопроводы и еще миллиард - на сооружение припортовых объектов в Приморье. Из Находки же нефть может транспортироваться в любую страну. Китай в свою очередь обещал выделить России кредит размером в 658 миллионов долларов для финансирования строительства на российской ветке Ангарск-Дацин.

Посетивший Москву в феврале 2003 года заместитель председателя Госплана КНР Чжан Гобао предложил следующее решение: Китай досрочно погасит часть своей задолженности по кредиту, который Россия предоставила ему еще в 1996 году на строительство АЭС «Тяньвань», и эти средства будут направлены на сооружение ветки в Китай. Но до этого предполагалось завершить подготовку технико-экономического обоснование, которое позволило бы определить участников проекта и их доли в нем условия финансирования и другие детали. Ранее ЮКОС собирался самостоятельно финансировать строительство, но потом передумал. Правительство стало склоняться к варианту долевого финансирования, которое поручалось Внешэкономбанку. К концу октября 2003 года была закончена работа по технико-экономическому обоснованию проекта "Ангарск-Дацин". Об этом сообщил 12 сентября на пресс-конференции управляющий директор по производству ТНК-ВР Виктор Вексельберг. Такое решение было принято на встрече представителей Минэнерго с китайской делегацией по вопросам сотрудничества в нефтегазовой и энергетической сферах. "Я присутствовал на этой встрече, где было подтверждено, что работа по технико-экономическому обоснованию проекта будет закончена к октябрю текущего года",-сообщил В.Вексельберг. Он также сообщил, что 11 сентября на заседании совета директоров компании ТНК-ВР также был рассмотрен вопрос о "Ковыктинском проекте" в Китае и было подтверждено развитие этого проекта. Разрешение проблем по проекту нефтепровода Ангарск - Дацин будет благоприятствовать укреплению экономического сотрудничества между Россией и Китаем. На пресс-конференции в Пекине премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао заявил: "Мы проводим обоснование уже лет десять. Мы заложили для него достаточно большую основу и считаем, что тот проект, который определен - самый реалистичный и осуществимый, он отвечал бы интересам всех сторон". "Что касается проблем у российской стороны, то мы уверены, что исходя из общих интересов, мы непременно их урегулируем". "И Китай, и Россия рассматриваем сотрудничество в нефтяном секторе, как самую важную составляющую в этом сотрудничестве". В свою очередь премьер-министр РФ Михаил Касьянов заявил, что Россия подтвердила взятые на себя обязательства по обеспечению китайской экономика-нефтью и газом. Китайский вариант был более тщательно проработан. После некоторых сомнений в апреле 2003 года российские властные структуры приняли решение считать приоритетным трубопровод на Дацин, а ответвление на Находку построить лишь тогда, когда будут найдены новые месторождения нефти и подтверждены их залежи.

В ходе визита в Москву председателя КНР Ху Цзиньтао в конце мая 2003 года, руководители ЮКОС и Китайской национальной нефтяной компании подписали соглашение, согласно которому китайская компания принимала на себя обязательство закупать ежегодно в период с 2005 года по 2010-й по 20 миллионов тонн российской нефти, доведя в дальнейшем объем этих поставок до 30 миллионов тонн в год. Дополнительно к этому в течении трех лет по 2 миллиона тонн нефти должны были ежегодно вывозиться на китайский рынок в железнодорожных цистернах. Нефтепровод Ангарск-Дацин получил отрицательное заключение министра природных ресурсов. Поэтому было выработано 2 варианта: «Северный» вариант и «Южный». Северный вариант прокладки нефтепровода "Ангарск-Дацин" предполагает, что он будет проходить вдоль трассы Байкало-Амурской магистрали. Южный маршрут, координатором которого является "ЮКОС", предполагает строительство нефтепровода вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали с отводом на Забайкальск-Дацин. Энергетическая стратегия РФ на период до 2020 года предусматривала строительство нефтепровода Ангарск-Находка с пропускной мощностью 50 млн тонн нефти в год. При этом проект предусматривает строительство ответвления нефтепровода на Дании с пропускной способностью до 30 млн тонн нефти в год. Проект нефтепровода Ангарск-Дацин развивается с 1999 года, но в 2001 году «Транснефть» и «Роснефть» выдвинула альтернативный проект, предложив построить нефтепровод от Ангарска к российскому порту Находка, указав, что в этом случае нефть можно будет поставлять еще и в Японию, Корею и США. Но «ЮКОС》 настаивал на маршруте Ангарск-Дацин. Но влияние ЮКОСА на осуществление проекта начало падать из-за обвинения в неуплате налогов, а позже и из-за ареста ряда фигур компании, в том числе Ходорковского. Также Министерство природных ресурсов высказалось отрицательно по поводу строительства нефтепровода «Ангарск-Дацин». В связи с этими событиями сложилась непростая ситуация. С одной стороны, проект «Ангарск-Дациш» был свернут из-за исчезновения ЮКОСА, а также из-за того, что МПР выступил против осуществления этого проекта. С другой стороны, проект «Ангарск-Находка» также был не одобрен Министерством природных ресурсов по той же причине (близости к озеру Байкал), к тому же был подписан договор с Китаем о поставках нефти. Поэтому было решено совместить эти проекты, другими словами построить нефтепровод «Ангарс-Находка» с ответвлением на Дацин. Позднее он был переименован в «Восточная Сибирь - Тихий Океан» «ВСТО». В ноябре 2010 года в рамках очередного раунда российско-китайского энергодиалога, на встрече в Санкт-Петербурге, «Роснефть» и «CNPC»договорились о расширении сотрудничества в области разведки и разработки нефтегазовых месторождений. Согласно достигнутым договоренностям, «Роснефть » и «CNP»намерены рассмотреть возможность приобретения новых активов в интересах «Vostok Energy». В 2005 г. « Роснефть » заключила договор с китайской компанией «Sinope» совместном проведении геологоразведочных работ и освоении перспективного Венинского месторождения (прогнозируемые ресурсы этого блока: 114 млн. т нефти). Интересен факт, что правительством РФ ежегодно снижались таможенные пошлины на экспорт нефти в Китай с целью стимулирования разработки недр региона (с 372 долларов за тонну на 1 ноября 2008 года, до 100,9 долларов в феврале 2009). 20 июля 2009 года правительство Российской Федерации приняло постановление об обнулении таможенной пошлины на экспорт нефти с 13 месторождений Восточной Сибири.

Следует также отметить, что принятые несколько лет назад российским правительством меры по ограничению вывоза круглого леса за счет повышения экспортной пошлины на него принесли некоторые положительные результаты. В 2009 г. и в 2011 году мы наблюдаем уменьшение физических объемов поставок в Китай круглого леса из России. Одновременно наметилась тенденция к увеличению вывоза обработанных лесоматериалов. Для примера - за январь - сентябрь 2010 г. поставки круглого леса уменьшились в физическом объеме на 1,3% и составили 11,3 млн куб. м. Одновременно объем вывозимых распиленных пиломатериалов увеличился на 41,4% и составил 3,2 млн куб. м.

год также ознаменован целым рядом мер, направленных на ликвидацию последствий мирового экономического кризиса. Так, в ходе ХIII заседания Подкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству было отмечено, что за прошедший год российско-китайские отношения постепенно преодолели отрицательные последствия кризиса и вступили в фазу активного восстановительного роста. Кроме того, сторонами отмечено, что положительная динамика торгово-экономического сотрудничества в условиях восстановления мировой экономики и торговли создает благоприятные условия для дальнейшей активизации двустороннего взаимодействия по таким направлениям, как урегулирование структуры взаимной торговли, увеличение масштабов инвестиционного сотрудничества, углубление приграничных и межрегиональных торгово-экономических связей, интенсификация обменов и контактов между деловыми кругами двух стран. Стороны намерены прилагать максимум усилий для поддержания стабильного роста товарооборота, а также устойчивого развития двустороннего торгово-экономического сотрудничества, прежде всего благодаря расширению торговли машинно-технической, высокотехнологичной и инновационной продукцией, совершенствованию структуры торговли, активному продвижению инвестиций, реализации крупных проектов технико-экономической сфере. Однако российско-китайские отношения пока нельзя назвать безоблачными. По-прежнему существует целый ряд проблем, анализ и поиск решения которых можно назвать одной из важнейших задач обеих стран. Прежде всего это касается устранения дисбаланса в торговле машинно-технической продукцией. В настоящее время показатели экспорта российской машинно-технической продукции в Китай значительно уступают аналогичным показателям КНР по экспорту в Россию, в то время как приоритетной статьей российского экспорта по-прежнему остается сырье. Тем не менее справедливости ради стоит отметить, что подобная ситуация характерна не только для торговли между РФ и КНР, но и для российского экспорта в целом. В Китай экспортируется даже больше машинно-технической продукции российских предприятий, чем во все остальные страны мира. И хотя данная проблема по-прежнему актуальна, важнейшим шагом на пути ее решения стало создание в 2007 году Российско-Китайской Палаты по содействию торговле машинно-технической и инновационной продукцией, успешная деятельность которой способствует интенсификации торгово-экономических отношений двух стран. С момента создания Палаты ежегодный прирост экспорта машинно-технической и инновационной продукции составляет 70% - 90%. Работа Палаты получила высокую оценку, зафиксированную в целом ряде двусторонних документов. Другим важнейшим направлением сотрудничества в посткризисный период стало строительство. Известно, что реализация крупных инфраструктурных проектов зачастую является оптимальным методом выхода из кризиса, позволяя решать такие важнейшие вопросы как занятость населения, привлечение инвестиций и оживление рынка. Начиная с 2009 года отмечено существенное увеличение числа китайских инфраструктурных проектов. Более того, в последнее время Ассоциация строителей России совместно с Российско-Китайским Центром торгово-экономического сотрудничества интенсивно расширяют направления взаимодействия с китайскими партнерами в сфере строительства, в том числе стимулируя процесс привлечения китайских кредитов для реализации проектов в РФ. Особенно это касается объектов форума АТЭС-2012 во Владивостоке, Олимпиады-2014 в Сочи, Универсиады в Казани 2013 г. и др. Идет также обмен опытом в сфере нормативной базы. Также переломным моментом в российско-китайских отношениях стало то, что по результатам Международного форума по строительству и инвестициям в инфраструктурные проекты китайским международным подрядным организациям рекомендовано рассматривать предложения по соинвестированию инфраструктурных проектов за рубежом, в том числе в РФ. Таким образом, сегодня у российских организаций появляется реальная возможность реализовать свои проекты с привлечением крупнейших китайских строительных компаний не только на подрядных, но и на партнерских началах, что может стать конкурентным преимуществом и позволит ускорить реализацию проектов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...