Глава 2 . Взаимодействие России и Китая в военной и политической сферах
После принятия В. Путиным 31 декабря 1999г. от Б. Ельцина высших государственных полномочий России продолжается благоприятное развитие отношений стратегического взаимодействия и партнерства между Китаем и Россией. В настоящее время оно охватывает политическую, дипломатическую, военную области, а также сферы безопасности, экономики, науки, техники, культуры, т.е. их можно назвать всесторонними отношениями стратегического взаимодействия. В структуре российско-китайских связей одно из главных мест занимает военно-техническое сотрудничество. Это обусловлено тем, что Россия и Китай проявляют серьезную заинтересованность в развитии тесных связей в этой сфере. Китай является одним из наиболее емких рынков вооружения в мире и для российского оборонно-промышленного комплекса расширение военно-технического сотрудничества с Китаем представляет возможность развиваться, продолжая инвестировать в научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы по созданию новых образцов вооружения и военной техники. На долю КНР приходиться примерно пятая часть российского экспорта вооружения, в 2003 году составившего в стоимостном выражении более 5 млрд. долларов. В условиях продолжающейся дискриминации Китая в американской и западно-европейской политике, эмбарго на экспорт вооружения и военной техники, Россия остается для Китая фактический единственным доступным источником получения современных систем ВИВТ. В области военных авиационных систем развитие сотрудничества России и Китая направлено, в первую очередь, на увеличение боевых возможностей ВВС. За период 1992 - 2002 года Китаю поставлено 48 самолетов Су - 27 различных модификаций, в том числе 36 истребителей - перехватчиков Су - 27СК и 12 учебно-боевых истребителей Су -27УБК. В мае 1995 года с официальным визитом в КНР находился министр обороны Российской Федерации Павел Грачев. С политиками и военным руководством Китая обсуждались проблемы углубления военного сотрудничества, вопросы взаимного сокращения войск. В июне 1995 года командующий Ленинградским военным округом генерал-полковник С. Селезнев встретился с начальником Генерального Штаба армии Китая Чжан Ваньянем. В августе того же года эскадра Восточно - Китайского флота ВМФ НОАК (командующий - Ян Юйшу) прибыла во Владивосток для участия в юбилейных мероприятиях по случаю 50-летия Победы в Великой Отечественной войне. Взаимоотношения в военной сфере отразились в совместных декларациях России и Китая. Так, в российско-китайской декларации от 25 апреля 1996 года, подписанной Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным и Председателем Китайской Народной Республики Цзян Цзэминем, стороны выразили стремление к дальнейшему развитию дружественных связей между армиями двух стран и укреплению военно-технического сотрудничества. В апреле 1997 года министр обороны Российской Федерации И. Родионов провел переговоры в Пекине со своим коллегой Чи Хаотянем. В августе 1997 года министр обороны Российской Федерации И. Сергеев провел переговоры с находившимся в России с официальным визитом заместителем председателя Центрального военного совета КНР генерал-полковником Лю Хуацином. Обсуждались проблемы региональной безопасности, а также состояние и перспективы российско-китайского военно-технического сотрудничества, в том числе договоренность по передаче Китаю лицензионных документов по производству истребителей Су - 27 и вопросы строительства в России для ВМФ Китая эсминцев типа «Современный». В совместной декларации России и Китая, подписанной 10 ноября 1997 года во время визита Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина в Пекин, указывается, что развитие связей в военно-технической области является одной из важных составляющих двустороннего сотрудничества. В этой сфере стороны действуют в строгом соответствии с Уставом ООН и взятыми на себя международными обязательствами, способствуют поддержанию региональной и глобальной безопасности и стабильности. Большое значение уделялось совместным военным учениям обеих стран. В октябре 1999 года министры обороны России и Китая подписали соглашение о проведении совместных военных учений. Российско - китайские связи постепенно охватывают все сферы деятельности армейских ведомств. Результатом поездки заместителя премьера Российской Федерации И. Клебанова в Пекин в декабре 2000 года явилось подписание контракта на поставку в КНР 40 истребителей Су - 30МКК. Во время официального визита российского президента В.В. Путина в Китай подписано соглашение по военно-техническому сотрудничеству на 2000 - 2005 и 2005 - 2015 годы. В феврале 2001 года в Москве заместитель председателя Военного Совета ЦК КПК Чжан Ваньянь встретился с премьер-министром Российской Федерации М. Касьяновым, на встрече обсуждались экономические аспекты военно-технического сотрудничества двух стран и условия расчетов на поставки Китаю российских вооружений и военной техники. При заключении Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой 16 июля 2001 года было согласовано обязательство не применять первыми друг против друга ядерное оружие, а также взаимно не нацеливать стратегические ядерные ракеты. В мае 2002 года состоялись встречи министров обороны Российской Федерации и Китайской Народной Республики в Москве и Пекине. По словам министра обороны России С. Иванова «за последние несколько лет в России прошли обучение две тысячи китайских офицеров и еще 200 китайских военных продолжили обучение в российских военных учебных заведениях». Еще в 1995 году Китай стал одним из ведущих покупателей вооружений и военной техники. Этому свидетельствуют поставки в Китай в 1995 году 200 танков Т - 80У и 1200 ПТУРС «Снайпер». В ноябре 1995 года был подписан контракт на поставку в Китай систем залпового огня «Смерч», которое осуществило Тульское предприятие «Сплав». В начале ноября 2000 года во время официального визита премьера Российской Федерации М. Касьянова обсуждался вопрос о поставке Пекину модифицированных самолетов А - 50. По мнению Касьянова, торговля оружием и технологиями с Китаем является выгодным для России источником получения валютных поступлений, а Китаю помогает заложить основу для развития военно-промышленного комплекса. Эта торговля имеет для России особое значение, поскольку КНР является одним из ведущих покупателей российских вооружений и военной техники. Значение Китая как одного из главных партнеров Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества, скорее всего, будет сохраняться в течение двух ближайших десятилетий. Сотрудничество Китая и России включает в себя передачу технологии не только производства, но и создания комплексных систем, начиная с этапа их проектирования.
Согласно официальным заявлениям, распространяемым после завершения заседаний, Российские и Китайские стороны отмечают, что наиболее перспективными направлениями развития ВТС между двумя странами являются сферы: боевая и военно-транспортная авиация, военно-морская техника, системы ПВО, а также послепродажное обслуживание ВВТ производства России, стоящие на вооружении НОАК. Официальная информация носит безликий характер. И надеется особо не на что, ибо политика Китая весьма традиционно относится к распространению информации особенно в столь деликатной сфере, как вооружение и торговля им. Прошедшая выставка Airshow China 2010 пока зала, что перспективы в ВТС по обозначенным направлениям действительно есть и они продолжают тенденцию сохранения. Особенно развивается направление по оснащению Китаем собственных ВС, системами ПВО большой дальности, истребителями пятого поколения, перспективными авиадвигателями. Пока что для КНР нет альтернативных источников закупки обозначенной техники кроме как у России. Главным остается вопрос, чтобы когда Китай достигнет уровня технологий образцов сегодняшних, Россия была готова предложить что-нибудь принципиально новое. За 15 лет КНР удалось совершить серьезный военно-технологический рывок. Все это позволило властям Поднебесной с 2005 резко сократить закупки ВВТ российского производства. И с этого года последующие десять лет Пекин удовлетворяет потребности своих вооруженных сил за счет национальной оборонной промышленности. И даже более, Китай становится крупным экспортером вооружений на новой качественной ступени производства. Согласно мнению главы делегации «Рособоронэкспорта» Сергея Корнева, безусловно нужно ожидать увеличение объемов поставок российского вооружения. “Вакума в ВТС с Китаем нет, есть программы, по которым продолжается работа”, отмечает Сергей Корнев. В текущий момент большой упор в сфере ВТС с Пекином сделан на обеспечение эксплуатации и послепродажного обслуживания ранее поставленной техники. В настоящее время огромный интерес для КНР в сфере авиастроения представляют российские двигатели. Китай является крупнейшим заказчиком двигателей РД-93, предназначенных для моторизации легких китайских истребителей FC-1 (JF-17) и АЛ-31Ф/ФН, которые поставляет в КНР ММПП «Салют» для замены выработавших свой ресурс двигателей истребителей Су-27, а также для оснащения самолетов J-10. В настоящее время идут переговоры о подписании новых контрактов по поставке двигателей АЛ - 31Ф производства ММПП «Салют». Московское машиностроительное предприятие имени В.В. Чернышева готовится к подписанию нового контракта на поставку КНР ста двигателей РД-93, обговариваются вопросы по поводу технического оснащения двигателей и наземным обслуживанием моторов. Всего Китай намерен приобрести в России не менее 500 двигателей РД-93. Копировать технику китайские специалисты в целом научились, но это касается планеров и самолетов, но с двигателями у них остаются проблемы. Двигатели АЛ-31Ф собирающиеся в Китае из поставляемых Россией частей отличаются очень плохим качеством и «неполноценной работой». И китайские власти заявляют что у России есть пять лет на модернизацию двигателей семейства АЛ-31Ф, и на создание двигателей пятого поколения. По прошествии пяти лет китайские власти предполагают достичь качества изготовления соизмеримое с российским, после чего на рынке с китайской продукцией конкурировать станет фактически невозможно.
Так же Китай проявляет интерес к российским системам ПВО. Поставки ПВО системы С-300 начались с 1993, и с учетом всех этих лет в КНР большое количество систем С-300ПМУ, С-3000ПМУ1 и С-300ПМУ2 «Фаворит», всего в китайской армии около 30 дивизионов С-300. Они все находятся в строю и интенсивно эксплуатируются. Согласно заместителю генерального директора по военно-техническому сотрудничеству Концерна ПВО «Алмаз - Антей» Михаил Новиков:”системы версии ПМУ уже достигли стадии, когда капитальный ремонт является важной необходимостью, и согласно этому направлению есть серьезные перспективы для сотрудничества. Концерн делает предложения по модернизации С-300 ПМУ1 в ПМУ2 «Фаворит», остается дождаться согласия китайской стороны.” По словам Михаила Новикова концерн ПВО «Алмаз-Антей» наделен правом вести самостоятельную внешнеэкономическую деятельность в части поставки запчастей и обслуживания своей техники. К 2012 холдинг планирует существенно увеличить пакет заказов в этом направлении, и производственная база позволяет нарастить объем поставок запчастей. Также концерн сотрудничает с КНР и по ряду других проектов. К примеру по зенитным ракетным системам ТОР - М1. Согласно Михаилу Новикову в девяностых годах было поставлено 27 комплексов ТОР. И в 2010 российские специалисты предложили провести сервисное обслуживание совмещенное с модернизацией. Что касается поставки новой системы С-400 на экспорт в Китай будет осуществляться после удовлетворения потребности Вооруженных Сил России. Главная проблема это обезопасить продукцию поставляемую в КНР от копирования, и посягательств на авторские права. Это проблема характерна для всего военно-технического сотрудничества. И оказать влияние на ее решение российские компании не могут. Ибо необходим четкий механизм, функционирующий на межгосударственном уровне.
Одной из важнейших сторон отношений стратегического взаимодействия между Китаем и Россией является их сотрудничество в рамках механизма «Шанхайской пятерки». Хотя Шанхайская организация сотрудничества, потенциал которой огромен, недостаточно используется в российско-китайском сотрудничестве и могла бы задействоваться активнее, в том числе в противодействии радикальному исламу в регионе. Но тесное сотрудничество между Россией и Китаем является решающим фактором успешного развития деятельности «Шанхайской пятерки», но оно не представляется возможным и без совместных позитивных усилий со стороны Китая, России, Казахстана, Киргизстана, Таджикистана, без позитивного вклада в этот процесс каждого отдельно взятого государства. Однако решающую роль играет все-таки сотрудничество России и Китая. Оно определяется положением этих стран, их ролью, влиянием, а также благоприятными отношениями с тремя другими государствами «Шанхайской пятерки». В рамках форума возможность тесного сотрудничества Китая и России определяется следующим: . Интересы России и Китая в Центральной Азии едины, особенно в деле поддержания политической стабильности в регионе. Политически чувствительные районы Центральной Азии, Китая и России географически близки. Нестабильность ситуации в Центральной Азии может оказать серьезное влияние на стабильность в западных районах Китая и северокавказском регионе России. Поэтому Китаю и России необходимо поддерживать должный уровень политической стабильности в Центральной Азии для сохранения спокойствия на их западной и южной границах. . Перед Китаем и Россией стоят общие проблемы обуздания сил, использующих Центральную Азию в качестве базы расширения и углубления национального сепаратизма, религиозного экстремизма, международного терроризма. Под религиозным прикрытием эти силы развернули и ведут национально-сепаратистскую деятельность, угрожая не только политической стабильности центральноазиатских государств, но и государственному единству и территориальной целостности Китая и России. Это чрезвычайно важный вопрос. . Для противостояния этим трем опасным факторам Китай и Россия обязаны координировать позиции и предпринимать совместные действия. Национальный сепаратизм, религиозный экстремизм и международный терроризм идут с запада на восток от Кавказа к границам Китая, на севере - из Чечни, а на юге - к Афганистану. Эти движения объединились в единый поток и имеют сложный внешний фон, превратившись в международную силу, наносящую вред региональной стабильности и безопасности. Только объединив свои усилия, Китай и Россия смогут предотвратить развитие этих сил. Интересы и цели Китая и России в Центральной Азии едины. Это и определяет отношения двух государств в регионе как отношения партнерства и дружбы, а не «соперничества и конкуренции», как пишут некоторые западные аналитики. Китай полностью понимает, уважает и поддерживает усилия России по развитию традиционных отношений с государствами Центральной Азии, он также против проникновения в этот регион внешних сил. Идет развитие интеграции в рамках СНГ. На этом фоне Китай и Россия тесно сотрудничают в Центральной Азии с Казахстаном, Киргизстаном и Таджикистаном, что способствует совершенствованию механизма «Шанхайской пятерки». Это выгодно всем государствам - участникам форума, ведет к спокойствию и стабильности в этом важнейшем регионе мира. Механизм взаимодействия в рамках «Шанхайской пятерки» жизнеспособен, а потому он должен развиваться. Российско-китайские военные учения "Мирная миссия-2005" это политическая демонстрация Россией и Китаем единых подходов к проблемам безопасности и новым угрозам и вызовам. Представляется также, что эти учения органично вписываются и в последние решения Шанхайской организации сотрудничества. Об этом сказал вице-президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов в эксклюзивном интервью агентству Синьхуа. Российский военный эксперт назвал "правильным и своевременным" решение о проведении учений. Россия и Китай - две доминирующие на Востоке страны. У них общий характер угроз - это и внешнее вмешательство, и попытки остановить развитие Китая и России. Поэтому демонстрация вот такого военного единства, необходима, прежде всего, для отстаивания национальных политических и экономических интересов, для защиты внутреннего пространства - российского и китайского, и, естественно, общего пространства в Восточной Азии. Китай - стратегический партнер России в военной сфере, поэтому первые в истории совместные военные учения - это попытка России и Китая как стратегических партнеров продемонстрировать новое направление взаимодействия в политике и военной сфере. В этом роль учений в развитии межгосударственных и меж армейских связей, подчеркнул военный эксперт. "Безусловно, эти учения - пролог к дальнейшему расширению военного и военно-технического сотрудничества наших стран", - отметил в этой связи Леонид Ивашов, обратив внимание на специфику театра военных маневров, специфику отрабатываемых в ходе учений задач и специфику армий. Российская и китайская армии во многом построены на одних и тех же принципах, их системы вооружений также во многом совпадают, поэтому повышение способности различных частей и подразделений взаимодействовать, состыковывать различные армейские структуры при решении совместных задач безопасности также выходят на передний план этих учений, считает военный эксперт. Безусловно, чтобы достичь такого уровня военного сотрудничества, как совместные учения, необходимо было расчистить политическое поле, убрать те препятствия, те камни, которые на этом поле уже были многие десятилетия, отметил военный эксперт. По его мнению, завершение юридического оформления границы стало важнейшим политическим шагом, очистившим это поле от различного рода препятствий и давшим возможность проводить совместные учения, принимать юридические документы о статусе воинских формирований, находящихся на территории соседней страны для участия в учениях. Перед войсковыми подразделениями России и Китая поставлена задача отработки приемов проведения совместной операции по противодействию международному терроризму и экстремизму и урегулированию этнических кризисов. Эффективным инструментом в противодействии этим новым угрозам стала ШОС. Маневры подразделений вооруженных сил России и Китая проводятся именно в рамках ШОС. На них приглашены министры обороны и наблюдатели стран-членов ШОС. В этой связи Леонид Ивашов обратил внимание на то, что в целом на Востоке складывается такая ситуация, когда страны этого региона все чаще и все активнее на двустороннем и многостороннем уровнях взаимодействуют в вопросах обеспечения региональной безопасности, в том числе, по армейской линии, без эгиды США. Российский эксперт рассматривает это "только как позитивный фактор". Один из примеров - процесс, который идет с 1996 года, когда Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Китай подписали соглашение об укреплении мер доверия в военной области в районе границы. В 2001 году к "шанхайской пятерке" присоединился Узбекистан и "шанхайская шестерка" стала ШОС. "Этот процесс получает постоянные импульсы и дополнительное развитие", - сказал военный эксперт, подчеркнув, что российско-китайские совместные маневры - один из примеров заметной тенденции к интеграции усилий, особенно в плане безопасности, стран этого региона. Он выразил удовлетворение тем, как развиваются процессы в Восточной Азии и расценил подключение к ШОС в качестве наблюдателей Индии, Пакистана, Ирана и Монголии как попытку сформировать общее геополитическое континентальное пространство. "Различные цивилизации делают попытки к объединению через механизмы ШОС, причем цивилизации с преобладающим количеством населения, со своими особенными путями развития", - сказал Леонид Ивашов. Эти учения вообще не ставили такие задачи, они называются "Мирная миссия". Эти учения - учения двух соседей для углубления взаимного доверия и дружеских связей, в том числе между армиями, это учения по отстаиванию интересов обеспечения безопасности России и Китая в регионе. Также стоит отметить самые крупные совместные российско-китайские военно-морские учения прошедшие в апреле 2012. В учениях приняло участие 25 суден. 7 кораблей от ВМФ РФ, и 18 кораблей от КНР. Официальной целью объявлена отработка ситуации антитеррористического взаимодействия двух стран. Но за этим лозунгом каждая страна скрывает свой смысл. Для России целями было: . Отработать управление большими соединениями на удаленном расстоянии, и так называемая разминка флота после долгого дрейфа в доках. . Отработка взаимодействия флота и десантных подразделений. . Демонстрация силы и военного присутствия в дальних регионах, демонстрация В.В. Путиным того что время однополюсности прошли. Интересы Китая: . Это необходимость противодействия блоковому противостоянию в Южно китайском море. . Ответ на рост военного присутствия США в Австралии. . Накопление опыта управления крупными военно-морскими соединениями . Демонстрация дружбы с северным соседом. Сотрудничество еще не значит союз. Неоспоримо, что учения вооруженных сил в международном масштабе играют большую роль в росте боевой готовности стран. Но в этих учениях нужда Пекина намного выше, ибо у КНР нет опыта проведения подобных операций. Также не вызывает сомнений и тот факт что подобные учения продолжатся в будущем, но количество вовлечения войск уже достигло своего максимума. И этому свидетельствуют шаги России в направлении сдерживания военного и дипломатического роста КНР. Примером этому могут послужить следующие факты: . Российская военная эскадра перед тем как отправилась в Китай зашла в порт Хо Ши Мин, этим шагом Москва продемонстрировала поддержку Вьетнама, главного оплота антикитайской коалиции Юго восточной Азии. . Продажа современного вооружения Индии и расширение сотрудничества Москвы и Нью-Дели . Проведение в ближайшее время российско-индийских учений «Индира 2012» в близи границы с Китаем. Следовательно, текущее российско-китайское сотрудничество в военной сфере является пиковым. Но в месте с этим учения свидетельствуют от том что эти две державы правят бал на Азиатском континенте, и любые агрессии со стороны других держав не останутся безответными. Хорошие отношения с Китаем нужны России как по военным, так и по политическим причинам. В двустороннем плане между Россией и Китаем не существует проблем, которые мешают России связям с другими странами региона: ни территориальных (как с Японией), ни политических (как с КНДР). Сотрудничество с Китаем крайне важно для России в международном плане. Китай разделяет российский взгляд на будущее устройство мира, которое выражено понятием "многополярность". И Россия, и Китай по внутриполитическим причинам отрицательно относятся к советам извне относительно своего внутриполитического устройства, называя их "вмешательством во внутренние дела", а также поддерживают друг друга в борьбе с сепаратизмом. Именно поэтому Россия и Китай все последние годы выступают за сохранение принципов международного права и статуса ООН, координируют голосование в ООН по основным мировым проблемам, выступают с единой позицией на переговорах по Ирану, Южной Корее, многим другим острым вопросам мировой политики. Также один из знаменательных событий в области военно-технического сотрудничества между КНР и РФ является подписание в 2008 году межправительственного соглашения о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества. И в целях оперативного решения вопросов двустороннего сотрудничества в сентябре 2009 года в Пекине приступил к исполнению обязанностей представитель Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству РФ в Китайской Народной Республике. Однако, что касается перспектив сотрудничества, несмотря на наличие в последнее время положительной динамики по ряду направлений, необходимо отметить, что объемы двустороннего сотрудничества по-прежнему невелики. С 2006 года не подписано ни одного крупного контракта. Это не может нас не беспокоить, поскольку такое положение вещей не отвечает достигнутому уровню доверительных отношений. Правительство Москвы не может согласится с подходами китайской стороны, основывающиеся на принципе избирательных закупок вооружений и военной техники у России. Принято считать что сотрудничество должно быть взаимовыгодным для обеих сторон.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|