Глава 3. Проблемы российско-китайских отношений
На развитие российско-китайских отношений в целом негативно влияет и дефицит доверия и взаимопонимания. Как показывают опросы общественного мнения, россияне и китайцы плохо знают друг друга, в отдельных кругах существуют опасения относительно действительных целей политики страны-партнёра. И Китай в последнее время немало делает для улучшения своего имиджа в России. На территории РФ распространяются 3 иллюстрированных журнала на русском языке. В сентябре 2009 года начал вещание канал Центрального телевидения Китая на русском языке. В российских университетах при содействии правительственной Канцелярии по распространению китайского языка открыто 8 Школ Конфуция, занимающихся пропагандой китайского языка и культуры. На всё это КНР выделяет значительные средства. Если Россия не последует примеру китайских товарищей, вскоре возникнет ситуация доминирования официальной китайской информации и пропаганды. До сих пор российская сторона не смогла адекватно ответить на китайский информационный вызов. В России предпринимались попытки издавать журналы о Китае на русском языке, но вывести издания на самоокупаемость не удалось, и учредители утратили к ним интерес. То же произошло и с широко разрекламированным частным телеканалом «Китай». Совершенно очевидно, что без значительного государственного финансирования и поддержки эффективная работа по улучшению имиджа России в Китае вряд ли возможна, поскольку чисто частные проекты нежизнеспособны в связи с недостаточным интересом к ним со стороны крупных российских бизнес-структур. Между тем всё более насущным вопросом становится принятие государственной информационной программы, призванной улучшить как освещение событий жизни и истории Китая с российской стороны, так и имидж России в Китае. Она позволила бы более полно представить российскую точку зрения на российско-китайские отношения, уйти от панических настроений в стиле «китайской угрозы» и от излишне прокитайского уклона, к которому приводит засилье китайской государственной информации. Выполнению этой задачи помогло бы создание российских интернет-сайтов на китайском языке. Москве придётся поставить перед Пекином вопрос о законном распространении, в том числе через подписку и киоски, на территории КНР российского журнала на китайском языке, в настоящее время издаваемого Посольством России в КНР. Как известно, активно продвигая свои издания в России, китайская сторона блокирует распространение зарубежных изданий на своей территории, что является явным нарушением паритета в условиях распространения. Улучшению имиджа России в Китае помогла бы и отсутствующая сейчас программа поддержки китайских студентов, обучающихся в России, и китайских исследований по российской тематике, по примеру Британского совета и подобных организаций, которые могли бы стать подлинными друзьями России и пропагандистами её культуры. С вопросами взаимного доверия связаны и проблемы освещения истории и «негосударственных» радикальных взглядов на российско-китайские отношения. Суть их заключается в том, что, несмотря на решенность пограничных проблем между Россией и КНР, ряд официальных китайских историков продолжают говорить, что в XIX веке Россия захватила значительные китайские территории. Об этом пишется в учебниках, соответствующим образом составляются географические карты. Ряд российских экспертов и особенно журналистов делают из этого вывод, что Китай, который даже в годы ухудшения отношений с Россией не предъявлял ей территориальных претензий, в будущем Китай может это сделать. В России вызывает недоумение, что на некоторых китайских картах Курильские острова изображаются как «оккупированная СССР» часть территории Японии. И это притом, что в Китае крайне остро относятся к попыткам Японии пересмотреть историю и итоги Второй мировой войны. Обеспокоенность в России вызывают и публикации, вроде вышедшей в 2008 году и тут же ставшей бестселлером книги «Китай недоволен». В ней довольно голословно утверждается, что китайцы якобы лучше всех в мире распоряжаются природными ресурсами, которых стране не хватает, поэтому в будущем Китай при помощи армии должен взять под контроль мировые ресурсы, чтобы управлять ими на благо человечества. В Китае обычно говорят, что подобные мнения - лишь частные мысли граждан. Однако, по некоторым данным, подобные националистические теории поддерживаются определенными кругами в китайских силовых структурах. Конечно, китайское руководство сдерживает поток негативных публикаций о России, хотя, по наблюдению экспертов, в последнее время этот контроль был несколько ослаблен. А китайский интернет ими просто завален. Впрочем, в России националистических, в том числе и откровенно антикитайских, публикаций, появляется гораздо больше, и в Китае этим тоже обеспокоены. Проблему для двусторонних отношений представляет и ещё одно обстоятельство. На протяжении XIX и большей части ХХ века Россия была более мощным государством, чем Китай. Россия к этому привыкла, и многие россияне до сих пор относятся к Китаю свысока. Но сегодня на наших глазах Китай по большинству показателей опережает Россию. Это вызывает у части населения России определённый психологический дискомфорт. Однако это реальность, которую вряд ли возможно изменить в ближайшее время и с которой придётся жить. Тем не менее, Россия вполне может использовать китайские цели и возможности себе во благо. В частности, в сфере внешней политики Китай любит провоцировать Россию на антизападные действия, на которые он сам никогда бы не пошёл. России ни в коем случае не следует потакать этому стремлению Пекина действовать чужими руками. Напротив, необходимо предлагать Пекину выступать с двусторонними инициативами там, где интересы России и Китая совпадают. С целью создания баланса растущему китайскому влиянию в регионе России придётся приложить усилия для развития отношений с другими своими партнёрами в этом регионе, прежде всего с Японией, Южной Кореей и государствами АСЕАН. Только таким образом Россия сможет обеспечить условия для экономического развития своей азиатской части и создать здоровую конкуренцию между своими партнёрами за участие в крупных экономических проектах на своей территории. Важной задачей для России является уход от обмена своего сырья на китайские инвестиции, большая часть которых идёт опять же в развитие сырьевого сектора экономики. Необходим перенос переработки сырья и других производств на российскую территорию. Это уже делается в лесной сфере, но пока не даёт желаемых результатов. Полезным направлением могло бы стать более широкое экономическое взаимодействие в рамках ШОС. Однако это сотрудничество фактически саботируется некоторыми российскими ведомствами. Среди российских чиновников и политиков распространён взгляд на ШОС как организацию, в которой доминируют интересы Китая. Некоторые СМИ распространяют теорию о том, что Китай якобы старается экономическими методами «прибрать к рукам» Центральную Азию в ущерб интересам России. Это не соответствует реальности. Даже захват всех рынков Центральной Азии много китайской экономике не прибавит. А вот отказ от экономического сотрудничества с Китаем в Центральной Азии усилит отставание России от внерегиональных игроков, прежде всего от ЕС и его отдельных членов. Таким образом, объективно теория «китайской угрозы» в Центральной Азии ведёт к укреплению здесь позиций Запада, а основанная на ней политика имеет явный отпечаток односторонней прозападной дипломатии начала 90-х годов прошлого века. Именно отказ от согласованного многостороннего сотрудничества в рамках ШОС как раз и приведёт к результату, которого так опасаются противники расширения экономического сотрудничества в ШОС - к значительному усилению роли Китая в этом регионе за счет российских интересов. У Китая есть для этого все необходимые экономические средства, и он легко сможет их применить, если окончательно разочаруется в возможности согласованного сотрудничества с Россией. Хорошие отношения с Китаем нужны России как по политическим, так и по экономическим причинам. Китай - важный стратегический партнер России, именно благодаря связям с ним (как и другими странами Азии) российская политика способна стать менее односторонней, приобрести собственное лицо, а Россия - превратиться в один из центров мирового влияния. Тот, кто хочет видеть Россию более самостоятельной и мощной, должен поддерживать развитие ее отношений с Китаем, конечно, не доводя дела до военного союза, которого не хочет и сам Китай, так же как и Россия, заинтересованный в тесном сотрудничестве с другими государствами, прежде всего Западом. Китай - один из важнейших экономических партнеров России, сотрудничество с ним необходимо для развития Сибири и Дальнего Востока России. Китай - важный региональный партнер России, в рамках Шанхайской организации сотрудничества он совместно с Россией способствует решению общих задач в Центральной Азии - борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом, поддержанию там светских режимов, экономическому и социальному развитию государств региона. Таким образом, сотрудничество с Китаем объективно усиливает позиции России на международной арене в качестве независимого центра силы. Нарастание проблем и рисков в российско-китайском экономическом сотрудничестве вызывает рост взаимных претензий и опасений. Китайцы видят препятствия развитию китайско-российского "стратегического партнерства" собственно в действиях России, на которую возлагают вину за: отсутствие "взаимного доверия", отсутствие "понимания взаимных интересов и путей развития сотрудничества" в ЦА. В том числе - отсутствие единого, согласованного понимания причин и характера "структурного кризиса" и "факторов неопределенности" в ЦА, а также отсутствие совместных китайско-российских предприятий и проектов в ЦА, наличие проблем "производственного характера", т. е. таких, для решения которых созданы двусторонние механизмы, однако эти механизмы не используются, сохраняющееся восприятие в России Китая как "угрозы".
Существует ли Опасность Территориальной и политической опасности? Во-первых, сегодня не существует оснований для территориально-политической экспансии Китая на российские территории. После того как оба государства решили вопрос о российско-китайской границе, официальный Пекин снял территориальные претензии к России. Появляющиеся китайские публикации, в которых содержатся притязания на российские территории, носят академический характер и не отражают политики нынешнего китайского руководства.
Во-вторых, демографическая экспансия не носит критического характера. Современный Китай не проводит государственной политики заселения российских территорий. Российские дальневосточные районы представляют собой слабо обжитые территории с неразвитой инфраструктурой и не входят в число приоритетов китайских мигрантов, ориентированных на богатые восточные районы самого Китая, а также на Северную Америку и Европу. Постоянно проживающие на российском Дальнем Востоке граждане Китая составляют 4-5% населения региона, что соответствует доле здесь китайского населения на закате царской России. Справедливости ради стоит сказать, что демографическая экспансия Китая, которая все же существует, создает для России некоторые проблемы. Многие китайцы нарушают российское миграционное законодательство, а также уклоняются от уплаты налогов. Кроме того, как и любые мигранты, они составляют конкуренцию российским гражданам на региональных рынках труда. В-третьих, наибольшую опасность для России представляет новая экономическая экспансия Китая, приходящая на смену традиционной экспансии дешевых низкокачественных китайских товаров. Материальной основой новой экономической экспансии Китая является, во-первых, стремительный рост инвестиционных, финансовых и товарных возможностей китайской экономики, а во-вторых, - резкое увеличение российско-китайского торгового и инвестиционного сотрудничества в последние годы. Пока Россия, на которую приходится около 2% китайского внешнеторгового оборота и прямых зарубежных инвестиций Китая, не входит в число главных "мишеней" китайской экономической экспансии. Однако в ближайшее время следует ожидать нарастания китайской инвестиционной и корпоративной экспансии в Россию, которая быстро вытесняет "экспансию" китайских "челноков". Особенностью новой экономической экспансии Китая является напористое и агрессивное поведение молодого китайского капитала. Китай сегодня является новым - по сравнению с ЕС, США, Японией - игроком на российских рынках. Поэтому его агрессивное поведение особенно бросается в глаза российской политической и деловой элите. Это новое недовольство наслаивается на старое негативное и традиционно подозрительное отношение к Китаю и порождает в России особую настороженность по отношению к Китаю - в сравнении с восприятием работы на российских рынках традиционных иностранных партнеров. В-четвертых, России необходима рациональная политика в свете новой китайской экспансии, а не "алармистское противодействие". Дело в том, что в условиях глобализации меняется само содержание понятий "экспансия" и "противодействие экспансии". Следовать в этом вопросе логике "холодной войны" было бы ошибочно. Важно различать экспансию как углубление взаимодействия между пограничными странами и экспансию как сознательную политику сопредельного государства, нацеленную на "захват" территории своего соседа. "Противодействие экспансии" в условиях глобализации означает не самоизоляцию России и не свертывание связей с Китаем, а напротив - сотрудничество с близким соседом в целях нахождения рациональных развязок возникающих проблем в рамках уже созданных механизмов развития двусторонних отношений. Несмотря на сложность и актуальность текущих экономических вопросов, в отношениях России с Китаем наиболее существенны стратегические аспекты проблемы. Стратегический риск связан с тем, что Россия - на фоне интеграции Китая в мировые экономические структуры и продолжающихся рыночных и политических реформ в направлении "от внутрипартийной и низовой к всенародной демократии" - может оказаться на более "далеком расстоянии" от США и Запада, чем Китай. Это уменьшит конкурентные преимущества России как постсоветского государства и ослабит ее международные позиции. Стратегические перспективы развития Китая и России состоят в том, что Китай будет наращивать экономический отрыв от России. Для этого, помимо прочего, существуют и естественные демографические предпосылки. Структурные риски заключаются в том, что Россия как экспортер энергоресурсов оказывается по "другую сторону баррикад" от Китая и других крупнейших импортеров нефти и газа - ЕС, США, Японии. Это - новая разделительная линия, ставящая Россию в стратегически невыгодное положение. Главная проблема для России не в том, чтобы не отстать или отстать, но не так сильно, от Китая. Проблема в том, чтобы не оказаться в маргинальном положении в мире на фоне интегрирующегося в мировое экономическое пространство и модернизирующегося Китая. Для этого России необходимо: в области внутреннего развития - ускорение рыночно-демократических реформ, в области внешней политики и безопасности - выстраивание новых многосторонних форматов стратегического диалога "Россия - Китай - США", "Россия - Китай - Япония", "Россия - Китай - ЕС" по проблемам безопасности и формирования нового миропорядка. Задача - избежать рисков, связанных с развитием американо-китайских, японо-китайских и китайско-европейских отношений в невыгодном для России направлении, в экономике и энергетике - повышение взаимной стратегической значимости сторон. Для этого - новое видение России и Китая как составных частей интегрирующейся "пространственной экономики" Восточной и Центральной Азии, в целом необходимо разработать "Большую азиатскую стратегию России", в которой, наряду с другими проблемами взаимодействия России с Восточной Азией и развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, были бы сформулированы приоритеты в российско-китайском партнерстве. Две трети территории России страны лежит в Азии, но, согласно опросам общественного мнения, ее жители, даже с побережья Тихого океана и китайской границы, ощущают себя европейцами. Это не случайно - россияне действительно европейцы, которых судьба и история забросили на азиатский континент. Но раз забросили, нужно делать выводы, верно выстраивать отношения с азиатскими соседями, от подхода к ним во многом зависит будущее страны. Из этих соседей для России сегодня важнейшим является Китай. Его значение определяется и масштабами этой страны, и протяженностью общей границы, и возможным влиянием Китая на будущее развитие России, в особенности ее восточной части. Почти четырехсотлетняя история российско-китайских отношений уникальна. Она не знает ни одной войны, хотя трудные периоды и небольшие столкновения, конечно, случались. Вряд ли в мире можно найти двух других таких соседей. Сегодня российско-китайские отношения находятся на пике своего развития. Официально признано, что Россию и Китай связывают "отношения стратегического партнерства и взаимодействия". И как правило проблемы редко становятся темой широкой общественной дискуссии. Сотрудничество с Китаем крайне важно для России в международном плане. Китай разделяет российский взгляд на будущее устройство мира, определяемый понятием "многополярность". Эти страны не устраивает мир, в котором полностью доминирует одна сила, не учитывающая их интересы. Зато их вполне устраивает послевоенная структура мира и сложившаяся система международного права, в рамках которой высшим авторитетом является Совет Безопасности ООН. Статус постоянных членов СБ ставит их в равное положение с США, государством во всех других отношениях более мощным и, естественно, стремящимся видоизменить эту систему, сковывающую их возможности. И Россия, и Китай отрицательно относятся к советам извне относительно их внутриполитического устройства, называя это "вмешательством во внутренние дела", а также поддерживают друг друга в борьбе с сепаратизмом (Россия поддерживает Китай по тайваньскому вопросу, а Китай Россию - по чеченскому). Именно поэтому обе страны все последние годы выступают за сохранение принципов международного права и статуса ООН, координируют голосование в ООН по основным мировым проблемам, выступают с единой позицией на переговорах по Ирану, Южной Корее, Косово и многим другим острым вопросам мировой политики. Китай - важный стратегический партнер России, и именно благодаря связям с ним (как и с другими странами Азии) российская политика способна стать менее односторонней, приобрести собственное лицо, а Россия - превратиться в один из центров мирового влияния. Тот, кто хочет видеть Россию более самостоятельной и мощной, должен поддерживать развитие ее отношений с Китаем. Конечно, речь не идет о военном союзе, которого не желает ни сам Китай, ни Россия. В экономической сфере Китай - один из важнейших партнеров России, сотрудничество с которым необходимо для развития прежде всего российских Сибири и Дальнего Востока. Кроме того, Китай - важный региональный партнер России; в рамках Шанхайской организации сотрудничества он совместно с Россией способствует решению общих задач в Центральной Азии - борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом, поддержанию здесь светских режимов, экономическому и социальному развитию государств региона. Таким образом, сотрудничество с Китаем объективно усиливает позиции России на международной арене в качестве независимого центра силы. Китай также заинтересован в России как в геополитическом и экономическом партнере, хотя следует признать, что в ее нынешнем состоянии Россия играет в китайской политике гораздо меньшую роль, чем Китай в российской. Тем не менее по ряду причин Китай предпочитает стабильную и сильную (хотя, возможно, и не слишком мощную) Россию. Стабильная Россия, способная стать независимым центром силы, интересует Пекин как определенный противовес в его сложных партнерско-конкурентных отношениях с США и Западной Европой, как один из гарантов, способных обеспечить "независимую и самостоятельную" внешнюю политику КНР. Стабильная ситуация на границе с Россией, так же как и с другими соседями, имеет большое значение для экономического развития Китая, то есть для осуществления основной цели, поставленной нынешним руководством страны. Наконец, Россия для Китая служит важнейшим источником некоторых товаров и сырья, которые он либо вовсе не может приобрести у других стран (как, например, вооружения), либо получает в недостаточном количестве (как, например, нефть, лес и другие виды сырья). Именно поэтому Пекин все последние годы настойчиво и конструктивно подходит к решению пограничных проблем, проблем миграции и двусторонней торговли. Китай хотел бы видеть Россию стабильной и экономически развитой, он готов конструктивно содействовать развитию приграничных российских регионов. Российские страхи относительно его намерений в сочетании с бездействием в решении собственных проблем (развитие производства, создание благоприятного инвестиционного климата, развитие дальневосточных регионов и т. д.) ему не понятны. В то же время и в Москве, и в Пекине прекрасно понимают значение конструктивных партнерских отношений с Западом, которые крайне необходимы обеим странам для укрепления своего положения на международной арене, решения важных международных задач (например, в области нераспространения ОМУ), а также задач экономического развития. Именно поэтому и Китай, и Россия выступают против создания антизападного военного союза. Таким образом, тесные конструктивные отношения сотрудничества, не доходящие до крайностей как враждебности, так и союзничества, полностью соответствуют интересам и России, и Китая. Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество развивается бурными темпами в этой области серьезные проблемы отсутствуют. Однако проблему представляет давление китайских провинциальных властей на властные и бюрократические структуры российских приграничных регионов в целях обеспечения наиболее выгодных условий для китайского бизнеса. А также - экспансия на российский Дальний Восток китайской "теневой" экономики, которая работает в связке с российскими "теневиками" и развитию которой активно способствует российская коррупция. Стратегическому партнерству, по мнению китайцев, мешает "дисбаланс внутреннего развития Китая и России". Китай при этом трактуется как "поднимающаяся держава", а Россия - как "падающая держава". Неспособность России "найти адекватную экономическую стратегию" "мешает стратегическому партнерству". Также Москву беспокоит превышение объемов импорта над экспортом, падение доли машин и оборудования в экспорте, малые объемы взаимных инвестиций. Ряд из них уже активно решается. Во время визита премьера В.Путина в Китай в октябре 2009 года была подписана программа сотрудничества на 2009-2018 гг. между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и северо-востока КНР, где предусматриваются крупные взаимные инвестиции в ряд проектов на территории обеих стран. Девять из них на территории России уже реализуются. Также наибольшую актуальность получает необходимость углубления сотрудничества России с другими государствами Восточной и Южной Азии, где подобные озабоченности разделяют: Японией, Южной Кореей и, конечно, Индией. Российско-китайские отношения развиваются также в рамках многосторонних групп и организаций. Важнейшими из них являются ШОС (где Индия имеет статус наблюдателя) и БРИК. ШОС для России и Китая - важнейший механизм согласования интересов в Центральной Азии. Здесь интересы Россия и Китая полностью совпадают. И Москва и Пекин хотели бы, чтобы государства Центральной Азии были стабильными, сохраняли светские режимы и успешно развивали свою экономику. Таковы же здесь и интересы Индии, и она как страна наблюдатель могла бы принять активное участие в решении проблем региона: борьбе с террористической угрозой и наркотрафиком, содействию развитию. Важнейшим вкладом Индии могло бы быть стать содействие демократизации центральноазиатских режимов, пусть даже путем простого ознакомления общественности этих стран с опытом политического развития самой Индии. Группа БРИК имеет большие шансы стать наиболее влиятельным из всех международных объединений, в которые входит Россия, так как является ядром согласования интересов основных не западных центров многополярного мира. Российским интересам (как и интересам Индии, Китая и других крупных, не входящих в западные структуры государств) отвечала бы эволюция структуры БРИК в структуру, де-факто альтернативную "Группе восьми". В повестку дня обсуждений в рамках БРИК следует включить актуальные вопросы современного мира (реформа международных институтов, проблемы международной безопасности, в том числе энергетической, изменение климата). Особую важность приобретает проблема выхода из мирового финансового кризиса. Специфике БРИК отвечали бы такие темы, как сравнительный анализ моделей развития различных государств-участников (и других не западных моделей), их положительных и отрицательных сторон в свете нынешнего кризиса (например, китайской экспортной модели и индийской модели, более ориентированной на внутреннее потребление), а также обмен опытом антикризисных мер. В формате БРИКС Россия и Китай подготавливают проекты по наращиванию темпов сотрудничества со странами-участницами блока. Так, благодаря помощи Китая, были увеличены торговые обороты между Россией и Индией. Наращивается товарооборот между РФ и ЮАР. Формат БРИКС как таковой очень благоприятен для стран-участниц: он позволяет не только наращивать торговые отношения, но и создавать политические союзы. Совместные интересы стран могут быть без проблем воплощены во внешнеполитической сфере, так как БРИКС составляет пятерку самых быстроразвивающихся и влиятельных экономик мира. Развитие отношений России с Китаем не противоречат интересам других стран, но и не препятствуют интенсификации связей России с другими партнерами. Поставленная президентом Д.Медведевым цель модернизации российской экономики может быть достигнута при условии сотрудничества со всеми передовыми государствами мира, использования их полезного опыта. В особенности это касается таких традиционных друзей России, как Индия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: