Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы и перспективы развития российско-китайских отношений в энергетической сфере.




Сотрудничество России и Китая в нефтегазовой отрасли, обладая высоким потенциалом развития, также имеет свои проблемы:

.   «Конфликт» на постсоветском пространстве. Китай, пытаясь создать прочную основу для энергетической безопасности, не рассматривает Россию как единственного партнера не только в мире, но и в регионе. Китай занимается активным внедрением на рынки постсоветских республик, подрывая этим позиции России в этом регионе.

.   Конкуренция за нефть и газ России. С одной стороны, это является проблемой Китая, ведь конкуренция ведется с такими странами, как Южная Корея, Япония и Индия. С другой проблема России, так как приходится лавировать между этими странами, так как достаточный объем поставок для всех в ближайшем будущем осуществить не представляется возможным.

.   Конфликт интересов. Не смотря на то, что обеспечение стабильных и больших объемов экспорта нефти и газа в несколько стран (в ту же Японию. Индию. Китай и Южную Корею) весьма затруднительно, для России, жизненно необходимо иметь несколько рынков сбыта. На это есть две причины: Формирование цены, Экономическая безопасность. Наличие нескольких рынков позволяет России завышать, или, по крайней мере, не снижать экспортную цену, так как осознание Китая, что другая страна может согласиться с более высокой ценой, делает его более гибким. Таким образом, создается конкуренция среди стран за нефть и газ России. Наличие нескольких рынков делает невозможным для России оказаться в ситуации, когда единственный рынок сбыта (или основной) по разным причинам разрывает экономические отношения. Поэтому, приверженность политики сотрудничества с разными странами позволяет России обеспечить себе «экономический тыл» и не являться зависимым только от Китая. В то время, как Китай стремится стать монопольным покупателем российской нефти на восточном направлении. Стремление Китая понятно, так как легче добиться стабильности и достаточно больших объемов поставок из одной страны, чем из нескольких.

.   Опасения России. В России относятся к инвестициям в китайскую экономику весьма неоднозначно. Некоторый процент граждан РФ испытывают неуверенность и сомнения в отношении Китая. По их мнению, Китай нуждается в России, только как в сырьевом придатке, и переворот в отношениях (естественно пагубный для России) будет иметь место после полного поднятия экономики. Вполне вероятно, что такое развитие событий может иметь место. В этом случае, Россия никак не может повлиять на этот процесс, так как не нужно забывать, что Россия не менее заинтересована в Китае, как в рынке сбыта на долгосрочную перспективу.

.   Цены на нефть и газ. Цена играет первоочередную роль в налаживании сотрудничества в энергетической сфере и в договорах о поставках. Так, Россия и Китай ведут бесконечные переговоры по поводу цен на энергоресурсы, в частности на нефть и природный газ, Китай не торопится подписывать долгосрочные договоры о поставках нефти и газа, так как цена на нефть растет, а так как цена и а природный газ привязана к цене на нефть, то и на него тоже. Помимо этого, даже если не принимать во внимание скачки цен, импортные цены Российских нефти и газа выше китайской внутренней цены.

.   По мнению некоторых исследователей, прогнозы роста российских поставок в Китай, основываясь на статистических данных, не учитывают особого положения экономики Китая. Суть в том, что если Китай окажется в кризисной ситуации, подобной азиатскому финансовому кризису 1997 года, то это повлечет за собой провал многих экспортных проектов и структурные изменения потребления нефти на мировом рынке. Бытует мнение, что в случае резкого краха спроса и цен, снизится рентабельность дальнейшего строительства нефтепровода в восточном направлении.

.   Помимо этого, некоторые исследователи сходятся во мнении, что ни Россия, ни Китай пока не обладают взаимным пониманием необходимости изменения существующего формата сотрудничества; они полагают, что отношения Россия-Китай должны выйти на совершенно новый, более высокий и качественный уровень, в котором приоритет будет отдаваться поиску совместных сфер интересов в долгосрочной перспективе. На сегодняшний день отсутствуют даже признаки тенденции к налаживанию подобных отношений. Это может привести тому, что отношения между Россией и Китае могут стать более хрупкими и неустойчивыми.

Нефть была, есть и в дальнейшем останется важным источником энергии, а в связи с развитием мировой экономики ее потребление будет неуклонно расти. Объем мировой добычи нефти постоянно растет, и ее темпы составили в среднем 1,6% (1970-2008). Экономический рост азиатских стран, быстрый прирост населения и высокая энергоемкость национальных экономик привели к увеличению потребностей в люргетических ресурсах. Потребление нефти в Китае за 40 лет выросло в 25 раз, а по показателям потребления практически догнал потребление нефти в Европе и к США, которые являются крупнейшими потребителями энергоресурсов. По прогнозам, Китай уже к 2018 году достигнет уровня потребления нефти в США (примерно 20 млн. баррелей в сутки), а еще через 10 лет удвоит этот показатель.

Месторождения нефти в Китае находятся в семи районах страны, находятся далеко друг от друга, да еще и далеко от мест потребления. Большая часть запасов нефти уже исчерпана, а добыча, исходя из прогнозов, будет сохраняться на уровне 3 млн. баррелей в день. Таким образом, если учесть, что объем добычи заметно не увеличится, то Китай будет все больше и больше зависеть от поставок нефтииз других стран. К 2015 году спрос на нефть составит около 500 млн. т., а к 2020 году - 600 млн. т, при естественной добыче в 200 млн.т.. Таким образом, зависимость от импорта будет составлять 66%, а исходя из фактора энергетической безопасности, Китаю необходимо создавать и постоянно наращивать энергетические стратегические запасы. Поэтому зависимость от импорта будет составлять еще меньше.

Что касается природного газа, то ситуация является более запутанной. Россия обладает достаточным потенциалом, чтобы снабжать Китай необходимыми объемами природного газа. Камнем преткновения в дальнейшем развитии сотрудничества, как уже упоминалось ранее, служит вопрос ценообразования. По последним прогнозам Китай не будет соглашаться платить высокую цену за поставляемый из России газ, до тех пор. пока не вырастет доля природного газа в структуре энергопотребления Китая (а такая тенденция имеет место). Сегодня Китай вполне может удовлетворить свои потребности в газовой отрасли поставляя этот ресурс из ближайших стран АТР и Центральной Азии.

Несмотря на это, развитие сотрудничества между Россией и Китаем в этой отрасли продвигается, строятся газопроводы в двух направлениях. Таким образом, можно сделать вывод, что Россия надеется увидеть в КНР потенциального партнера уже в краткосрочной перспективе, но со стороны Китая развитие сотрудничества ведется лишь из расчетов на долгосрочную перспективу. Таким образом, развитие сотрудничества в любом случае перейдет на новый, более совершенный этап; ио пока стороны ведут очень размеренную и продуманную игру, так, например, Китай, если можно так выразиться, держит российские мощности «про запас», так как Россия будет готова в любое время начать поставки. Вопросом остается лишь факт того, когда обе стороны решатся на перевод отношений на совершенно новый этап.


Заключение

 

Текущий этап развития российско-китайских отношений является пиковым за всю историю их существования. Не последнюю роль играют перемены, происходящие в мире, особенно это касается смещения центра силы мирового развития в сторону развивающихся стран Востока. В нынешней ситуации мирового финансового кризиса страны Азиатско-Тихоокеанского региона во главе с Китаем становятся главными центрами развития мировой экономики. Именно сюда перемещаются центры политической жизни и геополитических интересов, и Российская Федерация не исключение. Политика Москвы в последнюю сторону поворачивается в сторону Востока, который рассматривается в качестве важной экономической составляющей развития страны, для процессов модернизации и развития регионов Дальнего Востока. И решения всего спектра международных проблем, которые сейчас представляются неразрешимыми без участия стран АТР. Именно на этот регион приходится больше половины мирового населения и мировой экономики. Китай на современном этапе является самым крупным экономическим партнером России, но это положение сохраняется только в одностороннем порядке, ибо Россия занимает примерно шестое - восьмое место по значимости для китайской стороны. Но несмотря на этот факт планы дальнейшего развития экономических связей весьма амбициозны. Китай продолжает ускоренное развитие, и является второй экономикой мира с ближайшей перспективой выйти на первое место. Россия и Китай все больше координируют свою деятельность на международной арене и имеют большую сферу совпадающих интересов. В сферах совпадений требуется все более тесная координация, и приложение интеллектуальных усилий. Российская и Китайская оценка глобальных принципов строительства международных отношений является весьма схожей. Обе страны признают за ООН центральную роль мировой системы. По мнению специалистов, Россия и Китай достигли высокой степени взаимопонимания в координации своих позиций в ООН и Совете Безопасности. Большую роль имеет сотрудничество двух стран в рамках «Большой двадцатки», которая все в большей степени выдвигается на первую роль в качестве многостороннего института регулирования финансово-экономических отношений, для преодоления противоречий в области мировой экономики. В современном мире вполне очевидно что без учета мнения Китая, России, и других партнеров по БРИКС вряд ли можно себе представить полноценную работу «Большой двадцатки» или процесс принятия решений в ее рамках. Еще одним показателем взаимной поддержки Москвы и Пекина является факт поддержки Китаем российской заявки на председательство в «Большой двадцатке» в 2013 году. Помимо всего прочего перед Россией открывается перспектива со вступлением в ВТО, оказавшись внутри ВТО, Россия и Китай смогут вырабатывать свою линию по основным вопросам регулирования мировой торговли. В этом году в китайском городе Санья произошел важный саммит БРИКС, организации, которая во многом была инициирована Москвой и Пекином. На этой встрече произошло расширение БРИКС, а организацию вступила Южная Африка. Но планы относительно этой организации у каждой страны немного разнятся, для России перспектива это углубление организации, для Китая это возможность расширения, но обе стороны едины в высокой оценке роли БРИКС в современной международной арене. Россия видит большую роль координации этих стран в деле предотвращения дальнейшей милитаризации международных отношений, осуществления односторонних или даже многосторонних военных акций, как это было в Ливии. Так же велика роль этих стран в стабилизации положения на Большом Ближнем Востоке который все в большей степени превращается в центр нестабильности. Несомненно, большой потенциал развития имеет Шанхайская организация сотрудничества. Здесь несмотря на все заслуги присутствуют разногласия, особенно по перспективам развития отношений. Россия не возражала бы против расширения организации, когда Китай заинтересован в углублении сотрудничества в рамках ШОС. Другим не менее важным форматов является РИК {Россия, Индия, Китай}, это не замена БРИКС. РИК призвана сыграть решающую роль в формировании архитектуры безопасности в АТР, и направлении урегулирования ситуации на Ближнем Востоке, в Афганистане, вокруг Ирана и на Корейском полуострове, по всем этим вопросам позиции трех стран совпадают. РИК это лучший способ предотвратить прогнозируемое рядом политологов неизбежное столкновение двух азиатских гигантов. Помимо этого ценность формата РИК заключается в эффективном механизме партнерства и важным фактором формирования многополярного мироустройства. Также у России и Китая общая оценка ряда серьезных вызовов мировой безопасности, особенно это касается размещения систем противоракетной обороны США, вопросам информационной безопасности. Конечно, значимое направление взаимодействия двух стран это сотрудничество в создании новой архитектуры в АТР. В 2011 возникли две организации с совпадающим членством, это Восточно-Азиатский саммит, и совещание министров обороны «АСЕАН плюс». Россия и Китай согласны с постулатом что Восточно-Азиатские саммиты могут быть выдвинуты в качестве основного звена по обеспечению безопасности в АТР. В связи с этим крайне важна специализация институтов в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В целом стороны заинтересованы в существовании нескольких центров влияния, взаимодействующих между собой и руководствующихся международным правом и уставом ООН. Обе стороны уважают и поддерживают друг друга в плане защиты коренных стержневых интересов, что привлекает внимание мирового сообщества. Например, в международных делах, которые касаются тайваньского и тибетского вопросов, российская сторона четко и неуклонно поддерживает позицию китайской стороны. Китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество развивается быстрыми темпами, объем торговли увеличился за последние 10 лет в 10 раз. По причине того, что две стороны находятся на переходном этапе своего развития, а Китай переживает период упорядочения экономической структуры, деловое сотрудничество между двумя странами в области экономики и торговли все еще оставляет желать лучшего, однако перед двумя сторонами открываются прекрасные перспективы. В 2009 г. стороны официально приняли «Программу сотрудничества между регионами Северо-Востока КНР и Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ на 2009-2018 годы», благодаря чему, стратегия возрождения и восстановления Северо-Востока Китая и стратегия освоения Дальнего Востока и Восточной Сибири России идеально стыкуются друг с другом и гармонично сливаются воедино. В целом у Китая и России есть общее фундаментальное представление о мире, две стороны достигли высшего уровня единогласия относительно устройства мира и мирового порядка, поддерживают тесные контакты и сотрудничество в решении важных международных и региональных проблем. Для развития российско-китайского сотрудничества на международной арене существуют весьма благоприятные факторы, которые необходимо продолжать использовать. Оба государства, установив между собой отношения нового типа на основе добрососедства, дружбы и сотрудничества, выступают против силовой политики, за справедливое решение международных проблем. РФ и КНР - соседи в Азии со сходными, по крайней мере, краткосрочными и, частично, среднесрочными интересами; соответственно, они могут стать гарантами спокойствия в сопредельных странах. Растет совокупная мощь Китая, включая возможность проекции силы в разных регионах. В принципе рост экономики КНР это не угроза, а вызов, несущий в себе огромный потенциал для делового взаимодействия. Китай своим поведением не дает поводов полагать о его претензиях на доминирование, хотя китайский голос звучит все увереннее. Но наряду с этим правительство Пекина разделяет с Москвой видение формирующегося равноправного мирового порядка. Обе страны продолжат оказывать друг другу поддержку на международной арене, и сообща решать насущные региональные и глобальные проблемы, наращивая взаимодействие в Совете Безопасности ООН, ШОС, Брик и т.д. Защищая интересы своих стран, Россия и Китай в то же время поддерживают справедливые требования и права малых, слаборазвитых государств, что, соответственно, повысит возможности российской экономической деятельности в этих странах. При этом необходимо акцентировать внимание на том, что международное сотрудничество России и Китая специально не направлено против третьих стран. Нельзя, однако, исключить и негативные тенденции в отношениях между двумя странами в случае усиления демографического и территориального давления со стороны Китая, возможных попыток превратить Россию в монопольную сферу товарной экспансии, «перелива» в ее восточные районы рабочей силы из соседних густонаселенных китайских провинций. Реалистичный учет всех тенденций и опасностей способен помочь консолидировать страну и послужить дополнительным стимулом ее развития. Подводя общий итог работе, следует отметить, что и Россия и Китай являются значимыми игроками на международной арене, выступают со сходными позициями по вопросам международной безопасности, выступают за мирное решение международных разногласий, являются и инициаторами международных диалогов, и занимают позиции стран поддерживающих стабильность в АТР и Центрально-Азиатском регионе. И занимают важное место в мире и мировой политике в целом.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...