Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные факты. Факторы риска. Подход «Безопасная система»: поправка на человеческий фактор. Превышение скорости




Основные факты

 

  • Ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибает около 1, 3 миллиона человек.
  • Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла амбициозную цель сократить вдвое к 2030 г. число погибших и травмированных в результате дорожно-транспортных происшествий во всем мире (A/RES/74/299).
  • Ущерб, который несет большинство стран в результате дорожно-транспортных происшествий, достигает 3% от их валового внутреннего продукта.
  • Более половины всех смертей в результате дорожно-транспортных происшествий приходится на уязвимых участников дорожного движения – пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов.
  • Несмотря на то что на страны с низким или средним уровнем дохода приходится приблизительно 60% мирового парка автотранспортных средств, в них регистрируется 93% всех дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом.
  • Дорожно-транспортный травматизм является ведущей причиной смертности среди детей и молодых людей в возрасте от 5 до 29 лет.

 

Факторы риска

 

Подход «Безопасная система»: поправка на человеческий фактор

Подход к организации дорожного движения «Безопасная система» имеет своей целью обеспечить безопасность транспортной системы для всех участников дорожного движения. Данный подход учитывает опасность серьезного травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий и признает необходимость создания системы, устойчивой к рискам, связанным с человеческим фактором. Основой этого подхода служат безопасные дороги и придорожные зоны, безопасный скоростной режим, безопасные транспортные средства и безопасные участники дорожного движения – все факторы, которые должны быть учтены для предотвращения дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом и сокращения серьезного дорожно-транспортного травматизма.

 

 

По данным ряда исследований, факторы риска ДТП мож­но разделить на следующие группы [ 9, 10, 14 ]:

1. Факторы риска, влияющие на уровень риска: эконо­мические; демографические; мероприятия в области город­ского планирования, в т. ч. влияющие на продолжительность времени в пути или на выбор способа передвижения; соот­ношение высокоскоростного движения с уязвимостью пользователей дорог. Как видно в этой классификации, в качестве приоритетных выделены факторы социально­экономичес­кого характера. И это не случайно: 90% лет жизни, потерян­ных в результате инвалидности, 96% случаев смерти детей в результате ДТП приходится на страны с низким и сред­ним уровнем дохода [10]. При выделении групп (контингентов) повышенного рис­ка принято использовать демографический подход (мужчи­ны молодого трудоспособного возраста) и подход, основан­ный на разделении отдельных участников движения. В ча­стности, наиболее уязвимыми участниками дорожного дви­жения являются пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты. Так, из общего числа смертельных исходов от 41% до 71% приходится на пешеходов. В развитых странах Европы и США доля пострадавших пешеходов составляет 13­-18%, в России около – 40% [3, 9].

 2. Факторы риска, влияющие на попадание в аварию: превышение скорости; алкогольное или наркотическое опь­янение; усталость; езда в темное время суток; факторы, свя­занные с транспортным средством – неисправная тормоз­ная система, плохое техническое состояние и уход; недостат­ки в конструктивном решении дорог; недостаточная види­мость, обусловленная состоянием окружающей среды; пло­хое зрение участников движения.

 3. Факторы риска, влияющие на тяжесть аварии: степень выносливости человека; превышение скоростного ре­жима; неиспользование ремней безопасности и защитных шлемов; наличие в крови алкоголя; недостаточная инже­нерная обеспеченность дорожных сооружений и т. д.

 4. Факторы риска, обусловливающие тяжесть пост­травматичес­ких осложнений: травматичес­ких осложнений: задержки с выявлением ДТП; пожар; утечка вредных веществ; наличие в крови ал коголя; трудности при спасении людей и при эвакуации; отсутствие адекватной медицинской помощи и т. д.

 

 

Превышение скорости

 

  • Увеличение средней скорости движения напрямую влияет как на риски дорожно-транспортных происшествий, так и на тяжесть их последствий. Например, увеличение медианной скорости движения на 1% приводит к возрастанию риска дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом на 4% и риска дорожно-транспортных происшествий с серьезными последствиями на 3%.
  • Быстро возрастает риск смертельного исхода для пешеходов в случае фронтального наезда транспортного средства (в 4, 5 раза при увеличении скорости с 50 км/ч до 65 км/ч).
  • Риск смертельного исхода для водителей и пассажиров транспортных средств при боковом столкновении на скорости 65 км/ч составляет 85%.
  • Известно, что увеличение средней скорости на 1 км/час ведет к росту числа аварий с травмами на 3% и увеличе­нию числа аварий со смертельным исходом на 4­5%. Пре­вышение скорости на 5 км/час сверх 60 км/час дает такое же возрастание относительного риска аварии с получени­ем травм, которое сравнимо с уровнем содержания алкого­ля в крови – 0, 05 г/дл [7, 8, 11]. При снижении скорости на 5% ожидаемый уровень сни­жения травматизма составляет 10%, смертности от него – 20%.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...