Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нннн 3. 22. Рынок рабочей силы в АПК.




Это специфич. рынок, где в кач-ве товара выступает труд. Его носителем явл-ся работник, личность, к-ый обладает не только определен. способностью трудиться, но такими особенностями как психофизиологические, жизненный опыт, мотивация. Превышение предложения раб. силы над ее спросом проявляет себя в рынке раб. силы труда.

Рынок труда – это система отношений по поводу формир-ия спроса на раб. силу, ее предлож-ия, реализ-ых через действующ. систему воспроиз-ва, распередел-ия и трудоустройства работников.

Рынок раб. силы – это форма движения раб. силы. Развитой рынок труда обеспечивает полноценную его оплату, стимулирует предприимчивость, инициативу, повышает кач-во раб. силы, обуславливает высокую ее мобильность.

Рабочая сила – составная часть трудовых ресурсов. Рабочая сила – совокупность людей, обладающих умственными и физическими способностями, и непосредственно занятых в экономике гос-ва. К рабочей силе относятся и безработные, т.е. люди, потерявшие, не имеющие работы, но занятых ее поиском и готовых, при наличии вакансии приступить к работе. Рынок рабочей силы - совокупность отношений, возникающих в сфере найма рабочей силы, совокупность отношений между работодателем и рабочей силой по поводу трудоустройства (условия работы, условия заработной платы, воспроизводства и повышения квалификации рабочей силы). Основные элементы рынка: спрос на рабочую силу, предложение рабочей силы, цена, регулирование соотношения спроса и предложения (в качестве цены заработная плата). Спрос на рабочую силу – количество рабочей силы, которое могут нанять работодатели при соответствующих экономических и технологических условиях. Экономические условия зависят от коньюктуры рынка (хорошая коньюктура→ высокое количество найма). Факторы, определяющие величину спроса на рабочую силу: техническая оснащенность производства, спрос на конечную продукцию, доходность производства конечной продукции, соотношение цен на средство производства и рабочую силу, влияние профсоюзов. Предложение рабочей силы – количество рабочего времени в чел.-ч., которые могут быть отработаны потенциальной рабочей силой при соответствующих экономических условиях. Факторы, определяющие величину предложения рабочей силы: уровень заработной платы, состав семьи, уровень квалификации, условия труда, желание работать. Цена рабочей силы с учетом минимального уровня заработной платы (1100 руб.).

Для данного рынка характерно наличие безработицы – превышение предложения рабочей силы над спросом. Уровень безработицы определяется: Уб = Б/РС * 100%.

Уровень безработицы различен по регионам. В последнее время снижается (3-5%), особенно высок уровень безработицы у молодежи.

 

 

нннн 3. 23. Экономика производства зерна: значение, размещение, экономическая эффективность и передовой опыт.

Зерновое хозяйство занимает особое место в АПК: от него во многом зависит развитие ряда отраслей АПК, удовлетворение потребности населения в базовых продуктах питания. Потребление хлеба и хлебных продуктов в России на душу населения составляет ок. 120 кг при рациональной норме 110 кг.

Зерно служит сырьем для некоторых отраслей пищевой, комбикормовой, химической, текстильной промышленности и является источником кормов для скота и птицы. Зерно как с/х продукция, в экономическом отношении имеет ряд преимуществ. Оно хорошо хранится в сухом виде, легко перевозится на большие расстояния, имеет высокую степень сыпучести. Все эти особенности зерна используют при строительстве элеваторов, зернохранилищ, а также при транспортировке и создании государственных запасов продовольствия и кормов.

Решающая роль в производстве зерна принадлежит 5 экономическим районам России: Северо-Кавказскому (18-22% валового сбора), Поволжскому (20-24%), Уральскому (16-19%), Западно-Сибирскому (10-12%) и Центрально-Черноземному (10-12%).

Все зерновые культуры, выращиваемые в РФ, группируются по назначению: продовольственные (хлебные (пшеница, рожь) и крупяные (гречиха, просо, рис)) и фуражные (ячмень, овес, кукуруза на зерно), а также зернобобовые.

В качестве показателей, применяемых для оценки эффективности зернопроизводства, применяются как общеэкономические показатели: себестоимость производства единицы продукции (1ц зерна); выручка от реализации ед. продукции; прибыль от реализации ед. продукции; рентабельность продукции; производительность труда производственных с/х рабочих; выработка зерна на одного работающего; так и специфические: Урожайность отдельных зерновых культур; Количество минеральных удобрений, внесенных на 1 га посевной площади; Товарность зерна и др. Все эти показатели следует рассматривать в динамике с учетом объективных факторов, влияющих на уровень того или иного показателя. Под объективными факторами имеются в виду природно-климатические условия. Факторы эффективности возделывания зерновых культур можно разделить на три большие группы: агротехнические (система семеноводства, использ-е эффективных сортов и гибридов, система обработки почвы и ухода за растениями, размещение зерновых культур в севообороте и др.), технические (система машин по: обработке почвы, по севу зерновых, по уходу за растениями, по уборке урожая и очистке зерна и др.), и организационно-экономические (спрос и предложение, организация труда, материальное стимулирование, экономические отношения, маркетинг, государственное регулирование и т.д.)

 

нннн 3. 24. Понятие рынка и его функции.

Рынок-это совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание обществом воплощенного в них труда. В этом определении фиксируется внимание на двух аспектах. Во-первых, рынок-это не только процесс купли-продажи и место, где данный процесс осуществляется, но и прежде всего система отношений между продавцом и покупателем, производителем и потребителем, возникающая при обмене. Такие отношения носят общественный (социальный) характер и поэтому называются социально-экономическими. Во-вторых, полезность, или значимость, труд изготовителя товара получает окончательное признание только тогда, когда товар кем-то куплен и за него заплачены деньги (или он обменен на другой товар). Если этого не произошло, такой товар и труд, затраченный на его изготовление, признается ненужным (бесполезным).

Рынок информирует товаропроизводителей состоянии дел во всех отраслях и сферах хозяйственной жизни, указывает направление и характер изменения производства. Через рынок происходит приспособление структуры производства товаров к объему и структуре общественных потребностей.

На рынке обнаруживается, какие условия производства являются общественно необходимыми и определяют величину стоимости товаров, формируют рыночную цену. Через рынок происходит возмещение издержек производства и обеспечивается получение прибыли для каждого нормально работающего товаропроизводителя, создаются стимулы снижения себестоимости, улучшения качества выпускаемой продукции.

Рынок-это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения продукции (товаров, работ, услуг) и характеризующаяся свободой хозяйствующих субъектов в выборе покупателей, продавцов, определении цен, формировании и использовании источников ресурсов. Проще говоря, рынок-это механизм взаимодействия покупателей и продавцов.

Рынок как система хозяйствования выполняет следующие функции: 1. информационная. Через цены, процентные ставки и т.д. рынок дает участникам информацию об объективно необходимых количестве, ассортименте и качестве товаров (продуктов и услуг), которые следует поставлять. Это позволяет товаропроизводителям постоянно координировать собственное производство в связи с меняющимися условиями рынка.

2. Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В рамках рыночной экономики с достаточно развитой конкуренцией. В первой группе наиболее важное значение в настоящий момент имеет использование перспективных сортов и гибридов, применение научно обоснованных систем земледелия, во второй – применение прогрессивных систем машин, в третьей – маркетинг и государственное регулирование. Учет факторов, способствующих стабилизации и росту эффективности производства зерна, позволит выработать конкретный комплекс мер, направленный на решение проблем развития отрасли.

Опыт передовых хозяйств показывает, что применение интенсивных технологий возделывания зерновых культур даже в условиях инфляции и диспаритета цен является экономически выгодным. Непременное условие достижения высокой урожайности – применение минер. удобрений. Как показывают данные НИИ и практический опыт, прибавка урожая от внесения их в научно обоснованных дозах под осн. зерновые культуры составляет в среднем 2-3 ц/га. Урожайность зерновых с 1 га зависит также от качества семян. Посев только кондиционными семенами, соответствующими стандарту, позволит сократить расход семян и повысить урожайность на 20-25%. Значительный прирост урожайности и валовых сборов зерна может быть достигнут в результате сокращения потерь при уборке урожая. Как показывает опыт ведущих зернопроизводящих хозяйств, проведение уборки в оптимальные сроки (10-14 дней) позволяет предотвратить потери 15-20% урожая.

Потребитель имеет возможность выбрать наиболее приемлемого поставщика, а продавец -наиболее подходящего покупателя.

3. Ценообразующая. Рыночное ценообразование подчинено двум законам: закону стоимости и закону сроса и предложения. Согласно исходному определению цена есть денежное выражение стоимости. Стоимость создается трудом. Но затраты труда на производство однородной продукции могут сильно варьироваться. Рынок решает эту задачу путем определения общественно необходимых затрат труда, т.е. затрат, которые готов компенсировать покупатель. Действие закона спроса и предложения основывается на действии продавца и покупателя. Первый стремится подороже продать свой товар. Чем выше цены на рынке, тем большую прибыль получает продавец, соответственно он будет стремиться наращивать объем продаж при увеличении цены товара. Типичным покупателя является удовлетворение своих потребностей по возможно более низкой цене. Чем ниже цена, тем больше покупатель готов купить товара. Акт купли-продажи не состоится пока не установится взаимоприемлимая цена, которую называют равновесной, т.к. она уравновешивает спрос и предложение.

4. Регулирующая. Благодаря взаимодействию спроса и предложения рынок дает ответ на вопросы: Что производить? Для кого производить? Как производить?

5. Санирующая. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и дает простор более предприимчивым и эффективным. В результате повышается средний уровень устойчивости хозяйств в целом.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...