Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнение правил торговли на рынках РТС и ММВБ




 

Главной альтернативой рынку лимитированных заявок является дилерский рынок (dealer market). В зависимости от числа дилеров, «курирующих» данную бумагу, он делится на рынок с монополистическим дилером и конкурентный многодилерский рынок. Примером рынка с монополистическим дилером является НЙФБ. Здесь каждый активный выпуск закреплен за одним-единственным специалистом, обязанным делать для «своих» акций «справедливый и упорядоченный» рынок. Таким образом, гигантская НЙФБ - это множество мини-рынков с монополистическими дилерами.

За примером многодилерского рынка далеко ходить не надо. На Классическом рынке акций Фондовой биржи РТС 10 маркет-мейкеров конкурируют между собой за поток заявок от клиентов. Они обязаны торговать с клиентами на условиях, прописанных в договоре с администрацией рынка. Их основная функция - обеспечивать максимальную ликвидность рынка. Маркет-мейкеры непрерывно поддерживают двусторонние котировки закрепленных за ними бумаг и объем сделок не ниже 1% общего объема сделок в РТС. Поэтому такой рынок называют еще рынком, движимый котировками (quote driven market). Именно он придет на смену рынку лимитированных заявок на ММВБ, и далее мы будем именовать его просто дилерским рынком.

Дилер выставляет цену, по которой он готов продать, и цену, по которой он готов купить бумагу. Спрэд между этими ценами образует валовой доход дилера. Им он покрывает затраты на обработку заявок, инвентарный риск и риск неудачной селекции контр-агента. Для инвесторов спрэд есть плата за немедленную сделку. Как отмечал в своей пионерской работе Демсец, «в условиях конкуренции bid-ask спрэд… является мерилом затрат на безотлагательгую сделку. Лицо, только что купившее ценную бумагу и желающее ее немедленно продать, сможет сделать это только с уценкой, равной имеющемуся на рынке спрэду». Получая от инвесторов рыночные заявки, дилер немедленно исполняет их по pask.

Если одна сторона рынка перевешивает другую (состояние, обычно именуемое one way market), то без вмешательства дилеров клиринг рынка не состоится. Например, двухкратное превосходсто покупателей над продавцами вплоть до наивысшей оценки товара покупателями означает, что по меньшей мере половина покупателей не сможет купить товар без помощи дилеров с их запасами товара в «подсобке».

Рынок, движимый только заявками, реагирует на этот дисбаланс иначе. Ханда, Шварц и Тивари показали, что он рационирует сам себя. Цены заявок устанавливаются так, что реально торгуют лишь те, кто не желает платить спрэд за немедленность и готов принять риск неисполнения, источаемый лимитированными заявками. Просто часть введенных заявок не исполняется по причине истечения срока их действия. Если покупатели - в численном большинстве, то цены заявок близки к максимальной оценке товара покупателями. Отдельные продавцы вводят лимитированные заявки, так как для них риск неисполнения невелик, и отдельные покупатели вводят лимитированные заявки, так как для них выгода от сделки невелика. В равновесии число неисполненных заявок на покупку заметно превышает число неисполненных заявок на продажу. Некоторые покупатели покидают рынок с пустыми руками, но без сожаления. [16]

В докладе комитета НЙФБ по структуре рынка, управлению и собственности говорится, что «заявки, представленные толпой, не исполняются за счет специалистов, пока толпа источает достаточно

ликвидности. В этом случае продавец или покупатель не платит спрэд».14 На рынке ГКО-ОФЗ, являющемся электронным вариантом агентско-аукционного рынка, инвесторы платят спрэд, да еще какой! Только спрэд здесь образуется иначе, чем на дилерском рынке. Он является результатом взаимодействия трейдеров, спонтанно вводящих лимитированные заявки, а трансакционные издержки превращают его в равновесное свойство рынка лимитированных заявок. [8]

Необходимость ждать сделки из-за асинхронного прибытия на рынок продавцов и покупателей сводит на нет широко рекламируемое превосходство автоматических торговых систем (АТС) вроде ТС ММВБ в скорости приоритезации и спаривания лимитированных заявок. Конечно, компьютор делает это быстрее человека. Но поскольку АТС - пассивные системы, где заявки ждут своего исполнения в CLOB, ВОС может быть невыносимо велико. Ждать (в среднем полчаса на ММВБ), пока появится встречная заявка, после чего компьютор за одну секунду совершит сделку, совсем неинтересно. В АТС, включая ТС ММВБ, львиная доля заявок в их оригинальной формулировке никогда не исполняется. Более того, нет смысла говорить о превосходстве АТС в скорости приоритезации и спаривания заявок. Компьютеризованные системы междилерских брокеров столь же быстро приоритезируют и спаривают котировки дилеров. [15]

Маркет-мейкеры сводят риск неисполнения к нулю, постоянно находясь на рынке со своими котировками. Но их готовность к немедленной торговле тоже не беспредельна, хотя они не могут покинуть рынок, когда им вздумается. Условия и порядок прекращения маркет-мейкинга прописаны в договоре с организатором торгов. Так что и дилерский рынок может быстро - пусть и упорядоченно - терять ликвидность. «Отсюда важный политический вопрос: что хуже - быстро испаряющаяся ликвидность рынка, движимого заявками, или нежелание дилеров поставлять ликвидность на рынок, движимый котировками, во время рыночных стрессов». [14]

На практике бесспорным фаворитетом суверенных заемщиков является дилерский рынок с маркет-мейкингом. Маркет-мейкинг - одна из услуг, оказываемых первичными дилерами суверенному заемщику, естественное приложение к андерайтингу ГЦБ. В начале 2001 г. Арноне и Иден (МВФ) провели опрос регуляторов рынка ГЦБ 39 стран. Определение первичного дилера среди прочего включало:

• беотлагательную поставку ликвидности на первичный и вторичный рынки

• оказание услуг по трансформации активов и маркет-мейкингу

• обеспечение непрерывности торгов и эффективного открытия цен.

Как видим, подавляющее большинство стран использует первичных дилеров и рекомендует другим использовать их (таблица 4). Более половины опрошенных отметили, что «всегда желательно» или «желательно» вводить первичное дилерство на ранней стадии развития рынка ГЦБ. Касаясь выгод от первичного дилерства для вторичного рынка, большинства стран указало на возросшую ликвидность. В общем плане первичные дилеры, по мнению опрошенных, способствуют становлению хорошо функционирующего рынка.

 

Таблица 4.

Результаты опроса регуляторов рынка ГЦБ 39 стран

Используете ли вы первичных дилеров?

Да 74%
Нет 26%

Рекомендуете ли вы использовать первичных дилеров?

Настоятельно рекомендуем 55%
Рекомендуем 32%
Все-таки рекомендуем 5%
Не рекомендуем 5% (Германия, Латвия)
Не знаем 3%

Число первичных дилеров

В среднем 14,5
Медиана 13
Минимум 8
Максимум 26

 

Правительство, решившее использовать первичных дилеров, обязано создать для них комфортную рабочую среду, так чтобы первичное дилерство было не только престижным, но и выгодным занятием. Что касается маркет-мейкинга, то правительство, в частности, обязано:

• Принимать за свои бумаги ту цену, которую предлагает рынок (усилия регуляторов должны быть направлены на упрочение такой рыночной структуры, которая отводит конкуренции доминирующую роль в ценообразовании)

• Быть преданным идее развития вторичного рынка (маркет-мейкеры должны быть уверены в том, что им не придется конкурировать с правительством, пытающимся самостоятельно сбывать ГЦБ конечным инвесторам)

• Выпускать ГЦБ крупными партиями и следить за тем, чтобы в торговлю поступало как можно больше бумаг (маркет-мейкеры - не герои и не будут рисковать своим капиталом на узком и мелком рынке; длительное субсидирование убыточного маркет-мейкинга за счет других операций неприемлемо). [8]

Дилерский рынок обычно делится на оптовый (междилерские сделки) и розничный (клиентские сделки), что связано с природой дилерства. Чтобы торговля не прерывалась, он держит под рукой инвентарь. Инвентарь - это ценные бумаги на балансе дилера. Он покупает их у эмитента и на вторичном рынке. Когда инвентаря не хватает, дилер занимает его у инвесторов, других дилеров и даже у эмитента. [8]

Пока дилер владеет инвентарем (длинная позиция), инвентарь может обесцениться. Пока дилер обязан вернуть инвентарь его собственнику (короткая позиция), инвентарь может подорожать. В обоих случаях дилеру грозит убыток. Кроме того, дилер, занимая деньги, испытывает процентный риск. Все эти риски коллективно именуются инвентарным риском.

Инвентарный риск особенно опасен, когда дилер является маркет-мейкером. Договор с администрацией рынка о маркет-мейкинге обязывает дилера ежедневно отрабатывать некое минимальное количество часов или наторговывать некий минимальный объем, выставлять pask и рш для некоего минимального q закрепленных за ним бумаг, не нарушать некий максимальный спрэд. Если инвесторы дружно «сбрасывают» бумагу, то дилер обязан ее покупать. Его длинная позиция (собственность) может превратиться из желательной в нежелательную, источающую чрезмерный риск обесценения бумаги. Если инвесторы дружно покупают, то дилер, распродав свои запасы, должен занимать бумагу у других участников рынка. Его короткая позиция (долг) может превратиться из желательной в нежелательную, источающую чрезмерный риск подорожания.

Отсюда у дилера возникает такая важная забота, как инвентарный контроль или управление позициями. Чтобы сохранить свой бизнес, он должен держать инвентарь в допустимых, желательных пределах. Инвентаря должно быть достаточно много, чтобы торговля не прерывалась, и достаточно мало, чтобы вложенный в него капитал не подвергался чрезмерному риску. [8]

Желательно, чтобы к концу торгов избыточный инвентарь, возникший в ходе сделок с клиентами, был ликвидирован. И тут срабатывает механизм, отсутствие которого на рынке лимитированных заявок так же естественно, как и его присутствие на дилерском рынке. Дилеры начинают перебрасываться нежелательными позициями как горячей картофелиной. Этой метафорой они обозначают (скорее на валютном рынке) взаимные сделки, мотивированные стремлением избавиться от нежелательных позиций. Междилерская торговля служит абсорбентом инвентарного риска; она - реакция на крупные и непредсказуемые инвентарные шоки, генерируемые клиентскими сделками. Междилерские сделки крупнее клиентских и совершаются реже и механически (без ценовых уступок).

Торгуя друг с другом, дилеры часто пользуются услугами агентов, таких, как Cantor Fitzgerald. Эти междилерские брокеры (МДБ) посылают на монитор дилера информацию о лучших котировках других дилеров. И сделки можно заключать не только по телефону, но и через системы МДБ. Помимо эффективной подачи торговой информации, мгновенной приоритезации и спаривания котировок системы МБД обеспечивают анонимность сторонам сделки. Вот почему на американском рынке ГЦБ в этих системах совершается 2/3 сделок, и лишь 1/3 возникает в ходе прямых переговоров дилеров. [8]

В Северное Америке и Великобритании на рынке ГЦБ действуют с полдюжины МДБ. Регуляторы считают, что выгоды от конкуренции между брокерами перевешивают выгоды от централизации этого бизнеса в одних руках. Но на другом могучем рынке - EuroMTS - исторически сложилась монополия MTS S.p.A. Эта компания управляет Telematico System -электронной системой торгов выраженными в евро эталонными бумагами суверенных заемщиков. С 1999 г., когда от MTS отпочковалась EuroMTS и появились страновые MTS, лозунг "Одна система - все рынки" стал реальностью. Telematico System "взяла на себя" все функции МДБ, что обеспечило EuroMTS максимум централизации (пространственной концентрации) ликвидности, а его участникам - низкие трансакционные затраты. Как выразился главный распорядитель MTS Italy Гарби, "правительства выбирают MTS для торговли своими облигациями именно по причине высокой концентрации ликвидности в этой системе".

Розничный рынок, также движимый MTS, соединен с оптовым рынком системой BondVision, позволяющей институциональным клиентам устраивать автоматические интернет-аукционы по купле-продаже и обмену ГЦБ. Клиент выбирает инструмент (два в случае обмена) и дилеров (не более четырех). Получив от клиента запрос на котировки, дилеры выставляют объем, цену и доходность инструмента. Котировки выводятся на монитор клиента, и чтобы аукцион состоялся, клиенту нужно «кликнуть» мышью по полю Accept. [8]

А как быть с лимитированными заявками? Вот что сказал по этому поводу куратор операций с ценными бумагами московского офиса известного глобального банка: «Важно предоставить клиентам первичного дилера возможность ставить заявки с сохранением в котировках». Чтобы эти заявки конкурировали с котировками маркет-мейкеров? Именно так. Пользователи BondVision могут вводить лимитированные заявки на куплю-продажу и обмен ГЦБ, наблюдать CLOB на своих мониторах и заключать интернет-сделки, если им нравится то, что они видят в CLOB. [8]

Но вовсе не MTS является пионером в области «сращивания» лимитированных заявок с котировками маркет-мейкеров под одной крышей. Уже давно специалисты НЙФБ конкурируют с подателями лимитированных заявок. Эта конкуренция ограничивает власть специалистов над рынком. Они могут заключать сделки только после исполнения всех лимитированных заявок по лучшей L. А в 1996 г. Комиссия США по ценным бумагам и биржам обязала специалистов бирж и маркет-мейкеров внебиржевого рынка немедленно публиковать рядом со своими котировками те публичные лимитированные заявки, которые либо улучшают цены, либо увеличивают глубину рынка, или исполнять их или переправлять на другие рынки. С тех пор спрэд на Nasdaq сузился на 30%, и половина этого успеха приписывается новому правилу. [8]

Интуиция подсказывает, что популярность дилерского рынка среди суверенных заемщиков может быть связана с природой ГЦБ. Последние практически лишены кредитного риска и приносят заранее известные денежные суммы. Поэтому для частных заемщиков они служат эталоном безрисковой доходности. Участники рынка используют их для хеджирования и позиционирования по дюрации и волатильности, в качества средства управления ликвидностью, инвестиционного инструмента, обеспечения денежных ссуд, базы для фьючерсов, а также «тихой гавани» во время потрясений на рынке.

При всей своей популярности ГЦБ торгуются крупными партиями, ибо их основные держатели - крупные институты. Например, в Telematico System минимальный размер заявки маркет-мейкера - 2,5, 5 и 10 млн. евро (в зависимости от рынка и инструмента). В других странах этот минимум ниже (если вообще существует), но все равно сделки с ГЦБ гораздо крупнее сделок с корпоративными бумагами. [8]

Еще одна особенность ГЦБ - узость круга держателей. Если у ГКО-ОФЗ примерно 10 тыс. держателей, то у одних только акций «Газпрома» их миллионы. Узость круга держателей означает низкую активность на торгах, например, малое количество сделок в расчете на единицу времени.

Наконец, собственность на ГЦБ не только более концентрирована, чем собственность на акции, но и отличается повышенной долей инвесторов типа «купил и держу» (до погашения). Значит, в оборот попадает далеко не все то количество ГЦБ, что было размещено. Это опять-таки снижает активность на торгах и осложняет открытие цены.

Ниже приведена описательная статистика сделок с обыкновенными акциями «РАО ЕЭС» и ГКО-ОФЗ (таблица 4). Использовалась выборка из статистического архива ММВБ со следующими параметрами:

• Период наблюдения: акции - 24 февраля 2004 г., ГКО-ОФЗ - 1-19 декабря 2003 г.

• Режим торгов - основной

• Время ввода, снятия и исполнения заявок: акции - 10:30:00-18:45:00, ГКО-ОФЗ -11:00:00-16:30:00

• Период торгов - нормальный

• Внутридневной интервал - 10 минут

• Тип события - сделка

• Тип заявок - 2 (лимитированная заявка), 18 (лимитированная заявка с расщеплением объема и исполнением по разным ценам) и 82 (лимитированная заявка с расщеплением объема и исполнением по разным ценам, введенная по доходности, а не по цене).

Таким образом, не учитываются события на минфиновских аукционах по размещению ГКО-ОФЗ, события в периоды открытия и закрытия нормальных торгов и вне ТС ММВБ, но учитываются события, связанные с доразмещением ГКО-ОФЗ на вторичном рынке.

Как видим, ГКО-ОФЗ намного опережают акции по размеру сделки. Мельчайшая сделка с государственной облигацией больше крупнейшей сделки с акциями. 34-кратный перевес по стандартному отклонению указывает на повышенную волатильность размера сделки с ГКО-ОФЗ. Зато акции намного превосходят ГКО-ОФЗ по активности на торгах: почти 29 тыс. сделок только за один день против 1,2 тыс. сделок со всеми государственными выпусками за 15 (торговых) дней. [8]

 

Таблица 5.

Описательная статистика сделок с акциями «РАО ЕЭС» и ГКО-ОФЗ и влияния размера сделки на цену*

  Акции «РАО ЕЭС» ГКО-ОФЗ
Число сделок 28889 1224

Размер сделки

Средний, тыс. руб. 312,7 5076,0
Минимальный, тыс. руб. 118,1 558,0
Максимальный, тыс. руб. 550,4 13990,0
Стандартное отклонение 110,8 3816,3

Чистый объем покупок, деленный на цену сделки

Средний, тыс. руб. 2,3 21,0
Минимальный, тыс. руб. -17,0 -138,7
Максимальный, тыс. руб. 35,2 114,6
Стандартное отклонение 12,7 43,5

 

Округлено до десятых.

Чтобы оценить влияние этих результатов на выбор торгового механизма, вспомним о фундаментальном дефекте агентско-аукционного рынка. Чем менее активна бумага (в нашем случае менее активны ГЦБ), тем значительнее паузы в торговле из-за неспособности «толпы» (в нашем случае трейдеров ММВБ) постоянно открывать цену. Это одна причина, по которой ГЦБ «тяготеют» к дилерскому рынку с его безотлагательными сделками.

Другая причина связана с воздействием размера сделки на цену сделки (market price impact - MPI). MPI показывает, какой объем торговли необходим, чтобы цена сдвинулась на один тик. MPI обычно рассчитывается как чистый объем покупок (объем покупок минус объем продаж), деленный на цену в среднем за какой-нибудь интервал торгов. У ГКО-ОФЗ MPI гораздо сильнее и волатильнее, чем у акций «РАО ЕЭС» (таблица 4). Поскольку те и другие торгуются на одной и той же платформе, различие в MPI можно смело приписать различию в размере сделки. Сделки с ГКО-ОФЗ оказывают куда большее (отрицательное) воздейстие на цену, так как они намного крупнее.

Чем сильнее и волатильнее MPI, тем притягательнее трансакционные механизмы, минимизирующие утечку информации о крупных заявках. Одним из них является разработка (workup) размера сделки. Когда котировка выбрана, протокол разработки позволяет сторонам провести переговоры о размере предстоящей сделки. На каждой стадии переговоров стороны сохраняют право отказаться от увеличения размера. Если это право не используется, то размер продолжает расти, пока инициатор сделки не будет удовлетворен полностью. Более того, после инициирования сделки котировка начинает «мигать» на мониторах системы МДБ, привлекая внимание других участников торгов. Они могут подключиться к разработке по той же цене после того, как инициатор сделки получит свое. [8]

Разработка позволяет скрыть подлинные торговые намерения. Вместо того чтобы сразу огласить весь размер и подставить себя под MPI, трейдер сначала оглашает небольшую его часть, а затем поэтапно разрабатывает остаток с потенциальным контрагентом. Вся торговая потребность может быть удовлетворена по цене, установленной для ее малой части в начале переговоров. Разработка редко используется за пределами междилерской торговли ГЦБ с участием МДБ. Выше был вкратце описан протокол, применяемый на американском и канадском рынках ГЦБ. [8]

Некоторые модели CLOB предусматривают разработку. Трейдер может ввести в книгу крупную заявку, скрыв от рынка ее большую часть (hidden order) и открыв меньшую. После исполнения открытой части протокол позволяет поэтапно открывать и исполнять скрытую часть до тех пор, пока не будет исполнена вся заявка. Для этого каждый фрагмент заявки, открываемый для торгов, получает преимущество в исполнении перед заявками прочих трейдеров на основании приоритета времени, т.е. он исполняется первым, ибо поступил на рынок первым. Если разработка предназначена для привлечения в CLOB крупных заявок, то рынок теряет прозрачность. Можно ввести рыночную заявку в расчете на немедленное исполнение и получить в ответ исполнение медленное или никакое из-за того, что CLOB «забита» крупной скрытой заявкой, открываемой мелкими порциями для первоочередного исполнения. [8]

На НЙФБ есть трансакционные механизмы, смягчающие MPI. Взять тех же специалистов. Комитет по структуре рынка, управлению и собственности считает, что специалисты хорошо дополняют агентско-аукционный рынок, помогая ему с меньшей волатильностью находить очередное равновесие, и поэтому «не может рекомендовать рыночную структуру, аннулирующую утвердительные обязательства специалиста». Казалось бы, CLOB - полностью автоматизированное «светлое будущее» агентско-аукционного рынка. Ан-нет, комитет держится за дилеров.

По мнению комитета, с введением CLOB исчезнет и сама «толпа» с ее способностью к открытию цен. Это произойдет, потому что CLOB фрагментирует рынок по размеру заявок. Розничные и прочие мелкие заявки будут исполняться в CLOB, но очень сомнительно, что CLOB привлечет значительный поток заявок от институтов. Некоторые инвесторы, в том числе крупные институты, заявили комитету, что они не будут публиковать в CLOB свои подлинные торговые намерения. Такие инвесторы, чтобы избежать значительного MPI, станут посылать в CLOB «измельченные» заявки и/или искать дилеров, способных поставлять ликвидность за пределами CLOB, в том числе за рубежом. [8]

В 1999 г. крупные заявки (свыше 10 тыс. акций) дали 50,2% оборота НЙФБ. Поэтому возможно, что CLOB сократит или каким-то иным образом исказит информацию на рынке и тем самым подорвет процесс открытия цены. Внешняя прозрачность CLOB снизит подлинную прозрачность рынка.

Сторонники CLOB сами признают, что CLOB не пригодна для исполнения крупных заявок. Некоторые из них предлагают официально вывести исполнение крупных заявок за пределы CLOB. Но это уже будет узаконенная фрагментация рынка по размеру заявок. Комитет считает, что она нанесет сокрушительный удар по качеству исполнения, открытию цены, ликвидности, стабильности и справедливости рынка. [8]

Безотлагательность сделки - главное достоинство дилерского рынка, импонирующее крупным институтам, таким, как коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные и пенсионные фонды и, конечно, центральные банки с их операциями на открытом рынке. Эти институты предпочитают платить за немедленность маркет-мейкерам и не подвергать свои крупные заявки риску неисполнения, органически присущему рынку лимитированных заявок. Практика и научные исследования показывают, что рынок лимитированных заявок вполне адекватен для акций, торгуемых часто и мелкими партиями с низким и не очень волатильным MPI. Для ГЦБ, торгуемых редко и крупными партиями с сильным и очень волатильным MPI, лучшая «площадка» - дилерский рынок. [8]

Мировой успех MTS имеет значение для ММВБ. Возвращение маркет-мейкеров на рынок ГКО-ОФЗ потребует от ММВБ превращения в российскую MTS (один МДБ на всю Россию). ТС ММВБ будет абсорбировать заявки «с сохранением в котировках», упорядочивать их, рассылать маркет-мейкерам и поддерживать междилерскую торговлю наподобие Telematico System. А «рядом» появится розничный рынок-гибрид: инвесторы смогут вводить как рыночные, так и лимитированные заявки в российский аналог BondVision. Если сейчас ММВБ напоминает «один ботинок на все ноги», то с появлением рынка-гибрида она будет больше походить на «разные ботинки для разных ног». Теория и эмпирика микроструктурных финансов поддерживают такое разнообразие.

Эта модель отразит не только тенденции развития мирового рынка ГЦБ, но и исторически сложившуюся централизацию торгов ГКО-ОФЗ. MTS - это не только образец для подражания, но и главный потенциальный конкурент (или партнер?) ММВБ на постсоветском пространстве в условиях глобализации и вступления России в ВТО. Поэтому ММВБ должна обладать теми же достоинствами, которые позволили MTS стать одним из крупнейших центров мировой торговли ГЦБ. Важно, чтобы возвращение маркет-мейкеров сочеталось с созданием предельно дружественного «пользовательского интерфейса». ММВБ должна предложить инвесторам различные механизмы исполнения заявок, поскольку при исполнении заявок инвесторы преследуют различные цели. Но разнообразие механизмов исполнения не должно стать препятствием для решения другой важной задачи - концентрации ликвидности в ТС ММВБ. [8]


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...