Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объём дисциплины и виды учебной работы




Министерство образования и науки Российской Федерации

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Направление подготовки (специальность)

Психология» (бакалавр)

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная

Москва 2013 г.


 

В задачи дисциплины входит:

- определение дисциплины, её специфики, предмета, целей, задач, связи с другими науками и областями практической деятельности;

- знакомство с основными теориями и методологическими подходами, сложившимися в отечественной и зарубежной социальной психологии;

- усвоение категориального аппарата социальной психологии;

- овладение современными технологиями социально-психологической диагностики, коррекции и консультирования;

- формирование первичных навыков научно-исследовательской работы и просвещения в области социальной психологии.

 

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Социальная психология» входит в Профессиональный цикл (Б.3) Базовая (общепрофессиональная часть).

Входные знания, умения и готовности:

- знание структуры психологии как науки, её предмета, задач, особенностей методологии;

- готовность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения.

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

- способность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями общественных и естественных наук, культурологи (ОК-2);

- способность к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

- способность к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

- способность к нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8);

- способность и готовность к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

- способность и готовность к применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2);

- способность и готовность к описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);

- способность и готовность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);

- способность и готовность к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

- способность и готовность к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

- способность и готовность к проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12).

 

В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:

 

ЗНАТЬ специфику и содержание социальной психологии как науки, ее связь с другими науками;
УМЕТЬ хорошо ориентироваться в сложной социально-психологической обстановке, возникающей в жизни и деятельности людей;
ВЛАДЕТЬ методологий и методами профессиональной деятель­ности психолога;
БЫТЬ КОМПЕТЕНТНЫМ В: психологической диагностике, психологической коррекции, психологического консультирования, психологической прогностики, психологической профилактики и психологического просвещения.

Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3,3 зачетных единиц, 120 часов.

 

Количество часов по учебному плану

(очная форма обучения)

Всего 120 часов

Аудиторные занятия 64 часов, в том числе интерактивных занятий 32 часа

Самостоятельная работа 56 часов

 

№ п/п Раздел, тема Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Всего Самостоят. работа Аудиторные занятия
Всего Лекционные Групповые (семинары,практ.) Лабораторные Конт. раб. Рефераты / эссе Курсов. раб/ проект Расчетно-графическая работа Зачет* Экзамен Контр. точки по мод.-рейтинг. системе
                             
  Социальная психология как отрасль психологической науки                                            
  История развития социальной психологии                                            
  Методология и методы социально-психологических явлений                                            
  Личность как объект социально-психологического исследования                                            
  Социально-психологическая структура личности                                            
  Социализация и жизненный путь личности                                            
  Личность, роль и ситуация.                                              
  Личностная регуляция социального поведения                                            
  Личность и деятельность профессионала: социально-психологический аспект                                                
  Общение как объект психологического исследования                                              
  Коммуникативные аспекты общения                                            
  Межличностное восприятие и взаимопонимание                                            
  Взаимодействие людей в общении                                            
  Механизмы социально-психологического воздействия                                            
  Социально-психологические особенности профессионального общения                                                  
  Межличностные отношения как разновидность социальных отношений                                            
  Основные проблемы и направления изучения межличностных отношений в социальной психологии                                            
  Просоциальные и асоциальные проявления отношений                                            
  Межличностный конфликт как социально-психологический феномен                                            
  Основные виды и характеристики малой группы                                              
  Социально-психологическая феноменология малой группы                                            
  Группа и личность                                            
  Социально-психологические характеристики организаций                                              
  Социально-психологические характеристики больших социальных групп                                            
  Психология классов и имущественных групп                                            
  Национально-этнические общности                                            
  Общественные движения, партии и религиозные общности                                                
  Социально-психологические особенности различных возрастных и гендерных групп.                                              
  Социально-психологические проблемы межгрупповых отношений.                                            
  Социальная психология общества                                                
  Массы и массовые психические состояния                                            
  Массовые настороения, традиции, обычаи                                                
  Массовые социально-психологические явления                                            
  Массовые взгляды и представления                                                
  Психология массовой коммуникации                                            
  Основные направления прикладных исследований в социальной психологии                                                
Общая трудоемкость часы                                            
з.е. 3,3 1,6 1,8 0,9 0,9 Х Х Х Х Х Х Х Х
                               

 

Содержание дисциплины

№ п/п   Наименование разделов и тем дисциплины Содержание темы
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Тема 1 Социальная психология как отрасль психологической науки Социальная психология как наука. Место социальной психологии в системе наук. Ее взаимо­связь с философией, другими гуманитарными и естествен­ными науками. Предмет социальной психологии. Пред­ставление о предмете социальной психологии в различных психологиче­ских школах и направлениях. Дискуссии о предмете социальной психологии в отечественной науке ХХ-столетия. Современные трактовки предмета социальной психологии. Социальная психология в структуре психологической науки, ее связь с другими отраслями психологии. Основные задачи и проблемы современной социальной психологии. Социально-психологическое знание как система. Социально-психологическая реальность: социально-психологические объекты (явления) и их взаимосвязи. Феноменология социальной психологии. Социально-психологические факты, закономерности, механизмы. Групповые, межгрупповые, личностно-групповые, межличностные и личностные социально-психологические явления. Социально-психологические процессы, состояния и образования.
Тема 2 История развития социальной психологии Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания. Первые социально-психологические теории Г. Тарда, Г. Лебона, Мак-Дауголла. Их роль в становлении со­циальной психологии как науки. Ведущие теоре­тических ориентации зарубежной социальной психологии: психоанализ, бихевиоризм, интеракционизм, когнитивная ориентация, гуманистическая ориентация и др. Зарождение экспериментальной практики в социальной психологии. Первые социально-психологические эксперименты в США и Западной Европе. Новые подходы в современной зарубежной социальной психологии (этогенический подход, концепция социальных представлений, концепция «коллективизма-индивидуализма» и др.) и основные направления развития зарубежной науки. Возникновение и развитие социально-психологических идей в России ХХ столетия. Значение работ Г.В. Плеханова, П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, В.М. Бехтерева для развития отечественной социальной психологии. Дис­куссия о предмете социальной психологии в 20-е и 60-е годы. Первые экспериментальные социально-психологические исследования в России. Развитие отечественной социальной психологии в 80-е и 90-е годы ХХ столетия. Специфика исследований в отечест­венной социальной психологии в условиях становления в России рыноч­ных отношений. Актуальные проблемы прикладных социально-психологических исследований в современной России.
Тема 3 Методология и методы исследования социально-психологических явлений Понятие методологии. Уровни методологии. Методологические проблемы и принципы построения социально-психологического исследования. Принципы социальной психологии (частные). Принцип социальной и психологической комплексности, принцип социально-психологической причинности, принцип единства социально-психологических явлений, среды и активности, принцип социально-психологической системности, принцип социально-психологического развития, принцип объективности. Основные базовые категории социальной психологии: «социализация», «общение», «отношение», «взаимодействие», «личность», «группа» и др. Теоретическое и эмпирическое знание в социально-психологическом исследовании. Специфика и структура социально-психологического исследования. Основные требования к организации и этические проблемы. Методы социально-психологического исследования. Классификация методов и критерии ее построения. Соотношение методологии, методов и методик социально-психологического исследования. Характеристика ос­новных методов социальной психологии. Наблюдение, специфика его организации в социально-психологическом исследовании, достоинства и недостатки, возможности и ограничения. Метод анализа продуктов человеческой деятельности. Эксперимент, его виды, требования к организации. Методические и методологиче­ские принципы социально-психологического экспериментирования. Специфика лабо­раторного и естественного эксперимента в социальной психологии. Опрос и его формы, специфика, требования к организации. Анкетирование. Контент-анализ. Метод экспертной оценки. Метод групповой оценки. Тесты, спе­цифика тестирования в социальной психологии. Методы измерения в социальной психологии: проблемы, специфика построения процедур. Специальные методы социальной психологии. Социометрия, коммуникометрия, референтометрия. Интерпретация и представление результатов социально-психологического исследования.
Раздел 2. Социальная психология личности
Тема 4 Личность как объект социально-психологического исследования Специфика социально-психологического подхода к исследованию личности: «персонификация» социума, симметричность отношения «личность – социум», парциальность анализа социальных связей личности. Социально-психологические теории личности (психодинамический, бихевиористкий, когнитивный, гуманистический, экзистенциональные подходы, ролевые теории, теория самоактуализации и др.). Социально-психологические направления и проблемы изучения личности. Классификация методов социально-психологического исследования личности. Возможности и ограничения в социально-психологическом исследовании личности различными социально-психологическими методами. Сущность и содержание конкретных социально-психологических методов исследования личности, их возможности и огра­ничения. Личность в социально-психологическом эксперименте. Осо­бенности построения экспериментальных процедур в социально-психологическом исследовании личности. Раз­личия общепсихологического и социально-психологического подходов к исследованию личности в эксперименте.
Тема 5 Социально-психологическая структура личности Системно-структурный подход к личности. Проблема социально-психологической типологии личности. Наиболее известные социально-психологические типологии личности: К. Юнг, А.Ф. Лазурский, Д.Роттер, Э.Шостром, Э. Шпрангер, Э.Фромм. Социально-психологическая структура личности. Понятие о социально-психологических свойствах личности. Возможные подходы к представлению об ансамбле социально-психологических свойствах и социально-психологическом облике личности. Направленность личности, морально-психологические и деловые свойства. Мировоззрение, ценностно-смысловая сфера, мотивационная сфера, когнитивные характеристики, локус контроля, социально-психологическая компетентность личности, статусно-ролевые характеристики, социальные чувства и настроения человека. Социальный интеллект: понятие, структура, функции. Интеллект, социально-психологические способности и навыки человека, проблема их диагностики. Социально-психологическая компетентность личности: понятие и структура. Житейская и профессиональная социально-психологическая компетентности, факторы их формирования. Понятие «я» личности. Я-концепция как результат социального развития личности. Факторы и механизмы формирования, основные функции (обеспечения внутренней согласованности личности, защиты, интерпретации опыта). Установочные компоненты Я-концепции. Основные модальности самоустановок. Самооценка как оценочная (аффективная) составляющая Я-концепции. Социально-психологические факторы формирования самооценки. Самооценка — самоуважение — чувство собственного достоинства. Уни­версальные аспекты самооценки и социальный контекст жизни человека. Я-концепция и интерперсональное поведение.
Тема 6 Социализация и жизненный путь личности Понятие социализации. Цели и задачи социализации. Соотношение понятий «социализация» и «социальное развитие», «воспитание личности». Социализация, асоциализация, десоциализация и ресоциализация. Концепции социализации: содержание, методологические принципы, основные положения. Социально-психологические и социологические ас­пекты социализации. Основные теоретические подходы к анализу социализации: биогенетические, социогенетические, интеракционистские теории, социально-экологический подход, теории социального научения, психоаналитические и когнитивистские теории. Социализация как инкультурация, интернализация и адаптация. Общая и частная социализация. Содержание социализации. Социализация личности и личностный рост. Социализация и самоак­туализация личности. Психологические проблемы социальных дезадаптаций. Стадии социализации. Механизмы и институты социализации. Факторы и условия социализации. Средства и методы социализации. Роль общения и деятельности в социализации личности. Проблема детерминации социального поведения личности в процессе социализации. Роль референтной группы и значимого другого в социализации личности. Случайные встречи в социальном пространстве и их роль в детерминации жизненного пути личности. Динамика социализации. Временной аспект социализации и связанные с ним понятия (время жизни, жизненный цикл, жизненный путь и биографическое событие). Половозрастные особенности социализации. Различия социализации детей и взрослых. Социальная идентичность личности. Понятие персональной и социальной идентичности. Уровни идентичности по Э.Эриксону. Социально-психологические исследования формирования и развития социальной идентичности. Социальная зрелость личности. Понятие социально зрелой личности. Социальный инфантилизм. Психосоциальная патология (алкоголизм, наркомания, суицид). Изменения содержания социализации в современных условиях.
Тема 7 Личность, роль и ситуация Понятие о социальной позиции, социальном статусе и соци­альной роли личности: содержание и соотношение. Ролевое поведение личности и ситуация. Множественность социальных ролей и связанных с ними ожидании. Основные компоненты и характеристики роли. Факторы успешности реализации ро­ли. Сущность ролевого поведения. Ролевое оценивание и санкции. Осво­ение социальных ролей и развитие личности. Психологические роли личности, их специфика, освоение и основные разновидности. Роль и «я» личности. Деиндивидуализация как феномен поглощения личности ролью. Экспери­ментальное изучение деиндивидуализации («тюремный эксперимент» Ф. Зимбардо). Понятие ролевого конфликта, типы ролевых конфликтов личности. Ролевое самоопреде­ление и самореализация личности. Самоподача личности и ролевая адекватность. Понятие психологического времени и психологического возраста личности.
Тема 8 Личностная регуляция социального поведения Понятие социального поведения личности и его регуляторов. Нормативная регуляция поведения. Девиантное поведение. Социальная установка. Понятие аттитюда. Соотношение аттитюдов и ценностей. Различия в общепсихологической и социально-психологической трактовках понятия «установка». Современное понимание аттитюда в социальной психологии и имеющиеся разногласия. Структура и функции социальной установки. Формирование социальных установок. Когнитивный, эмоцио­нальный и поведенческий компоненты аттитюда. Аттитюды и реальное поведение («загадка Лапьера»). Влияние аттитюда на поведение и поведения на аттитюды. Объяснительные модели аттитюда. Диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности В.А. Ядова. Изменение социальных установок. Поведенческий и когнитивный под­ходы. Теории когнитивного соответствия. Цен­ностные регуляторы поведения. Ценности и ценностные ориентации личности как регуляторы социального поведения человека.
Тема 9 Личность и деятельность профессионала: социально-психологический аспект Личность профессионала. Система социально-психологических качеств личности профессионала. Профессионально значи­мые качества личности (моральные, интеллектуальные, эмо­ционально-волевые и коммуникативные качества) и методы их диагностики. Проблема приоритетности различных групп качеств и ее динамика в деятельности. Требования, предъявляемые к профессионально важным качествам психолога, обусловленные со­держанием и спецификой профессиональной деятельности. Социальная психология профессиональной деятельности. Социально-психологические детерминанты профессионализма. Социально-психологическая проблематика отдельных видов профессиональной деятельности (управленческой, педагогической, врачебной, предпринимательской, торговой, правоохранительной, воинской и др.)
Раздел 3. Соиальная психология общения
Тема 10 Общение как объект психологического исследования Общение как психологический и социально-психологический феномен. Специфика исследования общения в общей и социальной психологии. Общение и деятельность. Соотношение понятий «общение», «отношение», «коммуникация», «взаимодействие». Современные трактовки общения (как одного из видов человеческой активности, как реальности человеческих отношений, как субъект-субъ­ектного отношения, как отношения обмена, как диалога). Общение и со­циальное поведение личности. Мотивационно-потребностная основа об­щения. Культурный контекст общения. Основные направления и проблемы психологического анализа общения. Основные феноменологические характеристики общения. Виды и формы общения: классификация и ее критерии. Структура общения: статический и динамический аспекты. Структурно-динамические модели коммуникативного процесса. Общение как процесс. Стадии контакта. Функциональный анализ общения. Средства общения: виды, классификация. Компетентность в общении. Общение с самим собой. Основные формы рефлексивного общения (внутреннее реплицирование, внутренний диалог, внутренний монолог). Значение и функции рефлексии в общении (когнитивная, регуляторная, компенсаторная и др.)
Тема 11 Коммуникативные аспекты общения Понятие коммуникации. Особенности коммуникатив­ного процесса между людьми, влияние позиции партнеров на эффектив­ность коммуникативного процесса. Базовые элементы коммуникативного процес­са. Обратная связь в межличностной коммуникации. Признаки и правила эффективной обратной связи. Виды коммуникации. Вербальная коммуникация. Коммуникативные свойства человеческой речи. «Говорение» и «слушание» как психологические составляющие вербальной коммуникации. Основные виды слушания. Проблема активного слу­шания. Психологические механизмы передачи и приема информации в коммуникативном процессе. Психологические условия понимания сообщения. Причины искажения информации. Коммуни­кативные барьеры и способы их преодоления. Факторы эффективности вербальной коммуникации. Невербальная коммуникация. Культурная детерминация невербальной коммуникации. Типы соотношения вербальной и невербальной коммуникации. Основные составляющие невербальной коммуникации (кинесика, паралингвистика, зкстралингвистика, проксемика, визуальное общение и др.) и их характеристика. Невербальные знаковые системы, ис­пользуемые человеком в непосредственном межличностном общении. Оптико-кинетическая система знаков. Знаки габитуса, кинесики и костюма, законы их интерпретации в соотношении с языком. Функции невербальной коммуникации. Способы адекватного приема и ин­терпретации невербальной информации. Проксемика в организации коммуникативного процесса и коммуникативной ситуации. Время как невербальный компонент общения, его функции и культурно-историческая детерминированность.
Тема 12 Межличностное восприятие и взаимопонимание Общение как восприятие и понимание людьми друг друга. Понятие социальной перцепции иее психологическое содержание в работах А.А. Бодалева и его учеников. Феномены, механизмы и эффекты социальной перцепции. Феномен первого впечат­ления и факторы его формирования. Идентификация. Перцептив­ные установки и перцептивные эталоны. Эффекты «первичности», «новизны», «ореола», «стеретипизации» и др. Рефлексия. Понятие об эмпатии. Проекция. Социально-психологическая интерпретация партнера по общению. Факторы эффективности межличностного познания. Метаперцепция и точ­ность межличностного оценивания. Социально-перцептивные ошибки, причины их возникновения и спосо­бы преодоления. Основные типы перцептивных ошибок в процессе по­строения образа партнера. Атрибутивные процессы при переходе от социального восприятия к социальному познанию. Феномен каузальной атрибуции, ее роль в межличностном познании. Каузальная атрибуция как фактор эффективности обратных связей в коммуникативном процессе. Основные модели каузальной атрибуции. Теория казуальной атрибуции (Г.Келли, Э.Джонс и др.). Структура атрибутивного процесса. Ошибки каузальной атрибуции. Управление впечатлением в общении. Самоподача как способ управления межличностным познанием. Виды самоподачи. Вербальная и невербальная самоподача.
Тема 13 Взаимодействие людей в общении Проблема взаимодействия (интеракции) в социальной психологии. Ин­терактивные компоненты общения. Традиции зарубежной социальной психологии в исследовании процессов социального действия и взаимо­действия. Подход к взаимодействию в концепции «символического интеракционизма». Структура и динамика процесса взаимодействия. Виды и формы межличностного взаимодействия: классифи­кация, критерииее построения, основные характеристики. Кооператив­ные формы взаимодействия. Формы позитивного взаимодействия: типология, общие характеристики. Негативные приемы взаимодействия (критика, оценка, принужде­ние, контроль и пр.). Экспериментальное исследование форм взаимодействия в социальной психологии. Методика Бейлса для наблюдения за процессом социального взаимодействия. Сотрудничество как форма кооперации. Психо­логические предпосылки, условия, факторы, механизмы, принципы и методы организации сотрудниче­ства. Психологические проблемы помогающего поведения. Кооперация как форма взаимодействия. Конкуренция как форма взаи­модействия. Деструктивные формы взаимо­действия.
Тема 14 Механизмы социально-психологического воздействия Психологическое понимание воздействия (влияния). Специфика ситуаций психо­логического воздействия в общении. Общая характеристика приемов и способов социально-психологического воздействия (убеждение, внушение, подражание, заражение и др.), их психологические особенности, исторические корни, применение в современной жизни. Механизмы восприятия внешнего воздей­ствия: идентификация, интернализация, конформизм. Убеждение и внушение как методы организованного воздействия на личность. Сравнительная характеристика убеждения и внушения. Рацио­нальные и эмоциональные характеристики убеждающего воздействия. Условия эффективности убеждения. Внушение как целенаправленное не­аргументированное воздействие. Условия и предпосылки внушаемости. Проблема подготовки личности (аудитории) к внушающему воздействию. Условия эффективности внушения. Феномены суггестии, контрсуггестии, контрконтрсуггестии. Прикладное значение исследований социальной суг­гестии. Подражание. Исторические традиции социальной психологии в иссле­довании подражания. Теория подражания Г. Тарда. Кумиры. Идеалы. Мода. Заражение как способ группового воздействия. Феномен толпы. Пани­ка. Причины возникновения паники. Психологические модели поведения личности и группы в условиях паники. Воздействие и массовая коммуникация. Социально-психологические функции массовой коммуникации. Социокультурный и политический кон­тексты применения психологических способов воздействия.
Тема 15 Социально-психологические особенности профессионального общения Понятие «профессиональное общение», его сущность и содержание; основные психологические характеристики. Виды и формы профессио­нального общения. Функции профе<
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...