Министерство образования и науки Российской Федерации
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Направление подготовки (специальность)
Психология» (бакалавр)
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Москва 2013 г.
В задачи дисциплины входит:
- определение дисциплины, её специфики, предмета, целей, задач, связи с другими науками и областями практической деятельности;
- знакомство с основными теориями и методологическими подходами, сложившимися в отечественной и зарубежной социальной психологии;
- усвоение категориального аппарата социальной психологии;
- овладение современными технологиями социально-психологической диагностики, коррекции и консультирования;
- формирование первичных навыков научно-исследовательской работы и просвещения в области социальной психологии.
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Социальная психология» входит в Профессиональный цикл (Б.3) Базовая (общепрофессиональная часть).
Входные знания, умения и готовности:
- знание структуры психологии как науки, её предмета, задач, особенностей методологии;
- готовность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);
- способность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями общественных и естественных наук, культурологи (ОК-2);
- способность к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);
- способность к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);
- способность к нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8);
- способность и готовность к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);
- способность и готовность к применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2);
- способность и готовность к описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);
- способность и готовность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);
- способность и готовность к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);
- способность и готовность к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);
- способность и готовность к проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12).
В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
ЗНАТЬ
специфику и содержание социальной психологии как науки, ее связь с другими науками;
УМЕТЬ
хорошо ориентироваться в сложной социально-психологической обстановке, возникающей в жизни и деятельности людей;
ВЛАДЕТЬ
методологий и методами профессиональной деятельности психолога;
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3,3 зачетных единиц, 120 часов.
Количество часов по учебному плану
(очная форма обучения)
Всего 120 часов
Аудиторные занятия 64 часов, в том числе интерактивных занятий 32 часа
Самостоятельная работа 56 часов
№
п/п
Раздел, тема
Виды учебной работы, трудоемкость (в часах)
Формы текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации
Всего
Самостоят. работа
Аудиторные занятия
Всего
Лекционные
Групповые (семинары,практ.)
Лабораторные
Конт. раб.
Рефераты / эссе
Курсов. раб/ проект
Расчетно-графическая работа
Зачет*
Экзамен
Контр. точки
по мод.-рейтинг.
системе
Социальная психология как отрасль психологической науки
История развития социальной психологии
Методология и методы социально-психологических явлений
Личность как объект социально-психологического исследования
Социально-психологическая структура личности
Социализация и жизненный путь личности
Личность, роль и ситуация.
Личностная регуляция социального поведения
Личность и деятельность профессионала: социально-психологический аспект
Общение как объект психологического исследования
Коммуникативные аспекты общения
Межличностное восприятие и взаимопонимание
Взаимодействие людей в общении
Механизмы социально-психологического воздействия
Социально-психологические
особенности профессионального общения
Межличностные отношения как разновидность социальных отношений
Основные проблемы и направления изучения межличностных отношений в социальной психологии
Просоциальные и асоциальные проявления отношений
Межличностный конфликт как социально-психологический феномен
Основные виды и характеристики малой группы
Социально-психологическая феноменология малой группы
Группа и личность
Социально-психологические характеристики организаций
Социально-психологические характеристики больших социальных групп
Психология классов и имущественных групп
Национально-этнические общности
Общественные движения, партии и религиозные общности
Социально-психологические особенности различных возрастных и гендерных групп.
Социально-психологические проблемы межгрупповых отношений.
Социальная психология общества
Массы и массовые психические состояния
Массовые настороения, традиции, обычаи
Массовые социально-психологические явления
Массовые взгляды и представления
Психология массовой коммуникации
Основные направления прикладных исследований в социальной психологии
Общая трудоемкость
часы
з.е.
3,3
1,6
1,8
0,9
0,9
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Содержание дисциплины
№
п/п
Наименование разделов и
тем дисциплины
Содержание темы
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Тема 1
Социальная психология
как отрасль
психологической науки
Социальная психология как наука. Место социальной психологии в системе наук. Ее взаимосвязь с философией, другими гуманитарными и естественными науками.
Предмет социальной психологии. Представление о предмете социальной психологии в различных психологических школах и направлениях. Дискуссии о предмете социальной психологии в отечественной науке ХХ-столетия. Современные трактовки предмета социальной психологии. Социальная психология в структуре психологической науки, ее связь с другими отраслями психологии.
Основные задачи и проблемы современной социальной психологии. Социально-психологическое знание как система. Социально-психологическая реальность: социально-психологические объекты (явления) и их взаимосвязи.
Феноменология социальной психологии. Социально-психологические факты, закономерности, механизмы. Групповые, межгрупповые, личностно-групповые, межличностные и личностные социально-психологические явления. Социально-психологические процессы, состояния и образования.
Тема 2
История развития социальной психологии
Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания. Первые социально-психологические теории Г. Тарда, Г. Лебона, Мак-Дауголла. Их роль в становлении социальной психологии как науки.
Ведущие теоретических ориентации зарубежной социальной психологии: психоанализ, бихевиоризм, интеракционизм, когнитивная ориентация, гуманистическая ориентация и др.
Зарождение экспериментальной практики в социальной психологии. Первые социально-психологические эксперименты в США и Западной Европе.
Новые подходы в современной зарубежной социальной психологии (этогенический подход, концепция социальных представлений, концепция «коллективизма-индивидуализма» и др.) и основные направления развития зарубежной науки.
Возникновение и развитие социально-психологических идей в России ХХ столетия. Значение работ Г.В. Плеханова, П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, В.М. Бехтерева для развития отечественной социальной психологии. Дискуссия о предмете социальной психологии в 20-е и 60-е годы. Первые экспериментальные социально-психологические исследования в России.
Развитие отечественной социальной психологии в 80-е и 90-е годы ХХ столетия. Специфика исследований в отечественной социальной психологии в условиях становления в России рыночных отношений. Актуальные проблемы прикладных социально-психологических исследований в современной России.
Тема 3
Методология и методы исследования социально-психологических явлений
Понятие методологии. Уровни методологии. Методологические проблемы и принципы построения социально-психологического исследования. Принципы социальной психологии (частные). Принцип социальной и психологической комплексности, принцип социально-психологической причинности, принцип единства социально-психологических явлений, среды и активности, принцип социально-психологической системности, принцип социально-психологического развития, принцип объективности.
Основные базовые категории социальной психологии: «социализация», «общение», «отношение», «взаимодействие», «личность», «группа» и др.
Теоретическое и эмпирическое знание в социально-психологическом исследовании. Специфика и структура социально-психологического исследования. Основные требования к организации и этические проблемы.
Методы социально-психологического исследования. Классификация методов и критерии ее построения. Соотношение методологии, методов и методик социально-психологического исследования. Характеристика основных методов социальной психологии.
Наблюдение, специфика его организации в социально-психологическом исследовании, достоинства и недостатки, возможности и ограничения.
Метод анализа продуктов человеческой деятельности.
Эксперимент, его виды, требования к организации. Методические и методологические принципы социально-психологического экспериментирования. Специфика лабораторного и естественного эксперимента в социальной психологии.
Опрос и его формы, специфика, требования к организации. Анкетирование. Контент-анализ. Метод экспертной оценки. Метод групповой оценки. Тесты, специфика тестирования в социальной психологии. Методы измерения в социальной психологии: проблемы, специфика построения процедур.
Специальные методы социальной психологии. Социометрия, коммуникометрия, референтометрия.
Интерпретация и представление результатов социально-психологического исследования.
Раздел 2. Социальная психология личности
Тема 4
Личность как объект социально-психологического исследования
Специфика социально-психологического подхода к исследованию личности: «персонификация» социума, симметричность отношения «личность – социум», парциальность анализа социальных связей личности.
Социально-психологические теории личности (психодинамический, бихевиористкий, когнитивный, гуманистический, экзистенциональные подходы, ролевые теории, теория самоактуализации и др.). Социально-психологические направления и проблемы изучения личности.
Классификация методов социально-психологического исследования личности. Возможности и ограничения в социально-психологическом исследовании личности различными социально-психологическими методами. Сущность и содержание конкретных социально-психологических методов исследования личности, их возможности и ограничения.
Личность в социально-психологическом эксперименте. Особенности построения экспериментальных процедур в социально-психологическом исследовании личности. Различия общепсихологического и социально-психологического подходов к исследованию личности в эксперименте.
Тема 5
Социально-психологическая структура личности
Системно-структурный подход к личности. Проблема социально-психологической типологии личности. Наиболее известные социально-психологические типологии личности: К. Юнг, А.Ф. Лазурский, Д.Роттер, Э.Шостром, Э. Шпрангер, Э.Фромм.
Социально-психологическая структура личности. Понятие о социально-психологических свойствах личности. Возможные подходы к представлению об ансамбле социально-психологических свойствах и социально-психологическом облике личности. Направленность личности, морально-психологические и деловые свойства. Мировоззрение, ценностно-смысловая сфера, мотивационная сфера, когнитивные характеристики, локус контроля, социально-психологическая компетентность личности, статусно-ролевые характеристики, социальные чувства и настроения человека.
Социальный интеллект: понятие, структура, функции. Интеллект, социально-психологические способности и навыки человека, проблема их диагностики.
Социально-психологическая компетентность личности: понятие и структура. Житейская и профессиональная социально-психологическая компетентности, факторы их формирования.
Понятие «я» личности. Я-концепция как результат социального развития личности. Факторы и механизмы формирования, основные функции (обеспечения внутренней согласованности личности, защиты, интерпретации опыта). Установочные компоненты Я-концепции. Основные модальности самоустановок.
Самооценка как оценочная (аффективная) составляющая Я-концепции. Социально-психологические факторы формирования самооценки. Самооценка — самоуважение — чувство собственного достоинства. Универсальные аспекты самооценки и социальный контекст жизни человека. Я-концепция и интерперсональное поведение.
Тема 6
Социализация и жизненный путь личности
Понятие социализации. Цели и задачи социализации. Соотношение понятий «социализация» и «социальное развитие», «воспитание личности». Социализация, асоциализация, десоциализация и ресоциализация.
Концепции социализации: содержание, методологические принципы, основные положения. Социально-психологические и социологические аспекты социализации. Основные теоретические подходы к анализу социализации: биогенетические, социогенетические, интеракционистские теории, социально-экологический подход, теории социального научения, психоаналитические и когнитивистские теории.
Социализация как инкультурация, интернализация и адаптация. Общая и частная социализация. Содержание социализации. Социализация личности и личностный рост. Социализация и самоактуализация личности. Психологические проблемы социальных дезадаптаций.
Стадии социализации. Механизмы и институты социализации. Факторы и условия социализации. Средства и методы социализации. Роль общения и деятельности в социализации личности. Проблема детерминации социального поведения личности в процессе социализации. Роль референтной группы и значимого другого в социализации личности. Случайные встречи в социальном пространстве и их роль в детерминации жизненного пути личности.
Динамика социализации. Временной аспект социализации и связанные с ним понятия (время жизни, жизненный цикл, жизненный путь и биографическое событие). Половозрастные особенности социализации. Различия социализации детей и взрослых.
Социальная идентичность личности. Понятие персональной и социальной идентичности. Уровни идентичности по Э.Эриксону. Социально-психологические исследования формирования и развития социальной идентичности.
Социальная зрелость личности. Понятие социально зрелой личности. Социальный инфантилизм. Психосоциальная патология (алкоголизм, наркомания, суицид).
Изменения содержания социализации в современных условиях.
Тема 7
Личность, роль и ситуация
Понятие о социальной позиции, социальном статусе и социальной роли личности: содержание и соотношение. Ролевое поведение личности и ситуация. Множественность социальных ролей и связанных с ними ожидании. Основные компоненты и характеристики роли. Факторы успешности реализации роли. Сущность ролевого поведения. Ролевое оценивание и санкции. Освоение социальных ролей и развитие личности.
Психологические роли личности, их специфика, освоение и основные разновидности. Роль и «я» личности. Деиндивидуализация как феномен поглощения личности ролью. Экспериментальное изучение деиндивидуализации («тюремный эксперимент» Ф. Зимбардо).
Понятие ролевого конфликта, типы ролевых конфликтов личности. Ролевое самоопределение и самореализация личности. Самоподача личности и ролевая адекватность.
Понятие психологического времени и психологического возраста личности.
Тема 8
Личностная регуляция социального поведения
Понятие социального поведения личности и его регуляторов. Нормативная регуляция поведения. Девиантное поведение.
Социальная установка. Понятие аттитюда. Соотношение аттитюдов и ценностей. Различия в общепсихологической и социально-психологической трактовках понятия «установка». Современное понимание аттитюда в социальной психологии и имеющиеся разногласия.
Структура и функции социальной установки. Формирование социальных установок. Когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты аттитюда. Аттитюды и реальное поведение («загадка Лапьера»). Влияние аттитюда на поведение и поведения на аттитюды. Объяснительные модели аттитюда. Диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности В.А. Ядова.
Изменение социальных установок. Поведенческий и когнитивный подходы. Теории когнитивного соответствия.
Ценностные регуляторы поведения. Ценности и ценностные ориентации личности как регуляторы социального поведения человека.
Тема 9
Личность и деятельность профессионала: социально-психологический аспект
Личность профессионала. Система социально-психологических качеств личности профессионала. Профессионально значимые качества личности (моральные, интеллектуальные, эмоционально-волевые и коммуникативные качества) и методы их диагностики. Проблема приоритетности различных групп качеств и ее динамика в деятельности.
Требования, предъявляемые к профессионально важным качествам психолога, обусловленные содержанием и спецификой профессиональной деятельности.
Социальная психология профессиональной деятельности. Социально-психологические детерминанты профессионализма. Социально-психологическая проблематика отдельных видов профессиональной деятельности (управленческой, педагогической, врачебной, предпринимательской, торговой, правоохранительной, воинской и др.)
Раздел 3. Соиальная психология общения
Тема 10
Общение как объект психологического исследования
Общение как психологический и социально-психологический феномен. Специфика исследования общения в общей и социальной психологии. Общение и деятельность. Соотношение понятий «общение», «отношение», «коммуникация», «взаимодействие». Современные трактовки общения (как одного из видов человеческой активности, как реальности человеческих отношений, как субъект-субъектного отношения, как отношения обмена, как диалога). Общение и социальное поведение личности. Мотивационно-потребностная основа общения. Культурный контекст общения.
Основные направления и проблемы психологического анализа общения.
Основные феноменологические характеристики общения. Виды и формы общения: классификация и ее критерии. Структура общения: статический и динамический аспекты. Структурно-динамические модели коммуникативного процесса. Общение как процесс. Стадии контакта.
Функциональный анализ общения. Средства общения: виды, классификация. Компетентность в общении.
Общение с самим собой. Основные формы рефлексивного общения (внутреннее реплицирование, внутренний диалог, внутренний монолог). Значение и функции рефлексии в общении (когнитивная, регуляторная, компенсаторная и др.)
Тема 11
Коммуникативные аспекты общения
Понятие коммуникации. Особенности коммуникативного процесса между людьми, влияние позиции партнеров на эффективность коммуникативного процесса. Базовые элементы коммуникативного процесса. Обратная связь в межличностной коммуникации. Признаки и правила эффективной обратной связи.
Виды коммуникации. Вербальная коммуникация. Коммуникативные свойства человеческой речи. «Говорение» и «слушание» как психологические составляющие вербальной коммуникации. Основные виды слушания. Проблема активного слушания. Психологические механизмы передачи и приема информации в коммуникативном процессе. Психологические условия понимания сообщения. Причины искажения информации. Коммуникативные барьеры и способы их преодоления. Факторы эффективности вербальной коммуникации.
Невербальная коммуникация. Культурная детерминация невербальной коммуникации. Типы соотношения вербальной и невербальной коммуникации. Основные составляющие невербальной коммуникации (кинесика, паралингвистика, зкстралингвистика, проксемика, визуальное общение и др.) и их характеристика. Невербальные знаковые системы, используемые человеком в непосредственном межличностном общении. Оптико-кинетическая система знаков. Знаки габитуса, кинесики и костюма, законы их интерпретации в соотношении с языком. Функции невербальной коммуникации. Способы адекватного приема и интерпретации невербальной информации.
Проксемика в организации коммуникативного процесса и коммуникативной ситуации.
Время как невербальный компонент общения, его функции и культурно-историческая детерминированность.
Тема 12
Межличностное восприятие и взаимопонимание
Общение как восприятие и понимание людьми друг друга. Понятие социальной перцепции иее психологическое содержание в работах А.А. Бодалева и его учеников. Феномены, механизмы и эффекты социальной перцепции. Феномен первого впечатления и факторы его формирования. Идентификация. Перцептивные установки и перцептивные эталоны. Эффекты «первичности», «новизны», «ореола», «стеретипизации» и др. Рефлексия. Понятие об эмпатии. Проекция.
Социально-психологическая интерпретация партнера по общению. Факторы эффективности межличностного познания. Метаперцепция и точность межличностного оценивания. Социально-перцептивные ошибки, причины их возникновения и способы преодоления. Основные типы перцептивных ошибок в процессе построения образа партнера.
Атрибутивные процессы при переходе от социального восприятия к социальному познанию. Феномен каузальной атрибуции, ее роль в межличностном познании. Каузальная атрибуция как фактор эффективности обратных связей в коммуникативном процессе. Основные модели каузальной атрибуции. Теория казуальной атрибуции (Г.Келли, Э.Джонс и др.). Структура атрибутивного процесса. Ошибки каузальной атрибуции.
Управление впечатлением в общении. Самоподача как способ управления межличностным познанием. Виды самоподачи. Вербальная и невербальная самоподача.
Тема 13
Взаимодействие людей в общении
Проблема взаимодействия (интеракции) в социальной психологии. Интерактивные компоненты общения. Традиции зарубежной социальной психологии в исследовании процессов социального действия и взаимодействия. Подход к взаимодействию в концепции «символического интеракционизма». Структура и динамика процесса взаимодействия.
Виды и формы межличностного взаимодействия: классификация, критерииее построения, основные характеристики. Кооперативные формы взаимодействия. Формы позитивного взаимодействия: типология, общие характеристики. Негативные приемы взаимодействия (критика, оценка, принуждение, контроль и пр.). Экспериментальное исследование форм взаимодействия в социальной психологии. Методика Бейлса для наблюдения за процессом социального взаимодействия.
Сотрудничество как форма кооперации. Психологические предпосылки, условия, факторы, механизмы, принципы и методы организации сотрудничества. Психологические проблемы помогающего поведения.
Кооперация как форма взаимодействия. Конкуренция как форма взаимодействия.
Деструктивные формы взаимодействия.
Тема 14
Механизмы социально-психологического воздействия
Психологическое понимание воздействия (влияния). Специфика ситуаций психологического воздействия в общении. Общая характеристика приемов и способов социально-психологического воздействия (убеждение, внушение, подражание, заражение и др.), их психологические особенности, исторические корни, применение в современной жизни. Механизмы восприятия внешнего воздействия: идентификация, интернализация, конформизм.
Убеждение и внушение как методы организованного воздействия на личность. Сравнительная характеристика убеждения и внушения. Рациональные и эмоциональные характеристики убеждающего воздействия. Условия эффективности убеждения. Внушение как целенаправленное неаргументированное воздействие. Условия и предпосылки внушаемости. Проблема подготовки личности (аудитории) к внушающему воздействию. Условия эффективности внушения. Феномены суггестии, контрсуггестии, контрконтрсуггестии. Прикладное значение исследований социальной суггестии.
Подражание. Исторические традиции социальной психологии в исследовании подражания. Теория подражания Г. Тарда. Кумиры. Идеалы. Мода.
Заражение как способ группового воздействия. Феномен толпы. Паника. Причины возникновения паники. Психологические модели поведения личности и группы в условиях паники.
Воздействие и массовая коммуникация. Социально-психологические функции массовой коммуникации. Социокультурный и политический контексты применения психологических способов воздействия.
Тема 15
Социально-психологические особенности профессионального общения
Понятие «профессиональное общение», его сущность и содержание; основные психологические характеристики. Виды и формы профессионального общения. Функции профе<