Семинар 7. Психология влияния
Цель: Ознакомление с современным состоянием проблемы психологии влияния. Анализ основных теоретических и практических аспектов исследования влияния. Расширение представлений о ситуациях, факторах и технологиях влияния для формирования компетенции ПК-1 (способность и готовность к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности). Вопросы для обсуждения: 1. Общая характеристика приемов и способов социально-психологического влияния (убеждение, внушение, подражание, заражение и др.), их психологические особенности, исторические корни, применение в современной жизни. 2. Механизмы восприятия внешнего воздействия: идентификация, интернализация, конформизм. 3. Убеждение и внушение как методы организованного воздействия на личность. 4. Подражание. Исторические традиции социальной психологии в исследовании подражания. 5. Заражение как способ группового воздействия. Темы рефератов и докладов: 1. Теория подражания Г. Тарда. 2. Психология моды. Образовательные технологии личностно-ориентированные обучение, блочно-модульное обучение, модульно-рейтинговая система контроля знаний. Задание для самостоятельной работы: 1. Усвоить основные понятия: общественные групповые и межличностные отношения; деятельностная природа межличностных отношений и общения, сущность общения, коммуникативная сторона общения; интерактивная сторона общения; перцептивная сторона общения, механизмы восприятия, эффекты восприятия, идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипизация, каузальная атрибуция, перцептивные способности.
2. Ответить на контрольные вопросы: 1. Верно ли, что "социальная роль" является проявлением межличностных отношений? а) Да б) Нет. 2. Верно ли, что "межличностная роль" является проявлением межличностных отношений? а) Да б) Нет. 3. И общественные, и межличностные отношения раскрываются и реализуются в: а) трудовой деятельности; б) общении; в) учебной деятельности; г) в способе проведения досуга; д) в сексе. 4.Специфика отечественного подхода к определению сущности общения? 7. Содержание коммуникативного процесса? 8. Коммуникативные барьеры? 7. Коммуникативная сторона общения, это а) обмен информацией; б) процесс передачи информации от коммуникатора к рецепиенту; в) взаимодействие посредством общения; г) эмоциональный контакт двух партнеров. 8. Механизмы перцептивного процесса? 9. К функциям социальной перцепции не относится: а) познание себя; б) познание партнера по общению; в) передача информации; г) организация совместной деятельности на основе взаимопонимания; д) установление эмоциональных отношений. 10. Эффекты "ореола", "новизны", "первичности" проявляются при: а) восприятии незнакомого человека; б) восприятии знакомого человека; в) восприятии людьми друг друга; г) все ответы верны. Составить творческие, в том числе тестовые задачи. Форма контроля самостоятельной работы: Устный опрос в ходе семинара. Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: модульно-рейтинговая система контроля. Семинар 8. Межличностные отношения как предмет социально-психологического исследования. Цель: Ознакомление с основными понятиями и концепциями социально-психологического изучения межличностных отношений; расширение представлений об особенностях и закономерностях формирования межличностных отношений разного вида для формирования компетенций ОК-4 (способность к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики), ПК-2 (способность и готовность к применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией).
Вопросы для обсуждения: 1. Межличностные отношения. Их соотношение с общественными и межгрупповыми отношениями. 2. Психологическая теория отношений личности в работах В.Н. Мясищева. 3. Структура взаимоотношений. Типы отношений и основания их классификации. 4. Психологические факторы и механизмы формирования взаимоотношений. 5. Динамика межличностных отношений. Явление аккомодации и феномен социального проникновения в межличностных отношениях. 6. Проблема межличностной совместимости. Подходы к исследованию межличностной совместимости. 7. Виды деструктивных межличностных отношений. Темы рефератов и докладов: 1. Аттракция и развитие межличностных отношений. 2. Теория межличностных отношений В. Шутца. 3. Опросник межличностных отношений – ОМО. 4. Проблема коррекции деструктивных межличностных отношений Образовательные технологии личностно-ориентированные обучение, блочно-модульное обучение, модульно-рейтинговая система контроля знаний. Задание для самостоятельной работы: 1. Усвоить основные понятия: межличностные отношения; деятельностная природа межличностных отношений и общения, сущность общения, коммуникативная сторона общения; интерактивная сторона общения; перцептивная сторона общения, механизмы восприятия, эффекты восприятия, идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипизация, каузальная атрибуция, перцептивные способности. 2. Ответить на контрольные вопросы: 1. Верно ли, что "социальная роль" является проявлением межличностных отношений? а) Да б) Нет. 2. Верно ли, что "межличностная роль" является проявлением межличностных отношений? а) Да б) Нет. 3. И общественные, и межличностные отношения раскрываются и реализуются в: а) трудовой деятельности; б) общении; в) учебной деятельности; г) в способе проведения досуга; д) в сексе.
4.Специфика отечественного подхода к определению сущности общения? 5. Содержание коммуникативного процесса? 6. Коммуникативные барьеры? 7. Коммуникативная сторона общения, это а) обмен информацией; б) процесс передачи информации от коммуникатора к рецепиенту; в) взаимодействие посредством общения; г) эмоциональный контакт двух партнеров. 8. Механизмы перцептивного процесса? 9. К функциям социальной перцепции не относится: а) познание себя; б) познание партнера по общению; в) передача информации; г) организация совместной деятельности на основе взаимопонимания; д) установление эмоциональных отношений. 10. Эффекты "ореола", "новизны", "первичности" проявляются при: а) восприятии незнакомого человека; б) восприятии знакомого человека; в) восприятии людьми друг друга; г) все ответы верны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|