3.4.2. Псевдо-Пселл. Иерархия падших духов
Центральной идеей всех построений Псевдо-Пселла, автора диалога Π ε ρ ὶ ἐ ν ε ρ γ ε ί α ς δ α ι μ ό ν ω ν (О действиях демонов)[244], в области демонологии является учение об иерархичности падших духов, степень нравственного падения, отдаленности от добра и озлобленности по отношению к человеку которых пропорционально зависит от степени их приближения к материи. В этом сочинении Псевдо-Пселл разрабатывает иерархию демонов, разделяя их на шесть порядков или чинов, по критерию их телесных свойств и места обитания в мире. Подлинный Пселл также пишет относительно различных видов демонов, но его сочинения по этому вопросу не составляют собственных его взглядов, а содержат лишь изложение древних философских учений, к которым он обращался как энциклопедист и ипат философов[245]. В своем кратком сочинении по истории демонологических доктрин античности (Π ε ρ ὶ δ α ι μ ό ν ω ν ) Пселл приводит следующие деления демонов: “они разделяют их род [т. е. демонов], по некоторым критериям и степеням, согласно отпадению от высших: одних в небесах оставляют нетронутыми, других в Тартар помещают, а других вокруг земли распространяют, есть же и такие, которых в материю помещают по жребию и в материальные страсти [246]. В трактате Ἐ λ λ η ν ι κ α ὶ δ ι α τ ά ξ ε ι ς π ε ρ ὶ δ α ι μ ό ν ω ν , Пселл, обращаясь к неизвестному (или, возможно, вымышленному) корреспонденту, отличает христианское учение о демонах от языческого, утверждая, что изменением ангельского состояния в демонское, падшие духи обязаны своей свободной воле, которая создала возможность уклонения воли в к отпадению от Бога, тогда как эллинские философы считали их изначально структурированными на высших, более или менее добрых, и низших, которым свойственно стремление к материи и ненависть к человеку: “по нашему учению, брат мудрейший, от ангельского чина утвердились первые демоны, соскользнув в дальнейшем от стремления к Богу (τ ῆ ς π ρ ὸ ς θ ε ὸ ν ν ε ύ σ ε ω ς ), проявили изволение к отпадению и всяческому злу обменяли лучшее. Эллинское же учение нигдеже именует злым демона (ο ὔ φ η σ ι δ α ί μ ο ν α ο ὐ δ έ ν α κ α κ ό ν ), но различает их множество, каждого же от века помещая, с данной им провидением властью и чином (π α ρ ὰ τ ῆ ς π ρ ο ν ο ί α ς ἐ ξ ο υ σ ί α ς κ α ὶ τ ά ξ ε ω ς )”[247]. Здесь Пселл различает два философских представления о месте падших духов в мироздании. Первое – христианское, учит о несубстанциональности зла, и именует демонами отпадших ангелов; второе – языческий дуализм, который делит мир на два начала: демиурга доброго и злого, как учили, к примеру, мессалиане в XI веке, которых также усиленно обличает Псевдо-Пселл в Π ε ρ ὶ ἐ ν ε ρ γ ε ί α ς δ α ι μ ό ν ω ν .
Псевдо-Пселл выстраивает иерархии падших духов по определенным критериям, которых придерживается в рамках своей демонологии. Это материальность демонов, в противоположность совершенной нематериальности ангелов. Пселл также считает главным критерием для иерархического различения падших духов в языческой философии материальные качества или свойства “тел” падших ангелов. Так, в Ἐ λ λ η ν ι κ α ὶ δ ι α τ ά ξ ε ι ς π ε ρ ὶ δ α ι μ ό ν ω ν Пселл перечисляет различные виды демонов, обладающих своими индивидуальными особенностями: “действительно, души демонов, имеют свои божественные (θ ε ί α ς ), духовные (ν ο ε ρ ά ς ), разумные (λ ο γ ι κ ά ς ), физические (φ υ σ ι κ ά ς ), телесные (σ ω μ α τ ι κ ά ς ), материальные (ὑ λ α ί α ς ) различия. Различные же имеют и телесные формы (τ ὰ ς σ ω μ α τ ι κ ὰ ς μ ο ρ φ ά ς )”[248].
В диалоге Π ε ρ ὶ ἐ ν ε ρ γ ε ί α ς δ α ι μ ό ν ω ν, пользовавшемся большой популярностью в средневековой демонологической литературе[249], устами участников диалога, Псевдо-Пселл выстраивает особую иерархию демонов, обособленную от иерархии ангелов, разделяя демонов на шесть видов, по критерию места их обитания, разность которого напрямую зависит от качества и особенностей “тела” падшего духа. Место обитания падшего духа, в свою очередь, характеризует иерархическое положение демона и его место в порядках духовных существ: чем дальше демон отстоит от земли и чем “тоньше” его “тело”, тем выше он расположен в иерархии падших духовных существ. Первый высший род демонов – λ ε λ ι ο ύ ρ ι ο ν, это огненные, сияющие или сверкающие демоны, которые обитают в эфире разреженного воздуха над луной. Далее следуют ἀ έ ρ ι ο ν – обитающие в воздухе под луной, затем идут χ θ ό ν ι ο ν – населяющие землю, ὑ δ ρ α ι ό ν – пребывающие в воде, ὑ π ο χ θ ό ν ι ο ν, которые живут под землей и наконец, μ ι σ ο φ α ὲ ς (букв. “светоненавистники”) – низший род демонов, они ненавидят свет, никогда не появляются днем, но по ночам нападают на людей, жестоко муча их и иногда убивая[250]. Вот как описывает их Псевдо-Пселл в Π ε ρ ὶ ἐ ν ε ρ γ ε ί α ς δ α ι μ ό ν ω ν :
В латинском переводе Гваццо (1603), Compendium Maleficarum, который был осуществлен вероятно на основе т. н. альтернативной редакции диалога, содержится более подробное описание каждого вида демонов[252]. Демоны последних трех видов приносят вред человеку. Эти низшие демоны разумом подобны животным; они лишены интеллекта и свободной воли, обитая в определенных местах, они атакуют людей, забредших туда, как мухи и слепни, повинуясь некому инстинкту, влекущего их на тепло человеческого тела. Низшие демоны могут иногда говорить и давать ложные пророчества, но самые нижние демоны – “светоненавистники (τ ὸ μ ι σ ο φ α ὲ ς )” – полностью лишены способности общения с человеком[253].
Представление том, что не все падшие духи равны между собой и что у них есть различие и соподчинение, берет свое начало еще в евангельских словах произнесенных Господом: “Если нечистый дух найдет место в человеке, из которого он был изгнан, незанятым, то возвращается назад, причем приводит с собою еще семь бесов, злейших себя” (Лк. 11; 26). В патристических писаниях встречается множество высказываний, относящих присутствие демонов к тому или иному месту вселенной. Относительно воздушных демонов можно прочитать в толковании на 41-й псалом свт. Иоанна Златоуста[254]; о демонах, обитающих в воде и воздухе, находим в молитве XI века, читавшейся на всем православном Востоке на Крещение: “Да отступят от нас вся воздушная и неявленная привидения, и да не утаится в воде сей демон темный”[255]. Несмотря на некоторую схожесть локализации обитания демонов в этих цитатах с Пселлом, тем не менее, подход православной традиции в корне отличен – он не подразумевает реальной материальности в существе падших ангелов и безысходного существования в стихиях мира.
Эта классификация Псевдо-Пселла, по нашему мнению, не соответствует христианскому мировоззрению, так как предполагает реальное овеществление падших духов. Слишком увлекшись идеей бесконечных эманаций неоплатонизма, Псевдо-Пселл проэцирует языческое учение на иерархию ангелов, несколько своеобразно пытаясь продолжить ангелологическую схему Псевдо-Дионисия иерархиями демонов. В подражание вертикальному порядку Ареопагитик, Псевдо-Пселл применяет к христианской демонологии древнюю языческую идею иерархического ряда, нисходящего от светлых и почти добрых демонов, до вещественных, грубых и чрезвычайно жестоких духов. Допуская реальную вещественность демонов, Псевдо-Пселл невольно принимает также изменение их природы, которое произошло после отпадения от Бога нематериальных, в своем естественном состоянии, ангелов. Таким образом, характерная черта воззрений Псевдо-Пселла в области демонологии – иерархичность падших духов, выстроена по критерию наличия в их природе имманентной этому миру материальной составляющей тела демонов. Приняв этот критерий, Псевдо-Пселл допускает отличие демонского материального “тела” от нематериальной по отношению к здешнему миру, но телесной ангельской природы. Теория выстроенной Псевдо-Пселлом иерархии основывается на подразумеваемых постулатах: идее моментального возникновения иной иерархии во время отпадения духов, а также представлении о том, что демоны в момент своего падения претерпели изменение “тел”, в состав которых вошла материальная составляющая (ὕ λ η ). Из речей Тимофея и Фракса, участников диалога в Π ε ρ ὶ ἐ ν ε ρ γ ε ί α ς δ α ι μ ό ν ω ν , остается не ясным, как соотносится эта демонская иерархия, с ангельской иерархией Ареопагитик, которой в целом придерживается автор псевдоэпиграфа, стала ли она продолжением-наоборот, отрицательной стороной ангельской иерархии, в качестве ее противоположности или же она оказалась ниже человеческих душ, как у Оригена. Иерархия демонов, предложенная Псевдо-Пселлом впервые за всю историю христианства, концептуально была обоснована задолго до него. Псевдо-Пселл лишь рационализировал элементы ангелологических представлений, ведущих свое начало с античности, поддержанных затем апологетами и, в какой-то мере, аскетическими церковными писателями.
Таким образом, отличие методологии в подлинных сочинениях Михаила Пселла от автора псевдоэпиграфа к “материалам”, которые они черпали из античной философии, очевидно. Пселл согласует все свои взгляды с христианской традицией, изменяя лишь внешнюю словесную оболочку на неоплатоническую и подтверждая христиансое учение мыслями древних философов, тогда как Псевдо-Пселл за саму основу берет язычеческие концепции. Пселл обращается к древним с интересом ученого, не занимающегося исключительно положительным знанием, но исследующего также негативные, с христианской точки зрения, источники[256], автор же Π ε ρ ὶ ἐ ν ε ρ γ ε ί α ς δ α ι μ ό ν ω ν не только обращается к философам за терминологией, но широко применяет их собственные взгляды на природу демонов, и, пытаясь достичь некоего синтеза, впадает попросту в языческий демонизм, не имеющий ничего общего с христианством. Глава 4. ДЕМОНОЛОГИЯ ПСЕЛЛА И ПСЕВДО-ПСЕЛЛ
Выявление подлинных демонологических воззрений Михаила Пселла возможно только при помощи разграничения его настоящих представлений от идей, приписанных ему в результате неверной атрибуции диалога Π ε ρ ὶ ἐ ν ε ρ γ ε ί α ς δ α ι μ ό ν ω ν . Для этого необходимо определить подлинную теоретическую основу демонологии Пселла, а также его воззрения практической направленности (противостояние демонам, методы борьбы с ними). Ключевым отличием теоретических воззрений Пселла является идея бестелесности и нематериальности не только ангелов, но также и отпавших от Бога демонов. Для того, чтобы представить цель демонологии Пселла, ее практическую направленность, необходимо сопоставить Житие св. Авксентия, несомненно принадлежащее Пселлу и изобилующее демонологической тематикой, с псевдоэпиграфом Π ε ρ ὶ ἐ ν ε ρ γ ε ί α ς δ α ι μ ό ν ω ν . 4. 1. Падение ангелов. Проблема зла Проблеме зла и отпадения демонов от ангельского чина Михаил Пселл посвящает 29-ю главу своей Theologica[257]. Он поднимает глубинные проблемы христианской теодицеи: почему отпавшие от Бога ангелы не могут возвратиться обратно к Благу, в то время как павшим людям оставлена возможность возвращения, почему выходит так, что ангелы в этом отношении неизменны (ο ἱ μ ὲ ν ἄ ν θ ρ ω π ο ι τ ρ ε π τ ο ί ), тогда как люди подвержены изменению (ο ἱ δ ὲ δ α ί μ ο ν ε ς ἄ τ ρ ε π τ ο ι ), ведь “если причастная телу разумная природа, ниспавшая в пучину, восходит обратно и в небесах помещается, то из-за чего же самой некогда бестелесной [природе], избравшей поползновение от благого, не измениться обратно во благо? ”[258] Подобные вопросы Пселл причисляет к великим недоумениям и догматам (τ ο ῖ ς μ ε γ ά λ ο ι ς ζ η τ ή μ α σ ί τ ε κ α ὶ δ ό γ μ α σ ι ), разрешить которые он едва в состоянии. Различие в возможности возвращения к Благу (ἐ π ά ν ο δ ο ς π ρ ὸ ς τ ὸ ἀ γ α θ ὸ ν ) Пселл связывает, прежде всего, с разностью природ ангела и человека. Человек – составная или сложная (σ ύ ν θ ε τ ο ς ) природа, в нем необходимо присутствует две неравные составляющие: тело и душа. Тело придает невидимой природе души обозримые размеры. Душа – подлежит материальному основанию тела, движет и животворит его (ζ ω ο π ο ι ε ῖ )[259]. “Ведь душа, – указывает Пселл, общающаяся с телом, никогда не производила в себе крайность порока, и не лишилась находящегося в ней семени добра (ἡ τ ο ῦ κ α λ ο ῦ σ π ο ρ ά ), благодаря которому, если только пожелает, отрешается снова от пути порока (ἀ π ὸ τ ῆ ς κ α κ ί α ν ὁ δ ο ῦ ) и возвращается к первоначальному образу жизни (π ρ ὸ ς τ ὸ π ρ ῶ τ ο ν ε ἶ δ ο ς ἐ π ά ν ε ι σ ι τ ῆ ς ζ ω ῆ ς )[260]”. Человек обладает возможностью возвращения к Богу, но может и не воспользоваться этой возможностью, в том случае если сознательно направит на неверный путь свою волю: “Для нас добродетель (ἀ ρ ε τ ή ) – это причастность Первому Благу (ὸ μ ε τ έ χ ε ι ν τ ῆ ς π ρ ώ τ η ς ἀ γ α θ ό τ η τ ο ς ), но если мы не обращаемся к Свету то отгораживаемся от Него, однако можем снова прозреть. Мы направляемся от возможности блага к изволению (ε ἰ ς τ ὸ ἐ ν ε ρ γ ε ί ᾳ ); если же мы потеряли изволение блага (ἐ ν έ ρ γ ε ι α ν ἀ γ α θ ο ῦ ), тогда не возвращаемся снова к возможности [спасения], от которой происходит возвращение обратно, ибо возможность движения заключается в изволении (ἡ γ ά ρ δ ύ ν α μ ι ς ὁ δ ό ς ἐ σ τ ι π ρ ὸ ς ἐ ν έ ρ γ ε ι α ν )”[261]. Природа ангела, в противоположность человеку, – проста (ἀ π λ ῆ φ ῦ σ ι ς ), и это – причина укоренения падших духов во зле, которые потеряли как возможность, так и изволение к своему обращению, – они “и не желают, и не могут достигнуть блага”. Вот как пишет Пселл: “С подобными недоумениями, в невыразимых муках начиная разумные изложения, мы приписали бы способность к возвращению тем сложным [природам], которые поползнулись, согласно [христианскому] учению, произойдя от блага; у простых же природ, претерпевшим это однажды – исчезла возможность обращения (ἡ ἐ π α ν ά γ ο υ σ α π ε π έ δ η τ α ι δ ύ ν α μ ι ς ), а вместе с возможностью утратилась также часть воли (τ ὸ μ έ ρ ο ς ἄ π ε σ τ ι τ ῆ ς β ο υ λ ή σ ε ω ς ); потому и не желают, и не могут вернуться к Благу (ο ὔ τ ε β ο ύ λ ο ν τ α ι ο ὔ τ ε δ ύ ν α ν τ α ί γ ε ἐ π α ν ε λ θ ε ῖ ν π ρ ὸ ς τ ὸ ἀ γ α θ ό ν ). Так мы утверждаем поначалу. Во всякой сложной [природе] с одной стороны есть нечто низшее, с другой – высшее. Следовательно, самое низшее есть, к примеру, подлежащая материя, а самое высшее – обладает разумом формообразующей природы (φ ύ σ ε ω ς ἐ π έ χ ε ι λ ό γ ο ν ε ἰ δ ο π ο ι ο υ ). Нечто подобное есть в нас: одно – тело, другое – душа, одно – подлежащее материальной причине (ὡ ς ὑ λ ι κ ὸ ν α ἴ τ ι ο ν ὑ π ο κ ε ί μ ε ν ο ν ), другое – формообразующе совершающее ее (ε ἰ δ ο π ο ι ὸ ν σ υ μ π ε ρ α ί ν ο υ σ α τ ο ῦ τ ο ), придавая [.. о]пределенные размеры ее невидимой природе ([.. ὠ ]ρ ι σ μ έ ν α μ έ τ ρ α τ ῇ ἀ ο ρ ι σ τ ί ᾳ τ ῆ ς φ ύ σ ε ω ς τ ο ύ τ ο υ κ α θ υ π ο β ά λ λ ο υ σ α )”[262]. У демонов, утверждает Пселл, все-таки остается возможность восстановления, однако они не могут воспользоваться ей, поскольку павшее или соскользнувшее свойство (ἡ δ ι ο λ ι σ θ ή σ α σ α μ ο ῖ ρ α ), которое они приобрели во время своего отпадения от Бога, заставляет их оставаться у источника погибели. Люди имеют беспрепятственную возможность обратиться к Богу, тогда как демоны, “напротив, если бы кто пожелал возвратиться к прежнему состоянию, то это изволение их не совершенно угасшей возможности (μ ὴ ἀ π ο σ β ε σ θ ε ί σ η ς δ υ ν ά μ ε ω ς ), но единое павшее свойство анге[льского] чина (μ ό ν η δ ὲ ἡ δ ι ο λ ι σ θ ή σ α σ α μ ο ῖ ρ α τ ῆ ς ἀ γ γ ε [λ ι κ ῆ ς ]), вместе с началозлобным демоном, словно в неких адрастионовых[263] (неотвратимых) оковах, его связывающих, заставляет пребывать близ источника погибели (ἐ π ὶ τ ο ῦ ὀ λ ι σ θ ή μ α τ ο ς μ ε μ έ ν η κ ε ν ε ἰ σ α ε ί )”[264]. Кроме того, вступает в силу аргумент последовательности: отпавшим ангелам, “которым, наперекор самих себя, остается только движение к злу (ἡ π ρ ὸ ς κ α κ ί α ν ἐ σ τ ὶ κ ί ν η σ ι ς ), не оставлена [возможность] возвращения к благу (π ρ ὸ ς τ ὸ ἀ γ α θ ὸ ν ο ὐ κ α τ α λ έ λ ε ι π τ α ι ἐ π ά ν ο δ ο ς ), поскольку не для того они вступают на путь порока, чтобы назад возвратиться, но немедленно до конца утвердились [во зле]; когда у неустоявших исчезла способность выбора (ἀ π έ σ β η μ ὲ ν ἡ τ ῆ ς π ρ ο α ι ρ έ σ ε ω ς δ ύ ν α μ ι ς ), одновременно с этим отпала и воля (σ υ ν α π έ λ η ξ ε δ ὲ κ α ὶ ἡ β ο ύ λ η σ ι ς )”[265]. Ключевым пунктом, отличающим демонологические воззрения Пселла от автора учения Π ε ρ ὶ ἐ ν ε ρ γ ε ί α ς δ α ι μ ό ν ω ν , является нематериальность и бестелесность демонов. Согласно автору псевдоэпиграфа – Псевдо-Пселлу, демоны претерпели изменение своей природы, став материальными после отпадения от Бога. Подлинные представления Пселла, совершенно противоположны этим, некогда приписанным ему идеям. Отпадение демонов от Бога совершенно не изменило их природы, переменив в корне лишь их состояние, которое характеризуется направленностью их движения (κ ί ν η σ ι ς ). Пселл специально отмечает, что “простая природа, если она отпала от блага, не устремляется в бездну материи (ἐ ν τ ῷ τ ῆ ς ὕ λ η ς β υ θ ῳ ), но остается на месте (μ έ ν ε ι δ ὲ ), сохраняя таким же (α ὖ θ ι ς ) свое бытие. Падение (π τ ῶ σ ί ς ) же ее – это изменение состояния (ἡ μ ε τ α β ο λ ὴ τ ῆ ς ἕ ξ ε ω ς ), то есть движение от блага к абсолютному злу (ἡ ἀ π ὸ τ ῦ ἀ γ α θ ο ῦ π ρ ὸ ς τ ὸ π α ν τ ε λ ὲ ς κ α κ ὸ ν κ ί ν η σ ι ς ), от добродетели к пороку и во тьму от света”[266]. Таким образом, Пселл подходит к определению зла, которое, согласно всей патристической традиции, есть недостаток добра: “Следовательно, зло (ἡ κ α κ ί α ) – это как бы несостоявшаяся добродетель (ο ὐ κ ἄ ν π ο τ ε ἀ ρ ε τ ὴ γ έ ν ο ι τ ο ) и укрепившаяся против солнца тьма (σ κ ό τ ο ς ), некогда светившая”[267]. Далее Пселл пишет: “Таким образом, если бестелесная природа (ἀ σ ώ μ α τ ο ς φ ύ σ ι ς ), не проживавшая в простоте жизни подвигнулась от блага, не меняется в обратное [состояние], от которого удалилась: ведь как до конца угасший фитиль и совсем не дымящийся, никогда не зажгется сам собой, не имея воспламеняющей силы, так и простая природа, ниспав в противоположное самой себе состояние, в […. ] переместилась (μ ε τ α κ ι ν η θ ε ί η )”[268]. Довольно значительная лакуна в конце предложения (в одном из ключевых мест для понимания ангелологии Пселла! ) оставляет только догадываться, что хотел сказать Пселл относительно того, какие изменения произошли в ангелах после отпадения от Бога. Очевидно, Пселл продолжает мысль о том, что падение ангелов это движение с определенной направленностью, используя понятие κ ί ν η σ ι ς по отношению к состоянию ангелов до и после падения. Павшие ангелы не могут переменить вектора своего κ ί ν η σ ι ς, переместившись в такое положение из которого не могут обратиться к Богу. Пселл заключает, что “бестелесное существо (ἀ σ ώ μ α τ ο ς ο ὐ σ ί α ), если случайно отрывается от блага, тотчас переменяется в противоположное качество (π ρ ὸ ς τ ὴ ν ἐ ν α ν τ ί α ν μ ε τ ε β λ ή θ η π ο ι ό τ η τ α ), от которого никогда не возвратится в первую и свойственную своему происхождению жизнь (ο ὐ κ ἄ ν π ο τ ε π ρ ὸ ς τ ὴ ν π ρ ώ τ η ν κ α ὶ γ ε ν έ θ λ ι ο ν ἐ π α ν α κ ά μ ψ ε ι ζ ω ή ν ). Ведь не отчасти в ней благо, чтобы и злом отчасти становиться, но, или целиком во благе пребывает, или в абсолютное зло изменяется (ἀ λ λ ’ ὥ σ π ε ρ ὅ λ η ἐ ν τ ῷ ἀ γ α θ ῷ ἐ σ τ ι ν, ο ὕ τ ω ς ὅ λ η ἐ ν τ ῷ κ α κ ῷ γ ί [ν ε τ α ι ])[269]”. Космологическая концепция двойной диалектики исхождения тварного от Бога и возвращения к Нему (π ρ ό ο δ ο ς -ἐ π ι σ τ ρ ο φ ή ) исключается у Пселла в отношении отпавших ангелов. Не все творение обладает возможностью возвращения (ἡ ἐ π α ν ά γ ο υ σ α δ ύ ν α μ ι ς ), но только люди, что связано с отличием простой природы умных существ от сложной природы человека. Кроме того, в человеке сохранилось семя добра (ἡ τ ο ῦ κ α λ ο ῦ σ π ο ρ ά ) и потому он имеет возможность возвращения к Благу (ἐ π ά ν ο δ ο ς π ρ ὸ ς τ ὸ ἀ γ α θ ὸ ν ). Демоны, обладающие той же простой природой, что и ангелы, не претерпев ее изменения в результате отпадения от Бога, потеряли возможность возвращения. Эти теоретические концепции нашли свое отражение в Житии св. Авксентия, в котором либо сам Пселл высказывает свои мысли по поводу демонологических проблем от лица повествователя, либо вкладывает в уста святого речи, затрагивающие вопросы природы демонов и методы борьбы с ними.
4. 2. Природа демонов согласно Житию св. Авксентия Всегда проявлявший повышенный интерес к проблемам демонологии[270], Пселл пользуется текстом Жития св. Авксентия, для того, чтобы изложить свои взгляды по вопросам природы демонов и методам борьбы с ними. В Житии, среди многочисленного материала, посвященного исцелениям святым Авксентием одержимых демонами людей, Пселл высказывает мысли, сходные с теоретическим изложением демонологии, которое он дает в 29-й главе Theologica. В связи с задачей отличения подлинных взглядов Пселла от приписанных ему из псевдоэпиграфа, необходимо исследовать опровергает ли Пселл в Житии св. Авксентия идею материальности демонов, как это он делает в 29-й главе Theologica, а также вводит ли какие-либо градации демонов, подобных тем, что изложены в Π ε ρ ὶ ἐ ν ε ρ γ ε ί α ς δ α ι μ ό ν ω ν . Как уже указывалось, в своем изложении демонологии, Михаил Пселл говорит о том, что демоны после отпадения от Бога не претерпели изменения своей ангельской и нематериальной природы[271], тогда как приписанный ему псевдоэпиграф, напротив, настаивает на различной степени материальности демонов и телесности всех небесных существ[272]. Применяя свои демонологические концепции к практической сфере аскетической жизни, Пселл пишет в Житии о том, что природа демонов отрешена от тела и потому не имеет возможности обращения, человек обладает семенем добра и связан по природе с телесной составляющей и может возвратиться к Богу. Мотив отличия простой природы от сложной, бестелесной от телесной по отношению к сотериологической перспективе звучит у Пселла в устах святого, изгоняющего демона: “Оставь человека – образ Божий; ты покинул навсегда чин, в котором располагался в начале времен и не имеешь более возможности возвратиться туда, поскольку ты ангел, обладающий природой, отрешенной от тела (τ ὴ ν φ ύ σ ι ν ἀ φ ε ι μ έ ν η ν ἔ χ ω ν τ ο ῦ σ ώ μ α τ ο ς ), тогда как человек обременяемый естественными нуждами тела (τ α ῖ ς τ ο ῦ σ ώ μ α τ ο ς τ υ ρ α ν ν ο ύ μ ε ν ο ς ἀ ν ά γ κ α ι ς φ υ σ ι κ α ῖ ς ) и вовлеченный вследствие вещественного жития в низшую жизнь (π ρ ὸ ς τ ὴ ν χ ε ί ρ ο ν α ζ ω ὴ ν ), не потерял вконец семена добра (τ ὰ τ ο ῦ ἀ γ α θ ο ῦ ἀ π ε β ά λ λ ε τ ο σ π έ ρ μ α τ α ), но когда свое мышление обращает к должному (ὁ λ ό γ ο ς α ὐ τ ο ν π ρ ὸ ς τ ὸ δ έ ο ν μ ε τ α κ ι ν ή σ ῃ ), снова возвращается к Богу (π ρ ὸ ς τ ὸ ν θ ε ὸ ν α ὖ θ ι ς ἐ π ά ν ε ι σ ι ) и не забывает своего Творца”[273]. Ключевым вопросом понимания природы демонов в Житии является проблема их нематериальности. Из вышеприведенного текста очевидно, что Пселл придерживается концепции бестелесности демонов, ибо они пребывают во все той же не подвергшейся изменению ангельской природе, отрешенной от тела (τ ὴ ν φ ύ σ ι ν ἀ φ ε ι μ έ ν η ν ἔ χ ω ν τ ο ῦ σ ώ μ α τ ο ς ). Тем не менее, Житие не столь однозначно в отношении вопроса о нематериальности демонов. Если в вышеприведенной речи св. Авксентий называет демона отрешенным от природы тела, то есть пассажи, которые кажутся соответствующими той ветви аскетической традиции, которая учит о плотных и вещественных демонах. Так Пселл пишет, что однажды дорогу святому перегодила беременная женщина носившая, кроме обузы, которой ее обременила природа (ἔ γ κ υ ο ς δ ' ἄ ρ α ἦ ν κ α ὶ π ρ ὸ ς τ ῷ β ά ρ ε ι τ ῆ ς φ ύ σ ε ω ς ), также велию тяжесть духа (κ α ὶ ἄ χ θ ο ς τ ι μ έ γ α ἐ π ι π ε φ ό ρ τ ι σ τ ο π ν έ υ μ α τ ο ς )[274]. Если выражение ἄ χ θ ο ς τ ι μ έ γ α может означать здесь тяжкое бремя одержимости демоном, как наказание за греховные проступки человека и, таким образом, должно пониматься иносказательно, то не так легко интерпретировать другое высказывание Пселла по этому вопросу. Перед описанием исцелений, совершенных св. Авксентием над одержимыми женщинами, Пселл вставляет следующий вводный пассаж: “есть некоторый род демонов целиком скитающийся возле земли (ἔ σ τ ι τ ι γ έ ν ο ς δ α ι μ ό ν ι ο ν π ά ν τ ι π ε ρ ὶ γ ῆ ν κ α λ ι ν δ ο ύ μ ε ν ο ν ), поскольку падение было не одинаковым для отпавших духов (ο ὐ γ ὰ ρ ὁ ν ο ί α ἡ π τ ῶ σ ι ς τ ο ῖ ς ἀ π ο ρ ρ ι φ ε ῖ σ ι π ν ε ύ μ α σ ι γ έ γ ο ν ε ν ); вследствие чего те, кто пали очень низко – весьма тучные (π α χ ε ῖ ς τ ε ἄ γ α ν ε ἰ σ ι ), любят материальные и телесные вещи (φ ι λ ό ϋ λ ο ί τ ε κ α ὶ φ ι λ ο σ ώ μ α τ ο ι ), также любят женскую красоту (γ υ ν α ι κ ε ί ο υ κ ά λ λ ο υ ς ἐ ρ ᾶ ν ), цепляются за их локоны и поселяются в их грудях, но не из-за того, что они имеют, как я полагаю, природное желание этого (ο ὐ χ, ὡ ς ο ἶ μ α ι, φ υ σ ι κ ὴ ν τ ο ύ τ ω ν ἑ π ι θ υ μ ί α ν ἔ χ ο ν τ ε ς ), а поскольку сами любящие украшаться женщины отдаются лукавым духам (ὅ τ ι γ υ ν α ι κ ῶ ν α ἱ φ ι λ ό κ ο σ μ ο ι κ α θ ' ἑ α υ τ ῶ ν π ά ρ ο δ ο ν τ ο ῖ ς π ο ν η ρ ο ῖ ς π ν ε ύ μ α σ ι )”[275]. Ключевые выражения в этом пассаже – “π α χ ε ῖ ς τ ε ἄ γ α ν ε ἰ σ ι ”, а также “φ ι λ ό ϋ λ ο ί τ ε κ α ὶ φ ι λ ο σ ώ μ α τ ο ι ”. Первая фраза относится к самим демонам и выражает чрезвычайную плотность, тучность, густоту, грубость этого рода демонов (γ έ ν ο ς δ α ι μ ό ν ι ο ν ). Что касается составных слов φ ι λ ό ϋ λ ο ί и φ ι λ ο σ ώ μ α τ ο ι – они относятся к стремлению демонов, не затрагивая их природы. Этот род демонов, скитающийся близ земли, как указывает издатель Жития[276], по-видимому, соответствует последнему виду земных демонов, упоминаемых в Π ε ρ ὶ ἐ ν ε ρ γ ε ί α ς δ α ι μ ό ν ω ν , но в действительности Житие не содержит той градации демонов, которая имеется в сомнительных сочинениях Пселла[277]. На наш взгляд этот род демонов, выделенный Пселлом в особый разряд, отражает аскетические представления своего времени[278], но еще неочевидно, что Пселл действительно представлял некоторых демонов материальными. Это противоречит всей его ангелологии. Пселл просто говорит о том, что духи, поселяясь в телах обладаемых ими людей, начинают действовать через них в материальной сфере. Именно эту мысль на наш взгляд выражает Пселл, выделяя в особый род демонов, скитающихся по земле, которых принимали все аскетические писатели, считая их обитающими в пустынях. По крайней мере, очевидно, что в Житии Пселл не считает необходимым дистанцироваться от элементов этого учения, как он делает это в Theologica. Определенно можно сказать, что для демонологии Жития характерно выделение некоторых видов демонов по степени глубины их падения. Определение зла в Житии имеет практический характер. Если зло в Theologica – это несостоявшаяся добродетель[279], то в Житии зло возникло как результат свободы нашего произволения (τ ῆ ς ἡ μ ε τ έ ρ α ς π ρ ο α ι ρ έ σ ε ω ς ) для разумных существ, избравших путь падения: “Не знаете ли, – вопрошает св. Авксентий, что начало злу положило (ἀ ρ χ ὴ τ ῷ κ α κ ῷ γ έ γ ο ν ε ) отступление от Блага (τ ὸ ἀ π ο σ τ ῆ ν α ι τ ο ῦ ἀ γ α θ ο ῦ ), а удаленное от Бога изменяется в нечто иное, чем оно было. Далеко от Бога отстоит тот, кто не приобщается ему через молитвы (δ ι ὰ τ ῶ ν ε ὐ χ ῶ ν ), поскольку молитва – это как бы некая связь Бога и людей (ἡ ε ὐ χ ὴ ο ἷ ο ν τ ι ς σ ύ ν δ ε σ μ ο ς θ ε ο ῦ κ α ὶ ἀ ν θ ρ ώ π ω ν ): все что совершается для Бога, возвышает нас к Нему, но молитва – самая совершенная и сильная связь, поскольку только через нее мы общаемся с Богом (ὁ μ ι λ ο ῦ μ ε ν θ ε ῷ ) и тихий свет (τ ὸ ἱ λ α ρ ὸ ν φ ῶ ς ) обыкновенно возникает в нас во время молитвы (ε ὐ χ ο μ έ ν ο ι ς ἡ μ ῖ ν π α ρ α γ ί ν ε σ θ α ι ε ἴ ω θ ε ) (! )[280]. Кто не отдаст предпочтения этому возвышенному общению, через которое люди пребывающии и ходящие по земле, возвышаемся выше небес и невообразимо сопричтаются Богу (ἀ φ α ν τ ά σ τ ω ς θ ε ῷ σ υ γ γ ι ν ό μ ε θ α )? Не знаете ли, что Бог не создал никакого зла (ο ὐ δ ὲ ν κ α κ ὸ ν ἐ π ο ί η σ ε ν ὁ θ ε ό ς ), но наше падение подкрасило творение (κ τ ί σ μ α σ ι π α ρ ε σ κ ί α σ τ α ι ) и ввело его в жизнь? Едино ведь Начало всех (μ ί α γ α ρ ἡ κ α τ ὰ π ά ν τ ω ν ἀ ρ χ ή ) и Оно – первое и истинное Благо (τ ὸ π ρ ῶ τ ο ν κ α ὶ ἀ λ η θ ῶ ς ἀ γ α θ ό ν ). Откуда таким образом возникло зло? Сказать, что оно возникло от Бога, – о горе! Какая нелепость! Видимое солнце дает нам только свет, тогда как Умопостигаемое (ὁ ν ο ο ύ μ ε ν ο ς ), Сама Мудрость (ἡ α ὐ τ ο σ ο φ ί α ), Само Благо (ἡ α ὐ τ ο α γ α θ ό τ η ς ) оказывается Создателем совершенства и зла (ἀ ρ ε τ ῆ ς κ α ὶ κ α κ ί α ς τ υ γ χ ά ν ε ι δ η μ ι ο υ ρ γ ό ς )! От нашего изволения (ἐ κ τ ῆ ς ἡ μ ε τ έ ρ α ς τ ο ί ν υ ν π ρ ο α ι ρ έ σ ε ω ς ) происходят злая (τ ὰ κ α κ ὰ ), поскольку Бог создал нас свободными и самодвижными (ἐ λ ε υ θ έ ρ ο υ ς γ ὰ ρ ἡ μ ᾶ ς κ α ὶ α ὐ τ ο κ ι ν ή τ ο υ ς π ε π ο ί η κ ε ν ὁ θ ε ό ς ), те же, кто творит благо обнаруживают содержащее их начало, тогда как если совершают зло, очевидно уподобляют себя иному образу и, отступая от природного движения к Благу, уподобляются лукавому (τ ῷ π ο ν η ρ ῷ ), которому следует противиться (ἐ ν α ν τ ι ο ο ῦ σ θ α ι ) Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|