Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.4.1. Борьба с демонами согласно диалогу Περὶ ἐνεργείας δαιμόνων




В святоотеческих аскетических творениях постоянно прослеживается мысль о желании падших духов навредить человеку, содержится множество случаев негативного влияния злых духов на людей[320]. Многочисленность святоотеческих свидетельств относительно воздействий падших духов на людей, несопоставимых по объему с числом высказываний касательно роли ангелов, указывает на практическую направленность святоотеческих писаний, старающихся через различение демонских воздействий указать на способы борьбы с ними[321]. Ту же цель преследует Житие св. Авксентия, а также диалог Π ε ρ ὶ ἐ ν ε ρ γ ε ί α ς δ α ι μ ό ν ω ν , подвергая детальному разбору методы нападений демонов, способы борьбы с ними, их природу и различные виды-γ έ ν ο ς.

Этот раздел посвящен сравнительному анализу взглядов Пселла и Псевдо-Пселла по проблеме противостояния демонам. Концепция материальности принятая автором Π ε ρ ὶ ἐ ν ε ρ γ ε ί α ς δ α ι μ ό ν ω ν сильнейшим образом отразилась на его взглядах по практическим воздействиям демонов на человека. Необходимо проследить к чему привела автора псевдоэпиграфа идея вещественности демонов, а также отличить эти идеи от подлинных воззрений Пселла. Это сопоставление, актуально хотя бы ввиду того, что диалог Π ε ρ ὶ ἐ ν ε ρ γ ε ί α ς δ α ι μ ό ν ω ν , был атрибутирован Пселлу вероятно по причине заинтересованности последнего проблемами демонологии. Для того чтобы показать необоснованность этого аргумента, как и самой атрибуции, ввиду явной несовместимости учения Пселла с представлениями изложенными в диалоге, мы представим обзор той же проблемы по материалам Жития св. Авксентия. Внутри весьма значительного корпуса сочинений Михаила Пселла достаточно много внимания уделяется различным демонологическим представлениям. Эти сочинения затрагивают по большей части древне-языческие античные идеи, историософское и отстраненное описание которых было приписано взглядам самого Пселла, тогда как его собственные взгляды, изложенные в богословских сочинениях, в действительности противоположны псевдорелигиозным и нехристианским концепциям древнего мира.

В святоотеческих писаниях неоднократно высказывалась мысль, что разнообразие способов воздействия демонов зависит от различия самих демонов. Св. Диадох Фотикийский разделяет злых духов на два рода – тонких (λ ε π τ ό τ ε ρ α ), нападающих на душу подвижников, и более грубовещественных (ὑ λ ω δ έ σ τ ε ρ α ), которые пленяют плоть страстными движениями[322]. Такое деление павших ангелов по критерию плотности материальной составляющей их “тел” – след определенных аскетических представлений. Можно сказать, что Псевдо-Пселл, разработавший целую классификацию демонов, обладающих разной степенью материальности, в некоторой степени развил и дополнил это, имеющее прецеденты в святоотеческой письменности, выделение падших духов.

Вот первый случай, который излагает Псевдо-Пселл устами Тимофея[323]: “Я имел старшего брата, который женился на женщине здравого ума, но которая сильно страдала в чадородии и вследствие различных болезней совершенно изменилась. Когда ей пришло время родить, ей стало плохо, по ее одежде прошла рябь, она вскричала, говоря свободно на каком-то чужеземном языке… Когда к ней вернулся разум, я спросил ее, что она испытала, и [знает ли], что произошло затем. Она ответила, что ей явился демон: тень, похожая на женщину, с дуновением, взмахнувшим волосы, напала на нее…”. Описанное в отрывке нападение на женщину демона относится к явному физическому воздействию падших духов на человека: демон заставляет делать то чего не желает человек, произносить незнакомые слова. Этот случай отражает языческое представление о женских демонах, нападающих на рожениц и младенцев[324] и, несмотря на то, что Псевдо-Пселл отрицает реальное деление падших духов на полы, очевидно, что этот материал взят не из христианской среды.

Текст Π ε ρ ὶ ἐ ν ε ρ γ ε ί α ς δ α ι μ ό ν ω ν , определенно указывает на различение демонских воздействий согласно природе их " тел". Так, эфирные и воздушные вредят человеку при помощи иллюзий, видений и воображения[325], используя в своих целях разум человека – искусно приближаясь к нему, они до того омрачают его ум, что он впадает в противоприродную страсть. Более материальные виды, напротив, физически досаждают своим жертвам, топят или жестоко обладают ими, так что демоны – наносят физический вред или же доводят до сумасшествия, в точной зависимости от вида напавшего демона[326]. Воспроизводя народное поверье о том, что свои нападения некоторый род материальных демонов совершает по ночам, Псевдо-Пселл не согласен с ним: “есть эллинское мнение, что ни один из присущих материи демонов дерзает [видеть] сияния солнца, следовательно, поэтому ночную [они] устраивают засаду нам; засады же днем не бывают достаточно сильными”[327].

Материализация духов в результате падения подводит взгляды Псевдо-Пселла к необходимости признания безусловного существования демонов в определенных каждому роду частях мира. Обитая во всех частях вселенной и не имея возможности переменить места своего пребывания, по причине изменения самой своей природы, демоны оттуда пытаются атаковать почти беззащитного человека. Приняв концепцию материальности демонов, Псевдо-Пселл нисходит до откровенного язычества. Представление о том, что высший род демонов, обладающий у Псевдо-Пселла тонкой телесностью, осуществляет воздействие на умы подвижников, тождественно учению святоотеческой традиции. Низшие же демоны, согласно псевдоэпиграфу, имеют грубую материальность и противодействуют человеку только при помощи грубого физического насилия. Допустив материальность демонских тел, Псевдо-Пселл нисходит к идее безусловного существования духов в каждой из стихий мира, чувствительной способности демонов и подобным псевдорелигиозным представлениям, которые явно заимствованы автором из языческих источников и не имеют общей основы с патристическими воззрениями, как и подлинным учением Михаила Пселла.

 

4. 4. 2. Борьба с демонами согласно Житию св. Авксентия

Насколько отличны подлинные воззрения Пселла от учения Π ε ρ ὶ ἐ ν ε ρ γ ε ί α ς δ α ι μ ό ν ω ν по проблеме противостояния демонам, можно судить по материалам Жития св. Авксентия. С демонами следует бороться – это один из первых призывов Пселла в качестве биографа святого: “Кто, усердно читая жития святых (τ ῶ ν ὁ σ ί ω ν μ ν ε ί α ι ς ), – вопрошает Пселл в первой части Жития св. Авксентия, и, видя их как бы сражающимися и борющимися против начал (π ρ ὸ ς τ ὰ ς ἀ ρ χ ά ς ), властей (π ρ ὸ ς τ ὰ ς ἐ ξ ο υ σ ί α ς ) и мироправителей (π ρ ὸ ς τ ο ύ ς κ ο σ μ ο κ ρ ά τ ο ρ α ς ) тьмы этого века[328], не вооружился бы также духовным оружием (τ ὰ π ν ε υ μ α τ ι κ ὰ ὅ π λ α ), противостав отважно духам злобы (κ α τ ὰ τ ῶ ν π ν ε υ μ ά τ ω ν π ο ν η ρ ί α ς ), особенно если он перенимает опыт кого-либо с успехом ведущего брань и под его руководством (ὐ π ' ἐ κ ε ί ν ῳ ἀ λ ε ί π τ ῃ ) выступает против врага? ”[329]. Здесь Пселл не только перечисляет новозаветное разделение демонов на начала, власти и мироправителей тьмы этого века, но и утверждает необходимость духовного руководства опытного подвижника над учениками. Пселл прилагает эту мысль к самому святому, который “еще с отроческих лет (ἐ ξ ἔ τ ι π α ι δ ὸ ς ) боролся с духовными врагами (π ρ ὸ ς τ ο ὺ ς ν ο η τ ο ὺ ς ἐ χ θ ρ ο ὺ ς ) побеждая у них победные венцы, для чего упражнялся при божественных наставниках, перенимая навыки духовного боя (τ ὰ σ υ ν θ ή μ α τ α τ ῆ ς π ν ε υ μ α τ ι κ ῆ ς μ ά χ η ς ) и укрепившись подле них против врагов (π ρ ὸ ς τ ο ὺ ς ἐ χ θ ρ ο ὺ ς )”[330].

Состояние человека обладаемого демоном, Пселл описывает словами демона, обращающего свою речь к святому устами женщины: “Несчастье! Что тебе до меня Авксентий? Кто дал ему власть над нами?.. Уже двадцать лет я держу эту женщину под своей властью и с возвышения ее главы (ἐ ξ ἀ κ ρ ο π ό λ ε ω ς τ ῆ ς κ ε φ α λ ῆ ς α ὐ τ ῆ ς ), господствую (τ υ ρ α ν ν ῶ ) над остатком ее тела; я насыщаюсь всеми ее внутренностями и гнездюсь в глубине природы (ἐ ν τ ῷ β ά θ ε ι τ ῆ ς φ ύ σ ε ω ς ). Теперь я вижу, как меня изгоняют оттуда и готов выйти из нее, поскольку когда я заметил его, расторгнулась и ослабела моя сила”[331]. Наименование “легион” (τ ὸ ὄ ν ο μ α τ ά ξ ε ω ς )[332] по отношению к демонам, согласно Пселлу, указывает на группу демонов, по военному организованную, подобно фаланге и эскадрону, поскольку они поселяются в обладаемых, часто не по одному (ο ὐ κ α θ ' ἕ ν α ), но во множестве демонов (κ α τ ὰ π λ ε ί ο υ ς ) и управляются начальниками или князьями. Один над множеством подчиненных демонов овладевает человеческим телом и как только первенствующий демон захватывает человека, тогда все подчиненные ему, следуют за ним, пронизывают тело и осаждают принявшую их душу[333].

Пселл повествует в Житии о том, что шествие святого на состоявшийся в то время Халкидонский собор, сопровождалось по пути изгнанием демонов не только из людей, но освобождением от них земли и воздуха, “поскольку не только люди были одержимы, но и неразумные животные, земля (γ ῆ ) и воздух (ἀ ὴ ρ ) были освобождены от духов (π ν ε υ μ ά τ ω ν ἀ π ο λ ε λ υ μ έ ν α ), которые до этого были осквернены ими”. На первый взгляд здесь Пселл говорит о тех же градациях демонов по месту обитания, что и автор Π ε ρ ὶ ἐ ν ε ρ γ ε ί α ς δ α ι μ ό ν ω ν . Тем не менее, существенное отличие Пселла в том, что духи не привязаны им к определенному месту вселенной, но, согласно с библейской и патристической традицией, лишь скитаются по ней, тогда как Псевдо-Пселл приписывает каждому особому роду демонов конкретное место обитания согласно степени их материальности, которое они не в состоянии переменить по своему желанию.

Неразумная и неразборчивая злоба демонов затрагивает все тварные существа: “Демоны питают злобу не только к людям, но также захватывают зверей, овладевают лошадьми, мулами и свиньями, как нас научают тому святые Евангелия, поскольку их гнев неразумен (ἄ λ ο γ ο ς γ ὰ ρ α ὐ τ ο ῖ ς ὁ θ υ μ ὸ ς ), а стремление неразборчиво (ἀ δ ι ά κ ρ ι τ ο ς ἡ ὁ ρ μ ὴ ), поэтому они и проявляют свою неумолимую ярость и на случайных существах”[334]. Весьма сходно с Житием св. Антония, Пселл описывает нападения демонов на подвижника в различных видах и очертаниях (ἐ ν δ ι α φ ό ρ ο ι ς ἰ δ έ α ς κ α ὶ σ χ ή μ α σ ι ν ), и “один из них принимал вид молнии, будто хотящей сжечь его, другой представлялся рекой, неожиданно появляющейся из земли, иной – бушующим морем, один возвышался к небу в виде лесистой горы, другой рычал как лев (λ έ ο ν τ α ς ἐ β ρ υ χ ᾶ τ ο ) и затем свистел как дракон, этот пускал стрелы, тот рубил топором, один пилил пилой, другой протыкал вилами, следующий отрывал куски от тела и каждый из них старался принять вид, будто делает что-то ужасное”[335]. Пселл повествует, что однажды св. Авксентию явился демон под видом светлого ангела, но святой, опытный в подвижнической жизни немедленно распознал по состоянию своей души, ложность видения[336]. Истинные видения, согласно Пселлу, остаются без образов (ἀ ν ε ί δ ω λ α μ έ ν ε ι ), без перемены зрительного восприятия (ἀ μ ε τ α π ο ί η τ α τ ὰ ὁ ρ ά μ α τ α ), если же видение предстает перед телесными глазами (δ ο κ ε ῖ τ ὸ ὁ ρ ώ μ ε ν ο ν ) и обладает некоторыми очертаниями, тогда оно ложно[337]. Божественные видения – единообразны (μ ο ν ο ε ι δ ῆ =), обладают невообразимой красотой (κ ά λ λ ο ς ἀ μ ή χ α ν ο ν ) и божественным радованием (θ ε σ π ε σ ί α ν τ ὴ ν ε ὐ φ ρ ο σ ύ ν η ν ), видения архангелов – грозные (β λ ο σ υ ρ ά ), ангелов – кроткие (π ρ α ό τ ε ρ α ), демонов – страшные и ужасающие (φ ο β ε ρ ά κ α ὶ δ ε ι μ α ί ν ο ν τ α ), душ – подобные тени (σ κ ι ο ε ι δ ή ). Вот как пишет Пселл о различиях в видениях света подвижниками[338]:

О свойствах родов божественных (ведь ты спрашивал и о них), нам точно известно, что свойства пребожественных видений – единообразие, обладающее невообразимой красотой, а также божественным радованием, архангелов – не такие же, но [лишь] подобные, ведь они грозные и наблюдающие порядок, ангелов – кроткие, демонов – страшныеротость, демонов – подобная подобная. и ужасающие, душ – подобные тени. Помутневшие демоны являют огнь, но свет Бога – блистающий и недвижимый, архангелов – тихий, ангелов – неподвижно движущийся, демонов же – неустойчивый и удобопреклоняемый.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Нападения демонов на подвижников св. Авксентий объясняет собравшимся вокруг него ученикам тем, что они завидуют людям, занимающим место отпавших от Бога ангелов: “демоны завидуют монахам поскольку они восходят [на небо](ἀ ν ι ᾶ σ ι γ ὰ ρ ο ὗ τ ο ι ), которого те лишились из-за отпадения. По этой причине они не поддерживают наше изменение (μ ε τ α β ο λ ή ν ) и поскольку сами не желают (ο ὐ β ο ύ λ ο ν τ α ι ) возвратиться к своему первоначальному чину (π ρ ὸ ς τ ὴ ν π ρ ώ τ η ν τ ά ξ ι ν ), они противятся тем, кто может взойти туда”[339]. Восхождение монахов на небо, которого лишились демоны, здесь не следует понимать в том смысле, что души подвижников помещаются в какой-либо чин ангельской иерархии, из которого отпали демоны, поскольку Пселл категорично утверждает, что душа человека не может измениться в ангелов по причине различия природ[340]. Для того, чтобы помешать христианину достигнуть спасения демоны используют разнообразные искушения: “Каждой добродетели (π ρ ὸ ς ἑ κ ά σ τ η ν τ ῶ ν ἀ ρ ε τ ῶ ν ) они противопоставляют нам пороки (κ α κ ί α ν ), если желаем жить в целомудрии, они показывают сладострастные образы, представляя наяву и в ночных видениях неких женщин, изображая их обвешанными украшениями, являя также и иные видения, для того, чтобы отдалить нас от целомудрия. Если мы постники, они предлагают образы накрытых столов и пищей некоей прилежно приготовленной возбуждают в нас чувство голода”[341]. Демоны не устраивают сражения в каком-то определенном месте, но проводят войну со всех сторон тварного мира и, что хуже всего, поселяются в нашем собственном теле, используя голову человека в качестве своеобразной крепости (ο ἷ ἐ ξ ἀ κ ρ ο π ό λ ε ω ς ), через которую они порабощают чувства человека. Св. Авксентий призывает учеников не бояться, когда они слышат об этом (τ ο ύ τ ω ν ἀ κ ο ύ ο ν τ ε ς ), поскольку, никто не может устоять против них, понадеявшись на самого себя, но в настоящее время (ν ῦ ν ) мы сопровождаемся ангелами (μ ε τ ὰ ἀ γ γ έ λ ω ν τ ο ύ τ ο ι ς ), выстраиваемся в один боевой порядок вместе с архангелами (μ ε τ ὰ ἀ ρ χ α γ γ έ λ ω ν π α ρ α τ α σ σ ό μ ε θ α ), выступаем вместе с силами (μ ε τ ὰ τ ῶ ν δ υ ν ά μ ε ω ν π α ρ ε μ β ά λ λ ο μ ε ν ), под командованием самого Бога (ὑ π ΄ α ὐ τ ῷ τ ῷ θ ε ῷ σ τ ρ α τ η γ ο ύ μ ε θ α )[342].

Рассмотренный в предыдущем параграфе текст псевдоэпиграфа Π ε ρ ὶ ἐ ν ε ρ γ ε ί α ς δ α ι μ ό ν ω ν навевает впечатление почти безусловного обладания демонами вселенной, что весьма сходно с выводами дуалистического воззрения на мир евхитов, с которыми и полемизировал автор диалога. Пселл, напротив, пишет о том, что демоны могут вселять страх только отчасти, тогда как сами они полны еще большего страха. Множество подвижников видели, как они жалуются в своей слабости. Они возвышаются как кедры ливанские и испускают громкие звуки как трубачи, но если мы осеняем их крестным знамением (τ ὸ ν σ τ α υ ρ ὸ ν σ χ η μ α τ ί σ ῃ ), они тотчас бывают побеждены, если же будем петь некоторые из псалмов Давида, то они становятся как змеи, засыпающие от пения волшебной мелодии[343]. Христианские подвижники имеют власть над демонами, которых они прогоняют в пустыни.

Таким образом, демонология Пселла в своей практической сфере также чужда “христианскому эллинизму”, который характерен для автора Π ε ρ ὶ ἐ ν ε ρ γ ε ί α ς δ α ι μ ό ν ω ν . Пселл не считает демонов, нападающих на христиан со всех сторон мироздания, обитающими в тех местах вселенной, которые соответствуют природе их тел, поскольку и сами падшие духи нематериальны и бестелесны. Несмотря на то что демоны, согласно Пселлу, нападают на человека со всех сторон мироздания, концепция их безысходного обитания в стихиях, никаким образом не может быть выведена из контекста демонологических воззрений Михаила Пселла.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование различного рода источников позволяет нам высказать ряд суждений по ангелологии Михаила Пселла: иерархичности, природе и свойствах небесного мира и космоса, его демонологическим воззрениям, а также предоставляет основание для характеристики самой личности Пселла как богослова и церковного мыслителя.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...