Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.1.2. Душа-ψυχή, ум-νοῦς и ἄγγελος




2. 1. 2. Душа-ψ υ χ ή, ум-ν ο ῦ ς и ἄ γ γ ε λ ο ς

Вслед за материей в космической иерархии Пселла следуют различные элементарные частицы, составляющие неодушевленные и одушевленные природы, к вещественности которых приложимо понятие тела. Далее следует умный мир, к которому, кроме собственно умов (т. е. ангельского мира), можно отнести души людей, пребывающие в отделении от тела[166].

Весь небесный мир Пселл объединяет под общим наименованием “умные образы” (τ ὰ ν ο ε ρ ὰ ε ἴ δ η ) к которым относятся души (ψ υ χ α ὶ ), собственно умы (ν ό ε ς ), ангелы (ἄ γ γ ε λ ο ι ), архангелы (ἀ ρ χ ά γ γ ε λ ο ι ), силы (δ υ ν ά μ ε ι ς ) и им подобные (κ α ὶ ὅ σ α τ ο ι α ῦ τ α ). Как видим, души помещены у Пселла на одном уровне с умами и ангелами[167].

Природа души, согласно Пселлу, иерархически уникальна и онтологически самостоятельна, поскольку обладает своей собственной ο ὐ σ ί α: она – середина (μ έ σ η ) между делимой и неделимой сущностями[168] (т. е. вещественным и умным мирами), она – божественна и является иконой Бога и Его Красоты: “Душа – это некий божественный предмет и образ первообразной красоты (ε ἰ κ ὼ ν π ρ ω τ ο τ ύ π ο υ κ α λ ο ύ ), поскольку всякий образ обладает подобием (ὁ μ ο ί ω σ ι ν ) к первообразу (ἀ ρ χ έ τ υ π ο ν ), первообраз же – Бог”[169]. Душа нематериальна и проста, в ней нет никакой сложности и, несмотря на то, что она разделяется на разумную, растительную и чувственную, она едина по природе, а разделяется только по свойствам[170].

Пселл утверждает божественность и субстанциональность души, и хотя она не содержит начало в самой себе (ο ὐ κ ἔ σ τ ι ν ἀ ρ χ ὴ κ α θ ΄ ἑ α υ τ ὴ ν ἡ ψ υ χ ὴ ), не является нерожденной (ο ὐ δ ὲ ἀ γ έ ν ν η τ ο ς )[171], тем не менее, ее сущность едва ли поддается научному определению. Пселл, как замечает прот. Георгий Карахалиос, испытывает примерно такую же трудность с определением сущности души, как и с определением сущности Бога[172].

Душа, отделенная от тела, наиболее близка по своим свойствам к умным ангельским силам, однако Пселл не допускает мысль о возможности включения душ в небесную иерархию и их отождествления с умами, в перспективе будущего небесного совершенствования и бесконечного познания Бога. Напротив он настойчиво утверждает разность сущностей и образа жизни души и ангела. Не может измениться по своей сущности (τ ὰ κ α τ ΄ ο ὐ σ ί α ν ) один образ жизни в другой. Душа, рожденная и изменчивая (μ ε τ α β λ η τ ὰ ), неподобна (ο ὐ ἐ σ τ ι ν ὅ μ ο ι α ) неизменным ангелам (τ ο ῖ ς ἀ μ ε τ α β ό λ ο υ ς ) и не может стать ангелом или архангелом (γ ε ν έ σ θ α ι ο ὐ δ ύ ν α τ α ι ), но может подражать (μ ι μ ε ῖ τ α ι ) их деяниям (τ ὰ ς ἐ ν ε ρ γ ε ί α ς α ὐ τ ῶ ν )[173].

В отличие от недвижимого ума (ο ὐ κ ι ν ο ύ μ ε ν ο ς ) (т. е. ангелов), который не возрастает (ο ὕ τ ε α ὔ ξ ε τ α ι ), не наделяется величиной (ο ὕ τ ε μ ε γ ε θ ύ ν ε τ α ι ) и, познавая высшее и низшее, пребывает неподвижным (ἀ κ ί ν η τ ο ς )[174], душа, согласно платоновскому определению[175], принимаемому Пселлом, обладает вечностью благодаря своей самостоятельно движимой природе (α ὐ τ ο κ ί ν η τ ο ς ο ὐ σ ί α )[176]. Кроме того, природа ангела, в противоположность природе души, поддается определению, являясь чистейшим образом (ε ἶ δ ο ς ὢ ν τ ὸ κ α θ α ρ ώ τ α τ ο ν ), самовластной (α ὐ τ ο δ ύ ν α μ ο ς ἐ ν έ ρ γ ε ι α ), а также незапятнанной энергией (ἐ ν έ ρ γ ε ι α ἄ χ ρ α ν τ ο ς )[177]. Душа также отличается от ума тем, что сознает все при помощи мышления (λ ο γ ι κ ῶ ς ), выстраивая свое познание на основе предпосылок из которых выводит заключения[178], тогда как ум ­познает все только духовно (ν ο ε ρ ῶ ς )[179].

Понятие ν ο ῦ ς у Пселла весьма многозначно: он применяет его к Богу, ангельским силам, а также к высшей части состава человека – уму[180]. Как указывает о. Георгий Карахалиос, неоплатоническими терминами Непричастный Ум (ἀ μ έ θ ε κ τ ο ν ν ο ῦ ς ), Первый Ум (π ρ ῶ τ ο ν ν ο ῦ ς ), Пребожественный Ум (θ ε ι ό τ ε ρ ο ς ν ο ῦ ς ), Пселл именует Вторую Ипостась Святой Троицы[181]. Это отождествление очевидно из того, что параллельно этот “Ум” именуется “Творцом всего” или Демиургом (π ά ν τ ω ν Δ η μ ι ο υ ρ γ ό ς ). Пселл приписывает Непричастному Уму божественные свойства: он утверждает превосходство Непричастного или Первого Ума над всеми сущими (ὑ π ὲ ρ π ά ν τ α τ ὰ ὄ ν τ α ν ο ῦ ς ), Его непричастность ни одной душе (ὑ π ’ ο ὐ δ έ μ ι ᾶ ς ψ υ χ ῆ ς μ ε θ ε κ τ ό ς ἐ σ τ ί ν ). Первый Ум, несмотря на то, что является непричастным, дает некие отражения своего собственного бытия расположенным после Него (ἐ μ φ ά σ ε ι ς τ ι ν ὰ ς δ ί δ ω σ ι τ ο ῖ ς μ ε τ ’α ὐ τ ὸ ν τ ῆ ς ἰ δ ί α ς ὑ π ά ρ ξ ε ω ς ). Вслед за Непричастным Умом следует отделенный от мира (χ ω ρ ι σ τ ὸ ς τ ο ῦ κ ό σ μ ο υ ), Надмирный Ум (ὑ π ε ρ κ ό σ μ ι ο ς ν ο ῦ ς ), именуемый также Причастным (μ ε θ ε κ τ ὸ ς ), которому соответствуют ангельские силы. Затем следует, расположенный в этом мире, Мировой Ум (ἐ γ κ ό σ μ ι ο ς )[182].

Итак, природа души отлична от ангельской природы согласно определенным своим свойствам, душа не может измениться в ангела как иную природу, она божественна и неописуема, тогда как ангел имеет свое определение.

 

2. 2. Небесный мир

2. 2. 1. Свойства умных существ

Обозрев в целом иерархичность мира, приступим теперь к рассмотрению собственно умного или небесного мира.

Причастный ум (μ ε θ ε κ τ ὸ ς ), под которым Пселл понимает ангельские силы, по мере собственной природы (κ α τ ὰ τ ὸ μ έ τ ρ ο ν τ ῆ ς ἰ δ ί α ς ο ὐ σ ί ς ), обладает умным познанием Первого Ума (т. е. Бога), а также всеми, кто расположен после него (τ ῶ ν μ ε τ ’ α ὐ τ ὸ ν π ά ν τ ω ν ), или иначе – высшими (τ ὰ π ρ ῶ τ α ) и низшими (τ ὰ ὕ σ τ ε ρ α ) образами. Ум постигает души и физические предметы только духовно (ο ἷ α δ ὴ ν ο ε ρ ῶ ς ο ἷ δ ε ν )[183].

Общее свойство всякого ума, согласно Пселлу, – познание самого себя (π ᾶ ς ν ο ῦ ς ἐ α υ τ ὸ ν ν ο ε ῖ ), высшего (τ ὸ ὑ π ὲ ρ ἐ α υ τ ὸ ν ) или низшего себя (τ ὸ μ ε θ ’ ἐ α υ τ ό ν ). Первый Ум или Бог познает только Самого Себя (ἐ α υ τ ό ν μ ό ν ο ν ), не созерцая то, что ниже или после Него (μ ε τ ’ α ὐ τ ὸ ν ). Этот Ум является объектом познания для Причастного Ума (т. е для ангельских сил), высшее знание о Котором в то же время остается непознаваемым для умозрения (τ ὴ ν ν ό η σ ι ν ἀ ν ο η σ ί ᾳ ) низших существ. Причастный ум не может познать себя самостоятельно, но познавая Непричастный Ум, тем самым познает и себя[184].

Все умы обладают вечной сущностью, силой и энергией[185]. Ум, сущность которого целостна, обладает особой перспективой видения мира, отличной от той которую имеет человек: его умозрение подобно его сущности (ἡ ν ό η σ ι ς δ ὲ α ὐ τ ο ῦ ὁ μ ο ῖ α ἐ σ τ ὶ τ ᾒ ο ὐ σ ι ᾳ ). В отличие от нас, ум[186] сознает все вне времени (ο ὐ κ ἄ ν ὑ π ὸ χ ρ ό ν ο υ ), изменения, не в качестве умозаключений (ο ὐ σ υ λ λ ο γ ι ζ ό μ ε ν ο ς ), выводящих знание из предпосылок, но, будучи существом недвижимым (ἀ κ ί ν η τ ο ς ὤ ν ), также и постигает все как недвижимое (ο ὐ κ ι ν ο ύ μ ε ν ο ς )[187].

Характерной чертой всякого ума, по Пселлу, является также их бестелесность (τ ὸ μ ὴ ὂ ν σ ῶ μ α ), неделимость (ἐ σ τ ὶ ν ἀ μ έ ρ ι σ τ ο ς ), отсутствие размеров (μ ὴ ἔ χ ε ι μ έ γ ε θ ό ς )[188], из которых следует их особый бестелесный, а значит и внепространственный способ существования. Души, умы и ангелы пребывают и друг в друге (ἐ ν ἀ λ λ ή λ ο ι ς ε ἰ σ ὶ ) и остаются каждое само в себе (κ α θ ’ ἑ α υ τ ὸ ἕ κ α σ τ ο ν ), не смешиваясь, но, существуя раздельно, обладают способностью проходить через всех (π ά ν τ α δ ι ὰ π ά ν τ ω ν ), пребывая в себе (ἐ ν ἑ α υ τ ῷ ἐ σ τ ὶ ν ἕ κ α σ τ ο ν ) и оставаясь неслиянными (ἀ σ ύ γ χ υ τ α μ έ ν ο υ σ ι ν )[189]. Умным силам свойственно наполняться божественными образами, такими как благо (ἀ γ α θ ό τ η τ ο ς ), святость (ὀ σ ι ό τ η τ ο ς ), справедливость (δ ι κ α ι ο σ ύ ν η ς ), тождество (τ α υ τ ό τ η τ ο ς ), подобие (ὁ μ ο ι ό τ η τ ο ς ) и т. д., но только Бог охватывает совокупностью образов, тогда как ангельские силы обладают лишь их частью[190].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...