Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины




Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Дисциплина «История государства и права зарубежных стран» относится к базовому циклу ООП Б3.Б2.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по подготовке студентов по специальности 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010г. №464, дисциплина «История государства и права зарубежных стран» является базовой (обязательной) в системе дисциплин профессионального цикла.

Курс дисциплины «История государства и права зарубежных стран» занимает важное место в процессе воспитания правового сознания и правовой культуры студентов, и служит надежной основой для дальнейшего освоения иных правовых дисциплин.

Особая актуальность учебного курса «История государства и права зарубежных стран» для подготовки российских юристов связана с тем, что он позволяет лучше осмыслить особенности развития государственно-правовых институтов России, понять мировые тенденции в их изменении на рубеже ХХ–ХХI вв.

«История государства и права зарубежных стран» совместно с иными историко-правовыми дисциплинами, также рядом других, узкоспециализированных учебных дисциплин, образуют группу наук, которая дает теоретические знания и фактические материалы, без освоения которых невозможно успешное изучение отраслевых и других общеюридических дисциплин, а также применение действующего законодательства на практике.

Требования к уровню подготовки студента (входные данные), предшествующие дисциплины.

Изучение данного курса должно быть построено на основе знаний и умений, приобретенных студентом в результате освоения таких предметов (дисциплин) как «История» и «Обществознание», изучаемых в рамках среднего (полного) общего образования. Использование студентом дополнительных знаний, полученных в рамках изучения в школе факультативного предмета «Правоведение», значительно облегчит решение поставленных задач. Приступая к изучению курса «История государства и права зарубежных стран», обучающийся должен:

Знать: основные периоды и важнейшие события развития государства и права с древнейших времен до наших дней;

Владеть

• базовыми знаниями, полученными в общеобразовательном учреждении в рамках изучения таких предметов, как «История» и «Обществознание»;

• комплексом знаний по всеобщей истории и особенностях этого развития в отдельных странах;

• знаниями о закономерностях исторического развития человечества в целом;

• умениями проводить исторические исследования с привлечением различных источников информации;

• знаниями об основных этапах и важнейших исторических событиях;

• начальными знаниями о базовых философских и юридических учениях.

Уметь

• оперировать необходимым понятийным аппаратом, разбираться и понимать исторические определения и термины;

• решать исследовательские задачи с различных теоретико-методологических позиций;

• сопоставлять отдельные события и факты в их исторической взаимосвязи;

• выделять общие закономерности в этапах исторического развития того или иного этноса;

• применять на практике основные результаты научных историко-юридических исследований.

Взаимосвязь с последующими дисциплинами.

Успешное освоение курса «История государства и права зарубежных стран» будет способствовать освоению иных отраслевых дисциплин, заложит прочный фундамент для усвоения и закрепления знаний и умений, приобретенных в результате изучения общеюридических дисциплин, создаст прочный базис для дальнейшей научно-исследовательской и практической деятельности, послужит наиболее полному освоению теоретического арсенала всей юридической науки, юридического языка, без знания которого невозможно понимание других, важнейших отраслевых дисциплин конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового, процессуального права и др.

 

Цели освоения дисциплины

 

Основные виды профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка в рамках учебной дисциплины.

Учитывая, что объектами профессиональной деятельности бакалавров являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм и решение вопросов обеспечения законности и правопорядка, бакалавр по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» в рамках изучения дисциплины «История государства и права зарубежных стран» готовится к следующим видам профессиональной деятельности, которые можно разделить на нижеследующие основные категории:

• нормотворческая,

• правоприменительная,

• правоохранительная,

• экспертно-консультационная,

• педагогическая.

Дисциплина «История государства и права зарубежных стран» дает обучающемуся необходимый багаж базисных знаний и умений, без которых невозможно дальнейшее успешное овладение специализированными предметами и дисциплинами, а также применение полученных знаний на практике.

При прохождении дисциплины комплексно решаются вопросы повышения общей правовой культуры студентов — будущих бакалавров, профессиональные задачи, к выполнению которых готовится студент. В соответствии с п.4.4. ФГОС ВПО, бакалавр по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

• нормотворческая деятельность,

• участие в подготовке нормативно-правовых актов,

• правоприменительная деятельность,

• обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершенствование действий, связанных с реализаций правовых норм,

• составление юридических документов,

• правоохранительная деятельность,

• обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства,

• охрана общественного порядка,

• предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений,

• защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности,

• консультирование по вопросам права,

• осуществление правовой экспертизы документов,

• педагогическая деятельность,

• преподавание правовых дисциплин,

• осуществление правового воспитания.

Знание теоретических основ и научных представлений о возникновении, развитии и смене типов и форм государства и права в мире с древнейших времен до наших дней позволит студентам приобрести и развить способности самостоятельно оценивать конкретные задачи и, используя исторический опыт развития, искать наиболее оптимальные пути их решения.

Формирование общекультурных и профессиональных компетенций (в целом по учебной дисциплине).

При прохождении дисциплины «История государства и права зарубежных стран» комплексно формируются и достигаются три главные цели — общеобразовательная, правоведческая и практическая, раскрывающие вопросы о сущности произошедших и происходящих государственно-правовых явлений, о развитии государства и права в русле мировой цивилизации, о теориях государственности, о тенденциях ее развития.

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

 

В результате изучения истории отечественного государства и права студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции:

1) способен аргументировано устно и письменно излагать свои мысли (ОК-4);

- умеет логически грамотно и последовательно изложить материал на практических занятиях, при выполнении различных форм письменных работ (эссе, рефератов, проектов и др.);

- через участие в учебных судебных процессах (moot-court), основанных на знании материального и процессуального отечественного права умеет убедить противоположную сторону процесса в своей правоте.

2) способен к обобщению и анализу полученной информации (ОК-3):

– умеет работать с информацией (отбирать, анализировать, обобщать, синтезировать);

– умеет определить цели деятельности по выполнению письменных работ, выбирать пути их достижения;

3) способен участвовать на практических занятиях в разработке проектов нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

- через изучение законодательства зарубежных стран, его истории, понимает специфику законотворчества, знает особенности построения нормативно-правовых актов, правильно применяет термины и понятия;

- понимает и применяет специфическую терминологию в правотворческом процессе.

4) обладает культурой поведения, готов к работе в коллективе (ОК-5);

– умеет организовать совместную деятельность в группе при выполнении групповой работы;

– умеет бесконфликтно общаться, использовать различные средства коммуникации для достижения учебных целей;

– имеет мотивацию к работе в коллективе;

5) способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

- знает и понимает цели и виды наказаний за нарушение норм права в отдельных правовых системах на различных этапах развития государства и права;

- знает методы и средства контроля за соблюдением законодательства в различные этапы развития отечественного государства и права;

6) владеет навыками анализа юридических документов (ПК-7);

- умеет разрабатывать модели нормативно-правовых актов

- умеет правильно определить структуру и специфику конкретного юридического документа (закона, нормативного и гражданско-правового договора, и др.)

7) способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

- знает мировой опыт в различные исторические эпохи в создании эффективной системы защиты прав и свобод личности и понимает важность этого для процесса построения демократического государства;

- изучил и умеет анализировать отдельные нормативно-правовые акты в области прав и свобод человека («Декларация прав человека и гражданина»; «Всеобщая декларация прав человека и гражданина»; «Декларация независимости» и др.)


Планируемые результаты освоения дисциплины

№ п./п.   Наименование раздела (темы) учебной дисциплины Коды формируемых компетенций     Планируемый результат обучения (знания, умения, владение компетенциями)
    I СЕМЕСТР  
1. Возникновение государства и права. ИГП Древнего Востока ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК- 11, ОК-12, ОК-13, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-12, ПК- 15, ПК-17. Знать: Разложение родоплеменного строя. Влияние общественного разделения труда, дифференциации социальных функций на формирование политической (государственной) власти и становление государства и права. Переход от догосударственного состояния общества к цивилизации. Эпоха государствообразования. Общее и особенное в процессе государствообразования. Ключевые понятия темы. Протогосударство, «первичные» и «вторичные» государства, правогенез, мононормы, обычное право. Знать: Закономерности становления и развития рабовладельческого государства и права. Роль общественного разделения труда в формировании политической власти и становлении права. Разновидности рабовладельческих государств и основные черты рабовладельческого права. Структура рабовладельческого общества. Уметь: Выявить закономерности становления и развития рабовладельческого государства и права. Роль общественного разделения труда в формировании политической власти и становлении права. Разновидности рабовладельческих государств и основные черты рабовладельческого права. Структура рабовладельческого общества.. Владеть: юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности. Знать: исторические предпосылки, основные черты процесса образования государства в Древнем Египте, Древнем Вавилоне, Древней Индии, Древнем Китае. Основные источники древневосточного права (Законы Хаммурапи, Законы Ману). Уметь: выявить специфический характер правовых систем и источников права в странах Древнего Востока. Роль религиозной идеологии и традиции в древневосточном праве. Формирование традиционных правовых систем Китая и Индии. Владеть: юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами. Ключевые понятия темы. сословно-варновое деление (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры), авилум, мушкенум. Ганы и сакгхи. Дхармашастра. Артхашастра. Конфуцианство и легизм. Восточная деспотия. Раджа. Фараон. Лугаль. Хуанди.
2. Античные государства. ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК-11, ОК-12, ОК-13, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-12, ПК-15, ПК-17, ПК-18, ПК-19 Знать: Формирование политической общины и становление государства в Греции в форме полиса. Специфические особенности древнегреческой цивилизации и полисной государственности. Полис как единство политической структуры и гражданского общества. Основные этапы развития демократической рабовладельческой республики в Афинах. Возникновение государства в Древней Спарте. Общественное и государственное устройство. Военно-аристократический характер политической организации в Спарте. Ключевые понятия темы. Синойкизм. Архонты и ареопаг. Тирания. Гэлиэя. Коллегия стратегов. Остракизм. Спартиаты. Периэки. Илоты. Цари. Герусия. Эфоры. Апелла. Уметь: анализировать государственные и общественные процессы в античном мире в изучаемый период; назвать особенности полисного государственного устройства; ориентироваться в содержании источников права и анализировать применение их норм. Владеть: юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности. Знать: Возникновение римского государства. Царский период. Борьба плебеев за гражданские права. Реформы Сервия Туллия. Римская республика и ее государственные структуры. Переход к империи. Принципат. Доминат. Ключевые понятия темы. Патриции и плебеи. Рекс. Магистратуры: консулы, преторы, цензоры, народные трибуны. Сенат. Экстраординарная магистратура: диктатор. Принципат. Доминат. Уметь: анализировать государственные и общественные процессы в античном мире на примере Древнего Рима в изучаемый период; назвать особенности полисного государственного устройства и в период империи; ориентироваться в содержании источников права и анализировать применение их норм. Владеть: юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности (Законы XII таблиц, Свод законов Юстиниана).
3. Государство и право Средних веков ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК-11, ОК-12, ОК-13, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-12, ПК-15, ПК-17, ПК-18, ПК-19 Знать: Различные формы перехода к феодальной государственности: синтезный и бессинтезный. Государство и церковь, город в политической системе средневекового общества. Основные этапы истории феодального государства. Раннефеодальное государство. Сословно-представительная монархия. Абсолютная монархия. Государства Западной и Центральной Европы. Возникновение раннефеодального государства у франков в зоне романо-германского синтеза. Феодальное государство Франции, Германии, Англии. Римско-католическая церковь. Средневековые городские республики. Средневековые государства Востока. Мусульманское право. Государство и право Византии. Ключевые понятия темы. Аллод. Монархия Меровингов. Монархия Каролингов. Феодальная иерархия. Реформы Людовика IX. Реформы Ришелье. «Священная Римская империя германской нации» и закрепление политической децентрализации. Золотая Булла 1356 г. Нормандское завоевание Англии 1066 г. Возникновение и развитие английского парламента. Особенности английского абсолютизма. Шариат. Цезарепапизм. Инквизиция. Уметь: анализировать государственные и общественные процессы в средние века в изучаемый период; назвать особенности государственного устройства западноевропейских стран; ориентироваться в содержании источников права и анализировать применение их норм. Владеть: юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности (Салическая правда, кутюмы, рецепция римского права, Каролина 1532 г., статуты и судебные прецеденты).
    II СЕМЕСТР  
4. История государства и права нового времени (XVII–XIX вв.) ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК- 11, ОК-12, ОК-13, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-12, ПК- 15, ПК-17, ПК-18, ПК- Знать: Созревание социально-экономических, политических и идеологических предпосылок буржуазных революций. Буржуазные революции и возникновение буржуазного государства и права. Разнообразие путей становления власти и правовых систем в различных странах. Основные этапы развития буржуазного государства. Формирование и эволюция политических систем. Политические партии. Развитие конституционализма и смена форм государства. Становление конституционной монархии в Англии. Основные этапы Великой Французской революции. Государственный переворот Наполеона Бонапарта. Изменения в государственном строе Франции в XIX веке. III Республика. Падение «Священной Римской империи германской нации». Борьба за объединение Германии. Германская империя. Конституция 1871 г. Возникновение государства в Северной Америке. Декларация независимости 1776 года. Конституция США 1787 года и ее основные принципы. Государства Азии. Революция Мэйдзи 1868 г. в Японии. Превращение Китая в полуколонию. Ключевые понятия темы. «Долгий парламент». Индепендентская республика. Протекторат Кромвеля и «Орудие управления». Реставрация Стюартов. Бредская декларация. «Habeas Corpus Amendment Act» 1679 г. Билль о правах 1689 г. Акт о престолонаследии 1701 г. «Вестминстерская модель» парламентаризма. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Жирондисты. Якобинцы. Реставрация Бурбонов. Кайзер. Канцлер. Бундесрат. Рейхстаг. Декларация независимости 1776 года. Конституция США 1787 года и ее основные принципы: разделение властей, федерализм. Статус Конгресса, Президента, Верховного суда. Конституционный надзор. Билль о правах 1791 года. Гражданская война 1861–1864 гг. Уметь: анализировать процессы общественного, политического и правового характера, связанные с эволюционными и революционными событиями XVII–XIX вв. Владеть: юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности. Знать: государственные и общественные процессы в странах Запада в XVII–XIX вв., формирование двух систем права: романо-германской и англо-саксонской. Ключевые понятия. «Habeas Corpus Amendment Act», Билль о правах 1689 г., Акт об устроении 1701 г., чартизм, тори, виги, лейбористы. Кайзер. Канцлер. Бундесрат. Рейхстаг. Конгресс, Президент, Верховный суд. «Реконструкция Юга». Революция Мэйдзи. Доктрина прецедента. Слияние «общего права» и «права справедливости. Право федеральное и право штатов. Уметь: анализировать изменения в правовых системах стран Запада и Востока в Новое время. Владеть: юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками анализа различных правовых явлений (ФГК 1804 г., ФУК 1810 г., Конституция США 1787 г., ГГУ 1900 г.).
5. История государства и права новейшего времени (1918 – начало XXI вв.) ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК- 11, ОК-12, ОК-13, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-12, ПК- 15, ПК-17, ПК-18, ПК- Знать: Основные этапы развития государства в новейшей истории. Влияние социалистической революции в России на демократические преобразования в государствах Европы, Азии, Африки, Америки. Изменение функций буржуазного государства, развитие регулирующей роли государства в сфере экономики и социальных отношений. Структурные изменения в государственном аппарате. Развитие парламентской демократии и политического плюрализма в демократических государствах. Мировые войны, революции, экономические кризисы и их влияние на развитие государственных и правовых институтов. Фашистские и авторитарные режимы. Падение авторитарных режимов. Крах колониальных империй. Углубление социально-экономических и государственно-правовых преобразований. Крах колониальных систем и образование независимых государств. Усиление региональной экономической и государственно-правовой интеграции. Эволюция двухпартийной системы в Великобритании. Распад Британской колониальной империи и образование Содружества наций. Крах Третьей республики в ходе Второй мировой войны. Падение Четвертой республики и установление парламентско-президентской Пятой республики во Франции. Конституция 1958 г. и ее последующие изменения. Веймарская республика. Механизм фашистской диктатуры. Образование ГДР и ФРГ. Конституция ФРГ 1949 г. Мировой экономический кризис 1929–1933 гг. и «новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Усиление регулирующей роли государства в сфере социальных отношений. Установление монархо-милитаристского профашистского режима в Японии. Конституция Японии 1947 г. Новые явления в развитии права. Сближение англосаксонской и континентальной систем (семей) права. Изменения в источниках права, «гармонизация» законодательства. Изменения в системах, появление новых и комплексных отраслей права. Усиление воздействия международного права на национальное (внутреннее) право. Новые источники и принципы международного права и их общечеловеческое значение: Всеобщая декларация прав человека 1948 г. и международные пакты о правах человека 1966 г., Хельсинские соглашения 1975 г. Международное право и решение глобальных проблем человечества. Роль международного права и национального законодательства в развитии интеграционных процессов. ЕС и «европейское право». Ключевые понятия темы. III Республика, IV Республика, V Республика. Веймарская республика. Закон Вагнера. «Новый федерализм» Р. Рейгана. «Маккартизм». Уметь: анализировать государственно-правовые процессы, произошедшие в новейшее время в странах Запада и Востока. Владеть: юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.

 


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»

на 1 и 2 семестры

 

 

Рабочую программу осуществляют: Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 7 Учебных часов: лекций (в т.ч. в интерактивных формах) 48
Лекции: доцент кафедры Теории и истории государства и права, к.и.н., доц. Косых Е.С. семинарских (в т.ч. в интерактивных формах) 78
   
   
  консультаций 2
Практические занятия: к.и.н., доц. Косых Е.С. зачет 1
  экзамен 2
  самостоятельная работа студентов 87  
   

№ п/п   Тема и содержание Форма изучения материалов (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа) Кол-во часов аудитор. работы Интерактивные методы обучения Межпредметные связи Иннова-ционые методы в обучении Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам Задания по самостоятельной работе студентов с указанием литературы, номеров задач Коли-чество часов само-стоятель-ной работы Форма контроля самостоя-тельной работы студентов (коллокви-умы, контр. работы, комп. тесты)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1 Предмет истории государства и права зарубежных стран. Возникновение государства и права Лекция   Вводная информационная лекция, обсуждение тематики практических, творческих занятий, эссе и т.д. Конституционное право   Основная литература предназначена для всех тем. 1. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. М.: Юриспруденция, 2007. 2. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 3. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т. / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. / Сост. О.Л. Лысенко, Е.Н. Трикоз. – М.: Норма, 2004. 4. История государства и права: учебно-метод. пособие для студентов 1-го курса по спец-ти «030501 – Юриспруденция» / Составители Е.С.Косых, М.Д.Тикеев. – Уфа: БашГУ, 2011.     Проверка конспектов
2 Особенности возникновения и развития государств Древнего Востока. Правовые культуры стран Древнего Востока Лекция, семинар 4, 8 Проблемная лекция   Корпоративное обучение Дополнительная литература. 1. Васильев Л.С. История религий Востока. М.,2004. 2. Бонгард-ЛевинГ.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. – М., 1985. 3. Васильев Л.С. История Древнего Востока: В 2 т. – М., 1993. 4. Емельянов В.В. Древний Шумер. – СПб., 2001. 5. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ, первые шаги рабовладельческой цивилизации: В 2 ч. Ч. 1. Месопотамия. – М., 1988. 6. Оппенхейм Л. Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации. – М., 1990. 7. Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т. 1. Античный мир и восточные цивилизации / Отв. ред. Л.Р. Сюкияйнен. – М.,1999. Обсуждение рефератов, ответы на вопросы. Подр. см. в 11 разделе данного УМК.   Тест, решение задач, участие в учебных судебных процессах (moot-court)
3 Государства Древней Греции лекция 2, 2 Проблемная лекция с элементами дискуссии; на практических занятиях работа в малых группах   Мозговой штурм Дополнительная литература. 1. Аннерс Э. История европейского права. М., 1994. 2. История Древней Греции. М., 1972. 3. Плутарх. Избранные жизнеописания: в 2 т. М., 1987. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988. Работа с источниками, ответы на вопросы, составление таблицы.   Проверка таблицы, тест, решение задач
4 Государство Древнего Рима. Римское право Лекция, семинар 2, 4 Обсуждение конкретной ситуации, ролевые игры.     Дополнительная литература. 1. История Древнего Рима. М., 1982. 2. Ковалев С. И. История Рима. Л., 1986. 3. Косарев А.И. Римское право. М., 1986 4. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.,1984. 5. Уколова В.И. Поздний Рим: пять портретов. М., 1992.   Заслушивание докладов, ответы на вопросы. Подр.см. в 11 разделе данного УМК.   Тест, решение задач, участие в учебных судебных процессах (moot-court). Рубежный контроль
5 Становление феодализма и возникновение феодального государства. Раннефеодальное государство франков Лекция, семинар 2, 6 Работа в малых группах, технические демонстрации, обсуждение проектов     Основная литература. 1. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. М.: Юриспруденция, 2007. 2. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 3. История государства и права: учебно-метод. пособие для студентов 1-го курса по спец-ти «030501 - Юриспруденция» / Составители Е.С.Косых, М.Д.Тикеев. – Уфа: БашГУ, 2011. 4. Графский В.Г. Всеобщая история государства и права. М.: Норма, 2003. Презентации, ответы на вопросы. Подр.см. в 11 разделе данного УМК.   Просмотр и обсуждение презентаций, решение задач, участие в учебных судебных процессах (moot-court).
6 Государство феодальной Франции Лекция   Проблемная лекция с элементами дискуссии, составление и решение задач Административное право   Дополнительная литература. 1. Корсунский А.Р. Образование раннефеодального государства в Западной Европе. М., 1963. 2. Кросс Р. Прецедент в английском праве. М., 1985. 3. Уолкер Р. Английская судебная система. М.,1985. Заслушивание докладов, ответы на вопросы. Подр.см. в 11 разделе данного УМК.   Проверка конспектов
7 Государство и право феодальной Англии Лекция, семинар 2, 4 Проблемная лекция, составление и решение задач Административное право Корпора-тивное изучение, деловая игра Дополнительная литература. 1. Кросс Р. Прецедент в английском праве. М., 1985. 2. Уолкер Р. Английская судебная система. М.,1985 Ответы на вопросы, составление таблицы. Подр.см. в 11 разделе данного УМК.   Проверка конспектов, участие в учебных судебных процессах (moot-court).
8 Государство и право феодальной Германии Лекция, семинар 2, 6 Проблемный семинар, дискуссии Права человека,Административное право   Дополнительная литература. 1. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: В 2 т. / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. – М.: Юристъ, 2002. 2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т. / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. / Сост. О.Л. Лысенко, Е.Н. Трикоз. – М.: Норма, 2004 Заслушиваниедокладов, ответы на вопросы. Подр.см. в 11 разделе данного УМК.   Решение задач, участие в учебных судебных процессах (moot-court). Рубежный контроль
9 Феодальное право средневековой Европы Лекция   Лекция-презентация Международное право   Дополнительная литература. 1. Аннерс Э. История европейского права. М., 1994. 2. Всеобщая история государства и права / Под ред. З.М. Черниловского. М., 1995. Обсуждение рефератов, ответы на вопросы. Подр.см. в 11 разделе данного УМК.   Проверка конспектов
10 Арабский халифат. Мусульманское право Лекция   Проблемная лекция, общая тематическая дискусси я Международное право   Дополнительная литература. 1.Васильев Л.С. История Востока. М., 2003. 2. Коновалова И.Г. Средневековый Востока. М., 2007.   Заслушивание докладов, ответы на вопросы. Подр.см. в 11 разделе данного УМК.   Проверка конспектов
11 Византия. Османская империя Лекция   Проблемная лекция, презентация Права человека Мозговой штурм Дополнительная литература 1. Иванов Н.А. Османское завоевание арабских стран. 1516-1574. М., 2001. 2. История Османского государства, общества и цивилизации: в 2 т. М., 2006. Подр. см. в 11 разделе данного УМК. Составление опорного конспекта.   Проверка конспектов
12 Католическая церковь в средние века. Каноническое право Семинар   Проблемный семинар, дискуссия Конституционное право   Дополнительная литература: 1. История средних веков: Хрестоматия: В 2 ч. Ч.1 / Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. – М., 1988. 2. Гергей Е. История папства. М., 1996. 3. Григулевич И.Р. История инквизиции. М., 1970. 4. История Европы. Т.4. М., 1994. 5. История инквизиции. Средневековые процессы о ведьмах. М.,2001. Заслушивание докладов, ответы на вопросы. Подр.см. в 11 разделе данного УМК.   Проверка конспектов
13 Городское право в средние века Семинар   Проблемный семинар, дискуссия Конституционное право   Дополнительная литература: 1. Средневековое городское право XII–XIII вв. Сб. текстов / Под ред. С.М. Стама. Саратов, 1989. 2. История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителя. В 2 ч. Ч. 1. /Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. М., 1988. 3. Бортник Н.А. Средневековые города-государства Западной Европы // Вопросы истории. 1975. № 12. С. 68-79. Заслушивание докладов, ответы на вопросы. Подр.см. в 11 разделе данного УМК.   Проверка конспектов
14 Основные тенденции развития государства и права в новое и новейшее время Лекция   Проблемная лекция Конституционное право   Дополнительная литература: 1. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. 2. Фридман Л. Введение в американское право. М., 1993. 3. Рождение французской буржуазной политико-правовой системы. Л., 1990.   Заслушивание докладов, ответы на вопросы. Подр.см. в 11 разделе данного УМК.   Проверка конспектов
15 Становление английского буржуазного государства в XVII – начале ХХ вв. Конституционные акты Англии XVII–XVIII вв. Лекция, семинар 2, 4 Лекция-презентация, проблемный семинар, технические демонстрации Конституционное право   Дополнительная литература. 1. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. 2. Дмитриевская Н.П. Законодательство английской революции 1640–1660 гг. М., Л., 1986. 3. Лавровский В.М., Барг М.А. Английская революция XVII в. М., 1978. 4. Айзенштат М.П. Шаги на пути к демократии: Английский парламент XVII–XX вв. Парламент и правительство // Британия и Россия. М., 1999. 5. Павлова Т.А. Кромвель. М., 1980. 6. Перегудов С.П. Разделение властей по-британски // Британия и Россия. М., 1999. 7. Элмер Дж. Английская революция середины XVII в.: современная практика // Вопросы истории. 1998. № 6 Реферирование по теме, подготовка презентаций, ответы на вопросы. Подр.см. в 11 разделе данного УМК.   Проверка конспектов, работа на семинаре
16 Становление независимого государства в США. Конституция США 1787 г. Лекция, семинар 2, 4 Проблемная лекция, презентация, проблемный семинар Конституционное право   Дополнительная литература. 1. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. 2. Фридман Л. Введение в американское право. М., 1993. 3. История США. Хрестоматия / Сост. Э.А. Иванян. М., 2004. 4. Иванян Э.А. История США. М., 2004. 5. Саломатин А.Ю. История государства и права в США, конец XVIII – XIX вв. (от войны за независимость до завоевания экономического лидерства): Учебное пособие / Под ред. А.В. Малько. М., 2006. Заслушивание докладов, ответы на вопросы. Подр. см. в 11 разделе данного УМК.   Тест, решение задач, участие в учебных судебных процессах (moot-court)
17 Образование и развитие буржуазного государства во Франции. Конституционное законодательство Великой Французской революции XVIII в. Лекция, семинар 4, 4 Проблемная лекция-презентация, деловая игра Права человека   Дополнительная литература. 1. Манфред А.З. Великая Французская буржуазная революция ХVIII в. М., 1956. 2. История Европы: в 8 т. Т.4. М., 199
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...