Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации (материалы) для преподавателя




Историко-правовые науки, такие как история государства и права, являются фундаментальными юридическими дисциплинами, т.к. все специальные юридические науки опираются на ту основу, которую дают история и теория государства и права. В современных условиях преподавание дисциплины «История отечественного государства и права» не может осуществляться с позиции какого-то одного подхода, концепции и т.п. Актуальным на сегодняшний день является многоконцептуальный подход, учитывающий различные методологические школы, направления и предполагающий выделение дискуссионных вопросов и указание основных точек зрения по той или иной проблеме.

Изучение студентами дневного отделения дисциплины «История государства и права зарубежных стран» предусматривает лекции, семинары, консультации и т.п.

Лекция несет в себе информационную, мотивационную (развитие интереса к науке, познавательных потребностей, убеждения в теоретической и практической значимости изучаемого), организационно-ориентационную, профессионально-воспитательную, методическую, оценочную, развивающую и воспитательную функции.

Конспекты лекций значительно облегчают подготовку к практическим занятиям, а в дальнейшем – к зачету и экзамену. В полной мере это достигается лишь в том случае, если конспектирование лекций ведется кратко, своими словами. Для того, чтобы сочетать глубокое понимание излагаемого вопроса с логическим его пониманием, надо иметь перед глазами содержание последней фразы записей, внимательно слушать лектора. Обрабатывать лекцию во время самостоятельной подготовки лучше не позже второго-третьего дня ее прочтения. Для этого необходимо прочитать свои записи, учебник и другую литературу. По мере усвоения порции учебной информации необходимо вносить в конспект дополнения, уточнения и т.д. Разбить учебный материал на смысловые операции, дать им легко запоминающиеся заглавия, выделяя, подчеркнуть главные мысли.

Основой вузовского образования является самостоятельная работа студента по изучению курса с учетом рекомендаций преподавателя. Уровень и результаты самостоятельной работы проверяются на практических занятиях, в индивидуальных беседах и в последующем на зачете и экзамене.

Подготовка к практическим занятиям включает в себя и подготовку материалов, их группировку и систематизацию. Необходимо оформить в тетради краткие тезисы или развернутый план по вопросам рассматриваемой темы. В ходе занятия нужно уметь обосновать его, а в процессе коллективного обсуждения внести поправки и дополнения. Характерная черта семинарских занятий по историко-правовым наукам – изучение непосредственно памятников права, т.е. законодательства, ушедшего в прошлое. Семинарские занятия преследуют несколько целей:

1) они должны дать студенту углубленное знание предмета, причем по первоисточнику, каковым для каждого юриста выступает закон;

2) семинары дают не просто историко-правовые знания, но и профессиональные. Студент учится обращению с законом, его практическому применению;

3) будущий юрист должен уметь дискутировать, следовательно, нужно научиться доказательно излагать свои мысли, внимательно подходить к доводам научного противника.

Если у студента остается какое-то непонимание материала, необходимо обязательно прийти на консультацию к преподавателю.

Большое значение в работе студента имеет конспект. В тетради для семинарских занятий целесообразно отделять широкие поля. На основной части страницы делаются выписки из литературы, в том числе и учебной, создается схема будущего ответа на тот или иной вопрос. Она может быть более подробной или менее – все зависит от того, какую степень конкретности требует вопрос. Затем студент берется за закон и его статьями подкрепляет или опровергает мысли авторов прочитанных книг. Сам закон конспектировать не следует, нужно давать лишь ссылки на те или иные его статьи.

При ответе на семинаре студент должен излагать какой-либо тезис, почерпнутый из литературы или сформулированный самостоятельно и подтверждать или опровергать его статьей закона.

В период подготовки к практическим занятиям студентам представляется возможность права выбора темы реферата с последующим аргументированным выступлением в ходе занятия.

Основная цель выполнения реферата – это привитие навыков самостоятельной работы с литературой, проведение определенного анализа проблемы. В ряде случаев реферат может называться «эссе», и тогда он ближе к сочинению – в нем желательно отразить свое личное отношение к изучаемому вопросу.

Для реферата важно, чтобы в него попали наиболее представительные труды ученых, поэтому в начале работы надо не просто подобрать как можно больше литературы, но и критически выделить в ней наиболее значимые труды.

Во введении обозначается актуальность работы, под которой понимается значение того, о чем написано в реферате, для науки, человечества, для нас лично. Заключение реферата выполняется в виде выводов, в которых не должно быть ничего сверх того, что есть в основном тексте.

В реферате обязательно должен быть список литературы. Даже если вы подготовили реферат с помощью Интернета, это не меняет дела. Публикации в www – это те же первоисточники, но в отличие от обычных книг и статей при указании URL – адресов в списках литературы желательно указывать и дату, когда вы получили данный ресурс. Это связано с тем, что информация в Интернете быстро устаревает и часто меняется. При сборе информации в Интернете могут попадаться Web – страницы, на которых уже имеются списки литературы по нужной теме. Эту литературу тоже нужно указать в своем реферате в «Списке рекомендованной литературы». Объем реферата – 10-15 листов.

Также используется система контроля на основе разработанных тестов. Примерные варианты тестов по курсу История отечественного государства и права приводятся в данном учебно-методическом комплексе, и их рекомендуется использовать в ходе проведения семинаров. Тестовые задания позволяют:

- выяснить знания основных событий, фактов, имен, дат;

- определить, насколько студенты владеют элементами историко-правового анализа, могут установить причинно-следственные связи;

- проверить, насколько самостоятельно студенты могут объяснить сущность, причину, последствия тех или иных явлений и событий.

В период учебного семестра со студентами проводятся индивидуальные и коллективные консультации по данной дисциплине, как обязательные (в период подготовки к зачетам и экзаменам) так и дополнительные по просьбе студентов. Форма проведения зачета и экзамена по данной дисциплине определяется преподавателем на основе указаний кафедры в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Приведенные вопросы для подготовки к зачету и экзамену могут в определенной степени измениться и дополниться, что обусловлено постоянным процессом развития общественно-политической мысли нашего общества.

9.Методические указания для студентов

В соответствии с задачами подготовки студентов-юристов в курсе «История государства и права зарубежных стран» раскрываются основные проблемы всеобщей истории государств мира с древнейших времен до наших дней.

Курс «История государства и права зарубежных стран» реализуется в процессе чтения лекций, проведения семинаров, организации самостоятельной работы студентов, групповых, индивидуальных консультаций, собеседований в связи с подготовкой к экзамену, написанием курсовых и дипломных работ, докладов для научно-методических студенческих конференций.

В курсе отражены результаты современных научных исследований по основным проблемам всеобщей истории государства и права. Рассмотрение программного материала предваряется определением основной направленности, значения и актуальности. К основным принципам изучения прошлого студенты должны подходить с точки зрения многоперспективного подхода, позволяющего увидеть историю в многообразии аспектов, проблем, субъективных опытов и оценок. Аксиологический принцип подбора исторических фактов в учебном занятии актуализирует важные духовно-нравственные вопросы.

В курсе раскрываются:

· процесс формирования государственности в странах Востока и Запада;

· особенности общественного строя западного и восточного обществ;

· основные этапы эволюции феодальной монархии;

· формирование основ европейского права;

· процесс модернизации западного общества в ХХ веке;

· цивилизационный раскол европейского общества и формирование основных систем государственно-монополистического капитализма и альтернативных тоталитарных общественных систем;

· трансформация социальной структуры западного общества;

· основные изменения в праве в ХХ – начале XXI вв.

Курс «История государства и права зарубежных стран» нацеливает на выработку у студентов историко-правового мышления, на воспитание гражданской позиции в духе патриотизма и уважения к истории разных народов.

Учебная работа в рамках данного курса предусматривает практические занятия с использованием как традиционных учебно-методических пособий, так и мультимедийных средств обучения. Значительное место отводится самостоятельной работе студентов: подготовке рефератов, составлению обобщающих таблиц, написанию эссе. Темы рефератов студенты выбирают самостоятельно.

Акцент сделан не только на информационную, но и организационно-деятельностную сторону подготовки и проведения семинарских занятий по истории государства и права зарубежных стран, что соответствует целям современного юридического образования. Вопросы и задания относятся к разным типам и предполагают работу в разных формах (фронтальная, индивидуальная, групповая) и на разных уровнях (анализ – интерпретация).

Интерес для студентов представляет раздел рабочей программы, где подобраны Интернет-ресурсы по истории государства и права зарубежных стран.


9.1 Лекционный курс

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...