Тематика семинарских занятий с методическими рекомендациями
Тема 1. ПРАВОВЫЕ ПАМЯТНИКИ СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (СУДЕБНИК ЦАРЯ ХАММУРАПИ И ЗАКОНЫ МАНУ) 1. Общественный и государственный строй стран Древнего Египта, Древнего Вавилона, Древней Индии, Древнего Китая. Дискуссия об «азиатском» способе производства. 2. Источники права стран Древнего Востока. Общая характеристика Судебника царя Хаммурапи и Законов Ману. 3. Социальная структура и правовое положение основных групп населения Древнего Вавилона и Древней Индии. Особенности варно-кастового деления общества. 4. Собственность и обязательства по Судебнику Хаммурапи и Законам Ману. 5. Брак и семья в Древнем Вавилоне и Древней Индии. 6. Преступления и наказания по Судебнику Хаммурапи и Законам Ману. 7. Суд и процесс. Темы докладов 1. Роль жрецов в Древнем Египте. 2. Армия и суд в Древнем Египте. 3. Традиционное право Китая: конфуцианство и легизм. 4. Роль обычаев в формировании права.
Источники 1. Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т.1. Античный мир и восточные цивилизации / Отв. ред. Л.Р. Сюкияйнен. М.,1999. 2. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: В 2 т. / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М.: Юристъ, 2002. 3. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т. / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. / Сост. О.Л. Лысенко, Е.Н. Трикоз. М.: Норма, 2004. 4. Хрестоматия по истории Древнего Востока. Ч. 1. М., 1980. С. 152-184. Ч. 2. С. 75-110.
Литература 1. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985. 2. Васильев Л.С. История Древнего Востока. М., 1993. 3. Государство и социальная структура на Древнем Востоке: Сб. статей. М., 1989. 4. Гусева Н.Е. Индуизм. История формирования, культовая практика. М., 1977. 5. Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии. М., 1982.
6. Емельянов В.В. Древний Шумер. СПб., 2001. 7. История государства и права зарубежных стран / Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. Ч.1. М., 1996. 8. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ, первые шаги рабовладельческой цивилизации. Ч. 1. Месопотамия. М., 1988. 9. Клочков И.С. Древняя культура Вавилона (человек, судьба, время). М., 1983. 10. Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность. М., 1982. 11. Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Курс лекций. Вып. I. Право Древней Индии. М., 1992. 12. Крашенинникова Н.А. История права Востока. М., 1994. 13. Кузнецов А.А. Эволюция индийской касты. М., 1983. 14. Самозванцев А.М. Правовой текст дхармашастры. М., 1991. 15. Самозванцев А.М. Теория собственности в Древней Индии. М.,1978. 16. Маркс К. Британское владычество в Индии // Соч. Т. 9. С. 130-136. 17. Оппенхейм Л. Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации. М., 1990. 18. Якобсон В.А. Возникновение писаного права в Древней Месопотамии // Вестник древней истории. 1984. № 4.
Методические рекомендации 1 вопрос. Первые государства возникли на Древнем Востоке, в долинах великих рек в IV–I тыс. до н.э., сначала на Ближнем Востоке, в Северной Африке, затем в северной Индии, Китае, Юго-Восточной Азии. Эти государства возникали и развивались примерно по одному пути, отсюда сходство их государственной организации. Древневосточная государственность в своем развитии прошла несколько этапов: 1) этап номовых государств – административно-хозяйственных объединений общин, только начинавших терять свой родовой характер; 2) этап государственной централизации. Государства укрупняются, в них формируется административный аппарат, суд, складывается устойчивая монархическая система; 3) этап государства-империи. Государство принимает форму восточной деспотии. Привязанность к великим рекам сделала особенно важной организационно-хозяйственную функцию государства, в том числе организацию ирригационных работ. В результате в основном утверждается государственная собственность на землю, а население было поставлено в зависимое положение по отношению к государству. Государство стремилось сохранить общинный уклад жизни, что обусловило замедленное формирование индивидуализма и экономической самостоятельности людей. Все население находилось в зависимости от государства и лично от царя-деспота.
2 вопрос. В Судебнике Хаммурапи (СХ) и Законах Ману (ЗМ) воплотились наиболее существенные элементы древневосточного права: казуистичность норм, формализм, связь с религией, моралью и ритуалом, с символической процедурой. СХ представляет собой запись норм обычного права, судебной практики и царских узаконений; ЗМ – дхармашастра, традиционное литературное произведение, написанное жрецами-брахманами. 3 вопрос. СХ и ЗМ отразили сложность и своеобразие социальной структуры древневосточных обществ. Они исходят из того, что люди не одинаковы по своим юридическим возможностям, по своим правам и обязанностям по отношению к государству и друг к другу. При ответе на этот вопрос в СХ необходимо проанализировать правовое положение различных групп как свободного - авилумов и мушкенумов, так и зависимого населения. Студенты должны рассмотреть правовой статус купцов (тамкаров), их агентов (шамаллум), арендаторов, наемных работников, жрецов, воинов и др. (40, 49, 51, 66, 88, 96, 100-107). Особое внимание следует уделить характеристике правового статуса рабов, подчеркнуть их частичную правоспособность (15-18, 129 СХ). В одних случаях раб приравнивался к членам семьи, в других выступал как вещь, которую можно продать, заложить и т.д. Специфика древнеиндийского общества связана с его делением на четыре варны: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Студент должен четко понимать различия между классом, варной и кастой. Анализируя ЗМ, студент может составить полное представление об их положении. Необходимо обратить внимание на статус рабов (415, 416 гл. XIII ЗМ) и вневарновое положение каст «неприкасаемых» (чандалов, швапачей и др.) (129 гл.Х). Отношения с ними четко регламентировались многочисленными ограничениями.
4 вопрос. Основным объектом права собственности в странах Древнего Востока выступала земля – основное средство производства. При ответе на этот вопрос необходимо выявить характерные особенности экономического строя Древнего Вавилона и Древней Индии. В Двуречье ведущим оставалось общинное землевладение, с которым было тесно связано царско-храмовое хозяйство (9, 25, 39, 53, 60, 65 СХ). Специфический характер имело землевладение воинов (26, 27, 29). В Древней Индии было не известно понятие частной собственности на землю. Земля признавалась государственной собственностью, чему способствовала сакрализация царской власти. Эта власть реализовалась в виде получения ренты-налога («бали) (118, 128, 129, 133 гл.VII ЗМ). Общинная собственность метилась специальными пограничными знаками, в случае неопределенности которых царь сам определял границы земель (245, 262, 263 гл.VIII ЗМ). ЗМ различают право собственности и право пользования вещью. Существует срок давности в 10 лет. Право владения свободного общинника, как в Вавилоне, так и в Индии, были широкими, близкими к правам собственника. Обязательственные отношения представлены различными видами договоров: займа, мены, купли-продажи, хранения, товарищества, поручения, найма, аренды и др. Студенты должны проанализировать соответствующие статьи СХ и ЗМ и сделать вывод об их условиях, гарантиях выполнения. Необходимо обратить внимание на саму природу договора, условия действительности, условия обеспечения договора (залог, самозаклад и др.). Студент должен показать регулирующую роль государства в обязательственных отношениях, проявлявшуюся в твердой фиксации ставок вознаграждения за труд врача, оплаты найма ремесленника, скота, установление твердый процентных ставок ростовщикам. На этих примерах студент должен обосновать степень развития товарно-денежных отношений в древневавилонском и древнеиндийском обществах. 5 вопрос. При ответе на этот вопрос требуется указать отличительные черты института брака и развода, норм, регулирующих отношения между членами семьи – их патриархальный и сословно-варновый характер. Необходимо выделить нормы СХ о разводе (136-144), институте приданого (176-184), условия недействительности браков (154, 155, 157, 158), нормы о смешанных браках (171, 175-176).
В ЗМ брачно-семейным и наследственным отношениям посвящено много статей (гл.III и IX). Межварновые браки порицались, строго запрещались браки с женщинами высших варн («пратилома»), но допускались браки, когда муж принадлежал к более высокой варне, чем жена («анулома»). В этих нормах ЗМ ярко проявилась связь права и религии. Брак признавался священным и нерасторжимым для женщин. Были запрещены вторичные браки вдов (151, 154 гл.V). Муж мог оставить жену или привести в дом другую СХ знали наследование, как по закону, так и по завещанию (170-177). В ЗМ известно только наследование по закону. 6 вопрос. Во времена СХ и ЗМ общее понятие преступления лишь начало складываться. Оно трактовалось как общественно опасное деяние, направленное против государства, царя (275, 280, 289 гл.IX ЗМ), храмов, личности, собственности, семьи. В конкретных нормах о правонарушениях нашли некоторые общие принципы уголовного права: форма вины (206, 207 СХ), соучастие (16, 109 СХ), обстоятельства, отягчающие наказания (25 СХ) и др. Студенту необходимо выявить характер наказаний, их зависимость от сословной принадлежности преступника и потерпевшего, пола, возраста, степени сознательности, тяжести преступления. Отдельные виды преступлений студент должен найти и проанализировать самостоятельно. 7 вопрос. Судебный процесс в СХ носил обвинительный характер. Четких отличий между гражданским и уголовным судопроизводством не было (9, 10 СХ). Добывать доказательства должны были обвинитель, обвиняемый, а в некоторых случаях община, на территории которой было совершено преступление (26 СХ). К доказательствам относились: свидетельские показания, документы с печатью, ордалии. Судья нес ответственность за изменение вынесенного решения, вплоть до потери судейского места (5 СХ). Смертная казнь и членовредительские наказания приводились в исполнение немедленно. В ЗМ суд вершил царь вместе с брахманами, а также существовал общинный суд. Царь должен был быть справедливым, добродетельным, иначе нес наказание (40 гл.VIII ЗМ). ЗМ не исключают и самосуд (50 гл.VIII ЗМ). Доказательствами служат собственное признание вины, свидетельские показания, клятвы, ордалии (61-73, 114, 115 гл.VIII ЗМ). ЗМ признавали в качестве показаний и те, которые добыты обманным путем. Тяжким преступлением и в СХ и в ЗМ считалось лжесвидетельство.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|