5. Аспекты изучения звуков речи.
5. Аспекты изучения звуков речи. Артикуляционный аспект: рассмотрение звуков с точки зрения того, как они образованы. Изучение собственной работы органов речевого аппарата при образовании того или иного звука Акустический аспект: Рассмотрение звуков с точки зрения того, какие звуки получились в результате работы органов речи. Какой звук по соотношению голос/шум, по частоте, по силе, длительности, спектру звука, тембру. Функциональный аспект: Предполагает рассмотрение того, каким образом соотносятся все перечисленные свойства звука с их основной функцией в языке. 6. Строение артикуляционного аппарата и функции его частей. Звуки речи образуются в результате определенной работы речевого аппарата. Речевой аппарат – совокупность органов человека, необходимых для производства речи. Нижний этаж РА состоит из дыхательных органов: · легкие · бронхи · трахея · даифрагма Образуется воздушная струя, которая участвует в образовании колебаний, создающих звук и передает эти колебания во внешнюю среду. Средний этаж РА: · гортань Состоит из хрящей, между которыми натянуты две мускулистые пленки (голосовые связки). Колебания воздушных связок создают тон. Сдвинутость голосовых связок – первое препятствие, которое встречает на своем пути воздушная струя. Верхний этаж РА: В ротовой полости воздушная струя либо проходит свободно (при этом образуются гласные: они состоят из чистого тона), либо встречает препятствия и с шумом преодолевает их (согласныее). Препятствия в ротовой полости – это сближение губ друг с другом, нижней губы с зубами, языка с зубами или небом. · органы, находящиеся над гортанью: гортань – глотка – носоглотка, ротовая
· передняя(костная) часть – небо · Задняя(мускульная) часть – мягкое небо · увула – маленький язычок · Мягкое небо + увула = небная занавеска. Если опущена – воздух идет через нос – носовые звуки. Если приподнята – воздух идет через рот – ротовые звуки. · альвеолы · надгортанник 7. Активные и пассивные органы речи и их функции в образовании звуков. Органы ротовой полости, играющие активную роль: · язык · губы · небная занавеска Органы ротовой полости, играющие пассивную роль (неподвижны при образовании данного звука и являются тем местом, где активные органы создают «щель»): · зубы · твердое небо · губы · небная занавеска [П] – нижняя губа активна, а верхняя пассивна [У] – и верхняя, и нижняя губа активны [А] – обе губы пассивны 8. Фазы звуков речи и их взаимодействие у соседствующих звуков. 1) Экскурсия – приступ – речевые органы готовятся к созданию звука 2) Экспозиция – выдержка – органы занимают положение, при котором создается звук 3) Рекурсия – отступ – органы возвращаются в исходное положение У соседствующих звуков происходит наложение процесса экскурсии на процесс рекурсии. Таким образом, мы произносим не изолированные звуки, а звуковые сочетания. Ассимиляция, аккомодация, диссимиляция, лабилизация 9. Артикуляционные и акустические отличия гласных и согласных звуков. В ротовой полости воздушная струя либо проходит свободно (при этом образуются гласные: они состоят из чистого тона), либо встречает препятствия и с шумом преодолевает их (согласные). При образовании гласных голосовые связки дрожат, но воздушная струя проходит через рот свободно. Гласные – чистотоновые звуки, согласные – шумные звуки. Артикуляционные различия: · наличие преграды Согласные – возникновение смычки органов, образование шума Гласные – преград нет, способ свободного прохода
· сила воздушной струи Согласные – ртосмыкатели Гласные – рторазмыкатели · напряженность артикуляционных органов Согласные – концентрированная напряженность, фокус артикуляции Гласные – развитая напряженность Акустические различия: · гласные – неконсонантные – обладают значительно большей силой. А слышно с 20 шагов, х – только с пяти. · Гласные – голос, тон голоса · Сонорные согласные – голос +шум · Шумные согласные = звонкие – шум+голос; глухие – шум. 10. Система гласных русского языка. Гласные – тоновые звуки. При их образовании участвует музыкальный тоновый голос. Шум не учитывается. Различие гласных определяется разным укладом органов речи. В СРЯ 6 гласных [а] [о] [э] [у] [ы] [и]. по месту образования Учитывается различие между гласными, которые вызывают движение языка в горизонтальном направлении: Гласные переднего ряда – при артикуляции язык сильно продвинут вперёд [и] [э] Гласные среднего ряда – язык немного отодвинут назад [ы] [а] Гласные заднего ряда [у] [о] по степени подъема языка по вертикали по отношению к небу Гласные верхнего подъема [и] [ы] [y] Гласные среднего подъёма [э] [о] Гласные нижнего подъёма [а] Гласные верхнего подъёма по сравнению со средними будут закрытыми, или узкими, нижними – открытыми или широкими. Средние гласные по сравнению с нижними – закрытые, по сравнению с верхними открытые.
по участию или неучастию губ Наличие или отсутствие лавиализации – вытягивание или округление губ. -лабиализованные [y] [o] -нелабиализованные (все остальные) Деление на 3 ряда и подъем не отражает всего богатства СРЯ. В безударных слогах гл. произносятся с разной степенью редукции – изменение, сокращение гласных звуков в безударном положении. Безударные гласные произносятся менее явственно. Некоторые гласные не различаются.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|