Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Аспекты изучения звуков речи.




5. Аспекты изучения звуков речи.

Артикуляционный аспект:

рассмотрение звуков с точки зрения того, как они образованы. Изучение собственной работы органов речевого аппарата при образовании того или иного звука

Акустический аспект:

Рассмотрение звуков с точки зрения того, какие звуки получились в результате работы органов речи. Какой звук по соотношению голос/шум, по частоте, по силе, длительности, спектру звука, тембру.

Функциональный аспект:

Предполагает рассмотрение того, каким образом соотносятся все перечисленные свойства звука с их основной функцией в языке.

6. Строение артикуляционного аппарата и функции его частей.

Звуки речи образуются в результате определенной работы речевого аппарата.

Речевой аппарат – совокупность органов человека, необходимых для производства речи.

Нижний этаж РА состоит из дыхательных органов:

· легкие

· бронхи

· трахея

· даифрагма

Образуется воздушная струя, которая участвует в образовании колебаний, создающих звук и передает эти колебания во внешнюю среду.

Средний этаж РА:

· гортань

Состоит из хрящей, между которыми натянуты две мускулистые пленки (голосовые связки). Колебания воздушных связок создают тон. Сдвинутость голосовых связок – первое препятствие, которое встречает на своем пути воздушная струя.

Верхний этаж РА:

В ротовой полости воздушная струя либо проходит свободно (при этом образуются гласные: они состоят из чистого тона), либо встречает препятствия и с шумом преодолевает их (согласныее). Препятствия в ротовой полости – это сближение губ друг с другом, нижней губы с зубами, языка с зубами или небом.

· органы, находящиеся над гортанью: гортань – глотка – носоглотка, ротовая

· передняя(костная) часть – небо

· Задняя(мускульная) часть – мягкое небо

· увула – маленький язычок

· Мягкое небо + увула = небная занавеска. Если опущена – воздух идет через нос – носовые звуки. Если приподнята – воздух идет через рот – ротовые звуки.

· альвеолы

· надгортанник

7. Активные и пассивные органы речи и их функции в образовании звуков.

Органы ротовой полости, играющие активную роль:

· язык

· губы

· небная занавеска

Органы ротовой полости, играющие пассивную роль (неподвижны при образовании данного звука и являются тем местом, где активные органы создают «щель»):

· зубы

· твердое небо

· губы

· небная занавеска

[П] – нижняя губа активна, а верхняя пассивна

[У] – и верхняя, и нижняя губа активны

[А] – обе губы пассивны

8. Фазы звуков речи и их взаимодействие у соседствующих звуков.

1) Экскурсия – приступ – речевые органы готовятся к созданию звука

2) Экспозиция – выдержка – органы занимают положение, при котором создается звук

3) Рекурсия – отступ – органы возвращаются в исходное положение

У соседствующих звуков происходит наложение процесса экскурсии на процесс рекурсии. Таким образом, мы произносим не изолированные звуки, а звуковые сочетания.

Ассимиляция, аккомодация, диссимиляция, лабилизация

9. Артикуляционные и акустические отличия гласных и согласных звуков.

В ротовой полости воздушная струя либо проходит свободно (при этом образуются гласные: они состоят из чистого тона), либо встречает препятствия и с шумом преодолевает их (согласные).

При образовании гласных голосовые связки дрожат, но воздушная струя проходит через рот свободно.

Гласные – чистотоновые звуки, согласные – шумные звуки.

Артикуляционные различия:

· наличие преграды

Согласные – возникновение смычки органов, образование шума

Гласные – преград нет, способ свободного прохода

· сила воздушной струи

Согласные – ртосмыкатели

Гласные – рторазмыкатели

· напряженность артикуляционных органов

Согласные – концентрированная напряженность, фокус артикуляции

Гласные – развитая напряженность

Акустические различия:

· гласные – неконсонантные – обладают значительно большей силой. А слышно с 20 шагов, х – только с пяти.

· Гласные – голос, тон голоса

· Сонорные согласные – голос +шум

· Шумные согласные = звонкие – шум+голос; глухие – шум.

10. Система гласных русского языка.

Гласные – тоновые звуки. При их образовании участвует музыкальный тоновый голос. Шум не учитывается. Различие гласных определяется разным укладом органов речи.

В СРЯ 6 гласных [а] [о] [э] [у] [ы] [и].

 по месту образования

Учитывается различие между гласными, которые вызывают движение языка в горизонтальном направлении:

Гласные переднего ряда – при артикуляции язык сильно продвинут вперёд [и] [э]

Гласные среднего ряда – язык немного отодвинут назад [ы] [а]

Гласные заднего ряда [у] [о]

по степени подъема языка по вертикали по отношению к небу

Гласные верхнего подъема [и] [ы] [y]

Гласные среднего подъёма [э] [о]

Гласные нижнего подъёма [а]

Гласные верхнего подъёма по сравнению со средними будут закрытыми, или узкими, нижними – открытыми или широкими. Средние гласные по сравнению с нижними – закрытые, по сравнению с верхними открытые.

 

по участию или неучастию губ

Наличие или отсутствие лавиализации – вытягивание или округление губ.

-лабиализованные [y] [o]

-нелабиализованные (все остальные)

Деление на 3 ряда и подъем не отражает всего богатства СРЯ. В безударных слогах гл. произносятся с разной степенью редукции – изменение, сокращение гласных звуков в безударном положении. Безударные гласные произносятся менее явственно. Некоторые гласные не различаются.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...